Автор: Яценко Алёна Викторовна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО СДЮСШОР "Спартак"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа спортивно-оздоровительных групп для детей 6-7 лет
Тема: "Физическая подготовка ребенка дошкольного возраста для адаптации к восприятию учебной нагрузки в школе, техническая подготовка к сдаче тестов "Губернаторские состязания"
Раздел: дополнительное образование
Дополнительная образовательная программа
спортивно – оздоровительных групп для
детей 6-7 лет
«Физическая подготовка ребенка дошкольного возраста для
адаптации к восприятию учебной нагрузки в школе, техническая
подготовка к сдаче тестов «Губернаторские состязания».
2018-2019 гг.
Количество часов в неделю – 3
Возраст обучающихся 6-7 лет
Срок реализации программы 1 год
Автор программы:
тренер-преподаватель
МБУ ДО СДЮСШОР «Спартак»
Яценко Алёна Викторовна
г. Нефтеюганск
2019г.
Пояснительная
записка.
Рабочая программа по легкой атлетике для спортивно оздоровительной
группы, составлена в соответствии с Законом
«Об образовании в Российской
Федерации», от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам», законом «О физической культуре и спорту в
РФ», от 04.12.2007г. № 329-ФЗ (с изменениями и дополнениями) и образовательной
программы многолетней подготовки «Детско-юношеской спортивной школы № 2».
Рабочая программа составлена с учетом
нормативно-правовых
документов
в
сфере
физической
культуры
и
спорта,
СанПиН
2.4.4
1251-03.
Приняты
во
внимание
требования
Единой
Всероссийской
спортивной
классификации; правила соревнований по легкой атлетике; Единый календарный
план
соревнований
муниципального,
внутри
школьного
уровней;
обобщение
передового опыта по подготовке легкоатлетов, результатов научных исследований,
возрастных физиологических и психологических индивидуальных особенностей
юных
спортсменов,
личного
опыта.
Данная
рабочая
программа
направлена
на
реализацию Федерального государственного образовательного стандарта общего
образования по внеурочной деятельности с учетом интеграции с образовательными
учреждениями города.
Программа разработана и направлена на физическое развитие детей 6-7 лет,
на овладение начальными техническими навыками выполнения обще – физические
упражнения, численный
состав
занимающихся,
объем
учебно-тренировочной
работы, устанавливаются администрацией в соответствии с нормативно-правовыми
документами, регулирующими деятельность спортивных школ.
В
данной
рабочей
программе
представлены
модель
построения
системы
подготовки
и
планы
построения
тренировочного
процесса,
определена
общая
последовательность изучения программного материала, приемные и контрольно-
переводные нормативы спортивно оздоровительной.
Рабочая
программа
разработана
для
спортивно
оздоровительной
группы
обучения
и
является
одним
из
этапов
многолетней
подготовки
легкоатлетов;
адаптирована
для
обучающихся
6-7
лет
с
учетом
возрастных
особенностей
и
условиями материально-технической базы спортивной школы.
Цель
рабочей
программы: физическая подготовка ребенка дошкольного
возраста для адаптации к восприятию учебной нагрузки в школе, техническая
подготовка к сдаче тестов «Губернаторские состязания».
Задачи рабочей программы:
1.
Оздоровительные.
Укрепления
здоровья,
содействие
нормальному
физическому
развитию
Всестороннее развитие физических качеств
Повышение
сопротивляемости
организма
неблагоприятным
воздействия окружающей среды
Повышение общей работоспособности и привитие гигиенических
навыков
2.
Образовательные.
Формирование жизненно важных умений и навыков
Формирование
необходимых
знаний
в
области
физической
культуры и спорта
3.
Воспитательные.
Формирование у детей интереса и потребности к систематическим
занятиям физическими упражнениями
Формирование эстетической направленности занятий физическими
упражнениями
Предполагаемый результат: ребенок должен знать и уметь:
1.
Овладевать
двигательными
навыками
согласно
возрастных
и
индивидуальных особенностей.
2.
Уметь выполнять технически правильно определенный набор упражнений
легкой атлетики.
3.
Иметь представление о гигиенических требований при занятиях спортом.
4.
Придерживаться здорового образа жизни, участвовать в «Губернаторских
состязаниях» среди МДОУ города.
При поступлении необходимо предоставить заявление о поступлении в
спортивную школу и медицинское заключение врача.
В
спортивно-оздоровительные
группы
зачисляются
лица,
желающие
заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний.
Минимальный возраст при зачислении - 6 лет.
Наполняемость групп в спортивно-оздоровительных группах не менее 15 и не
более 18 человек.
Основными
формами
учебно-тренировочного
процесса
являются:
групповые
учебно-тренировочные
и
теоретические
занятия;
работа
по
индивидуальным планам; медико-восстановительные мероприятия; тестирование и
медицинский контроль; участие в соревнованиях.
Нормативная
часть.
Рабочая
образовательная
программа
спортивно
–
оздоровительной
группы
рассчитана на 1 год обучения охватывает детей старшего дошкольного возраста (6-7
лет).
Объем
программы
составляет
–
98
часов,
рассчитана
на
32
недели,
с
недельной нагрузкой – 3 часа.
Разделы программы:
1.
Теоретическая подготовка.
2.
Общефизическая подготовка.
3.
Специально физическая подготовка.
4.
Восстановительные мероприятия.
5.
Подвижные игры.
6.
Знакомство
с
элементами
и
упражнениями
из
других
видов
спорта
(акробатика, лыжи, спортивные и подвижные игры, знакомство с играми
народов Севера).
7.
Участие в соревнованиях по подвижным играм.
8.
Медицинский контроль и врачебное наблюдение.
Наполняемость учебных групп
и режим учебно-тренировочной работы
Год подго-
товки
Возраст для
зачисления
(лет)
Число
обучающих
ся
в группе
Количество
учебных
часов в
неделю
Требования физической
и спортивной
подготовке на конец
учебного года
Спортивно-оздоровительный этап
СОГ
6-7
15
3
Выполнение
нормативов по ОФП
Учебно – тематический план на 32
недели учебно – тренировочных занятий спортивно –
оздоровительных групп.
№
п/п
Название раздела
образовательной программы
СОГ- 1 год обучения
Всего
часов
теория
практика
1.
Теоретическая подготовка
9
9
2.
Общая физическая подготовка
25
25
3.
Знакомство с элементами и
упражнениями из видов легкой
атлетики
23
23
4.
Подвижные игры
23
23
5.
Знакомство с элементами и
упражнениями из других
видов спорта, с играми
народов Севера.
10
10
6.
Участие в соревнованиях
3
3
7.
Контрольные нормативы
3
3
8
Медицинский контроль и
врачебное – педагогическое
наблюдение
2
2
Итого:
98
9
62
Методическая
часть.
Методическая часть программы включает учебный материал по основным
видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле,
организацию и проведение педагогического и медико-биологического контроля,
практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-
тренировочных занятий.
Учебный
план
В
процессе
подготовки
чрезвычайно
важна
рациональная
система
применения тренировочных и соревновательных нагрузок. Она строится на основе
следующих методических положений:
1.
Увеличение темпов роста нагрузок;
2.
Соответствие
уровня
тренировочных
и
соревновательных
нагрузок
возрастным особенностям и уровню подготовленности юных спортсменов;
3.
Учет закономерностей развития и взаимосвязи различных систем растущего
организма юного спортсмена.
Соотношение средств на виды подготовки
по этапам и годам подготовки.
Спортивно-оздоровительный этап
ОФП
100 %
На
спортивно-оздоровительном
этапе
основное
внимание
спортсмена
и
тренера нацелено на создание фундамента общей физической подготовки. Поэтому
тренировочные
занятия
строятся
на
развитие
физических
качеств,
таких,
как
быстрота,
гибкость,
ловкость,
скоростно-силовые
качества,
выносливость.
Параллельно с этим проводится обучение основам техники видов легкой атлетики и
других видов спорта. При проведении занятий по общефизической подготовке,
изучаем основы специальной подготовки по легкой атлетике.
Учебный план
учебно-тренировочных занятий
Наряду с общей физической подготовкой учебный план для спортивных
школ
должен
предусматривать
и
такие
важные
разделы,
как
теоретическая
подготовка,
контрольно-переводные
испытания,
участие
в
соревнованиях,
восстановительные мероприятия, медицинское обслуживание.
Возрастные
особенности
физического развития.
Группа
СОГ
ИТОГО:
64 часа
Уровень
спортивного
мастерства
ОФП
Возрастной период 6-7 лет характеризуется значительными изменениями в
физическом и моторном развитии ребенка. Главная задача физического воспитания
ребенка
6-7
лет
–
подготовка
к
интенсивному
освоению
новых
сложных
в
техническом
отношении
движений,
развитие
тех
физических
качеств
и
психомоторных способностей, которые в будущем прослужат фундаментом для
овладения сложными по координации движениями. Задача занятий состоит прежде
всего в подготовке физиологической организации ребенка, его мышц и связок,
систем
управления
движениями
и
их
энергетического
обеспечения,
психики
ребенка
к
предстоящему
в
недалеком
будущем
значительному
повышению
физических и умственных нагрузок в связи с подготовкой обучении в школе.
В тренировочном процессе учитываются возрастные особенности развития
организма, в частности такие закономерности, как неодновременность развития
физических качеств и функции организма.
Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, что
приводит
к
быстрому
утомлению,
вместе
с
тем
высокая
возбудимость
и
пластичность
нервной
системы
способствуют
более
быстрому
усвоению
двигательных навыков. Идет активное изменение длины и массы тела: годовой
прирост тела в это время может составить 7-10 см, координационные возможности
ребенка ограничены. Ближе к 8 годам происходит формирование взаимодействия
мышц антагонистов, что повышает координационные возможности детей.
Сенситивные (благоприятные)
периоды
развития
двигательных качеств
Сенситивные периоды у детей имеют значительные индивидуальные колебания,
связанные с наступлением биологической зрелости, методами оценки физических
качеств и другими факторами. Все это требует большой осторожности при выборе
систем тренировок.
Морфофункциональные
показатели, физические
качества
Возраст (лет)
5
6
7
8
Длина тела
Мышечная масса
Быстрота
+
Скоростно-силовые качества
+
+
Сила
Выносливость
(аэробные
возможности)
+
+
+
Ориентационные
способности
+
Анаэробные возможности
+
+
Прыжок
+
Гибкость
+
+
+
Координационные
способности
+
+
+
Равновесие
+
+
+
В
сенситивный
периоды
необходимо
акцентированно
воздействовать
на
развитие соответствующих качеств. Необходимо отслеживать те качества, которые
относятся к категории об «отстающих» качествах, их развитию так же должно
уделяться
внимание.
Ловкость,
быстрота,
динамическая
и
статическая
сила
–
физические
качества
и
функционально
-
двигательные
навыки,
такие
как
координационные
и
ориентационные
склонности,
дифференциация
пространственных характеристик и силовых напряжений, умеренно формируются в
возрасте пяти лет. Также в этот период получают развитие и два главных движения
– прыжок и равновесие.
В возрасте шести лет наблюдается умеренный рост в формировании трех
качеств, таких как гибкость, выносливость и скоростная сила, двух склонностей,
таких как дифференциация пространственных характеристик и ориентационные
способности.
Более
ускоренно
происходит
развитие
следующих
немаловажных
движений: метание, ходьба, движения ногами и руками.
Сенситивные
периоды
способностей
и
рост
двух
способностей
–
дифференциации
силовых
напряжений
и
координационных
способностей
обуславливают седьмой год жизни. Также данный этап характеризуется умеренным
развитием гибкости и ловкости, умеренным развитием таких основных движений,
как бег, ходьба, метание, прыжки, движения ногами и руками.
Сенситивный
период
дошкольного
возраста
также
характеризуется
развитием невербальной памяти, а именно-двигательной, которая играет важную
роль в управлении движениями.
Подбор средств и объем общей физической нагрузки для каждого занятия
зависит от конкретных задач обучения на том или ином этапе и от условий, в
которых проводятся занятия.
Организационно
– методические указания
Режим проведения учебно – тренировочных занятий двухразовый в объеме 2
часа в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Изучение теоретического
материала программы осуществляется в форме беседы 2-5минут.
Учебно-тренировочные
занятия
проводятся
на
спортивной
площадке,
в
спортивном зале.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Физическая культура и спорт в России:
- физическая культура как неотъемлемая часть физического воспитания
подрастающего поколения;
- почетные спортивные звания;
- единая всероссийская спортивная квалификация и ее значения для развития
легкой атлетики;
- место легкой атлетики в общей системе физического воспитания;
- личное и общественное значение занятий физической культурой и спортом;
- легкая атлетика как наиболее доступный для занятий вид спорта, имеющий
прикладное значение.
История развития физического спорта:
- место легкой атлетики в программе древнегреческих и современных
Олимпийских игр;
- История легко спорта
- развитие легкой атлетики в Российской Федерации;
- развитие юношеской легкой атлетики;
- Всероссийские рекорды юношей, девушек и взрослых.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека:
- общее понятие о строении организма человека, взаимодействие органов и систем;
- система кровообращения, нервная система;
- ознакомление с расположением основных мышечных групп, работоспособность
мышц и подвижность в суставах;
- влияние физических упражнений на увеличение мышечной ткани;
- вдыхание и газообмен. Легкие. Значение дыхания для жизнедеятельности
человека. Воздействие физических упражнений на дыхательную систему.
- понятие об утомлении и перетренированности;
- задачи и порядок прохождения медицинского контроля.
Гигиена, закаливание, врачебный контроль, самоконтроль:
- гигиенические требования к местам проведения занятий и соревнований;
- временные ограничения и противопоказания к занятиям легкой атлетикой;
- причины травм и их профилактика;
- использование естественных факторов природы в целях укрепления здоровья и
закаливания организма;
- понятие о тренированности и спортивной форме;
- личная гигиена спортсмена, гигиена в быту;
- врачебный контроль и самоконтроль, значение массажа и самомассажа;
- что нужно знать о тренировке, правильное питание спортсмена;
- оказание первой медицинской помощи при обмороке, растяжение связок, ушибов
и переломов;
- дисциплина и поведение во время занятий и соревнований с целью
предупреждения травматизма и несчастных случаев.
Места занятий, оборудование, инвентарь:
- беговая дорожка на стадионе и кроссовая дистанция;
- оборудование мест для учебно-тренировочных занятий и соревнований;
- инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований;
- места занятий для прыжков и метаний.
Основы техники видов легкой атлетики:
- общая характеристика техники легкоатлетических упражнений;
- индивидуальные особенности выполнения техники движений;
- взаимодействие техники и тактики во время спортивных соревнований;
- качественные показатели техники – эффективность и экономичность движений
легкоатлета.
Методика обучения и тренировка:
- обучение и тренировка, как единый процесс формирования и совершенствования
двигательных навыков, физических и волевых качеств;
- роль учебно-наглядных пособий и технических средств для правильного обучения
и повышения эффективности учебно-тренировочных занятий;
- особенности организаций и планирования учебно-тренировочных занятий с
детьми, подростками и юношами, важность соблюдения режима для достижения
спортивных результатов, определение и исправление ошибок;
- перспективное (многолетнее) планирование, индивидуальный план, дневник;
- разминка, ее значение в учебно-тренировочном занятии и соревновании.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Общая физическая подготовка (ОФП)
Средства и методы ОФП служат укреплению здоровья, развитию сердечно-
сосудистой и дыхательных систем.
Система
занятий
физическими
упражнениями,
которая
способствует
приведению организма к хорошей физической форме.
В основе ОФП может быть любой вид упражнений – гимнастика, аэробика, бег,
игры, плавание. Это не спорт, но ни в одном виде спорта без общей физической
подготовки не обойтись. Она направлена на развитие всех физических качеств –
выносливости, силы, ловкости, гибкости и скорости в их гармоничном сочетании.
Цель: укрепления здоровья, развитие сердечнососудистой системы и опорно-
двигательного
аппарата.
Гармоничное
развитие
растущего
организма,
всестороннее развитие двигательных качеств и координационных способностей.
Задачи ОФП.
Развитие общей выносливости
Укрепление опорно-двигательного аппарата
Развитие координации
Развитие быстроты
Развитие силы
Развитие гибкости
Ожидаемый результат.
Укрепление здоровья.
Противодействие неблагоприятным влияниям на человека условий жизни,
быта и трудовой деятельности.
Обеспечение всестороннего и гармонического развития человека.
Содержание
1.
Для развития общей выносливости.
Чередование ходьбы и бега;
Равномерный бег на местности (до 2 минут);
Пешие прогулки ( до 60минут);
Подвижные игры – «Борьба за мяч, «Третий лишний», «Бездомный заяц»,
«Пятнашки», «Бег с выбиванием», «Удочка», «Эстафеты».
2.
Укрепление опорно-двигательного аппарата:
2.1 Упражнения для мышц плечевого пояса:
Плечевых, локтевых и лучезапястных суставах, стоя на месте и в ходьбе;
Достать одну руку другой за спиной.
Упражнения с сопротивлением в парах;
Упражнения с набивным мячом;
Силовые упражнения с использованием собственного веса;
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа.
2.2 Упражнения для мышц туловища:
Наклоны вперед, назад, в стороны;
Повороты и вращения туловища из различных исходных положений;
Подъем туловища и ног из различных исходных положений.
Упражнения на гибкость в парах
Вращательные движения.
2.3 Упражнения для мышц ног:
В положении стоя с опорой руками – поочередные размахивания прямой и
согнутой ногой, вперед, назад, в стороны, круговые движения;
Выпады вперед, в стороны с пружинистыми покачиваниями;
Переходы из положения, стоя в полуприсяде, глубокий приседе обратно – на
одной и двух ногах в разном темпе и с остановкой;
Пружинящие
движения,
подскоком
и
выпрыгиванием
–
в
полуприсяде,
прыжком на двух ногах и одной ноге на месте и в движении.
2.4 Упражнения для развития прыгучести.
Выпрыгивание вверх с двух ног до касания предмета рукой;
Выпрыгивание вверх с подтягиванием коленей к груди;
«лягушка»
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед , перепрыгивание через
предметы (в изменении высоты предмета, расстояния между предметами);
Прыжки в длину с места с приземлением на гимнастический мат.
3.
Для улучшения ловкости и координации движений:
Бег из различных исходных положений;
Бег с изменением направления;
Бег по команде с остановками, с выполнением задания;
Бег под различные сигнальные команды (хлопок, свисток и т.д)
Ускорения на различных отрезках
Акробатические упражнения.
Специальная физическая подготовка (СФП)
СФП
-
это
процесс
воспитания
физических
качеств,
обеспечивающих
развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной
спортивной дисциплины или вида трудовой деятельности.
Специальная
физическая
подготовка характеризуется
уровнем
развития
физических
способностей,
возможностей
органов
и
функциональных
систем,
непосредственно
определяющих
достижения;
в
избранном
виде
спорта.
Основными
средствами
специальной
физической
подготовки
являются
соревновательные упражнения: и специально подготовительные упражнения.
Физическая
подготовленность
спортсмена
тесно
связана
с
его
спортивной
специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный
результат
определяется,
прежде
всего,
скоростно-силовыми
возможностями,
уровнем
развития
анаэробной
производительности;
в
других
—
аэробной
производительностью,
выносливостью
к
длительной
работе;
в
третьих
—
скоростно-силовыми
и
координационными
способностями;
в
четвертых
—
равномерным развитием различных физических качеств.
Цель
СФП – содействие в использование средств специальной физической
подготовки
для
развития
физических
качеств,
двигательных
навыков
и
функциональных возможностей организма на рост спортивных достижений.
Задачи СФП
Овладение двигательными навыками
Обучение специальным физическим упражнениям
Развитие технического мастерства
Ожидаемый результат:
Ребенок умеет выполнять специальные физические упражнения
Владеет двигательными навыками
Самостоятельно выполняет физические упражнения
На первом этапе предусматривается развитие хорошей базы выносливости. Только
достаточно развив выносливость, можно переходить к работе над скоростной
выносливостью и другим качествам.
1. Для развития силы в сочетании с быстротой:
Прыжки на двух ногах с места – одинарный;
Прыжки с ноги на ногу;
Подвижные игры «Чехарда парами», «Бой петуха», «Тачка».
2.Для развития быстроты реакции:
Старты
из
разных
исходных
положений
(сидя,
стоя,
лежа,
шагом)
с
дальнейшим пробеганием 10-20м;
Бег в облегченных условиях до 30 м;
Бег в усложненных условиях до 30 м;
Подвижные игры «Пятнашки», «Борьба за флажки», «Разбегайся».
Бег по кругу диаметром 10-15 м.
Бег является простым и естественным движением, поэтому дети осваивают это
упражнения раньше, чем приходят в ДЮСШ.
На учебно-тренировочных занятиях учащиеся обучаются:
1.
Техника высокого старта:
Старты во время ходьбы в наклоне, выполняемые по сигналу (голос, свисток,
хлопок);
Высокий старт из положения стоя, выставив вперед «сильнейшую» ногу.
2.
Основам правильной технике бега:
Бег по узкой дорожке шириной 20-25 см;
Бег по прямой линии шириной 5 см;
3.
Техника движения рук:
В основной стойке или выставив одну ногу вперед, руки согнуты как при
беге, беговые движения руками.
Подвижные игры
Специфика подвижных игр
В онтогенезе первым видом деятельности, в который включается ребенок,
является игра как ведущая деятельность, определяющая его социальное развитие
после трех лет. Нет в мире детей, которые бы не играли. Игра для них- жизненная
потребность, средство всестороннего развития.
Игра – особый вид деятельности. Она является выражением определенного
отношения личности к окружающей действительности.
Активные движения. Обусловленные содержанием игры, вызывают у детей
положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.
В шестилетнем возрасте происходят существенные изменения в развитии
двигательных качеств. Дети могут выполнять движения в различном темпе, с
разной
амплитудой,
демонстрируя
хорошие
скоростно-силовые
способности
и
выносливость. Наиболее эффективно в данном возрасте развивать двигательные
качества
–
быстроту
и
гибкость.
С
возрастом
у
ребенка
увеличивается
объем
двигательных умений. Нужно выбирать игры, богатые новыми движениями, это
дает детям возможность творчески участвовать в играх, проявлять инициативу.
Именно
в
силу
пластичной
нервной
системы
хорошо
усваивается
техника
оздоровительных
движений,
их
координации.
Ребенок
учится
действовать
экономно, проявляя необходимую в конкретных условиях быстроту, гибкость, силу,
выносливость, ловкость.
Развитие
двигательных
качеств
одна
из
важных
сторон
физического
воспитания
дошкольника.
Уровень
общей
физической
подготовленности
детей
определяется тем, как развиты у них основные двигательные качества: быстрота,
гибкость, выносливость, сила, ловкость.
Повышение эффективности подвижных игр осуществляется в следующих
направлениях:
усложнение
содержания
игр,
разнообразных
эстафет,
разумное
повышение
физической
нагрузки
на
организм
ребенка
в
игре,
усиление
воспитательной роли подвижных игр.
Подвижные игры воспитывают различные физические качества:
1.
Быстрота, ловкость, координация – «Перемена мест», «Караси и щука»,
«Гуси лебеди», «Шишки, желуди, орехи», «Салки», «Хвостики», «Метко в
цель», «Семья», «Коршун и наседка», «Зайцы и морковка», «Догони мяч»,
«Иголка и нитка», «Зайцы, сторож и жучка», «Веревочка» и т.д.
2.
Внимание –
«У
ребят
порядок
строгий»,
«К
своим
флажкам»,
«Бусы»,
«Семья», «Запрещенное движение», «Фигуры», «Стоп, хлоп, раз», «Море,
берег, парус», «Шишки, желуди, орехи», «Воробьи и вороны», «Солнце,
ветер и лужа» и т.д.
3.
Сила – «Кто дальше бросит?», «Прыжки по полоскам», «Лягушки и цапля»,
«Волк во рву», «Не попадись», «Рыбак и удочка», «Поймай лягушку!»,
«Коршун
и
наседка»,
«Паровоз»,
«Перетягивание
каната»,
«Посадка
картошки», «Петушиный бой», «Челнок» и т.д.
4.
Выносливость –
«Белые
медведи»,
«Колдуны»,
«Рыбак
и
удочка»,
«Хвостики», «Невод», «Поймай лягушку!», «Очисти свой огород» и т.д.
Воспитательная работа
Одной из основных задач учреждений дополнительного образования детей
является обеспечение необходимых условий для личностного развития.
Воспитание
-
это
целенаправленное
формирование
отношений
к
системе
наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирования у
ребенка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в
границах
достойной
жизни.
Высокий
профессионализм
педагога
позволяет
инициировать самостоятельные размышления о том, что есть жизнь достойная
Человека.
На протяжении спортивной подготовки занимающихся тренер-преподаватель
решает задачу формирования личностных качеств, которые включает: воспитание
патриотизма; воспитание нравственных качеств (честность, доброжелательность,
терпимость, коллективизм, дисциплинированность, выдержка и самообладание) в
сочетании
с
волевыми
(настойчивость,
смелость,
упорство,
терпеливость);
эстетическое
воспитание
(чувство
прекрасного,
аккуратность,
воспитание
трудолюбия).
Воспитательная работа проводится в соответствии с планом, утвержденным
директором
школы;
в
процессе
учебно-тренировочных
занятий,
соревнований,
оздоровительно-туристических мероприятий, учебы в школе, а также в свободное
от занятий время.
Воспитательные средства:
•
личный пример и педагогическое мастерство тренера;
•
высокая организация учебно-тренировочного процесса;
•
атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
•
дружный коллектив;
•
система морального стимулирования;
•
наставничество опытных спортсменов.
Основные воспитательные мероприятия:
•
соревновательная деятельность учащихся и ее анализ;
•
регулярное
подведение
итогов
учебной
и
спортивной
деятельности
учащихся;
Психологическая подготовка
В
основе
психологической
подготовки
лежат,
с
одной
стороны,
психологические особенности вида спорта, с другой - психические особенности
спортсмена. Чем больше соответствия
между тем и другим, тем скорее можно
ожидать от спортсмена высоких результатов.
В психологической подготовке можно выделить:
базовую психологическую подготовку;
психологическую подготовку к тренировкам (тренировочную);
психологическую подготовку к соревнованиям (соревновательную, которая, в
свою
очередь,
подразделяется
на
предсоревновательную
и
постсоревновательную).
Базовая психологическая подготовка включает:
развитие
важных
психических
функций
и
качеств
-
внимания,
представлений, ощущений, мышления, памяти, воображения;
развитие
профессионально
важных
способностей
-
координации,
музыкальности,
эмоциональности,
а
также
способности
к
самоанализу,
самокритичности, требовательности к себе;
формирование значимых морально-нравственных и волевых качеств (любви
к виду спорта, целеустремленности, инициативности);
психологическое образование (формирование системы специальных знаний
о
психике
человека,
психических
состояниях,
методах
формирования
нужного состояния и способа преодоления неблагоприятных состояний);
формирование
умения
регулировать
психологическое
со стояние,
сосредоточиваться
перед
выступлением,
мобилизовать
силы
во
время
выступления, противостоять неблагоприятным воздействиям.
Успех
соревновательной
деятельности
во
многом
зависит
от
качества
предшествующего
тренировочного
процесса,
который
порой
выражается
в
монотонной и продолжительной работе.
Психологическая
подготовка
к
соревнованиям
начинается
задолго
до
соревнований,
опирается
на
базовую
подготовку
и
должна
решать
следующие
задачи:
формирование значимых мотивов соревновательной деятельности;
овладение методикой формирования состояния ситуационной, актуальной
готовности к соревнованиям, уверенности в себе, в своих силах;
разработку индивидуального комплекса настраивающих и мобилизующих
мероприятий;
совершенствование методики саморегуляции психических состояний;
формирование эмоциональной устойчивости к соревновательному стрессу;
отработку индивидуальной системы психорегулирующих мероприятий;
сохранение
нервно-психической
устойчиво сти,
п роф и ла кти ку
перенапряжений.
Ввиду
объемности
задач
психологической
подготовки
целесообразно
специально планировать их решение, опираясь на общепринятое деление годичного
цикла на периоды, этапы и мезоциклы. Ниже приводится примерный план-схема
психологической подготовки в годичном цикле тренировки.
Контрольно-переводные испытания
В основу проверки состояния уровня физического состояния детей в МБОУ
ДОД «ДЮСШ №2»
используется
«Дополнительная образовательная программа
спортивно-оздоровительных групп для детей 6-7 лет. Эта программа получила
положительную оценку экспертного совета Департамента образования, приказ №
82 от 02.02.2007 г.
В этой программе используется комплексы и подобранные подвижные игры на
развитие двигательных качеств у обучающихся. Комплексный контроль позволяет
объективно оценить их физическую подготовленность .
Цель: определение исходного уровня физических воздействий.
Приём контрольных нормативов проводится дважды в год (осенью и весной).
Для определения уровня общей физической подготовки применяются тесты.
Разработаны
спортивно-оздоровительные
комплексы
с
учетом
индивидуальной подготовленности каждого ребенка.
- Расширен набор подводящих упражнений с элементами легкой атлетики для
обучения контрольным тестам,
- Увеличен набор подвижных игр для развития быстроты и выносливости,
- Разработан и описан комплекс упражнений для развития гибкости,
-
Разработаны
и
описаны
комплексы
упражнений
для
развития
координации
движений
(дополнительно
два
комплекса
–
в
одном
подобраны
прыжковые
упражнения, другой направлен на развитие координации посредством игровых
сюжетов).
На этот год поставлены следующие задачи:
1.Всесстороннее развитие физических качеств.
2. Повышение общей работоспособности посредством развития выносливости.
3. Введение комплексов для развития координационных способностей в игровые
ситуации.
4. Применение комплекса суставной гимнастики для развития гибкости.
5. Воспитание у ребенка потребности в осмысленном выполнении упражнений.
6. Формирование у детей интереса и потребности к систематическим занятиям
физической культуры.
Предполагаемый результат:
1.
Увеличение
результата
в
тесте
на
гибкость
на
1-2
сантиметра
за
счет
развития гибкости в суставах.
2.
Улучшения результата в челночном беге 3х10 метров за счет введения в
игровые
ситуации
координационных
элементов
на
четкость
движения,
восприятия звукового сигнала, точность остановок.
3.
Улучшение координационных способностей за счет применения комплекса
на развитие прыжковой координации (динамика координационного теста).
Физическая
подготовленность
проверяется
по
основным
тестам:
скоростным,
скоростно-силовым,
координации,
гибкости,
выносливости,
силы.
После обследования анализируется показатели каждого ребенка и сопоставляются с
нормативными данными.
Тесты
по
физической
подготовленности
позволяют
определить
физические
качества (быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость), сформированность
двигательных умений и навыков. Предлагается определенный перечень тестов.
1.
Тест на определение скоростных качеств:
Скорость
- это
величина
характеризующая
быстроту
перемещения
и
направление движения
Быстрота – способность выполнять двигательные действия в минимальный
срок.
Быстрота
определяется
скоростью
реакции
на
сигнал
и
частотой
многократно
повторяющихся действий.
Цель: определить скоростные качества в беге на 30 метров с высокого
старта.
Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде «На
старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По
команде «Внимание!» наклоняются вперед и по команде «Марш!» бегут к линии
финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.
2.
Тест на определение координационных способностей:
Координация
движений
показывает
возможность
управления,
сознательного
контроля за двигательным образцом и свои движением.
Цель: определить способность быстро и точно перестраивать свои действия
в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге
3*10 метров.
Методика: в забеге могут принимать участие один или два участника. Перед
началом забега на линии старта для каждого участника кладут два кубика. По
команде «На старт!» участники выходят к линии старта. По команде «Марш!» берут
один кубик, бегут к финишу, кладут кубик на линию финиша, возвращаются назад,
берут
второй
кубик,
переносят
его
на
линию
финиша.
По
касанию
кубиком
финишной линии фиксируется время забега.
3.
Тест на определение выносливости:
Выносливость
–
способность
противостоять
утомлению,
и
какой
-
либо
деятельности.
Выносливость –
определяется
функциональной
устойчивостью
нервных
центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.
Цель: определить выносливость в непрерывном беге на 300 метров у детей
дошкольного возраста.
Методика: бег можно выполнять как в спортивном зале, так и на стадионе. В
забеге
одновременно
участвуют
6-8
человек.
Применяются
две
команды»
«На
старт!»,
«Марш!».
При
пересечении
ребенком
финишной
линии
фиксируется
время.
4.
Тест на определение скоростно-силовых качеств:
Скоростно-силовые
способности
являются
соединением
силовых
и
скоростных способностей. В основе лежит функциональные свойства мышечной и
других
систем,
позволяющие
совершать
действия.
В
которых
наряду
со
значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.
Цель: определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.
Методика: ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая
интенсивный взмах руками и прыгает на максимальное расстояние вперед. При
приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до
пятки сзади стоящей ноги. Дается три попытки. Записывается лучший результат.
5.
Тест на определение гибкости:
Гибкость – морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата,
определяющие
степень
подвижности
его
звеньев.
Гибкость
характеризует
эластичность мышц и связок.
Цель: определить гибкость из положения, сидя, ноги врозь на ширине 30 см.
Методика: наклон вперед из положения, сидя на полу: на полу мелом наносится
линия А-Б, а от ее середины, перпендикулярная линия, которую размечают через 1
см. ребенок садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. расстояние между
пятками - 20-30 см., ступни вертикальны. Выполнятся три разминочных наклона, и
затем четвертый, зачетный. Результат определяют по касанию цифровой отметки
кончиками пальцев соединенных рук. Если ребенок не дотягивается до нулевой
отметки, то результат засчитывается со знаком мину. Во время выполнения данного
теста можно использовать игровой момент «Достань игрушку».
6.
Тест на определение силовых способностей:
Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять
ему за счет мышечных усилий.
Цель: определить силу в подтягивание на перекладине из виса хватом сверху,
лежа на подвесной перекладине (до 80 см).
Методика:
По
команде
«Начинай!»
производят
подтягивание
до
уровня
подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При
выгибание тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Количество
правильных выполнений идет в зачет.
Средства легкой атлетики являются великолепным, всесторонне развивающим
фактором, т.к. с их помощью влиять на развитие всех физических качеств, на
многие функции организма. Кроме того, легкоатлетические упражнения легко
поддаются точной дозировке нагрузки.
Медицинское обследование
Контроль
состояния
здоровья
юного
спортсмена
осуществляется
врачом
дошкольного
учреждения,
врачебно-педагогическое
наблюдение
осуществляется
фельдшером спортивной школы.
Цель:
определения
пригодности
для
выполнения
поручаемой
работы
и
предупреждения профессиональных заболеваний и спортивного травматизма.
Задачи:
Определения
состояния
здоровья
и
уровня
функционального
состояния
юных спортсменов для занятий легкой атлетикой.
Ожидаемый результат:
отсутствие противопоказаний к занятиям спортом.
Применение современных технологий физиотерапевтического воздействия в
восстановлении спортсменов
Литература:
1. Лёгкая атлетика. Прыжки: примерная программа спортивной подготовки для
ДЮСШ, СДЮСШОР и школ высшего спортивного мастерства.- М.: Советский
спорт, 2005г., 104 с.
2. Лёгкая атлетика: бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба,:
Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР и школ
высшего спортивного мастерства.- М.: Советский спорт, 2007г., 108 с.
3. Лёгкая атлетика: учебная программа для ДЮСШ, ДЮСШОР и школ высшего
спортивного мастерства. Ленцев Н.И.-Москва,1977г., 224 с.
4. Легкая атлетика: Учебн. для ин-тов физ. культ. /под ред. Н.Г. Озолина, В.И.
Воронкина, Ю.Н. Примакова. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: ФиС, 1989, 671 с.
5. Селуянов В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции. - М.:
Спортакадемпресс, 2001, 103 с.
6. Ивочкин В. В. «Структура тренировочных нагрузок на этапе начальной
спортивной специализации у юных бегунов на средние дистанции.» Москва
1986, 181 с.
7. «Бег на средние и длинные дистанции» / Травин Ю.Г. и др.-М.: Советский спорт,
2004 г.-108с
8. Организационно-методические основы многолетней подготовки
легкоатлетов:Алабин В.Г. Учебное пособие –Челябинск 1977.
9. Азбука тренировки легкоатлета – Вацула И. Минск. Полымя 1986 55-57стр.
10. Восстановительные процессы в спорте. – М. Физкультура и спорт, 1983.
11. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.- М.: Физкультура и
спорт, 1980.
Содержание:
Пояснительная записка
Нормативная часть
Методическая часть
Организационно-методические указания
Теоретическая подготовка
Практическая подготовка
Воспитательная работа
Психологическая подготовка
Контрольно-переводные испытания
Медицинское обследование
Литература