Автор: Булгарина Мария Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 10 "Звёздочка"
Населённый пункт: Город Смоленск
Наименование материала: Проект по ПДД
Тема: "Правила дорожные детям знать положено"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Звездочка» города Смоленска
Проект на тему:
«Правила дорожные детям знать
положено»
для детей
старшей группы № 2
2018-2019 учебный год
Подготовила: воспитатель
Булгарина М.В.
Смоленск 2018
Пояснительная записка:
Основное
направление
проекта:
профилактика
детского
дорожно-
транспортного травматизма. Мероприятия с детьми проводятся в виде бесед,
викторин,
занятий
познавательного
цикла,
наблюдений,
дидактических,
подвижных, сюжетно-ролевых игр, досугов, развлечений, в процессе чтения
детской
художественной
литературы,
отгадывания
загадок,
продуктивной
деятельности по ПДД в совместной деятельности детей с педагогом.
Актуальность проекта:
Проблема
обучения
дошкольников
безопасному
поведению
на
дороге
актуальна и современна. Её решение помогает сформировать у детей систему
знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и
как следствие, снижение дорожно-транспортных происшествий с участием
детей. Актуальность проекта связана и с тем, что у детей данного возраста
отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку,
которая свойственна взрослым.
Они
еще не умеют в должной степени
управлять своим поведением.
У них
пока не выработалась способность
предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся
дорожной
обстановке.
Желание
постоянно
открывать
что-то
новое,
непосредственность часто ставят ребенка перед реальными опасностями на
улице.
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются у человека на
всю жизнь. Поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности
дорожного
движения
является
профилактика
детского
дорожного
травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить ребят с правилами
дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на
дороге
необходимо
с
раннего
возраста,
потому
что
правила,
усвоенные
ребенком
в
детстве,
впоследствии
становятся
нормой
поведения,
а
их
соблюдение – потребностью человека.
Поэтому изучение с дошкольниками правил дорожного движения является
одной из главных задач, и работа над данным проектом будет способствовать
этому. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на
улицах города реализуется через активную деятельность всех участников
проекта: детей, воспитателей, родителей.
Цель проекта:
Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах
через ознакомление с правилами дорожного движения.
Задачи проекта:
Создавать
условия
для
сознательного
изучения
детьми
правил
дорожного движения;
Расширять
представления
детей
об
окружающей
дорожной
среде,
правилах дорожного движения;
Знакомить
со
значением
дорожных
знаков,
научить
понимать
их
схематическое изображение для ориентации на улицах и дорогах;
Развивать способность практически применять полученные знания в
дорожно-транспортной среде;
Воспитывать дисциплинированность и осознанное выполнение правил
дорожного
движения,
культуру
поведения
в
дорожно-транспортном
процессе;
Активизировать
работу
по
пропаганде
ПДД
и
безопасного
образа
жизни среди родителей.
Тип проекта: информационно-ориентированный
По количеству детей: групповой
Продолжительность проекта: долгосрочный
Сроки реализации проекта: с сентября 2018 г по май 2019 г
Участники проекта: дети старшей группы № 2, воспитатели, музыкальный
руководитель, инструктор по ФК, родители
Продукт
проекта:
создание
картотек
дидактических
и
подвижных
игр,
сюжетно-ролевых игр, динамических пауз, загадок
по ПДД, консультаций
для родителей, бесед с детьми по ПДД,
подбор тематических плакатов,
иллюстраций,
конкурс
рисунков
«Мы
изучаем
ПДД»,
создание
макета
перекрестка, коллективные работы детей по темам проекта.
Совершая прогулку к проезжей части дороги, я
обратила внимание, что
некоторые
дети
недостаточно ориентированы
в практических навыках
поведения на дороге, не знают, что обозначают дорожные знаки, не всегда
могут проанализировать свои поступки и поступки других людей в дорожно-
транспортном процессе. Появилась проблема: Как рассказать детям о ПДД.
Как такую серьезную и жизненно важную для них информацию представить
в
доступной
их
пониманию
форме
и
ориентировать
дошкольников
на
использование ее в различных ситуациях.
Сначала выяснила, что дети знают, хотят ли они узнать больше по ПДД и
каким
способом
это
можно
сделать.
К
проекту
планировалось
привлечь
родителей
детей,
чтобы
совместно
воспитывать
маленьких
пешеходов,
вырабатывать у ребят привычку соблюдать с детства
правила дорожного
движения.
На
основе
пожеланий
детей
и
родителей
был
разработан
перспективный план работы.
Этапы:
1 этап – подготовительный
Изучение
инструкций,
анализ
методической
литературы,
интернет-
ресурсов
Подбор материала по ПДД
Составление перспективного планирования
Обогащение предметно-пространственной развивающей среды
Анкетирование родителей
2 этап – основной
Сентябрь:
Тема: «Мы идем по тротуару»
Цель: Познакомить детей с основными частями улиц и дорог. Разъяснить, для
чего нужна проезжая часть, тротуар, зачем на дороге обочина.
Экскурсия по улице Николаева
Беседа «Улица, на которой я живу»
Рассматривание картинок по теме
Чтение:
А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный» («Улица»)М. Кривич «Мостовая -
для машин, тротуар - для пешеходов»
И. Серяков «Твой друг – тротуар» («Улица, где все спешат»)
Шорыгина «Я сегодня пешеход», «Азбука пешехода», «Правила поведения на
тротуаре»
Просмотр видеофильма
Общение «Что было бы, если бы не было ПДД?»
Отгадывание загадок
Шорыгина сказка «Как пешеход получил колеса»
Рисование «Моя улица», «Тротуар», «Перекресток»
Октябрь:
Тема: «Где можно играть?»
Цель:
Продолжать
знакомить
с
правилами
дорожного
движения.
Учить
правилам
поведения
на
улице,
где
можно,
а
где
нельзя
играть.
Учить
ориентироваться в опасной ситуации, которая может возникнуть во дворе, на
улице, мерам предосторожности.
Беседа «Почему нельзя играть на улице и дороге?»
Творческое рассказывание «Где и с кем ты обычно играешь, гуляешь?»,
«В какие игры играешь, где?»
Рассматривание картин с изображением детей, гуляющих на улице. Оценка
их поведения с точки зрения их безопасности
Обсуждение ситуаций, которые могут возникнуть на улице при катании на
велосипеде, самокате
Рассматривание альбома «Безопасность на улице и дороге»
Чтение Т. Шорыгина «Мы катаемся на карусели», «Мне купили самокат»,
«Веселый футбол», «Роликовые коньки»
В. Клименко «Зайка-велосипедист»
Д/и «Как избежать неприятностей»
Отгадывание загадок
Рисование «Мы играем во дворе», «Мяч»
Конструирование «Детская площадка»
Лепка «Заяц на самокате»
Ноябрь:
Тема: «Транспорт»
Цель:
Закреплять знания о видах транспорта,
названиях транспортных
средств. Расширять представления о взаимодействии водителей и пешеходов
на дороге. Продолжать знакомить с правилами поведения в транспорте.
Ситуативный разговор «Транспорт на улицах города»
Наблюдение за городским транспортом
Рассматривание плаката «Транспорт», «Специальная техника»
Чтение Т. Шорыгина «Водитель», «Грузовик», «Я – пассажир», «На именины
к медведю»
Рассказ о специальном транспорте
Чтение «Мы – пожарные», «Поливальная машина»
Д/и «Найди ошибку на картинке», «Я – шофер», «Сложи картинку», «Найди
такой же», «Кто больше назовет…», «Доскажи словечко»
Т. Шорыгина «Правила поведения в транспорте»
П/и «Остановка транспорта», «Читай сигнал», «Цветные автомобили»
С/р игра «Автобус», «Водители и пешеходы»
Рисование «Грузовик»,
Лепка, аппликация «Легковая машина»
Досуг «Конкурс загадок о транспорте»
Декабрь:
Тема: «Светофор – наш верный друг»
Цель:
Расширять
представления
о
светофоре,
историей
его
появления,
уточнить
знания
о
сигналах,
назначении
светофора
для
пешеходов,
для
водителей.
Рассматривание иллюстраций, картинок, плаката «Светофор»
Наблюдение за работой светофора
Общение «Как нам помогает светофор?», «Почему нельзя стоять на краю
тротуара?»
ЧтениеВ. Стрекалов «Сигналы светофора»
Б.Житков «Что я видел?»
М. Пляцковский «Светофор»
А. Северный «Три чудесных цвета»
Н. Мигунова «Светофор»
Д/И «Светофор», «Ответь светофору», «Перейди через улицу», Стойте –
идите»
Конструирование, рисование, лепка «Светофор»
Д/у «Дорисуй сигнал светофора», «Закрась правильно», «Раскрась светофор
для пешеходов и для водителей»
Лабиринт «Дорожная азбука», «Пройди к светофору»
Просмотр видеофильма
Досуг «Друзья Светофорчика»
Январь:
Тема: «Говорящие знаки»
Цель: Продолжать знакомить с ПДД, дорожными знаками: запрещающими,
предупреждающими,
указывающими.
Закреплять
навыки
поведения
в
дорожной среде.
Целевая прогулка по улице города
Рассматривание плаката «Знаки дорожного движения»
Рассказ воспитателя о дорожных знаках, их назначении
Чтение И. Серяков «Сами не видят, а другим показывают»
М. Кривич «Школа пешехода» («Азбука дороги»)
Я. Пишумов «Просто это знак такой», «Азбука города»
Сказка «Новогодний снег»
Ситуативный
разговор
«О
чем
рассказывает
знак»,
«Если
бы
знаки
перепутались..?»
Д/и «Найди нужный знак», «Сложи знак», «Найди такой же», «Каждый знак
на свое место»
Эстафета «Кто быстрее к своему знаку?»
Рисование «Придумай знак движения», «Дорожный знак», «Дождь и дорога»,
«Дорога и кусты»
Лепка «Дорожный знак»
Просмотр видеофильма
Общение «На дороге в разное время года», «Какие опасности у пешехода
зимой?», «Чем опасны дождь, туман?», «Что такое гололед?»
Февраль:
Тема: «Какие бывают переходы»
Цель:
Расширять
знания
по
ПДД,
познакомить
с
видами
переходов,
закреплять правила поведения при переходе улицы, формировать строгое и
четкое выполнение правил движения для пешеходов.
Прогулка по улице, к пешеходному переходу. Рассматривание книг, картинок,
плакатов
Рассказ воспитателя о разных переходах и их назначении
Чтение
Т.
Шорыгина
«Подземный
переход»,
«Друг
пешехода»,
сказка
«Воробьишка Тишка»
П. Ивнев «Пешеходом быть наука»
В. Ардова «Огнехвостик»
М. Кривич «Школа пешехода» («О ступеньках под землю и полосатой зебре»,
«Посмотри налево, посмотри направо»)
С. Михалков «Шагая осторожно»
Рисование, конструирование «Наземный переход», «Машина», «Автобус»
Март:
Тема: «Мы – пассажиры»
Цель: Расширять представления по ПДД. Продолжать знакомить с правилами
этического и безопасного поведения в общественном транспорте. Закреплять
знания о дорожных знаках: место остановки автобуса, трамвая, троллейбуса.
Экскурсия к автобусной остановке
Рассматривание плакатов, картинок и обсуждение ситуаций
Ситуативный разговор «Кому необходимо уступить место в общественном
транспорте?»
Д/и «Найди свою остановку», «Сложи по образцу», «Городской транспорт»,
«Кто кому должен уступить место»
Чтение
С.
Прокофьева
«Правила
поведения
для
воспитанных
детей.
В
транспорте», П. Ивнев «Советы пассажиру», С. Михалков «Одна рифма»,
Творческие рассказы «Истории в транспорте»
Проблемная ситуация «Петрушка торопился сесть в автобус»
Рисование «В автобусе»,
Досуг «Веселое путешествие»
Апрель:
Тема: «Сигналы регулировщика»
Цель: Познакомить с сигналами регулировщика, соответствующим сигналам
светофора,
их
значением
для
пешеходов
и
для
водителей.
Воспитывать
дисциплинированность на дороге.
Рассматривание картинок, книг по ПДД
Проблемная ситуация «На перекрестке сломался светофор»
Беседа «Зачем нужен регулировщик»
Рассказ воспитателя о действиях инспектора дорожного движения на дороге
Чтение А. Дорохов «Влиятельная палочка»
Я. Пишумов «Постовой»
С. Михалков «Дядя Степа-милиционер», «»Моя улица»
П. Ивлев «Как Барбос хотел старь регулировщиком»
В. Стрелков «Дирижер уличного движения»
Д/и «Что обозначают жесты регулировщика», «Регулировщик»
П/и «Передай жезл»
Аппликация «Жезл»
Май:
Тема: «Будь осторожен, пешеход!»
Цель:
Продолжать
знакомить
с
опасными
ситуациями
на
дороге
и
соответствующими мерами предосторожности, закреплять знания по ПДД,
воспитывать осознанность выполнения правил дорожного движения.
Д/и «Стойте – идите», «Ответь светофору», «Дойди до детского сада, не
нарушая правил», «Дорожные знаки»
Чтение С. Волков «Правили дорожного движения»
М. Кривич «Школа пешехода»
П. Ивлев «Азбука улицы»
П. Лавриненко «Кто прав?»
Н. Мигунова «Друг – светофор», «Чтобы не было беды»
Рассматривание
ситуаций,
герои
которых
ведут
себя
правильно
и
неправильно»
Викторина «Пешеход – отличник»
Общение «Что происходит?», «Почему поведение может быть опасным?»
Рисование «Мой город», «Путешествие в страну Дорожных Знаков»
3 этап – заключительный
Выставка детского творчества «Мы изучаем ПДД»
Развлечение «Путешествие в страну Дорожных Знаков»
Ожидаемый результат:
Работа над проектом способствует более глубокому усвоению детьми правил
дорожного
движения,
закреплению
знаний
и
умений,
формированию
осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувства ответственности
и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
Дети ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы,
а пешеходы – по тротуару. Знают о назначении светофора, значении его
цветов. Ориентируются в пространстве слева, справа, вперед, назад, вниз,
вверх.
Имеют
представления
о
видах
транспорта,
особенностях
его
передвижения. Ориентированы в том, что на дорогах расположено много
дорожных знаков. Знают, называют и объясняют назначение этих знаков.
Знают,
правила безопасного поведения и стараются предвидеть опасные
ситуации
на
дороге,
принимать
правильные
решения.
Дети
знают
свой
домашний адрес, безопасный путь от дома до сада.
Повысилась активность родителей в обеспечении безопасности детей на
дороге и в транспорте.
Использованная литература:
Н.Авдеева,
О.
Князева,
Р.Стеркина.
Безопасность:
Учебное
пособие
по
безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - М.:
ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
Н.Авдеева, О. Князева, Р.Стеркина, М. Миханева. Безопасность на улицах и
дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного
возраста. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
Основы
безопасного
поведения
дошкольников:
занятия,
планирование,
рекомендации/ авт.-сост. О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2012.
Т.Шорыгина. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 – 8 лет. –
М.:ТЦ Сфера, 2013.
Правила дорожного движения для детей 3 – 7 лет: занятия, целевые прогулки,
экскурсии / авт.-сост. Г.Д. Беляевскова. – Волгоград: Учитель, 2013.