Напоминание

Внедрение в образовательный процесс активных и интерактивных форм проведения занятий по физике в целях достижения положительной динамики при формировании когнитивных и профессиональных компетенций обучающихся.


Автор: Кухаренко Елена Александровна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: КГБ ПОУ 16
Населённый пункт: город Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Внедрение в образовательный процесс активных и интерактивных форм проведения занятий по физике в целях достижения положительной динамики при формировании когнитивных и профессиональных компетенций обучающихся.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Внедрение в образовательный процесс активных и интерактивных

форм проведения занятий по физике в целях достижения положительной

динамики при формировании когнитивных, общих и профессиональных

компетенций обучающихся.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) реализация учебного процесса должна предусматривать проведение занятий в интерактивных и активных формах. Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки обучающихся. Теперь для преподавателя недостаточно быть компетентным в области своей специальности и передавать огромною базу знаний в аудитории. Говоря простым языком, обучающиеся легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех обучающихся без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Преподаватель ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия преподавателя и студентов, которые для наглядности представим схемами.
1.
Пассивные методы
2.
Активные методы
3.
Интерактивные методы Каждый из них имеет свои особенности.
Активный метод
– это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники, обучающиеся и преподаватель находятся на равных правах. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия.
Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод
– означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания). Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.
Цель
состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность. Задачами интерактивных форм обучения являются:  пробуждение у обучающихся интереса;  эффективное усвоение учебного материала;  самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);  установление воздействия между обучающимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;  формирование у обучающихся мнения и отношения;  формирование жизненных и профессиональных навыков;  выход на уровень осознанной компетентности студента. Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:  Круглый стол (дискуссия, дебаты)  Мозговой штурм ( брейнсторм, мозговая атака)  Деловые и ролевые игры  Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)  Мастер класс Существуют и другие виды интерактивного обучения (методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и д.р.), которые можно использовать в процессе обучения студентов Принципы работы на интерактивном занятии:  занятие – не лекция, а общая работа.  все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.
 каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.  нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).  все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.
Эффективность интерактивного обучения:
 повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям;  обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей;  изменяет не только опыт и установки участников, но и окружающую действительность, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности.
Структура методических рекомендаций по подготовке к занятиям в

интерактивной форме
Рекомендуется в структуру методических рекомендаций по подготовке студентов к интерактивным занятиям включать следующий алгоритм их проведения: 1. Подготовка занятия 2. Вступление 3. Основная часть 4. Выводы (рефлексия)
Организация учебного процесса и методы обучения.
Как было сказано выше, основная идея предполагаемого подхода заключается в предоставлении обучающемуся максимально широких возможностей обучаться. Такое обучение позволяет оптимально адаптироваться к реальной действительности во всем ее многообразии и целостности и применять на практике ключевые компетенции в многообразии социальных ситуаций. Реализация компетентностного подхода выдвигает серьёзные требования к методике обучения, которая должна из «обучения делать что-то» трансформироваться в «оказание помощи научиться что-то делать». В основе предполагаемой методики лежит обучение посредством деятельности. По моему мнению, использовать такой подход в преподавании общеобразовательных дисциплин просто необходимо, что бы не было разрыва между теорией и практикой, то есть преподавателям нужно научиться доверять обучающимся и позволять им учиться самим через собственную практику и ошибки. При организации учебного процесса необходимо обеспечивать интеграцию теории и практики. Способность
«учиться тому, как учиться» означает формирование умений обучаться в рамках многообразных ситуаций и используя различные стили обучения. Другими словами, обучающиеся должны научиться осознавать, как они чему- то научились и как можно интенсифицировать собственное обучение. Принципы методики обучения 1. Весь учебный процесс должен быть ориентирован на достижение задач выраженных в форме компетенций, освоение, которых является результатом обучения. 2. Формирование так называемой «области доверия» между обучающими и обучаемым. 3. Обучающиеся должны сознательно взять на себя ответственность за собственное обучение, что достигается созданием такой среды обучения, которая формирует эту ответственность. Для этого обучающиеся должны иметь возможность активно взаимодействовать. 4. Обучающимся должна быть предоставлена возможность учиться поиску, обработке и использованию информации. Необходимо отказаться от практики «трансляции знаний». 5. Обучающиеся должны иметь возможность практиковаться в освоенных компетенциях в максимально большом количестве реальных и имитационных контекстов. 6. Обучающимся должна быть предоставлена возможность развивать компетенцию, которая получила название «учиться тому, как нужно учиться», то есть нести ответственность за собственное обучение. 7. Индивидуализация обучения: предоставление каждому обучающемуся возможность осваивать компетенции в индивидуальном темпе Всё вышесказанное представляет ту методическую, дидактическую, педагогическую и ценностную базу, на которой строится процесс обучения, основанный на компетентностном подходе. Планируя организацию учебного процесса и методы, следует всегда помнить, что мы запоминаем: · 20% услышанного; · 40% увиденного; · 60% увиденного + услышанного; · 80% увиденного + услышанного + сделанного нами самими Эффективная организация учебного процесса должна: · быть основана на потребностях обучающихся и учитывать их уровень; · привлекать обучающихся к процессу принятия решений на всех уровнях процесса обучения; · иметь практическую направленность и ориентироваться на решение проблем; · быть основана на активных методах обучения и опыте; · учитывать в процессе обучения задачи, которые ставят перед собой обучающиеся; · использовать обсуждения и групповые формы работы для создания поддерживающей образовательной среды;
· показывать, где могут практически использованы приобретаемые умения и знания; · использовать логику и последовательность заданий, обеспечивающую закрепление полученного нового опыта; · обеспечивать возможность для поведения самооценки, использования полученных умений, а также обратную связь с преподавателем.  при обсуждении сторон воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;  спорить в дружественной манере;  быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию. Студенты никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения;  внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.  язык и жесты, используемые обучающимися, должны отражать их уважение к другим.


В раздел образования