Напоминание

Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.


Автор: Василенко Оксана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ №6 "Малыш"
Населённый пункт: город Соль-Илецк, Оренбургской области
Наименование материала: статья
Тема: Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Василенко Оксана Васильевна воспитатель I квалификационной категории

Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения

«Детский сад общеразвивающего вида №6 «Малыш»

города Соль-Илецка» Оренбургской области.

Физическое развитие и формирование правил здорового

образа жизни у детей дошкольного возраста.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить - забота о

здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский.

Перед

детским

садом

в

настоящее

время

остро

стоит

вопрос

о

путях

совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и

физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит

от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека.

Забота

о

ЗОЖ

это

основа

физического

и

нравственного

здоровья,

а

обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения

педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Одной из сторон развития личности является физическое развитие,

которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека.

Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается в детстве.

Достаточно

ли

прочным

будет

этот

фундамент,

зависит

целиком

от

взрослого, от того, как будут воспитываться дети, какие полезные привычки

они приобретут.

Особое внимание должно уделяться овладению элементарными нормами и

правилами здорового образа жизни, ведь именно оно

- одна из главных

составляющих физического развития ребенка.

Формирование

здорового

образа

жизни —

усвоение

определённых

знаний, стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице

и

дома.

Всё,

чему

мы

учим

наших детей,

они

должны

применять

в

реальной жизни.

Особое

внимание

уделяется

системе

обучения детей гигиеническим

навыкам, формированию у

них

доступных

знаний

с

учётом возрастных и

индивидуальных

особенностей восприятия

ребёнка.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей системно

осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Насколько работа над формированием культурно-гигиенических навыков

у детей

дошкольного

возраста

продумана,

спланирована

и

организована,

зависит,

войдет

ли

она

в

привычку

и

будет

ли

она

способствовать

укреплению здоровья, физическому развитию, а так же воспитанию культуры

поведения,

гигиенического

индивидуализма(своя

расчёска,

свой

носовой

платок,

своё

полотенце).

Педагогическая

деятельность

системно

организованная посредством создания методических пособий и применения

здоровьесберегающих технологий

и

методов,

способствует

эффективному

выполнению поставленных задач при взаимодействии с детьми, а именно во

время организации гигиенических и водных процедур, световоздушных ванн

с использованием народного фольклора, аудио записей, мультимедийных

презентаций, видео роликов, обучающих мультфильмов.

2. Формирование у детей представлений о значении человеческих органов

и личной гигиены.

Посредством информационно-коммуникационных,

игровых,

здоровьесберегающих

технологий (воздушно-контрастное

закаливание,

ходьба

по

дорожке здоровья,

физические

упражнения,

развиваются

полученные

представления

о

значении

человеческих

органов

и

личной

гигиены не только в непрерывной образовательной деятельности, но и в

режимных моментах.

3. Формирование представлений о ЗОЖ в семье.

Участия семьи в образовательном процессе позволяет повысить качество

образования

в

вопросах здоровья

детей,

так

как

родители

лучше

знают

возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его развитии.

Особое

внимание

необходимо обращать родителей

на

значимость

для

организма детей сна, прогулки, приёма пищи и других режимных моментов в

процессе формирования представлений у воспитанников о здоровом образе

жизни.

Итак,

процесс формирования

здорового

образа

жизни

дошкольников

связан

с

подвижным

образом

жизни,

со сформированием

привычки

к

чистоте,

соблюдению

гигиенических

требований,

представлениями

об

окружающей

среде

и

ее

воздействии

на

здоровье

человека. Формирование ЗОЖ

осуществляется

в

процессе

режимных

моментов, занятий, прогулки, в трудовой деятельности. Поэтому главными

задачами

по

укреплению здоровья

детей в

детском

саду

являются формирование у

них

представлений

о здоровье как

одной

из

главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги

должны

привить

ребенку

с

малых

лет

правильное

отношение

к

своему здоровью,

чувство

ответственности

за

него.

Эти

задачи

должны

решаться путем создания целостной системы по сохранению физического,

психического и социального благополучия ребенка.

В практику работы нашего ДОУ внедряется оздоровительная работа по

физическому

развитию

и

здоровью

дошкольников,

реализуется

проект «Развитие

культуры

здорового

образа

жизни

у дошкольников»,

который позволяет

овладеть культурно-гигиеническими

навыками, знаниями о значении витаминов для здоровья человека.

Совеменный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в

этом мире. Если дети 1980-1990-х годов больше времени проводили в семье,

различных кружках, которые работали на бесплатной основе, то сейчас это -

поколение технического прогресса: они с самого рождения сталкиваются с

компьютерами,

сотовыми

телефонами,

интернетом

и

т.д.

И

это

кладет

отпечаток на их физическое развитие.

В

последнее

время,

наряду

с

другими

проблемами,

является

особенно

актуальным

физическое

воспитание

детей

в

контексте

с

ФГОС

и

ещё

важнейшим

этапом

в

формировании

здоровья

ребенка,

развития

у него

физических навыков и умений является дошкольное детство.

По статистике, XXI век начался с резкого ухудшения здоровья дошкольников

и

главной

проблемой

является гипокинезия- пониженная

двигательная

активность.

Гипокинезия приводит

к

слабости

мышц,

связок,

костного

аппарата,

плохому

физическому

развитию,

нарушению

функций

нервной

системы.

Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная

организация физического воспитания с раннего детства.

В чем кроются причины ухудшения здоровья детей? По мнению многих

исследователей,

это

-

неблагоприятная

экологическая

обстановка,

наследственные

факторы,

нерациональное

питание,

и

сниженная

двигательная активность ввиду недооценки родителями роли физического

воспитания в

формировании

и

развитии

гармонично

развитой

личности.

Ученые доказали, что фундамент здоровья или, наоборот, предпосылки к

болезням у человека закладываются как в преднатальный период развития,

так и в период младенчества и детства. В зрелом возрасте значительные

усилия общества и индивида тратятся на то, чтобы сохранить имеющийся

потенциал здоровья.

Для

того

чтобы

успешно

и

безошибочно

вести

ребенка

по

пути

физического совершенства, необходимо знать основные законы построения и

развития движений, правильно организовать двигательный режим, выбрать

наиболее эффективные средства физического воспитания в соответствии с

возрастными, половыми и индивидуальными особенностями развития.

Общепризнанно,

что

двигательная

активность

в

жизнедеятельности

человека

является

важнейшим

условием,

определяющим

его

здоровье,

физическую

и

умственную

работоспособность. Особо

важное

значение

имеет

двигательная

активность

в

дошкольном

возрасте,

являясь

необходимым

условием

формирования

основных

структур

и

функций

организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем, а также

условием

всестороннего

развития

и

воспитания

детей.

П.Ф.Лесгафт,

основоположник

русской

системы

физического

воспитания,

придавал

огромное

значение

движениям

не

только

в

физическом,

но

также

в

умственном и нравственном воспитании детей.

Проблема

воспитания

личной

заинтересованности

каждого

человека

в здоровом

образе

жизни (ЗОЖ) в

последние

годы

является

особенно

актуальной

в

связи

с

негативной

тенденцией

к

ухудшению

состояния здоровья всех

социально

демографических

групп

населения

России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение

требует

активного

осмысленного

отношения

к

своему здоровью и

укреплению его с детских лет.

Именно

в дошкольном

возрасте в

результате

целенаправленного

воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни,

общая

выносливость,

работоспособность

организма

и

другие

качества,

необходимые для полноценного развития личности.

Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит

от

целенаправленной

систематической

воспитательно-образовательной

работы

в

дошкольном

образовательном

учреждении

и

семье,

создания

условий

для

осуществления

педагогического

процесса,

согласованного

взаимодействия

в триаде ребенок

– педагог

– родитель,

инициатором и

координатором

которого

должен

выступать

педагогический

коллектив дошкольного учреждения.

Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не

будет

совершенствоваться,

обновляться,

модернизироваться.

Поэтому

актуальнейшей

задачей

на

современном

этапе

развития дошкольного

образования является

осмысление

накопленного

опыта

сохранения

и

укрепления здоровья

детей,

оценка

его

эффективности

и

модернизация

содержания физкультурно- оздоровительной деятельности.

Пути решения данной проблемы:

формирование и развитие у детей дошкольного возраста стойкой

мотивации (потребности) в занятиях физическими упражнениями;

формирование этой потребности через систему любимых для детей

физических упражнений;

беседа

с

родителями

воспитанников

о

надобности

физических

упражнений, физических нагрузок;

исключение

стрессовых

ситуаций

на

занятиях

физическими

упражнениями;

использование многовариантных форм, средств и методов занятий

физическими упражнениями с дошкольниками;

составление

гибкого

графика

проведения

физкультурно-

оздоровительной работы в детском саду с учетом психофизического

состояния ребенка на каждый день;

личностно ориентированный подход к работе с дошкольниками;

интегративный характер построения занятий с детьми дошкольного

возраста;

использование упражнений с учетом времени года;

проведение

большей

части

физкультурно

-оздоровительных

мероприятий на свежем воздухе;

использование широкого комплекса упражнений, направленных на

развитие

всех

сторон

моторики

ребенка

с

учетом

морфофункциональных и психофизических особенностей развития

организма в онтогенезе;

включение в практику физического воспитания детей упражнений,

способствующих укреплению всех групп мышц, обеспечивающих

формирование

правильной

осанки,

сводов

стоп

(профилактика

плоскостопия),

мелкой

моторики,

а

также

крупных

групп

мышц

(выполнение упражнений с большой амплитудой), способствующих

эффективной работе внутренних органов;

использование упражнений, различных по направлению выполнения

в пространстве, из различных исходных (необычных) положений, а

также

сочетание

известных для

малыша

движений

с

элементами

нового;

корректный подбор физических упражнений (особенно для детей в

старших группах) по половому признаку (силовых упражнений для

мальчиков и упражнений, подчеркивающих красоту и грацию ,для

девочек и т.п.);

обеспечение ежедневного медико-педагогического контроля;

формирование

представлений

об

основах

безопасности

жизнедеятельности ребенка на занятиях физическими упражнениями;

формирование представлений об основах здорового образа жизни, а

также

элементах

самоконтроля

за

состоянием

своего

здоровья

и

здоровья окружающих;

диагностика

уровня

физического

развития

и

физической

подготовленности дошкольников в течение всего года;

учет уровня сформированности двигательных умений и навыков, а

также развития физических качеств по индивидуальному приросту;

привлечение

родителей

к

организации

физкультурно-

оздоровительных мероприятий в детском дошкольном учреждении и

реализация достаточной для ребенка двигательной активности дома;

привлечение к организации занятий физическими упражнениями с

детьми

младшего

дошкольного

возраста

детей

старших

групп

(помощь

в

показе

упражнений,

проведение

элементов

разминки,

организация игр с помощью воспитателя и др.);

преемственность

в

работе

по

физическому

воспитанию

ДОУ

и

начальной школы (проведение совместных занятий и физкультурно-

оздоровительных

мероприятий

на

физкультурно-спортивной

базе

школы).

Таким

образом,

физическая

культура

не

только

средство

развития

собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и

важный

компонент

и

средство

духовного,

нравственного,

эстетического

воспитания

дошкольника.

Важнейшая

роль

в

физическом

воспитании

ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам.

Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия,

нестандартные

подходы

к

выбору

форм,

и

средств

их

проведения

важнейшие

компоненты

развития

интереса

к

занятиям,

формирования

у

ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков, что и

требует

от

нас

установленные

федеральные

государственные

образовательные

стандарты

в

достижении

целевых

ориентиров

на

этапе

завершения дошкольного периода.



В раздел образования