Автор: Василенко Оксана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ №6 "Малыш"
Населённый пункт: город Соль-Илецк, Оренбургской области
Наименование материала: статья
Тема: Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Василенко Оксана Васильевна воспитатель I квалификационной категории
Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида №6 «Малыш»
города Соль-Илецка» Оренбургской области.
Физическое развитие и формирование правил здорового
образа жизни у детей дошкольного возраста.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить - забота о
здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский.
Перед
детским
садом
в
настоящее
время
остро
стоит
вопрос
о
путях
совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и
физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит
от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека.
Забота
о
ЗОЖ
–
это
основа
физического
и
нравственного
здоровья,
а
обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения
педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Одной из сторон развития личности является физическое развитие,
которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека.
Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается в детстве.
Достаточно
ли
прочным
будет
этот
фундамент,
зависит
целиком
от
взрослого, от того, как будут воспитываться дети, какие полезные привычки
они приобретут.
Особое внимание должно уделяться овладению элементарными нормами и
правилами здорового образа жизни, ведь именно оно
- одна из главных
составляющих физического развития ребенка.
Формирование
здорового
образа
жизни —
усвоение
определённых
знаний, стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице
и
дома.
Всё,
чему
мы
учим
наших детей,
они
должны
применять
в
реальной жизни.
Особое
внимание
уделяется
системе
обучения детей гигиеническим
навыкам, формированию у
них
доступных
знаний
с
учётом возрастных и
индивидуальных
особенностей восприятия
ребёнка.
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей системно
осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Насколько работа над формированием культурно-гигиенических навыков
у детей
дошкольного
возраста
продумана,
спланирована
и
организована,
зависит,
войдет
ли
она
в
привычку
и
будет
ли
она
способствовать
укреплению здоровья, физическому развитию, а так же воспитанию культуры
поведения,
гигиенического
индивидуализма(своя
расчёска,
свой
носовой
платок,
своё
полотенце).
Педагогическая
деятельность
системно
организованная посредством создания методических пособий и применения
здоровьесберегающих технологий
и
методов,
способствует
эффективному
выполнению поставленных задач при взаимодействии с детьми, а именно во
время организации гигиенических и водных процедур, световоздушных ванн
с использованием народного фольклора, аудио записей, мультимедийных
презентаций, видео роликов, обучающих мультфильмов.
2. Формирование у детей представлений о значении человеческих органов
и личной гигиены.
Посредством информационно-коммуникационных,
игровых,
здоровьесберегающих
технологий (воздушно-контрастное
закаливание,
ходьба
по
дорожке здоровья,
физические
упражнения,
развиваются
полученные
представления
о
значении
человеческих
органов
и
личной
гигиены не только в непрерывной образовательной деятельности, но и в
режимных моментах.
3. Формирование представлений о ЗОЖ в семье.
Участия семьи в образовательном процессе позволяет повысить качество
образования
в
вопросах здоровья
детей,
так
как
родители
лучше
знают
возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его развитии.
Особое
внимание
необходимо обращать родителей
на
значимость
для
организма детей сна, прогулки, приёма пищи и других режимных моментов в
процессе формирования представлений у воспитанников о здоровом образе
жизни.
Итак,
процесс формирования
здорового
образа
жизни
дошкольников
связан
с
подвижным
образом
жизни,
со сформированием
привычки
к
чистоте,
соблюдению
гигиенических
требований,
представлениями
об
окружающей
среде
и
ее
воздействии
на
здоровье
человека. Формирование ЗОЖ
осуществляется
в
процессе
режимных
моментов, занятий, прогулки, в трудовой деятельности. Поэтому главными
задачами
по
укреплению здоровья
детей в
детском
саду
являются формирование у
них
представлений
о здоровье как
одной
из
главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги
должны
привить
ребенку
с
малых
лет
правильное
отношение
к
своему здоровью,
чувство
ответственности
за
него.
Эти
задачи
должны
решаться путем создания целостной системы по сохранению физического,
психического и социального благополучия ребенка.
В практику работы нашего ДОУ внедряется оздоровительная работа по
физическому
развитию
и
здоровью
дошкольников,
реализуется
проект «Развитие
культуры
здорового
образа
жизни
у дошкольников»,
который позволяет
овладеть культурно-гигиеническими
навыками, знаниями о значении витаминов для здоровья человека.
Совеменный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в
этом мире. Если дети 1980-1990-х годов больше времени проводили в семье,
различных кружках, которые работали на бесплатной основе, то сейчас это -
поколение технического прогресса: они с самого рождения сталкиваются с
компьютерами,
сотовыми
телефонами,
интернетом
и
т.д.
И
это
кладет
отпечаток на их физическое развитие.
В
последнее
время,
наряду
с
другими
проблемами,
является
особенно
актуальным
физическое
воспитание
детей
в
контексте
с
ФГОС
и
ещё
важнейшим
этапом
в
формировании
здоровья
ребенка,
развития
у него
физических навыков и умений является дошкольное детство.
По статистике, XXI век начался с резкого ухудшения здоровья дошкольников
и
главной
проблемой
является гипокинезия- пониженная
двигательная
активность.
Гипокинезия приводит
к
слабости
мышц,
связок,
костного
аппарата,
плохому
физическому
развитию,
нарушению
функций
нервной
системы.
Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная
организация физического воспитания с раннего детства.
В чем кроются причины ухудшения здоровья детей? По мнению многих
исследователей,
это
-
неблагоприятная
экологическая
обстановка,
наследственные
факторы,
нерациональное
питание,
и
сниженная
двигательная активность ввиду недооценки родителями роли физического
воспитания в
формировании
и
развитии
гармонично
развитой
личности.
Ученые доказали, что фундамент здоровья или, наоборот, предпосылки к
болезням у человека закладываются как в преднатальный период развития,
так и в период младенчества и детства. В зрелом возрасте значительные
усилия общества и индивида тратятся на то, чтобы сохранить имеющийся
потенциал здоровья.
Для
того
чтобы
успешно
и
безошибочно
вести
ребенка
по
пути
физического совершенства, необходимо знать основные законы построения и
развития движений, правильно организовать двигательный режим, выбрать
наиболее эффективные средства физического воспитания в соответствии с
возрастными, половыми и индивидуальными особенностями развития.
Общепризнанно,
что
двигательная
активность
в
жизнедеятельности
человека
является
важнейшим
условием,
определяющим
его
здоровье,
физическую
и
умственную
работоспособность. Особо
важное
значение
имеет
двигательная
активность
в
дошкольном
возрасте,
являясь
необходимым
условием
формирования
основных
структур
и
функций
организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем, а также
условием
всестороннего
развития
и
воспитания
детей.
П.Ф.Лесгафт,
основоположник
русской
системы
физического
воспитания,
придавал
огромное
значение
движениям
не
только
в
физическом,
но
также
в
умственном и нравственном воспитании детей.
Проблема
воспитания
личной
заинтересованности
каждого
человека
в здоровом
образе
жизни (ЗОЖ) в
последние
годы
является
особенно
актуальной
в
связи
с
негативной
тенденцией
к
ухудшению
состояния здоровья всех
социально
–
демографических
групп
населения
России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение
требует
активного
осмысленного
отношения
к
своему здоровью и
укреплению его с детских лет.
Именно
в дошкольном
возрасте в
результате
целенаправленного
воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни,
общая
выносливость,
работоспособность
организма
и
другие
качества,
необходимые для полноценного развития личности.
Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит
от
целенаправленной
систематической
воспитательно-образовательной
работы
в
дошкольном
образовательном
учреждении
и
семье,
создания
условий
для
осуществления
педагогического
процесса,
согласованного
взаимодействия
в триаде ребенок
– педагог
– родитель,
инициатором и
координатором
которого
должен
выступать
педагогический
коллектив дошкольного учреждения.
Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не
будет
совершенствоваться,
обновляться,
модернизироваться.
Поэтому
актуальнейшей
задачей
на
современном
этапе
развития дошкольного
образования является
осмысление
накопленного
опыта
сохранения
и
укрепления здоровья
детей,
оценка
его
эффективности
и
модернизация
содержания физкультурно- оздоровительной деятельности.
Пути решения данной проблемы:
формирование и развитие у детей дошкольного возраста стойкой
мотивации (потребности) в занятиях физическими упражнениями;
формирование этой потребности через систему любимых для детей
физических упражнений;
беседа
с
родителями
воспитанников
о
надобности
физических
упражнений, физических нагрузок;
исключение
стрессовых
ситуаций
на
занятиях
физическими
упражнениями;
использование многовариантных форм, средств и методов занятий
физическими упражнениями с дошкольниками;
составление
гибкого
графика
проведения
физкультурно-
оздоровительной работы в детском саду с учетом психофизического
состояния ребенка на каждый день;
личностно ориентированный подход к работе с дошкольниками;
интегративный характер построения занятий с детьми дошкольного
возраста;
использование упражнений с учетом времени года;
проведение
большей
части
физкультурно
-оздоровительных
мероприятий на свежем воздухе;
использование широкого комплекса упражнений, направленных на
развитие
всех
сторон
моторики
ребенка
с
учетом
морфофункциональных и психофизических особенностей развития
организма в онтогенезе;
включение в практику физического воспитания детей упражнений,
способствующих укреплению всех групп мышц, обеспечивающих
формирование
правильной
осанки,
сводов
стоп
(профилактика
плоскостопия),
мелкой
моторики,
а
также
крупных
групп
мышц
(выполнение упражнений с большой амплитудой), способствующих
эффективной работе внутренних органов;
использование упражнений, различных по направлению выполнения
в пространстве, из различных исходных (необычных) положений, а
также
сочетание
известных для
малыша
движений
с
элементами
нового;
корректный подбор физических упражнений (особенно для детей в
старших группах) по половому признаку (силовых упражнений для
мальчиков и упражнений, подчеркивающих красоту и грацию ,для
девочек и т.п.);
обеспечение ежедневного медико-педагогического контроля;
формирование
представлений
об
основах
безопасности
жизнедеятельности ребенка на занятиях физическими упражнениями;
формирование представлений об основах здорового образа жизни, а
также
элементах
самоконтроля
за
состоянием
своего
здоровья
и
здоровья окружающих;
диагностика
уровня
физического
развития
и
физической
подготовленности дошкольников в течение всего года;
учет уровня сформированности двигательных умений и навыков, а
также развития физических качеств по индивидуальному приросту;
привлечение
родителей
к
организации
физкультурно-
оздоровительных мероприятий в детском дошкольном учреждении и
реализация достаточной для ребенка двигательной активности дома;
привлечение к организации занятий физическими упражнениями с
детьми
младшего
дошкольного
возраста
детей
старших
групп
(помощь
в
показе
упражнений,
проведение
элементов
разминки,
организация игр с помощью воспитателя и др.);
преемственность
в
работе
по
физическому
воспитанию
ДОУ
и
начальной школы (проведение совместных занятий и физкультурно-
оздоровительных
мероприятий
на
физкультурно-спортивной
базе
школы).
Таким
образом,
физическая
культура
–
не
только
средство
развития
собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и
важный
компонент
и
средство
духовного,
нравственного,
эстетического
воспитания
дошкольника.
Важнейшая
роль
в
физическом
воспитании
ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам.
Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия,
нестандартные
подходы
к
выбору
форм,
и
средств
их
проведения
–
важнейшие
компоненты
развития
интереса
к
занятиям,
формирования
у
ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков, что и
требует
от
нас
установленные
федеральные
государственные
образовательные
стандарты
в
достижении
целевых
ориентиров
на
этапе
завершения дошкольного периода.