Напоминание

Развитие сенсорный способностей у детей раннего возраста


Автор: Кагриманова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 263
Населённый пункт: Город Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие сенсорный способностей у детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

.

Когда ребенок начинает ходить, он знакомится с окружающими предметами.

Действуя и играя с ними, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими

звукам, познает их качества и свойства.

Сенсо́

рика

категория,

описывающая

непосредственное

восприятие

ощущений, внешних воздействий.

Сенсорное

развитие

ребенка

это

развитие

у

ребенка

восприятия

и

формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,

величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Ощущения

дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и

помогают формировать целостные образы предметов. Существуют следующие

виды

сенсорных

ощущений:

зрительные,

слуховые,

о сязательные,

обонятельные, вкусовые. Так, зрительное восприятие предполагает различение

объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру.

«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних

свойств предметов.

Сенсорными

эталонами

мы,

взрослые,

владеем,

совершенно

о

них

не

задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития

-

упорядочивает

хаотичные

представления

ребенка,

полученные

при

взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-

дает

ребенку

возможность

овладеть

новыми

способами

предметно-

познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

Развитие зрительного восприятия

Развитие

зрительного

восприятия

необходимо

человеку

для

того,

чтобы

правильно ориентироваться в пространстве, оценивать положение предметов

относительно друг друга (выше-ниже, дальше-ближе, левее-правее), понимать

форму

объемных

предметов.

Человек,

у

которого

недостаточно

развит

зрительный анализ, испытывает трудности при восприятии живописи, особенно

сюжетных

картин

и

пейзажей.

Дети,

у

которых

к

школьному

периоду

не

сформировались

функции

зрительного

анализа,

испытывают

трудности

при

письме и иногда - трудности с развитием речи.

В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме,

величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными и

наполненными.

Это

значит,

что

ребенка

надо

знакомить

со

всеми

разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими

формами - круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб,

кирпич. Развивать познавательные умения и речевые - определять цвет,

размер,

форму

предметов

путем

зрительного,

осязательного

и

двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в

речи слова - названия величин и форм.

Ни для кого не секрет, что ребенок начинает слышать еще в утробе

матери,

по-разному

реагируя

на

эмоционально

окрашенные

звуки,

оттенки

голоса.

Он

даже

может

узнавать

голоса

людей.

Малыш

рождается и с первых минут жизни в нем просыпается способность

познавать мир. И начинается это познание с сенсорного восприятия.

Именно

постижение

малышом

этого

мира

средствами

сенсорики является основой для развития его умственных способностей

и воспитания. Поэтому с раннего возраста необходимо заботиться о том,

чтобы познание ребенком окружающего мира через его ощущения было

правильным, а не ложным.

Лучше всего кроха воспринимает информацию об окружающем

мире через игры, которые должны длиться ровно столько, сколько будет

интересно малышу. Обычно это время ограничивается интервалом от

пяти минут до пятнадцати. Поскольку восприятие в этом возрасте очень

цепкое,

то

такого

короткого

промежутка

времени

хватает,

чтобы

ребенок мог вынести из занятий для себя максимум пользы. Не нужно

заставлять

малыша

играть:

из-за

этого

дети

попросту

перестают

воспринимать

подаваемый

материал

даже

в

форме

игры.

Сейчас

развитие должно происходить ненавязчиво.

Взрослые должны помочь ему в этом процессе. Чем больше мама

общается с малышом, наклоняясь над ним, дает ему видеть движения ее

губ во время произнесения слов, тем быстрее и правильнее заговорит

ребенок. И так во всем! Мама является первым учителем развития

сенсорики своего чада. Дети как чистый лист, который дан родителям. И

только от них зависит, что же будет на нем написано.



В раздел образования