Автор: Голикова Наталья Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №152
Населённый пункт: г.Иваново
Наименование материала: Статья
Тема: "Здоровье-сберегающие технологии на музыкальных занятиях"
Раздел: дошкольное образование
«Здоровье-сберегающие технологии на музыкальных занятиях».
Сколько я себя помню, всегда мечтала работать с детьми. В детстве, я воспитывала кукол,
усаживала их за стол, кормила, читала, пела им песни, во дворе всегда водилась с малышами, и
точно знала, когда выросту, буду работать в детском саду. Второй моей мечтой была музыка, я
всегда пела, что то сочиняла, окончила музыкальную школу. Прошло время, я поступила в
педагогический колледж и выбрала профессию музыкальный руководитель. Так воплотились мои
детские мечты.
Работая в саду, я огромное внимание уделяю здоровьсбережению на своих занятиях. Забота о
здоровье – важнейшая задача каждого человека. И на своих занятиях я хочу донести до детей, что
быть здоровым, крепким, подтянутым - это здорово!
Читая различную литературу, просматривая программы, трудно не обратить внимание на то, что
современное общество, предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью.
На музыкальных занятиях, я стараюсь комплексно решать важные задачи эмоционального,
личностного, интеллектуального и физического развития ребенка, внедряя в процесс эффективные
технологии здоровьясбережения.
Основной формой музыкальной деятельности в ДОУ является музыкальное занятие, в процессе
которого осуществляется всестороннее, целенаправленное воспитание и формирование
творческих и музыкальных способностей каждого из ребят.
Все технологии я использую в игровой форме. Ведь не секрет, дети любят игры, а тем более
музыкальные, где можно полностью раскрыться и забыть о стеснении.
Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и фантазию
ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья.
Свои занятия я всегда начинаю с жизнеутверждающей валеологической песенки – распевки, что
позволяет настроиться на занятие, поднимает настроение.
Слушание музыки и разучивание слов песен, я соединяю с пальчиковыми играми, это позволяет
деткам быстрее запомнить слова и развивает моторику рук.
Так же перед пением, всегда с ребятами отводим время на дыхательные гимнастики, это является
хорошим упражнением для голосовых связок.
Проведение здоровьесберегающих игр занимает немного времени – 2-4 минуты, но доставляет
детям большое удовольствие, а самое главное пользу для здоровья.
Практика показывает, ребятам нравятся логоритмические упражнения, которые выполняются в
положении сидя и стоя. В них задействованы все группы мышц: шейного отдела, плечевого пояса,
мышцы спины и ног, а некоторые упражнения хорошо укрепляют мышцы брюшного пресса.
Большого внимания достойны и артикуляционные гимнастики. В своей работе я использую
гимнастики Т. Куликовской, Е. Косиновой.
Артикуляционные гинастики способствуют тренировке мышц речевого аппарата, учат имитации
движений животных. В результате работы, я заметила у ребят повышение показателей уровня
развития речи, улучшается музыкальная память, внимание.
Так же на своих занятиях, я не забываю и о пальчиковых играх. Ребята тоже их любят и всегда
радуются, когда я на занятие приношу что то новое.
Эти игры развивают двигательные качества, улучшают речь ребенка, хорошо подготавливают
пальцы рук к письму, рисованию, формируют образно – ассоциативное мышление.
Слушание правильно подобранной музыки, снимает раздражительность, головную боль,
повышает иммунитет ребенка, восстанавливает спокойное дыхание.
Музыка должна сопровождать детей в течении всего дня: утром встречать ребят, укладывать
спать, поднимать после сна, звучать на прогулке, звучать фоном на занятиях.
Но необходимо помнить, что использовать здоровьесберегающие технологии нужно с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей. И тогда занятия будут приносить не только
пользу для организма, но и огромное удовольствие.