Автор: Шестакова Елена Петровна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБО ДО Центр дополнительного образования детей "Созвездие" Населённый пункт: посёлок Таксимо, Муйский район, Республика Бурятия Наименование материала: разработка учебного занятия Тема: "Традиции русского народа" Раздел: дополнительное образование
Автор: Шестакова Елена Петровна, педагог дополнительного образования
МБО ДО Центр дополнительного образования детей «Созвездие»,
пгт. Таксимо, Муйского района, Республики Бурятия
Конспект занятия
Тема: Традиции русского народа. Масленица.
Цель:
Приобщение
к
народным
традициям
и
обычаям,
воспитание
общей
культуры
учащихся,
расширение
музыкального
кругозора,
развитие
творческих
способностей
учащихся.
Задачи:
1. Развитие гармоничной личности, формирование любви к родной земле и уважения к
традициям своего народа.
2. Развитие активного восприятия музыки посредством музыкального фольклора; развитие
специальных
музыкальных
способностей;
формирование
исполнительских
навыков
в
области пения.
3.
Развитие
музыкального
слуха
и
эмоциональной
сферы
ребенка,
его
творческих
и
сенсорных
способностей;
способствование
развитию
творческой
деятельности
по
освоению элементов народной культуры.
Оборудование:
оформление кабинета в виде старинной избы; домашняя утварь;
народные инструменты (ложки, трещетки, рубель, коробочка, колокольчик, бубен,
баян и пр.);
мультимедийный проектор для показа презентации, музыкальный центр;
плакат с изображением Масленицы.
Последовательность отдельных этапов занятия:
1.
Организационно-подготовительный этап – 2 мин.
2.
Диагностический этап – 5 мин.
3.
Конструирующий этап – 30 мин.
4.
Итоговый этап – 8 мин.
Содержание занятия
1. Организационно-подготовительный этап.
В ходе этого этапа учащиеся настраиваются на творческую учебную деятельность.
2. Диагностический этап, в ходе которого педагог проводит блиц-опрос:
Какие календарные праздники вы знаете?
Какие перечисленных праздников являются «переходящими»?
Что означает термин «переходящие»?
Какой праздник мы отмечаем за неделю до Великого Поста?
Что вы знаете о Масленице?
Как традиционно празднуется Масленица в вашей семье?
3. Конструирующий этап.
Объяснение новой темы: «Народные календарные праздники. Масленица».
Согласно легенде, Масленица родилась на севере, отцом ее был Мороз. Однажды в
самое
печальное
и
суровое
время
человек
заметил
ее,
прячущуюся
за
огромными
сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их, Масленица пришла, но не
той хрупкой девушкой, которая пряталась в лесу, а здоровой, пышнотелой женщиной с
румяными щеками, коварными глазами и хохотом. В народе ее прозвали тридцати братьев
сестрою, сорока бабушек внучкой, трех матерей дочкой.
Масленица
стала
синонимом
самого
широкого,
безбрежного
разгула.
Она
называлась «веселой», «широкой», «обжорной», «разорительницей», «честной», «барыней
–
Масленицей»,
«госпожой
Масленицей».
Веселая,
изобильная
жизнь
называется
Масленицею: не житье, а Масленица. Масленица не имеет точного календарного времени,
а является неделей, предшествующей Великому посту.
Масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали
снежные горы и
скороговоркой произносили такое приветствие Масленице:
«Звал-позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты
моя, Масленица,
перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста,
сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор, на горках покататься, в блинах
поваляться, сердцем потешиться!» После этой встречи ребятишки сбегали с гор
и
кричали: «Приехала Масленка! Приехала Масленица!»
Празднование Масленицы почти повсюду начиналось с четверга, так как крестьяне,
озабоченные наступающим праздником обжорства, разъезжают по соседним базарам и
закупают всякую снедь. Русская пословица гласит: хоть с себя что заложить, а Масленицу
проводить.
Масленичная неделя называется карнавалом. Каждый день
масленичной недели имеет свое название:
Понедельник – встреча;
Вторник – заигрыш;
Среда – лакомка;
Четверг – разгул, перелом, четверток широкий;
Пятница – тещины посиделки;
Суббота – золовкины посиделки;
Воскресенье – прощеный день, проводы, прощанье, целовальник.
На «встречу» полагалось устраивать и раскатывать ледяные горки.
Ледяные горки украшали елками, фонариками, иногда ледяными статуями. Катались на
санях, салазках, «на лубу». Во время катания девушки и парни могли целовались при всем
народе, не вызывая при этом нареканий.
Во вторник начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощали блинами.
Среда называлась «лакомкой», название говорит само за себя. В этот день хозяйки
поступают по поговорке: «Все что есть на печи – все на стол мечи!» На первом месте в
ряду угощений были блины.
У древних славян блин олицетворял Солнце. Слово «блин» произошло от слова
«млин» - молоть. Первоначально млином называли изделие из гречневой молотой муки,
пекущееся на сковороде, смазанной маслом. Очевидно, эти блины начали печь раньше
хлеба.
Одним из действ масленичной недели было «взятие снежного городка». Выбирался
городничий, обязанный стоять на защите города. Брали город с целью завладеть флагом на
городе и самим городничим. Потом, сломав крепость, возвращались в деревню с песнями.
Катание с горок сменялось катанием на лошадях. Катились на тройках с бубенцами,
наперегонки и просто так. Катались молодые девушки, которых кучера из чужой деревни
должны были угостить гостинцами, катались и бабы, похвалиться шубой (для этого
подвертывали шубы сзади, показывая дорогой мех). Они никогда не надевали перчаток,
дабы все видели, сколько у них колец. Почти все молодожены должны были принять
участие в этом катании. Катались молодые супруги, обвенчавшиеся в предшествующий
мясоед, так как им нужно было выезжать в люди и отдавать визиты всем, кто пировал у
них на свадьбе.
Возможно,
в
древности
Масленица
устраивалась
специально
только
для
молодых
супругов: для них пекли блины и оладьи, для них заготавливали пиво и вино, закупали
сласти. И только впоследствии этот праздник молодых стал общим праздником.
По крайней мере, существовало много
масленичных обрядов и обычаев, в центре
внимания
которых
оказываются
новобрачные.
В
масленичную
неделю
окончательно
устанавливались родственные, семейные отношения между молодоженами и их близкими.
В воскресенье перед Масленицей отец молодой жены, взяв с собой угощение (чаще всего
пироги), ехал к сватам и просил их отпустить зятя с женой к нему в гости. Приглашал
также и сватов вместе со всем семейством.
Чаще
всего
молодые
приезжали
в
пятницу.
Отправляясь
«к
теще
на
блины»,
молодожены запасались гостинцами и подарками, появиться без них считалось позором.
К пятнице сырной недели делали изображение Масленицы в форме куклы или
чучела из соломы в виде мужчины или женщины. Наряд для Масленицы покупали в
складчину, либо одевали в обноски. До пятницы чучело Масленицы хранилось где-нибудь
в сарае, а в пятницу, после завтрака, парни и девушки вывозили ее на улицу и начинали
шествие. Во главе процессии следовала Масленица, рядом с ней сидела самая красивая и
нарядная девушка. Сани с Масленицей везли три парня. Первая красавица затягивала
песню, ее подхватывали девушки и парни, и весь масленичный поезд весело и шумно
двигался по деревенской улице. Заслышав пение, все спешили присоединиться к шествию
и проводить Масленицу до самой горы, где государыня Масленица и открывала катание с
ледяной
горы,
которое
продолжалось
до
вечера,
после
чего
государыня
Масленица
водворялась в сарай.
На следующий день гостей принимала золовка, т.е. сестра мужа.
В субботу же Масленица опять появлялась на улице, но теперь уже в сани, вместо
парней, впрягали лошадь. В катании принимали участие и женщины не столько ради
удовольствия, сколько для того, чтобы «зародился длинный лен».
Последний день Масленицы называется «прощенным».
В
последний
день
Масленицы
парни
и
семейные
мужики
из
нескольких
деревень
сходились
на
ровном
месте,
где
устраивались
настоящие
сражения,
известные
под
названием «игры в мяч».
Бились один на один, и стенка на стенку. Чаще всего бои происходили на льду замерзших
рек и на улицах. Бои эти известны под невинным названием «игры в мяч». Отмечали
место, до которого следовало гнать мяч. Когда мяч бросали, все бросались к нему и
начинали пинать ногами, стараясь загнать в свою сторону. Но пока страсти не разгорелись,
игра шла довольно спокойно, но когда игра обострялась, в ход шли кулаки. Начиналось
настоящее побоище. Такой азарт объяснялся тем, что проиграть партию в мяч считалось
большим
унижением:
побежденных
целый
год
высмеивали
и
дразнили.
Победители,
наоборот, пользовались общим почетом.
В воскресенье вечером сжигали Масленицу. При сожжении Масленицы в костер
бросали все остатки масленичного стола: блины, яйца, лепешки. Зарывали в снег и пепел
Масленицы, чтобы от нее и следов не осталось. У масленичного костра собирался весь
народ. Звучали песни, прибаутки, шутки, заклинания: «Масленица, прощай! А на тот год
опять приезжай!», «Уходи, зима, ко дну, присылай весну!» Когда костер начинал догорать,
участники брали горящие головешки и разбрасывали их по всем прилегающим озимым
посевам, для плодородия почвы якобы.
Еще этот день Масленицы назывался прощенным. В этот день люди низко кланялись друг
другу со словами: «Простите меня со всем вашим семейством, в чем я нагрубил вам за
этот год» на что следовал ответ: «Бог простит и мы тут же».
В первый понедельник Великого поста крестьяне совершали по Масленице
тужилки, которые сопровождались кулачными боями для вытряхивания блинов, мытьем в
банях.
Ни в коем случае нельзя было доедать то, что осталось от Масленицы. Вся
оставшаяся еда отдавалась домашним животным.
Далее
конструирующий
этап
включает
в
себя
работу
над
следующими
разделами
певческих навыков:
Речевая или дикционная разминка: скороговорки «Бык – тупогуб» и «Три миллиона
лимонов»
Бык, бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была губа, губа тупа.
Три миллиона лимонов для миллиона хамелеонов.
Дыхательная гимнастика.
Выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики Стрельникой,
Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой
Николаевной Стрельниковой. Эта гимнастика восстанавливает дыхание, голос певцам и
чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом.
Количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем,
примерно мы успеваем сделать 8-16 движений каждого упражнения.
Основной комплекс дыхательных упражнений:
Упражнение “Ладошки” (разминочное )
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не
уво-дить. Делаем короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимаем
кулачки в ладошки.
Упражнение “Погончики”
Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент
короткого и шумного вдоха носом с силой толкаем кулаки к полу, как бы отжимаясь от
него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются
Упражнение “Насос”
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклоняемся вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена
(смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Делаем
короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“нюхаем пол”).
Слегка приподнимаемся, но не выпрямляемся полностью – в этот момент абсолютно
пассивно уходит через нос или рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном делаем короткий шумный вдох. Затем
выдыхая, слегка выпрямляемся, выпуская воздух через рот или нос.
Упражнение “Кошка”
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие, пружинистые,
танцевальные движения, одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево с
одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое “сбрасывающее”
движение. Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас “не заносило” на поворотах.
Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени то гнутся, то
выпрямляются, приседание лёгкое
Упражнение “Обними плечи”
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч.
В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы
обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-
накрест.
Распевание. Способствует формированию правильного вокального
звукоизвлечения, удобству исполнения, развивает внутренний слух, вырабатывает
чистоту интонации.
Распевка «Ой, Весна – красна, что ты нам принесла».
После распевания работаем над песнями «Я на горку шла», «Ты воспой в саду,
соловейко»», «Играй, гармонь».
4. Итоговый этап. Анализ уровня практических знаний и умений учащихся.
Домашнее задание:
1. В песне «Я на горку шла» работать над дыханием.
2. Выучить слова «Колхозной польки».
3. Подготовить сообщение о переходящем календарном православном празднике Пасха.