Напоминание

Использование коми народных инструментов в музыкальной образовательной деятельности


Автор: Черногородцева Ирина Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Косланский детский сад"
Населённый пункт: с.Кослан Удорского района Республики Коми
Наименование материала: статья
Тема: Использование коми народных инструментов в музыкальной образовательной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование коми народных инструментов в музыкальной

образовательной деятельности

Проект «Коми йöз костын ворсанторъяс»

Современные

научные

исследования

свидетельствуют

о

том,

что

развитие

музыкальных

способностей,

формирование

основ

музыкальной

культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на

общее

развитие:

формируется

эмоциональная

сфера,

совершенствуется

мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только

развивая

эмоции,

интересы,

вкусы

ребенка,

можно

приобщить

его

к

музыкальной

культуре,

заложить

ее

основы.

Дошкольный

возраст

чрезвычайно

важен

для

дальнейшего

овладения

музыкальной

культурой.

Если

в

процессе

музыкальной

деятельности

будет

сформировано

музыкально-эстетическое

сознание,

это

не

пройдет

бесследно

для

последующего развития человека, его общего духовного становления.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки,

но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, -

пение,

игра

на

музыкальных

инструментах,

музыкально-ритмические

движения.

Игра на музыкальных инструментах - один из видов детского

исполнительства.

Применение

детских

музыкальных

инструментов

и

игрушек (как во время непосредственной образовательной деятельности, так

и

в

повседневной

жизни)

обогащает

музыкальные

впечатления

дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в

раннем возрасте. Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в

музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы,

доступные и интересные для детей раннего возраста. Первые музыкальные

впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме.

Как познакомить детей с коми народными инструментами так, чтобы они

не

заскучали?

Чтобы

научились

различать

инструменты

по

тембру,

не

путались

во

множестве

их

довольно

таки

сложных

названий

и

групп?

(Приложение 1)

К сожалению, показать и услышать звучание коми музыкальных

инструментов вживую довольно проблематично. Так возникла идея создания

и реализации проекта, в котором дети в игровой форме знакомились бы с

коми музыкальными инструментами. Прежде всего, захотелось, чтобы дети

увидели

инструменты

в

необычной,

сказочной

обстановке.

Я

решила

использовать сказки, легенды и предания о коми музыкальных инструментах,

фотографии

коми

музыкальных

инструментов,

аудиозаписи

со

звучанием

инструментов, а также видеоролики. Продолжительность роликов небольшая,

от 1 до 4 минут. Это позволяет даже детям-дошкольникам сконцентрировать

внимание и не утомляет их.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и

необходимость ознакомление детей с коми музыкальными инструментами,

формирование

у

детей

тембрового

слуха,

и

с

другой

отсутствие

целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта

«Коми йöз костын ворсанторъяс»

Цель проекта: сформировать у детей представления о коми музыкальных

инструментах, используя ИКТ технологии, и умение играть на них.

Задачи проекта:

развивать тембровый слух и общие музыкальные знания детей;

учить

по

слуху

и

зрительно

различать

основные

группы

коми

музыкальных инструментов и называть их;

дать представление о свойствах и об основных особенностях строения

инструментов, звукоизвлечении и приемах игры;

провести цикл занятий и мероприятий по данной теме;

прививать любовь к своей культуре, истории коми народа;

подготовить совместными усилиями детей и родителей самодельные

музыкальные игрушки;

систематизировать литературный и иллюстрированный материал по

теме «Коми йöз костын ворсанторъяс».

Ресурсное обеспечение можно представить таким образом:

1) основной

фонд :

составляют

подлинные

коми

музыкальные

инструменты.

2) вспомогательный фонд:

сказки, легенды о коми музыкальных инструментах (Приложение 2);

иллюстрации

и

фотографии

с

изображением

музыкальных

инструментов (приложение 3 и 4);

фотографии с изображением игры на коми музыкальных инструментах

(Приложение 5);

аудиозаписи со звучанием инструментов (Приложение 6);

видео-сюжеты игры на коми музыкальных инструментах;

мультимедийные презентации «Коми народные инструменты»;

картотека

дидактических

игр

(«Четвёртый

лишний»,

«Музыкальное

лото»), песенный репертуар о музыкальных инструментах;

раскраски с изображением музыкальных инструментов;

мультимедийная система и музыкальный центр;

Участниками проекта

являются

дети

среднего

и

старшего

дошкольного

возраста,

воспитатели,

музыкальный

руководитель,

родители.

В

рамках

проекта

используются

разнообразные формы сотрудни-

чества с родителями:

проведения

досугов

(совместные

развлечения,

праздники,

семейные

концерты);

участие в конкурсах, выставках;

«аналитическое» сотрудничество (дни открытых дверей);

«спонсорское»

сотрудничество

(приобретение

и

изготовление

инструментов).

Проект «Коми йöз костын ворсанторъяс» - долгосрочный, рассчитанный

на 2-3 учебных года.

Тип проекта: по количеству детей: коллективный

Новизной проекта является знакомство с инструментами коми народа, что

позволяет

детям

почувствовать

и

передать

при

игре

на

ДМИ

колорит

народных мелодий.

Гипотеза: знакомство детей с разными группами коми музыкальных

инструментов и их звучанием позволит расширить музыкальный кругозор,

знания

об

истории

создания

инструментов,

их

тембра,

умение

классифицировать по группам, приобщить к народной музыке и повысить

качество

воспитательно-образовательного

процесса

в

ДОУ,

проявление

у

родителей интереса к созданию инструментов своими руками

Практическая значимость проекта: Разработанные мною методические

издания могут использоваться в практике работы современных дошкольных

образовательных учреждений с детьми старшего дошкольного возраста при

знакомстве

с

коми

музыкальными

инструментами,

а

также

групп,

реализующих технологию языкового погружения.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

- Изучение методической литературы.

- Подбор информации по теме.

- Разработка плана реализации проекта.

- Организация специальной предметно – развивающей среды.

- Изготовление и подбор ресурсного обеспечения.

- Издание методических пособий (Серия «Педагогическая копилка»)

2 этап – практический (реализация намеченных планов)

Проект

отличается

творческим

подходом

к

развитию

музыкальных

с п о с о б н о с т е й

д е т е й

д о ш ко л ь н о го

в о з р а с т а ,

у ч и т ы в а е т

и х

психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:

личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, его музы-

кальным возможностям и способностям;

учета индивидуальных особенностей детей в ходе познавательно –

развивающей деятельности;

системного

подхода

в

организации

образовательной

деятельности

с

детьми дошкольного возраста;

интеграции

разных

видов

художественно-творческой

деятельности

воспитанников;

ориентации на творческое осмысление музыки и музыкальной дея-

тельности детьми дошкольного возраста, творческое самовыражение.

Система работы отражена в содержании деятельности по реализации

проекта:

перспективное планирование (Приложение 7);

сборник сказок и легенд о коми музыкальных инструментах на коми

языке,

разнообразные

методы

и

формы

организации

музыкальной

деятельности,

приёмы

обучения:

наглядный

(рассматривание

экспозиций,

иллюстраций,

фотографий,

показ

мультимедийных

слайдов),

словесный

(описания,

объяснения,

указания,

беседы,

вопросы,

рассказы,

стихи

и

тексты,

побуждающие

к

практической

деятельности),

разнообразие

приемов

организации

слушательской,

музыкально-исполнительской и музыкально-творческой деятельности

дошкольников;

комплексы музыкально-дидактических игр;

Технология проекта предполагает не только качество и количество

полученной

информации

в

ходе

знакомства

с

инструментами,

но

и

пробуждения творческой активности у детей – желания импровизировать на

музыкальных

инструментах,

создавать

музыку

самим.

Поэтому

образовательная

роль

значительна:

это

не

только

рассматривание

музыкальных инструментов, но и занимательные рассказы об истории их

происхождения

на

коми

языке;

игра

на

музыкальных

инструментах

индивидуально и в ансамбле; проведение разнообразных развивающих и

ма л о п од в и ж н ы х

и г р

( и г р ы - р а звл еч е н и я ,

и г р ы - п у т е ш е с т в и я ,

интеллектуально-творческие

игры,

игры

по

сюжету

литературных

произведений). Для того, чтобы у детей на долго сохранилась память о том

или

ином

музыкальном

инструменте,

можно

изготовить

музыкальный

инструмент своими руками вместе с воспитателем или с родителями.

В возрасте 5-6 лет в детях творческая жилка буквально бьет ключом, но

при этом уже намного более дисциплинирована, нежели год-другой назад.

Творить и производить шум — насущная потребность дошкольника. То есть

самое время

перейти от

слушания

к воспроизведению.

Предлагаю

в

старшей

группе,

т.е.

на

второй

год

реализации

проекта

организовать

музыкальный шумовой оркестр. Это достаточно шумное мероприятие, для

которого

потребуется

и

фоновая

музыка,

которая

создаст

необходимый

настрой,

задаст

ритм.

Подойдут

и

инструменты,

сделанные

детьми

с

родителями и воспитателями. Не менее увлекателен и процесс изготовления

инструментов.

Пригодятся

банки,

стеклянные

и

пластиковые

бутылки

с

горохом, фасолью, гречкой, бубны, ложки, расческа, даже счеты. Подойдет

все,

с

помощью

чего

можно

извлечь

хоть

какой-то

звук.

Поставив

музыкальное

произведение,

слушаем

его,

вникаем,

создаем

настроение.

После

этого

пытаемся

дополнить

звучание

своими

силами.

Лучше

попробовать все инструменты, потом раздавать предпочтения. Возможно,

сначала у малыша не получится никакой мелодии. Если он просто бьет

инструментами,

не

нужно

перебивать

действо.

Это

отличный

способ

избавиться от негативных эмоций, разрядиться. В следующий раз начнется

процесс синтеза, созидания. Занятие будет более эффективным, если в нем

примут участие двое-трое детей. Работа усложняется, но увеличивается и

количество решаемых задач. Придется научиться слушать друг друга. Для

педагога же это возможность оценить эмоциональное состояние ребёнка и

дать ему возможность импровизации. В этом возрасте продолжаем расширять

репертуар музыкальных произведений, которые можно предложить ребенку

для

прослушивания.

Подбирать

музыкальные

произведения

нужно

соответственно настроению малыша.

Работая над несложными песенками, мы формируем у детей навыки

игры в ансамбле, приучаем слушать себя и других. Таким образом проводя

планомерную работу над развитием музыкального слуха в течение всего

времени пребывания их в детском саду, мы сможем подойти к главному

этапу нашей работы - созданию оркестра и сознательному разучиванию в

нем

простейших

мелодий

на

музыкальных

инструментах.

Создание

оркестра

дошкольников

очень

сложное

дело,

но

весьма

нужное

и

необходимое.

Восприятие мира маленьким ребёнком во многом сродни тому, как его

воспринимал древний человек. Поэтому знакомить малыша с культурными

реалиями

можно,

моделируя

их

возникновения.

Такой

подход

позволяет

ребёнку пережить участие в создании, творении культуры и впоследствии

облегчает

её

понимание

и

присвоение.

Это

и

подтолкнуло

известного

композитора и педагога Карла Орфа в начале ХХ века ввести в систему

музыкального

воспитания

«

уроки»

создания

самодельных

музыкальных

инструментов».

Сегодня

многие

педагоги

России

по

крупицам

собирают

опыт работы Карла Орфа, в которой он использует не только классические

композиции, но и элементарную музыку - это игра со звуками окружающего

мира

и

природы

(что

касается

и

коми

музыкальных

инструментов).

Разнообразие звуков, тембров, красок понимается как окружающий ребёнка

«звуковой космос», из которого и рождается музыка.

Удивительный мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие

разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться её

услышать. Ошибочное мнение, что вся музыка сосредоточилась только в

фортепиано или в симфоническом оркестре. На самом деле это не так –

фантазия

и

воображение

могут

вдохнуть

красочную

жизнь

в

обычные

бытовые

звуки.

«Марш

деревянных

кубиков»,

«Полька

цветных

карандашей»- такие пьесы увлекают не только малышей, ну и взрослых.

Сам

педагогический

процесс

«омузыкаливания»

бытовых

шумов

(звон,

шуршание, стук, шорох) основан на стремлении ребёнка самостоятельно

о р г а н и з о в а т ь

з ву к и ,

п р е в р а щ а я

и х

т е м

с а м ы м

в

м у з ы к у.

Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из

самодельных

музыкальных

инструментов,

который

позволяет

сочетать

метроритмические и мелодические инструменты.

У ребёнка развивается большой интерес к миру звуков, в том числе и

прикладной.

Ведь

именно

самодельные

музыкальные

инструменты

будят

творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.

И для родителей, и для педагогов характерно общее стремление – создать

атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье.

Только

в

такой

атмосфере

может

формироваться

полноценная

личность.

Дошкольники очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все, кто

хотя бы раз отважился дать в руки детям незатейливые инструменты. Часто

после такого вдохновенного для детей эксперимента педагог клянётся самому

себе никогда его больше не повторять – взрослые не всегда знают, что делать

с необузданным восторгом детей, вызванным общением с инструментами.

Часто они пробуют бороться с этой замечательной эмоцией, но дети, как

заворожённые,

продолжают

спрашивать:

«А

мы

будем

сегодня

играть

в

оркестре?»

Чтобы появился шумовой оркестр, понадобится много сил и терпения, над

его

созданием.

Конечно,

своими

силами

мы

не

достигнем

желаемого

результата. К нам на помощь придут родители детей, желание которых играть

и участвовать, в создании самодельных шумовых инструментов будет, как я

надеюсь, огромным.

Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и

конструировать

их

вместе

с

родителями,

проста

и

мудра:

детские

музыкальные

инструменты

на

первоначальной

ступени

должны

быть

игрушками в прямом значении этого слова. Музыкальные игрушки, которые

будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.

Техническая

лёгкость

игры

на

шумовых

инструментах,

их

способность

тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают

детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации.

Таким образом, шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от

способностей, участвовать в музицировании.

Нужна лишь фантазия и желание изобретать. Ведь для изготовления

самодельных инструментов подойдёт всё что угодно. Перечислю некоторые

материалы для изготовления самодельных шумовых инструментов, которые

мы

используем

и

будем

использовать

в

нашей

совместной

работе

с

родителями:

б у м а г а

( ц е л л о ф а н ,

п е р г а м е н т,

г а з е т а ,

г о ф р е

и

д р . ) ;

деревянные

кубики,

карандаши,

катушки,

палочки

разной

толщины,

брусочки;

• коробочки из разных материалов (от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);

л е с к а ,

н и т к и

п р о с т ы е

и

ш е р с т я н ы е ,

п р о в о л о к а ,

т к а н ь ;

• природные материалы (жёлуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них,

крупа, камешки, ракушки);

• кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки,

палочки, гайки, кольца и др.);

• металлические банки разных размеров;

• стеклянные бутылки и фужеры;

• пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной

помады, расчёски.

Использование информационно-коммуникативных технологий на

занятиях

музыкой

в

детском

саду

зримо

воплощает

в

жизнь

принцип

наглядности,

дополняет

слуховые

впечатления

и

представления

детей,

активизирует и развивает их эмоциональное восприятие музыки. У меня, как

музыкального

руководителя,

появились

новые

возможности

в

профессиональной деятельности: развитие наглядно-образного и образно-

слухового мышления детей, развитие тембро-динамического слуха (угадай,

какой инструмент звучит, вычлени из нескольких звучащих инструментов те,

которые принадлежат к одной группе), развитие внимания, наблюдательности

(сложи картинку, музыкальное лото),

В приложениях я показала только некоторые формы работы с

использованием ИКТ. Мои воспитанники были активно вовлечены в процесс

обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, так как такая форма

занятий явилась мощным толчком для развития творчества и музыкальных

способностей детей.

3 этап – заключительный (подведение итогов, внесение поправок, обобщение

опыта, транслируемость)

Прогнозируемый результат при реализации проекта:

Знание детьми коми музыкальных инструментов и узнавание их по

звучанию.

Динамика

в

развитии

тонкого

тембрового,

а

через

него

и

звуковысотного слуха.

Передача ритма при помощи музыкальных инструментов.

Владение навыками игры на разных инструментах.

Развитие творческого воображения (передача художественного образа с

помощью музыкального инструмента).

Овладение различными способами получения звука и приобретение

навыков игры на самодельных инструментах – игрушках.

Приобретение детьми трудовых, конструкторских и изобретательских

навыков в процессе изготовления экспериментальных инструментов.

Подбор и применение в самостоятельной деятельности инструментов

для оркестровки песен, сказок.

Игра в оркестре.

Эффективное

и

рациональное

взаимодействие

всех

участников

образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

Эффективное использование предметно – развивающей среды группы и

его пополнение.

4 этап - презентационный.

- Презентация проекта «Коми йöз костын ворсанторъяс»

Дальнейшая организация развивающей среды: пополнение музыкального

уголка: музыкальными инструментами, инструментами, сделанными руками детей,

внесение иллюстраций, альбомов по теме проекта, слушание дисков со звучанием

инструментов, рассказами о их истории создания, видеопрезентации и мультфильмы,

освещающие тему инструментов.

Результат деятельности педагога:

- Систематизация работы по разработанной теме.

- Выпуск учебно – методических пособий.

- Создание аудиодиска со звучание коми музыкальных инструментов (Приложение

6).

Критерии оценки реализации проекта:

- развитие тембрового слуха и общих музыкальных знаний;

- диагностика отношений детей к музыкальному воспитанию (наблюдение)

- показатель удовлетворенности родителей совместной работой (анкетирование,

книга отзывов и предложений)

Заключение

Внедрение данного проекта предполагает, что к концу учебного года у старших

дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю

насыщенность

музыкой

в

продукт

собственного

творчества.

Овладение

элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение

играть в ансамбле и импровизировать на них будут способствовать самостоятельной

деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий.

Список литературы:

1.

В.

Бычков«Основы

художественного

ремесла.

Музыкальные

инструменты».

2.

Д.А. Рытов «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании

детей».

3.

Загоруля Т.А., Мазурик А. М. «Путешествие в мир фольклора», 1999 г

4.

Зацепина

М.Б

«Организация

культурно-досуговой

деятельности

дошкольников. Москва. 2006 г.

5.

Комарова Т.С « Народное искусство в воспитании детей» Москва,

2000

6.

Г. И.Анисимова «100 музыкальных игр для развития дошкольников».

Ярославль, 2005г.

7.

Каплунова И., Новоскольцева И., «Этот удивительный ритм». М., -

2005г

8.

Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста

«Ладушки», И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, С.-Пб., - 2010г.

9.

Роот. З.Я. «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного

возраста: Пособие для музыкальных руководителей». – М., - 2004г.

10.Тютюнникова Э. «Бим, бам, бом». Выпуск 1. Игра звуками. М., - 2003г.

11.Г.И.Попов. Сьыланкывъяс чукöр. Сыктывкар, 1996.

12. Интернет - ресурсы.



В раздел образования