Автор: Черногородцева Ирина Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Косланский детский сад"
Населённый пункт: с.Кослан Удорского района Республики Коми
Наименование материала: статья
Тема: Использование коми народных инструментов в музыкальной образовательной деятельности
Раздел: дошкольное образование
Использование коми народных инструментов в музыкальной
образовательной деятельности
Проект «Коми йöз костын ворсанторъяс»
Современные
научные
исследования
свидетельствуют
о
том,
что
развитие
музыкальных
способностей,
формирование
основ
музыкальной
культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на
общее
развитие:
формируется
эмоциональная
сфера,
совершенствуется
мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только
развивая
эмоции,
интересы,
вкусы
ребенка,
можно
приобщить
его
к
музыкальной
культуре,
заложить
ее
основы.
Дошкольный
возраст
чрезвычайно
важен
для
дальнейшего
овладения
музыкальной
культурой.
Если
в
процессе
музыкальной
деятельности
будет
сформировано
музыкально-эстетическое
сознание,
это
не
пройдет
бесследно
для
последующего развития человека, его общего духовного становления.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки,
но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, -
пение,
игра
на
музыкальных
инструментах,
музыкально-ритмические
движения.
Игра на музыкальных инструментах - один из видов детского
исполнительства.
Применение
детских
музыкальных
инструментов
и
игрушек (как во время непосредственной образовательной деятельности, так
и
в
повседневной
жизни)
обогащает
музыкальные
впечатления
дошкольников, развивает их музыкальные способности.
Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в
раннем возрасте. Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в
музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы,
доступные и интересные для детей раннего возраста. Первые музыкальные
впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме.
Как познакомить детей с коми народными инструментами так, чтобы они
не
заскучали?
Чтобы
научились
различать
инструменты
по
тембру,
не
путались
во
множестве
их
довольно
таки
сложных
названий
и
групп?
(Приложение 1)
К сожалению, показать и услышать звучание коми музыкальных
инструментов вживую довольно проблематично. Так возникла идея создания
и реализации проекта, в котором дети в игровой форме знакомились бы с
коми музыкальными инструментами. Прежде всего, захотелось, чтобы дети
увидели
инструменты
в
необычной,
сказочной
обстановке.
Я
решила
использовать сказки, легенды и предания о коми музыкальных инструментах,
фотографии
коми
музыкальных
инструментов,
аудиозаписи
со
звучанием
инструментов, а также видеоролики. Продолжительность роликов небольшая,
от 1 до 4 минут. Это позволяет даже детям-дошкольникам сконцентрировать
внимание и не утомляет их.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и
необходимость ознакомление детей с коми музыкальными инструментами,
формирование
у
детей
тембрового
слуха,
и
с
другой
–
отсутствие
целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта
«Коми йöз костын ворсанторъяс»
Цель проекта: сформировать у детей представления о коми музыкальных
инструментах, используя ИКТ технологии, и умение играть на них.
Задачи проекта:
развивать тембровый слух и общие музыкальные знания детей;
учить
по
слуху
и
зрительно
различать
основные
группы
коми
музыкальных инструментов и называть их;
дать представление о свойствах и об основных особенностях строения
инструментов, звукоизвлечении и приемах игры;
провести цикл занятий и мероприятий по данной теме;
прививать любовь к своей культуре, истории коми народа;
подготовить совместными усилиями детей и родителей самодельные
музыкальные игрушки;
систематизировать литературный и иллюстрированный материал по
теме «Коми йöз костын ворсанторъяс».
Ресурсное обеспечение можно представить таким образом:
1) основной
фонд :
составляют
подлинные
коми
музыкальные
инструменты.
2) вспомогательный фонд:
сказки, легенды о коми музыкальных инструментах (Приложение 2);
иллюстрации
и
фотографии
с
изображением
музыкальных
инструментов (приложение 3 и 4);
фотографии с изображением игры на коми музыкальных инструментах
(Приложение 5);
аудиозаписи со звучанием инструментов (Приложение 6);
видео-сюжеты игры на коми музыкальных инструментах;
мультимедийные презентации «Коми народные инструменты»;
картотека
дидактических
игр
(«Четвёртый
лишний»,
«Музыкальное
лото»), песенный репертуар о музыкальных инструментах;
раскраски с изображением музыкальных инструментов;
мультимедийная система и музыкальный центр;
Участниками проекта
являются
дети
среднего
и
старшего
дошкольного
возраста,
воспитатели,
музыкальный
руководитель,
родители.
В
рамках
проекта
используются
разнообразные формы сотрудни-
чества с родителями:
проведения
досугов
(совместные
развлечения,
праздники,
семейные
концерты);
участие в конкурсах, выставках;
«аналитическое» сотрудничество (дни открытых дверей);
«спонсорское»
сотрудничество
(приобретение
и
изготовление
инструментов).
Проект «Коми йöз костын ворсанторъяс» - долгосрочный, рассчитанный
на 2-3 учебных года.
Тип проекта: по количеству детей: коллективный
Новизной проекта является знакомство с инструментами коми народа, что
позволяет
детям
почувствовать
и
передать
при
игре
на
ДМИ
колорит
народных мелодий.
Гипотеза: знакомство детей с разными группами коми музыкальных
инструментов и их звучанием позволит расширить музыкальный кругозор,
знания
об
истории
создания
инструментов,
их
тембра,
умение
классифицировать по группам, приобщить к народной музыке и повысить
качество
воспитательно-образовательного
процесса
в
ДОУ,
проявление
у
родителей интереса к созданию инструментов своими руками
Практическая значимость проекта: Разработанные мною методические
издания могут использоваться в практике работы современных дошкольных
образовательных учреждений с детьми старшего дошкольного возраста при
знакомстве
с
коми
музыкальными
инструментами,
а
также
групп,
реализующих технологию языкового погружения.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
- Изучение методической литературы.
- Подбор информации по теме.
- Разработка плана реализации проекта.
- Организация специальной предметно – развивающей среды.
- Изготовление и подбор ресурсного обеспечения.
- Издание методических пособий (Серия «Педагогическая копилка»)
2 этап – практический (реализация намеченных планов)
Проект
отличается
творческим
подходом
к
развитию
музыкальных
с п о с о б н о с т е й
д е т е й
д о ш ко л ь н о го
в о з р а с т а ,
у ч и т ы в а е т
и х
психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:
личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, его музы-
кальным возможностям и способностям;
учета индивидуальных особенностей детей в ходе познавательно –
развивающей деятельности;
системного
подхода
в
организации
образовательной
деятельности
с
детьми дошкольного возраста;
интеграции
разных
видов
художественно-творческой
деятельности
воспитанников;
ориентации на творческое осмысление музыки и музыкальной дея-
тельности детьми дошкольного возраста, творческое самовыражение.
Система работы отражена в содержании деятельности по реализации
проекта:
перспективное планирование (Приложение 7);
сборник сказок и легенд о коми музыкальных инструментах на коми
языке,
разнообразные
методы
и
формы
организации
музыкальной
деятельности,
приёмы
обучения:
наглядный
(рассматривание
экспозиций,
иллюстраций,
фотографий,
показ
мультимедийных
слайдов),
словесный
(описания,
объяснения,
указания,
беседы,
вопросы,
рассказы,
стихи
и
тексты,
побуждающие
к
практической
деятельности),
разнообразие
приемов
организации
слушательской,
музыкально-исполнительской и музыкально-творческой деятельности
дошкольников;
комплексы музыкально-дидактических игр;
Технология проекта предполагает не только качество и количество
полученной
информации
в
ходе
знакомства
с
инструментами,
но
и
пробуждения творческой активности у детей – желания импровизировать на
музыкальных
инструментах,
создавать
музыку
самим.
Поэтому
образовательная
роль
значительна:
это
не
только
рассматривание
музыкальных инструментов, но и занимательные рассказы об истории их
происхождения
на
коми
языке;
игра
на
музыкальных
инструментах
индивидуально и в ансамбле; проведение разнообразных развивающих и
ма л о п од в и ж н ы х
и г р
( и г р ы - р а звл еч е н и я ,
и г р ы - п у т е ш е с т в и я ,
интеллектуально-творческие
игры,
игры
по
сюжету
литературных
произведений). Для того, чтобы у детей на долго сохранилась память о том
или
ином
музыкальном
инструменте,
можно
изготовить
музыкальный
инструмент своими руками вместе с воспитателем или с родителями.
В возрасте 5-6 лет в детях творческая жилка буквально бьет ключом, но
при этом уже намного более дисциплинирована, нежели год-другой назад.
Творить и производить шум — насущная потребность дошкольника. То есть
самое время
перейти от
слушания
к воспроизведению.
Предлагаю
в
старшей
группе,
т.е.
на
второй
год
реализации
проекта
организовать
музыкальный шумовой оркестр. Это достаточно шумное мероприятие, для
которого
потребуется
и
фоновая
музыка,
которая
создаст
необходимый
настрой,
задаст
ритм.
Подойдут
и
инструменты,
сделанные
детьми
с
родителями и воспитателями. Не менее увлекателен и процесс изготовления
инструментов.
Пригодятся
банки,
стеклянные
и
пластиковые
бутылки
с
горохом, фасолью, гречкой, бубны, ложки, расческа, даже счеты. Подойдет
все,
с
помощью
чего
можно
извлечь
хоть
какой-то
звук.
Поставив
музыкальное
произведение,
слушаем
его,
вникаем,
создаем
настроение.
После
этого
пытаемся
дополнить
звучание
своими
силами.
Лучше
попробовать все инструменты, потом раздавать предпочтения. Возможно,
сначала у малыша не получится никакой мелодии. Если он просто бьет
инструментами,
не
нужно
перебивать
действо.
Это
отличный
способ
избавиться от негативных эмоций, разрядиться. В следующий раз начнется
процесс синтеза, созидания. Занятие будет более эффективным, если в нем
примут участие двое-трое детей. Работа усложняется, но увеличивается и
количество решаемых задач. Придется научиться слушать друг друга. Для
педагога же это возможность оценить эмоциональное состояние ребёнка и
дать ему возможность импровизации. В этом возрасте продолжаем расширять
репертуар музыкальных произведений, которые можно предложить ребенку
для
прослушивания.
Подбирать
музыкальные
произведения
нужно
соответственно настроению малыша.
Работая над несложными песенками, мы формируем у детей навыки
игры в ансамбле, приучаем слушать себя и других. Таким образом проводя
планомерную работу над развитием музыкального слуха в течение всего
времени пребывания их в детском саду, мы сможем подойти к главному
этапу нашей работы - созданию оркестра и сознательному разучиванию в
нем
простейших
мелодий
на
музыкальных
инструментах.
Создание
оркестра
дошкольников
очень
сложное
дело,
но
весьма
нужное
и
необходимое.
Восприятие мира маленьким ребёнком во многом сродни тому, как его
воспринимал древний человек. Поэтому знакомить малыша с культурными
реалиями
можно,
моделируя
их
возникновения.
Такой
подход
позволяет
ребёнку пережить участие в создании, творении культуры и впоследствии
облегчает
её
понимание
и
присвоение.
Это
и
подтолкнуло
известного
композитора и педагога Карла Орфа в начале ХХ века ввести в систему
музыкального
воспитания
«
уроки»
создания
самодельных
музыкальных
инструментов».
Сегодня
многие
педагоги
России
по
крупицам
собирают
опыт работы Карла Орфа, в которой он использует не только классические
композиции, но и элементарную музыку - это игра со звуками окружающего
мира
и
природы
(что
касается
и
коми
музыкальных
инструментов).
Разнообразие звуков, тембров, красок понимается как окружающий ребёнка
«звуковой космос», из которого и рождается музыка.
Удивительный мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие
разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться её
услышать. Ошибочное мнение, что вся музыка сосредоточилась только в
фортепиано или в симфоническом оркестре. На самом деле это не так –
фантазия
и
воображение
могут
вдохнуть
красочную
жизнь
в
обычные
бытовые
звуки.
«Марш
деревянных
кубиков»,
«Полька
цветных
карандашей»- такие пьесы увлекают не только малышей, ну и взрослых.
Сам
педагогический
процесс
«омузыкаливания»
бытовых
шумов
(звон,
шуршание, стук, шорох) основан на стремлении ребёнка самостоятельно
о р г а н и з о в а т ь
з ву к и ,
п р е в р а щ а я
и х
т е м
с а м ы м
в
м у з ы к у.
Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из
самодельных
музыкальных
инструментов,
который
позволяет
сочетать
метроритмические и мелодические инструменты.
У ребёнка развивается большой интерес к миру звуков, в том числе и
прикладной.
Ведь
именно
самодельные
музыкальные
инструменты
будят
творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.
И для родителей, и для педагогов характерно общее стремление – создать
атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье.
Только
в
такой
атмосфере
может
формироваться
полноценная
личность.
Дошкольники очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все, кто
хотя бы раз отважился дать в руки детям незатейливые инструменты. Часто
после такого вдохновенного для детей эксперимента педагог клянётся самому
себе никогда его больше не повторять – взрослые не всегда знают, что делать
с необузданным восторгом детей, вызванным общением с инструментами.
Часто они пробуют бороться с этой замечательной эмоцией, но дети, как
заворожённые,
продолжают
спрашивать:
«А
мы
будем
сегодня
играть
в
оркестре?»
Чтобы появился шумовой оркестр, понадобится много сил и терпения, над
его
созданием.
Конечно,
своими
силами
мы
не
достигнем
желаемого
результата. К нам на помощь придут родители детей, желание которых играть
и участвовать, в создании самодельных шумовых инструментов будет, как я
надеюсь, огромным.
Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и
конструировать
их
вместе
с
родителями,
проста
и
мудра:
детские
музыкальные
инструменты
на
первоначальной
ступени
должны
быть
игрушками в прямом значении этого слова. Музыкальные игрушки, которые
будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.
Техническая
лёгкость
игры
на
шумовых
инструментах,
их
способность
тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают
детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации.
Таким образом, шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от
способностей, участвовать в музицировании.
Нужна лишь фантазия и желание изобретать. Ведь для изготовления
самодельных инструментов подойдёт всё что угодно. Перечислю некоторые
материалы для изготовления самодельных шумовых инструментов, которые
мы
используем
и
будем
использовать
в
нашей
совместной
работе
с
родителями:
•
б у м а г а
( ц е л л о ф а н ,
п е р г а м е н т,
г а з е т а ,
г о ф р е
и
д р . ) ;
•
деревянные
кубики,
карандаши,
катушки,
палочки
разной
толщины,
брусочки;
• коробочки из разных материалов (от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);
•
л е с к а ,
н и т к и
п р о с т ы е
и
ш е р с т я н ы е ,
п р о в о л о к а ,
т к а н ь ;
• природные материалы (жёлуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них,
крупа, камешки, ракушки);
• кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки,
палочки, гайки, кольца и др.);
• металлические банки разных размеров;
• стеклянные бутылки и фужеры;
• пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной
помады, расчёски.
Использование информационно-коммуникативных технологий на
занятиях
музыкой
в
детском
саду
зримо
воплощает
в
жизнь
принцип
наглядности,
дополняет
слуховые
впечатления
и
представления
детей,
активизирует и развивает их эмоциональное восприятие музыки. У меня, как
музыкального
руководителя,
появились
новые
возможности
в
профессиональной деятельности: развитие наглядно-образного и образно-
слухового мышления детей, развитие тембро-динамического слуха (угадай,
какой инструмент звучит, вычлени из нескольких звучащих инструментов те,
которые принадлежат к одной группе), развитие внимания, наблюдательности
(сложи картинку, музыкальное лото),
В приложениях я показала только некоторые формы работы с
использованием ИКТ. Мои воспитанники были активно вовлечены в процесс
обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, так как такая форма
занятий явилась мощным толчком для развития творчества и музыкальных
способностей детей.
3 этап – заключительный (подведение итогов, внесение поправок, обобщение
опыта, транслируемость)
Прогнозируемый результат при реализации проекта:
Знание детьми коми музыкальных инструментов и узнавание их по
звучанию.
Динамика
в
развитии
тонкого
тембрового,
а
через
него
и
звуковысотного слуха.
Передача ритма при помощи музыкальных инструментов.
Владение навыками игры на разных инструментах.
Развитие творческого воображения (передача художественного образа с
помощью музыкального инструмента).
Овладение различными способами получения звука и приобретение
навыков игры на самодельных инструментах – игрушках.
Приобретение детьми трудовых, конструкторских и изобретательских
навыков в процессе изготовления экспериментальных инструментов.
Подбор и применение в самостоятельной деятельности инструментов
для оркестровки песен, сказок.
Игра в оркестре.
Эффективное
и
рациональное
взаимодействие
всех
участников
образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Эффективное использование предметно – развивающей среды группы и
его пополнение.
4 этап - презентационный.
- Презентация проекта «Коми йöз костын ворсанторъяс»
Дальнейшая организация развивающей среды: пополнение музыкального
уголка: музыкальными инструментами, инструментами, сделанными руками детей,
внесение иллюстраций, альбомов по теме проекта, слушание дисков со звучанием
инструментов, рассказами о их истории создания, видеопрезентации и мультфильмы,
освещающие тему инструментов.
Результат деятельности педагога:
- Систематизация работы по разработанной теме.
- Выпуск учебно – методических пособий.
- Создание аудиодиска со звучание коми музыкальных инструментов (Приложение
6).
Критерии оценки реализации проекта:
- развитие тембрового слуха и общих музыкальных знаний;
- диагностика отношений детей к музыкальному воспитанию (наблюдение)
- показатель удовлетворенности родителей совместной работой (анкетирование,
книга отзывов и предложений)
Заключение
Внедрение данного проекта предполагает, что к концу учебного года у старших
дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю
насыщенность
музыкой
в
продукт
собственного
творчества.
Овладение
элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение
играть в ансамбле и импровизировать на них будут способствовать самостоятельной
деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий.
Список литературы:
1.
В.
Бычков«Основы
художественного
ремесла.
Музыкальные
инструменты».
2.
Д.А. Рытов «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании
детей».
3.
Загоруля Т.А., Мазурик А. М. «Путешествие в мир фольклора», 1999 г
4.
Зацепина
М.Б
«Организация
культурно-досуговой
деятельности
дошкольников. Москва. 2006 г.
5.
Комарова Т.С « Народное искусство в воспитании детей» Москва,
2000
6.
Г. И.Анисимова «100 музыкальных игр для развития дошкольников».
Ярославль, 2005г.
7.
Каплунова И., Новоскольцева И., «Этот удивительный ритм». М., -
2005г
8.
Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста
«Ладушки», И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, С.-Пб., - 2010г.
9.
Роот. З.Я. «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного
возраста: Пособие для музыкальных руководителей». – М., - 2004г.
10.Тютюнникова Э. «Бим, бам, бом». Выпуск 1. Игра звуками. М., - 2003г.
11.Г.И.Попов. Сьыланкывъяс чукöр. Сыктывкар, 1996.
12. Интернет - ресурсы.