Напоминание

"Вокруг тебя - мир..."


Автор: Горбачева Лариса Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №87"
Населённый пункт: г. Северск томской области
Наименование материала: Программа интегрированного курса
Тема: "Вокруг тебя - мир..."
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка к интегрированному курсу

«Вокруг тебя – Мир…»

Данная программа разработана в рамках образовательной программы

«Распространение знаний о международном праве в общеобразовательных учреждениях РФ»,

в которой участвуют три стороны: Министерство образования РФ, Международный Комитет

Красного Креста и Российское общество Красного Креста.

Курс предусматривает распространение знаний о нормах международного

гуманитарного права в рамках таких учебных дисциплин:

1.

в обществознании: дать элементарные знания об основополагающих принципах и

нормах международного гуманитарного права, которые в системе будут изучаться в

старших классах;

2.

в литературе: показать роль принципа гуманности в отобранных для анализа и

обсуждения произведениях.

Правовая информация для учеников вводится дозировано и адаптировано. От детей не

требуется безупречного знания правовой информации и употребления правовых терминов и

понятий. Данный курс призван создать у школьников лишь самые общие представления об

основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, основанных на

принципе гуманности. Задачи литературного образования решаются в гармоничном

сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей

образовательного и воспитывающего характера ( ориентированность на понимание

необходимости ограничивать насилие в конфликтных ситуациях, в том числе и в ситуации

вооружённого конфликта, исходя из принципа гуманности) и частных целей,

способствующих литературному образованию ( формированию читательского вкуса, умению

анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала,

речи и т.д.).

Курс предполагает формирование системы нравственных ценностей учащихся. Усвоение

понятий происходит пошагово: теоретическое осмысление; выделение признаков понятия в

процессе работы над многозначной семантикой слова; рассмотрение данного понятия как

приложимого или неприложимого в связи с положительными или отрицательными

поступками персонажей в контексте анализа литературного произведения.

Существенным моментом в работе по данной программе будет являться опора на

собственный опыт учащихся. До обсуждения заявленной проблемы у школьников накоплен

определённый опыт , который при прохождении фазы опыта, переживаемого героями

произведения, требует проявления способности достаточно высокой восприимчивости к

новому опыту, а осознание того или иного понятия даст возможность включать их в устные и

письменные высказывания на дискуссионную тему или в ходе исследовательской работы.

Муниципальное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №87»

«Вокруг Тебя – Мир…»

(программа интегрированного курса для учащихся 5-6 классов)

30 часов

Автор: учитель высшей категории

Горбачёва Л. Г.

ЗАТО Северск 2006 год.

Учебно–тематический план и содержание курса. 5 класс

Раздел № 1 Введение. ( 2 часа ).

Значение деятельного сострадания и роль гуманных правил в жизни человеческого

общества. Роль Анри Дюнана в создании Международного Комитета по оказанию помощи

раненым – будущего МККК. Роль Н.И.Пирогова в создании Российского общества Красного

Креста. Первое знакомство с гуманитарной деятельностью МККК и основными источниками

международного гуманитарного права – четырьмя Женевскими конвенциями. Вводимые

понятия: деятельное сострадание, милосердие, ответственность, уважение достоинства;

Международный комитет Красного Креста, Российское общество Красного Креста, эмблема

движения Красного Креста и Красного Полумесяца, конвенция, военнопленный.

Раздел № 2 О правилах. ( 3 часа).

Гуманистический компонент. Разнообразные правила и обычаи регулируют

взаимоотношения людей. Соблюдение определённых правил способствует защите людей.

Сказка «Общее счастье» ( из фольклора народов Северного Кавказа).

Цели: начать разговор о роли правил в жизни людей и взаимном уважении как основе этих

правил; углубить представление учеников о поучительности как жанровом признаке сказки.

Т. Александрова « Светофорчик» ( сказка).

Цели: продолжить разговор о роли правил, по которым строится жизнь людей; расширить

представление о литературной сказке, о композиции сказки.

Раздел № 3 Об уважении и сострадании. ( 3 часа).

Гуманистический компонент. Взаимное уважение достоинства вне зависимости от

различий – вот основа правил, по которым должны строится отношения между людьми.

А. Платонов « Неизвестный цветок» ( сказка – быль).

Цели: привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с уважением

достоинства, расширить представление о литературной сказке и композиции художественного

произведения; познакомить с афоризмом как малым жанром .

О. Уайльд « Мальчик – звезда» ( сказка).

Цели: привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием «

сострадание», расширить представление об авторской сказке, аллегории и троекратном

повторе как жанровом признаке сказки.

Раздел № 4 О войне. ( 3 часа).

Гуманистический компонент. Даже на войне возможно проявление гуманности.

Л. Н. Толстой «Война и мир».

Цель: обсудить с учениками вопросы, связанные с отношением к военнопленным и

обращением сними, формирование умения собирать материал для сравнительной

характеристики героев, расширить представление о роли художественной детали в

характеристике героев, развивать умение анализировать эпизод.

Д. Давыдов « 1812 год».

Цель: продолжить обсуждение вопросов, связанных с обращением с военнопленными,

познакомить учащихся с жанром дневниковых записей, развивать умение анализировать

эпизод.

Раздел № 5 О деятельном сострадании. ( 3 часа)

Гуманистический компонент. Сострадание, уважение достоинства других людей лежат

как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту

человека.

А. Дюнан «воспоминание о битве при Сольферино».

Цели: обсуждение вопросов, связанных с проявлением деятельного сострадания, привлечь

внимание к поступкам исторических личностей на войне, познакомить с образцом мемуарной

литературы.

А. Куприн «Чудесный доктор».

Цели6 продолжить разговор о гуманности, привлекать внимание учащихся к поступкам

исторических личностей, расширить представление о композиции эпического произведения

малой формы.

Раздел №6 Подведение итогов.

Цели6 подвести итоги обсуждаемых в течение занятий проблем, развивать умение

сравнивать и совершенствовать написанное, развивать творческие способности, развитие

умения аргументировать.

Список литературы.

1.

Учебно – методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…»

2.

«Вокруг тебя – Мир…». Методические рекомендации. 5 - 6 классы

3.

«Вокруг тебя – Мир…». Книга для ученика. 5 – 6 классы

4.

Учебно – методические материалы. Брошюра «Международное гуманитарное право».

5.

Программа по обществознанию.



В раздел образования