Напоминание

"Педагогическое руководство исследовательской деятельностью младшего школьника"


Автор: Ершова Виктория Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №11
Населённый пункт: г.Березники, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогическое руководство исследовательской деятельностью младшего школьника"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

«Педагогическое руководство исследовательской

деятельностью младшего школьника»

Автор: Ершова Виктория Валерьевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2019 г., г.Березники

На современном этапе перед человеком и обществом стоит множество

сложных и ответственных вопросов. Одним из которых, является реализация

целей современного образования

по разностороннему и своевременному

развитию

детей

и

молодежи,

формированию

навыков

самообразования

и

самореализации

личности, способной

искать

новые

пути

решения

предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации,

занимать

исследовательскую позицию.

Решение этой задачи становится возможным при организации работы,

направленной

на

овладение

обучающимися

исследовательской

деятельностью

на

всех

уровнях

школьного

образования,

начиная

с

начального.

Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте, находясь

на этапе её становления,

качественно отличается от исследовательской

деятельности

школьников других возрастов. Ведущими являются мотивы

познавательного интереса, желания узнать, увидеть, понять. Замечательно,

если

проводимая

работа

с

младшим

школьником

по

включению

его

в

исследовательскую деятельность интересна, посильна и значима для ученика.

Зародив

интерес

к

исследованию,

далее

учителю

надо

помочь

ребенку

правильно выстроить индивидуальную траекторию познания.

При организации исследовательской деятельности,

учитель должен

определиться для себя, что для него является основной задачей: добиться

выполнения учащимися формализированной процедуры исследования, чтобы

по форме оно походило на научное исследование взрослого (включающее

план исследования, документирование результатов, оформление работы), или

добиться активного поиска, радости удивления, догадки ребенка. На наш

взгляд,

собственное

открытие

ребенком

окружающего

мира

является

наиболее важным и значимым достижением в его развитии. Именно поэтому

подготовка ребенка к исследовательской деятельности становится важнейшей

задачей образования и современного учителя.

2

Считаю, что избежать формализации исследовательской деятельности

младших

школьников

будет

возможно

при

наличии

у

обучающихся

следующих умений:

1.Умение организовать свою работу (организационные).

2.Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые).

3. Умение работать с информацией, текстом (информационные).

4. Умение оформить и представить результат своей работы.

5.

Умения,

связанные

с

анализом

своей

деятельности

и

с

оценочной

деятельностью (оценочные).

Однако

педагогический

опыт

показывает,

что

комплексом

вышеназванных умений, позволяющих ребенку провести свое исследование

самостоятельно, владеют далеко не все ученики начальных классов. Поэтому,

говорить об исследовательской деятельности, не подменяя понятие, можно

только

в

отношении индивидуальной

работы

с

учащимися

начальных

классов, готовыми к участию в исследовании, а роль учителя состоит в

умелом педагогическом руководстве этой деятельностью.

Предлагаю

на

примере

одной

из

исследовательских

работ

о бу ч а ю щ е го с я

4

к л а с с а

н а

т е м у

« О р а н же во е

н а с т р о е н и е » ,

продемонстрировать поэтапно способы педагогического руководства данного

исследования в ходе его выполнения.

Первый этап – погружение в проблему.

На

этом

этапе

происходит

выбор

темы

исследования,

поиск

и

анализ

проблемы, постановка цели и задач.

Выбор темы исследования всегда не прост. В данном случае решающим

стало

увлечение

Тараса

на

тот

момент

ароматерапией.

Он

имел

представление

о

влиянии

запахов

на

состояние

человека,

использовал

некоторые эфирные масла (лаванды, розмарина, бергамота) для улучшения

эмоционального

и

физического

состояния

себя

и

своих

родителей.

Поддерживая его интерес, родители приобрели Солевую лампу, которую он

3

регулярно

включал,

проводя

сеансы

дома.

Зная

о

его

увлечении,

при

обсуждении на данном этапе возможных тем исследования удалось подвести

к теме связанной с ароматерапией, выбор которой он посчитал

своим

выбором. Это очень важный момент в исследовательской работе, т.к. юный

исследователь

должен

быть

лично

заинтересован

в

предстоящем

исследовании.

Второй

эт ап

организация

исследовательской

деятельности,

которая

предполагает

обсуждение

возможных

вариантов

исследования,

сравнение

предполагаемых

стратегий,

сбор

и

изучение

информации,

определение формы продукта и требований к продукту, составление плана

работы, распределение обязанностей.

На

этом

этапе

в

соответствии

с

темой, мы

совместно

с

учеником

определили объект и предмет исследования. Выбор пал на эфирное масло

апельсина, поскольку его аромат за счет тонизирующего запаха способствует

улучшению настроения и повышению мозговой активности.

Далее мы составили план работы:

1.

Изучение круга источников информации по исследуемой теме;

2.

Отбор

методики

для

отслеживания

эмоционального

состояния

испытуемых (одноклассников);

3.

Проведение опроса по разработанной предварительно анкете, с целью

узнать, как чувствуют себя зимой одноклассники;

4.

Обращение

к

родителям

одноклассников

с

целью

получения

разрешений на участие их детей в сеансах ароматерапии;

5.

Проведение сеансов ароматерапии с участием обучающихся 4-го класса

(одинаковые возрастные особенности и условия жизнедеятельности)ю

И на третьем этапе приступили к его реализации.

Третий

этап

осуществление

исследовательской

деятельности

по

предварительно составленному плану.

4

1. Любая исследовательская работа начинается с изучения доступной

информации по проблеме исследования. В начале работы Тарас использовал

литературу по ароматерапии, которая была у него в наличии. (Лавернова Г.В.

Вдыхая дивный аромат). Далее мы дополнительно отобрали необходимый

для

работы

информативный

и

иллюстративный

материал,

используя

литературные источники и интернет-ресурсы.

2. В ходе изучения специализированной литературы по ароматерапии

была

отобрана

методика,

легко

применимая

и

обрабатываемая

учеником

начальных

классов.

Методика

«Цветопись»

А.Н.Лутошкина

основана

на

эмоциональной оценке цветов, где каждому цвету соответствует своя оценка,

выраженная в баллах, например, красный цвет, ассоциируемый психологами

с радостным настроением, оценивается в +3 балла; а чёрный цвет означает

состояние

крайней

неудовлетворенности

(-3

балла).

Очень

важно,

что,

несмотря на то, что в данном случае отбор методики производит учитель, в

силу

несложности

ее

применения,

ответственность

за

сбор

и

обработку

информации

о

состоянии

детей-испытуемых

возлагалась

полностью

на

ученика-исследователя.

3. С целью узнать, как чувствуют себя зимой одноклассники, какое у

них

настроение

и

меняется

ли

оно

в

течение

дня,

было

проведено

анкетирование. В

анкету

были

включены

и

вопросы,

касающиеся

ароматерапии.

Вопросы

для

анкетирования

были

подобраны

Тарасом

самостоятельно, с моей стороны была проведена только коррекция некоторых

формулировок вопросов анкеты.

Выяснилось, что большинство учащихся, особенно утром, чувствуют

себя грустно, вяло, им не хватает энергии. Все прекрасно понимают, что нас

окружают

запахи,

но

ничего,

за

редким

исключением,

не

знают

об

ароматерапии. У большинства

опрошенных учащихся

запах апельсина

ассоциируется с праздником, чем-то полезным. Из анкеты мы узнали, что у

отдельных детей есть аллергия на цитрусовые фрукты.

5

4.

Далее

была

проведена

консультация

с

родителями

учащихся,

разъяснены цели и задачи планируемой работы. Родители выразили согласие

или несогласие

по поводу участия своих детей в сеансах ароматерапии в

письменной

форме.

В

результате

была

определена

группа

детей,

чьи

родители выразили согласие на их участие в исследовании. От аромалампы

пришлось отказаться из-за наличия в классе детей с аллергией. Так, в ход

исследования

была

произведена

корректировка:

вместо

аромалампы

мы

использовали приготовленные Тарасом самостоятельно аромамедальоны.

5. Исследование проводилось с

12 декабря по 23 декабря. Дети,

снабженные аромамедальонами, периодически подносили их к лицу, вдыхая

запах масла апельсина. Продолжительность сеанса составляла от 1 ч до 3

часов.

Обновлялся

запах

аромамедальона

каждый

третий

день.

Курс

ароматерапии составлял 10 ежедневных процедур, исключая выходные дни.

Сеансы ароматерапии проводились в классе, не нарушая обычный режим

работы.

Для

отслеживания

настроения

участников

исследования

были

напечатаны «Дневники настроений», в которых дети цветом отмечали своё

настроение и настроение коллектива утром и в конце учебного дня.

Все

данные, полученные с помощью цветописи, ученик-исследователь ежедневно

переносил

в

цветоматрицу.

Самостоятельно

преобразовывал

в

баллы,

выводил

условный

показатель

психологической

атмосферы

в

классе,

используя формулу, и заносил данные в таблицу.

Четвёртый

этап

презентация

результатов

(подготовка

и

защита

презентации)

Венцом

исследовательской

работы

и

одним

из

главных

этапов

исследования является ее презентация. Защита исследовательской работы –

важный

навык,

который

развивает

речь,

ассоциативное

мышление,

рефлексию.

Здесь

необходимо

подготовить

докладчика

к

выступлению

с

учётом и психологического аспекта.

6

Свою работу ученик-исследователь первоначально презентовал своим

одноклассникам, которым было очень интересно узнать результаты своего

участия в исследования. Следующим шагом было участие в XI открытом

краевом

конкурсе

проектно-исследовательских

работ

учащихся

«Мой

первый шаг в науку», который проходил в гимназии № 31 города Перми.

Выступление было успешным. Тарас получил диплом победителя

Пятый этап – рефлексия (продукт – анализ результатов выполнения

работы, оценка качества выполнения проекта)

В

ходе

обсуждения

результатов

выполненной

работы

мы

констатировали,

исследование

проведено

в

полном

соответствии

с

предварительно

составленным

планом

исследовательской

деятельности.

Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, была подтверждена: в первый

день эксперимента утром условный показатель психологической атмосферы

составил 0,4, днём – 1,7, на десятый день эксперимента условный показатель

утром

был

равен

1,6,

а

днём-2.

Таким

образом,

сеансы

ароматерапии

улучшили настроение у 55 % учащихся.

Сама работа получила признание со стороны одноклассников и взрослых.

А

самое

главное,

что

юный

исследователь

проявил

желание

продолжить работу, что очень ценно.

Таким

образом,

в

результате

исследовательской

деятельности

под

руководством педагога происходит самосовершенствование, самопознание,

самовоспитание личности. Формируется новое педагогическое общение –

творческое

сотрудничество

педагога

и

ученика.

Со

стороны

педагога

становится необходимостью

создание таких условий, которые обеспечили

бы в наибольшей степени психологический комфорт для обучающегося

и

возможности его интенсивного развития в соответствии с индивидуальными

потребностями и способностями. Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери,

надо создать такие условия, чтобы в человеке не погиб Моцарт.

Спасибо за

внимание!

7

8



В раздел образования