Автор: Горбачева Лариса Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №87"
Населённый пункт: г. Северск томской области
Наименование материала: Программа интегрированного курса
Тема: "Вокруг тебя - мир..."
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка к интегрированному курсу
«Вокруг тебя – Мир…»
Данная программа разработана в рамках образовательной программы
«Распространение знаний о международном праве в общеобразовательных учреждениях РФ»,
в которой участвуют три стороны: Министерство образования РФ, Международный Комитет
Красного Креста и Российское общество Красного Креста.
Курс предусматривает распространение знаний о нормах международного
гуманитарного права в рамках таких учебных дисциплин:
1.
в обществознании: дать элементарные знания об основополагающих принципах и
нормах международного гуманитарного права, которые в системе будут изучаться в
старших классах;
2.
в литературе: показать роль принципа гуманности в отобранных для анализа и
обсуждения произведениях.
Правовая информация для учеников вводится дозировано и адаптировано. От детей не
требуется безупречного знания правовой информации и употребления правовых терминов и
понятий. Данный курс призван создать у школьников лишь самые общие представления об
основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, основанных на
принципе гуманности. Задачи литературного образования решаются в гармоничном
сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей
образовательного и воспитывающего характера ( ориентированность на понимание
необходимости ограничивать насилие в конфликтных ситуациях, в том числе и в ситуации
вооружённого конфликта, исходя из принципа гуманности) и частных целей,
способствующих литературному образованию ( формированию читательского вкуса, умению
анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала,
речи и т.д.).
Курс предполагает формирование системы нравственных ценностей учащихся. Усвоение
понятий происходит пошагово: теоретическое осмысление; выделение признаков понятия в
процессе работы над многозначной семантикой слова; рассмотрение данного понятия как
приложимого или неприложимого в связи с положительными или отрицательными
поступками персонажей в контексте анализа литературного произведения.
Существенным моментом в работе по данной программе будет являться опора на
собственный опыт учащихся. До обсуждения заявленной проблемы у школьников накоплен
определённый опыт , который при прохождении фазы опыта, переживаемого героями
произведения, требует проявления способности достаточно высокой восприимчивости к
новому опыту, а осознание того или иного понятия даст возможность включать их в устные и
письменные высказывания на дискуссионную тему или в ходе исследовательской работы.
Муниципальное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №87»
«Вокруг Тебя – Мир…»
(программа интегрированного курса для учащихся 5-6 классов)
30 часов
Автор: учитель высшей категории
Горбачёва Л. Г.
ЗАТО Северск 2006 год.
Учебно–тематический план и содержание курса. 5 класс
Раздел № 1 Введение. ( 2 часа ).
Значение деятельного сострадания и роль гуманных правил в жизни человеческого
общества. Роль Анри Дюнана в создании Международного Комитета по оказанию помощи
раненым – будущего МККК. Роль Н.И.Пирогова в создании Российского общества Красного
Креста. Первое знакомство с гуманитарной деятельностью МККК и основными источниками
международного гуманитарного права – четырьмя Женевскими конвенциями. Вводимые
понятия: деятельное сострадание, милосердие, ответственность, уважение достоинства;
Международный комитет Красного Креста, Российское общество Красного Креста, эмблема
движения Красного Креста и Красного Полумесяца, конвенция, военнопленный.
Раздел № 2 О правилах. ( 3 часа).
Гуманистический компонент. Разнообразные правила и обычаи регулируют
взаимоотношения людей. Соблюдение определённых правил способствует защите людей.
Сказка «Общее счастье» ( из фольклора народов Северного Кавказа).
Цели: начать разговор о роли правил в жизни людей и взаимном уважении как основе этих
правил; углубить представление учеников о поучительности как жанровом признаке сказки.
Т. Александрова « Светофорчик» ( сказка).
Цели: продолжить разговор о роли правил, по которым строится жизнь людей; расширить
представление о литературной сказке, о композиции сказки.
Раздел № 3 Об уважении и сострадании. ( 3 часа).
Гуманистический компонент. Взаимное уважение достоинства вне зависимости от
различий – вот основа правил, по которым должны строится отношения между людьми.
А. Платонов « Неизвестный цветок» ( сказка – быль).
Цели: привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с уважением
достоинства, расширить представление о литературной сказке и композиции художественного
произведения; познакомить с афоризмом как малым жанром .
О. Уайльд « Мальчик – звезда» ( сказка).
Цели: привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием «
сострадание», расширить представление об авторской сказке, аллегории и троекратном
повторе как жанровом признаке сказки.
Раздел № 4 О войне. ( 3 часа).
Гуманистический компонент. Даже на войне возможно проявление гуманности.
Л. Н. Толстой «Война и мир».
Цель: обсудить с учениками вопросы, связанные с отношением к военнопленным и
обращением сними, формирование умения собирать материал для сравнительной
характеристики героев, расширить представление о роли художественной детали в
характеристике героев, развивать умение анализировать эпизод.
Д. Давыдов « 1812 год».
Цель: продолжить обсуждение вопросов, связанных с обращением с военнопленными,
познакомить учащихся с жанром дневниковых записей, развивать умение анализировать
эпизод.
Раздел № 5 О деятельном сострадании. ( 3 часа)
Гуманистический компонент. Сострадание, уважение достоинства других людей лежат
как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту
человека.
А. Дюнан «воспоминание о битве при Сольферино».
Цели: обсуждение вопросов, связанных с проявлением деятельного сострадания, привлечь
внимание к поступкам исторических личностей на войне, познакомить с образцом мемуарной
литературы.
А. Куприн «Чудесный доктор».
Цели6 продолжить разговор о гуманности, привлекать внимание учащихся к поступкам
исторических личностей, расширить представление о композиции эпического произведения
малой формы.
Раздел №6 Подведение итогов.
Цели6 подвести итоги обсуждаемых в течение занятий проблем, развивать умение
сравнивать и совершенствовать написанное, развивать творческие способности, развитие
умения аргументировать.
Список литературы.
1.
Учебно – методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…»
2.
«Вокруг тебя – Мир…». Методические рекомендации. 5 - 6 классы
3.
«Вокруг тебя – Мир…». Книга для ученика. 5 – 6 классы
4.
Учебно – методические материалы. Брошюра «Международное гуманитарное право».
5.
Программа по обществознанию.