Автор: Глинская Наталья Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1279 ДО5 "Здоровячок"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования
Раздел: дошкольное образование
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ НА ТЕМУ:
"Развитие познавательно-исследовательской
деятельности через организацию
детского экспериментирования"
педагог- психолог Глинская Н.А.
Маленький ребенок - исследователь по своей природе. В нем живет
безусловный ориентировочный рефлекс, толкающий его на познание
окружающего мира. Ориентировочный рефлекс был открыт выдающимся
русским физиологом И.П.Павловым. Он назвал его "реакцией на новизну".
Для малыша весь мир является новым и непонятным, и врожденный
рефлекс заставляет его живо откликаться на новые ощущения: звуки, шумы,
притягивающие внимание объекты.
Нервные импульсы поступают в соответствующие зоны центральной
нервной системы - это одно из главных условий развития ребенка в первые
месяцы и годы жизни. Посредством органов чувств малыш познает
окружающую его после рождения действительность и близких людей и ведет
неосознаваемые еще пока наблюдения, которые сохранятся в его
бессознательном и будут опосредованным образом влиять на его дальнейшее
развитие: формирующийся характер, эмоциональный настрой, волевую
регуляцию поведения, интересы, привычки, привязанности.
"Все мы родом из детства", - вот почему в педагогике раннего детства особое
внимание уделяется сенсорным и эмоциональным взаимодействиям матери и
ребенка, а так же эмоционально-речевому общению.
На протяжении первого и второго года жизни происходят
качественные изменения в активной ориентировке ребенка: от
бессознательного, рефлекторного поведения, "реакции на новизну",
любопытства, малыш постепенно переходит к сознательной
ориентировочно-исследовательской деятельности. Ее можно
характеризовать как любознательность, которая обнаруживается в
целенаправленном познавательном интересе к тому или иному явлению.
Познавательный интерес выступает как потребность в освоении
нового, овладении способами и средствами удовлетворения "жажды знаний".
Воспитанную в ребенке любознательность можно считать чертой характера,
формирующей его личность. Любознательность не возникает спонтанно, а
является результатом воспитания, образа жизни в семье, общения со
взрослыми, которые должны сознательно формировать интересы малыша.
Познавательно-исследовательская деятельность ребенка,
проистекающая из физиологических рефлексов и инстинктов, способствует
не только развитию сознания, но и развитию всех высших психических
функций малыша. Л.С.Выготский в своих исследованиях доказал, что все
психические функции и внутренние умственные процессы человека
(интрапсихические) носят опосредованный характер, так как произошли из
деятельности первоначально внешней и "интерпсихической". Таким
образом, правильно организованная познавательно-исследовательская
деятельность ребенка, основанная на самостоятельных исследованиях, и
сотрудничестве с компетентным близким взрослым - исследователем и
изыскателем помогает малышу развивать свое воображение, которое "тянет"
за собой развитие других ВПФ: речь, эмоции, память, внимание. мышление.
От степени их развития зависит процесс усвоения малышом информации.
Они непосредственным образом влияют на обучаемость ребенка. Их развитие
или недоразвитие может решающим образом сказаться на
коммуникабельности. умении общаться, и строить отношения с людьми.
Воображение и эмоции регулируют все виды деятельности и поведения
человека. Развитие воображения и эмоций, как отмечал А.Н.Леонтьев и
другие выдающиеся российские психологи, тесно связано с развитием
мотивов поведения, с появлением у ребенка новых интересов и потребностей.
Таким образом, мы можем проследить следующую цепочку:
1.Удовлетворение потребности малыша в двигательной активности и
любознательности приводит к развитию воображения;
2.Воображение развивает эмоционально-волевую сферу ребенка, малыш
растет жизнерадостным, в нем зреет потребность учиться, овладевать
знаниями, преодолевать препятствия и трудности, быть активным членом
общества.
3.Успешно развиваются память, внимание, мышление.
Важность создания "социальной ситуации развития", в которой будет
осуществляться познавательно-исследовательская деятельность детей
подчеркивали все российские педагоги и психологи.
Согласно культурно-исторической концепции Л.С.Выготского,
развитой его учениками А.Н.Леонтьевым, П.Я.Гальпериным и другими, через
организацию внешней деятельности можно и должно организовывать
деятельность внутреннюю, т.е. собственно саморазвивающиеся психические
процессы.
По Л.С.Выготскому, движущей силой психического развития является
"...правильно организованное обучение". Обучение - есть внутренне
необходимый и всеобщий момент в процессе развитии у ребенка не
природных, но исторических особенностей человека. Обучение не
тождественно развитию. Оно создает "зону ближайшего развития", т.е.
вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние
процессы развития, которые вначале у ребенка возможны только в сфере
взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но
затем, "пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием
самого ребенка".
Беря на вооружение "культурно - историческую концепцию
развития" нам, педагогам и психологам, необходимо помнить о том, что
Л.С.Выготскому детская психология обязана возникновению новой,
экспериментально-генетической стратегии исследования. она состоим в
следующем: в лабораторных условиях необходимо воссоздать некоторую
модель развития определенной функции или способности ребенка, которой
он раньше не обладал. Данную стратегию можно назвать стратегией
экспериментального генезиса психических способностей. Ее реализация
предполагает использование исследователями различных путей и средств
активного формирования способности, генезис которой изучается.
Сегодня существует несколько идей осуществления этой стратегии:
1.Теория деятельности А.Н.Леонтьева: всякая деятельность выступает как
сознательное действие, затем как операция, и по мере формирования,
становится функцией. Движение осуществляется здесь сверху вниз - от
деятельности к функции.
2.Теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина:
формирование психических функций происходит на основе предметного
действия и идет от материального выполнения действия, а затем , через его
речевую форму переходит в умственный план. Это наиболее развитая
концепция формирования. Однако, все. что получено с ее помощью.
выступает как лабораторный эксперимент, на что в свое время указывали
А.В.Запорожец и Д.Б.Эльконин. Определенная слабость стратегии
формирования состоит в том, что она до сих пор применялась лишь к
формированию познавательной сферы личности, а эмоционально-волевые
процессы и потребности оставались вне экспериментального исследования.
3.Концепция учебной деятельности - исследования Д.Б.Эльконина и
В.В.Давыдова. в которой разрабатывалась стратегия формирования личности
не в лабораторных условиях, а в реальной жизни - путем создания
экспериментальных школ.
Опираясь на указанную теоретическую базу, педагоги и психологи
могут самостоятельно создать необходимую "социальную ситуацию
развития" в своем детском учреждении и обеспечить условия, необходимые
для эффективной организации процесса познавательно-исследовательской
деятельности детей.