Напоминание

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка в рамках ФГОС


Автор: Закирова Надежда Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ"
Населённый пункт: с. Лопатино, муниципальный район Волжский, Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка в рамках ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Закирова Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Лопатино Волжского района Самарской области
Гражданско – патриотическое воспитание

на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС
«Я не вижу предмета, который не давал бы возможности развивать любовь к Родине, воспитывать лучшие гражданские чувства в молодёжи». Паустовский К.Г. В условиях модернизации российского образования одной из важнейших задач является формирование гражданина, умеющего жить в современных условиях, быть «образованным, нравственным человеком, который может самостоятельно принимать ответственные решения, … обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны». Данная мысль подчёркивается в законе РФ «Об образовании». Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является гражданско - патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза, происшедшие в России изменения, вызванные переходом из одной экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся системы гражданско - патриотического воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность. Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны образовательные учреждения, т. к. детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Эти чувства формируются у подрастающего поколения радио, телевидением, печатью, немалое влияние на воспитание патриотических чувств своих детей
оказывают родители. Но особая роль принадлежит школе, которая проводит работу по гражданско – патриотическому воспитанию с 1 по 11 класс. Каждый учебный предмет должен внести свой вклад в дело воспитания патриотических чувств и гражданственности учащегося. Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке» и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Любовь к родному языку – одно из проявлений патриотизма. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово». Поэтому огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы. Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе, однако объём работы различен и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Так, если на первом уроке в 5 классе мы говорим о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, то в 9 классе это разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков – политических, научных, культурно-исторических, лингвистических. Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?
Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 кл.) – Родная сторона – мать, чужая – мачеха; Родина – мать, умей за неё постоять; «Прилагательные полные и краткие» (5 кл.) – Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; «Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.) – Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д. Обучая детей языку, их нужно учить речи. Анализ различных текстов позволяет учащимся осознать жизнедеятельность языка. Интуитивное впитывание языковой нормы через короткие (в несколько строк) тексты о родине (с чего начинается Родина, “малая родина”, бескрайность Родины) позволяет учащимся в дальнейшем свободно овладеть словами, конструкциями речи, необходимыми в высказываниях, связанных с общественной тематикой. Разнообразный дидактический материал учебника русского языка можно дополнять подобранными текстами из художественной литературы. На уроках развития речи следует уделять внимание формированию основных коммуникативных умений, учить строить высказывание на определенную тему, подчинять его основной мысли, планировать высказывание, собирать необходимый материал, отбирать наиболее уместные лексико-грамматические средства. Для воспитания бережного и внимательного отношения к слову нужно использовать высокохудожественные тексты. Анализируя стихи русских поэтов о родном крае, учащиеся отвечают на вопрос: какие художественно-изобразительные средства языка используют авторы, мысленно представляют нарисованные в них картины. Систематически проводимый анализ текста вырабатывает у школьников навык быстрого и правильного восприятия информации, глубокого понимания содержания. А это способствует формированию умения составлять собственный текст. Учащиеся составляют текст по данному началу (например, «Я люблю свою улицу, свою школу, свой район, своё село…»). Итогом работы является проведение изложений, сочинений на темы общественно- гражданского характера: “Высшее счастье - жить среди людей и быть им нужным”, “Родина моя”, “Награды в нашем доме”. Дети должны осознать, что уважение к родному языку проявляется в умелом обращении с ним: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре человека, одним из аспектов которой является культура речевая. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех
разделах учебника русского языка: Как могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте предложения с разными обращениями; Составьте побудительные предложения со словами “Будьте добры”, “Будьте любезны” ; Спишите, устраняя неоправданное повторение выделенного слова; Укажите ошибки в употреблении местоимений; Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных и т.д. Русский язык неисчерпаемо богат и разнообразен, он дает возможность выразить наши чувства, переживания, настроения, впечатления. Но чтобы наиболее полно донести до собеседника то, что хотелось, надо знать возможности языка и уметь пользоваться его богатейшими средствами. Обращаясь к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор, мы показываем, какой удивительный поэтический образ Родины, природы можно создать, владея средствами родного языка. В упражнениях учебников много текстов - описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений “Любимый уголок природы”, “Село моё родное”, “Улица моего детства” и др. Воспитание любви к языку, природе, Родине – все сливается воедино… Любовь к родной природе – одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. В упражнениях учебников много текстов – описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений «Любимый уголок природы», «Мой село», «Улица моего детства» и др. Одно из эффективных средств воспитания любви к русскому языку на уроках - это работа со словарями. Первейшая забота словесника - преподавать язык, добиваясь от учащихся не только знания фактов, его богатств, но и понимания его сказочной способности к универсальному выражению человеческого сознания, полноты чувств и стремлений, понимания многовекового народного опыта, сохраняемого языком и открытого каждому, кто настойчив в его изучении. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «патриот, гражданин, гражданственность, патриотизм». Чем различается материал
словарных статей? Напишите рассуждение на тему «Что значит – быть патриотом, настоящим гражданином своей страны». Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова? Дети должны понимать, что необходимо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни. Огромное значение имеют русский язык в гражданско - патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка. Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.

Список использованной литературы
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», 2016г. 2. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 64 с. 3. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. – №1. – С. 93 – 101 4. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с. 5. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2. – с. 160.


В раздел образования