Напоминание

Эффективная форма организации работы педагогов социально-гуманитарного цикла


Автор: Ахкубекова Лейла Магомедовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №12"
Населённый пункт: г.о.Нальчик КБР
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Эффективная форма организации работы педагогов социально-гуманитарного цикла
Раздел: полное образование





Назад




1

Эффективная форма организации

работы педагогов

Введение

Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России

требуют реформирования системы образования. Новому тысячелетию нужна новая

современная система образования, которая бы удовлетворяла требованиям

государства и общества.

Процесс обновления профессионального образования требует не только

реконструкции содержания обучения и воспитания, но и совершенствования

методической работы в профессиональных образовательных учреждениях,

вставших на путь внедрения инноваций.

Ориентируясь на идею гуманно ориентированного образования, на

формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для

современного общества, мы, прежде всего, должны помнить о том, что такая

личность формируется личностью самого педагога. Поэтому необходимо создать

все условия роста профессионального мастерства педагогов.

Таким образом, организация действенной и эффективной структуры

инновационной методической работы в профессиональном образовательном

учреждении является весьма актуальной.

В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и

актуализируется потребность в повышении качества образования. А эта проблема

связана с решением целого ряда других. Отбор и структурирование нового

содержания профессионального образования предполагает внедрение современных

образовательных программ и технологий. А это, в свою очередь, ставит перед

профессиональным образовательным учреждением проблему необходимости

непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов. И

разрешить данную проблему возможно, лишь создав в образовательном

учреждении специальные педагогические условия отбора форм и содержания

методической работы.

В современных условиях в системе методической работы в образовательном

учреждении прослеживается ряд острых противоречий, разрешение которых

рассматривается как движущая сила её реформирования. Это противоречия между:

возросшими требованиями к методической работе в условиях обновления

образовательной практики и реальным её состоянием в практике образовательного

учреждения;

необходимостью расширения арсенала форм методической работы и не

многообразием последних в реальной практике образовательных учреждений.

В педагогической литературе исследуемая проблематика нашла отражение в

фундаментальных исследованиях Гузеева В.В., Кругликова Г.И., Омельяненко Б.Л.,

Шилова М.И., в которых выявляется сущность основных понятий теории

профессионального обучения, указываются пути дальнейшего развития принципов,

содержания, форм методической работы.

Шилова М.И. считает, что многие вопросы, связанные с методической

основой, т.е. важнейшие приемы и методы, овладеть которыми необходимо для

2

осуществления на практике, требуют нового осмысления. В педагогической теории

в должной мере не изучена технология реализации методической работы

преподавателя по конкретным причинам. Важнейшая из них – недостаточная

научная разработанность многих вопросов методических объединений. Например,

его содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным

образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и

формированию работы.

Вся работа педагога - это постоянный поиск, предполагающий постоянное

самосовершенствование, а значит и постоянное обновление своего педагогического

и методического арсенала.

Педагог, определяет для себя тему самообразования и планирует работу по

теме.

Структура,

содержание

и

время

работы

зависят

от

уровня

и

характера

исследования, поставленных целей и задач.

Целью работы над методическими темами является систематическое повышение

педагогами своего профессионального уровня.

Задачами работы над методическими темами являются:

1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства

участников образовательного процесса;

2)

овладение

новыми

формами,

методами

и

приемами

обучения

и

воспитания детей;

3)

изучение

и

внедрение

в

практику

передового

педагогического

опыта,

новейших достижений педагогической, психологической и других специальных

наук, новых педагогических технологий.

Тема, над которой работает педагог

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального

опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с

прогнозируемым

результатом

(что

мы

хотим

изменить)

и

направлены

на

достижение качественно новых результатов работы.

Выбор методической темы и составление плана работы должна осуществляется

педагогом в начале учебного года при условии, что работа над предыдущей темой

завершена. Срок работы над темой определяется в зависимости от сложности и

объема работ и может составлять от 2-х до 3-х лет. Темы фиксируются в планах

методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество.

Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения,

воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или

созданию научных работ. Тема должна быть актуальна, её изучение – необходимо

самому педагогу.

Личный план самообразования педагога

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над

поставленной перед собой проблемой. Написание индивидуального плана - это

творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии

педагог,

хорошо

осознающий

собственные

проблемы

и

стремящийся

к

профессиональному

росту.

Процедура

разработки

плана

работы

над

3

индивидуальной методической темой не должна носить формальный характер. В

плане указываются:

1.

название темы

2.

цель

3.

задачи

4.

предполагаемый результат

5.

этапы работы

6.

сроки выполнения каждого этапа

7.

действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

8.

способ демонстрации результата проделанной работы

9.

форма отчета по проделанной работе

В плане предусматривается подбор литературы, определяется время на изучение

полученного

банка

данных

по

проблеме,

анализ

литературы,

знакомство

с

практическим опытом других, посещение занятий и др.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с

анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. Результатом работы

могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета,

отчета по теме самообразования, а также доклады и выступления на совещаниях,

конференциях,

заседаниях

МО,

творческих

групп

и

т.д.

Работа

по

теме

самообразования должен оформляться документально.

Целесообразно

уделить

внимание

источникам

самообразования.

В

чем

заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает

знания

из

различных

источников,

использует

эти

знания

в

профессиональной

деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же

эти источники знаний, и где их искать?

1.

Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая,

художественная и др.)

2.

Интернет- ресурсы

3.

Видео, аудио информация на различных носителях

4.

Повышение квалификации

5.

Дистанционные формы обучения, чаты, форумы

6.

Семинары и конференции

7.

Мастер-классы

8.

Мероприятия по обмену опытом

9.

Телевидение

10.Газеты, журналы.

Этапы самообразования

Интерес (Чего хочу?)

- определение профессиональных потребностей (Чему хочу научиться, что

узнать?)

- формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)

1.

План (Как достигну?)

- отбор действий (Что надо сделать?)

4

- установка их последовательности (В какой последовательности?)

- определение сроков (Когда?)

2.

Работа

- обучение и воспитание (Что делаю?)

- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)

- сбор информации для анализа (Как получается?)

3.

Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)

- подбор методик анализа

- проведение анализа

- выводы

4.

Будущее (Что дальше делать?)

- задачи на будущее

Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий

продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования

педагога

обязательно

должен

быть

список

результатов,

которые

должны

быть

достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования

педагога на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его

нужно поэтапно)

Результатом работы над методической темой являются конкретные продукты:

1.

повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет

определяться эффективность и качество),

2.

разработанные

методические

пособия,

статьи,

программы,

сценарии,

исследования,

3.

разработка новых форм, методов и приемов обучения,

4.

доклады, выступления, рефераты, статьи,

5.

разработка

дидактических

материалов,

тестов,

интерактивных

и

мультимедийных наглядных пособий,

6.

выработка

методических

рекомендаций

по

применению

информационно-

коммуникационных технологий,

7.

разработка и проведение открытых занятий по собственным, инновационным

технологиям,

8.

создание комплектов педагогических разработок,

9.

разработка комплекта раздаточного материала (карточки, задания и вопросы

по предмету)

10.создание главы или страницы электронного учебника.

11.разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний

или внеклассных мероприятий (познавательные игры, конкурсы,

представления)

12.и др.

Конечно,

самым

эффективным

способом

показать

р е зул ьт ат ы

педагогического творчества является размещение материалов в Интернет.

5

Работа над индивидуальной методической, психологической,

педагогической темой

Вопросник.

1.

Как называется тема, над которой работаете?

2.

Чем вызвана постановка темы?

3.

Когда начали работу над темой?

4.

Что сделано?

5.

Каков план работы по теме в этом году?

6.

Какой результат прогнозируете?

7.

В какой форме и где будет представлен отчёт?

8.

В чём испытываете трудности?

9.

Какая помощь и от кого нужна?

10. Какой срок работы по теме?

Заключение

В заключении отмечу, чем больше информации, методов и инструментов в

своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы

современный

компьютер

и

самый

быстрый

Интернет

педагогу

не

обеспечить,

самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога

творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом,

приобретенными в процессе самообразования. Хочется привести слова народной

мудрости: «Педагог – не тот, кто учит, а тот, кто учится».



В раздел образования