Напоминание

"Лэпбук для формирования зрительной памяти"


Автор: Тихонова Юлия Вениаминовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №17 комбинированного вида
Населённый пункт: Приволжский район г.Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Лэпбук для формирования зрительной памяти"
Дата публикации: 14.03.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Акмеологические основы профессионального развития личности

В психологии профессий одной из острых проблем является взаимодействие

многоплановых факторов, обусловливающих профессиональное развитие личности. К

факторам, детерминирующим этот сложный гетерохронный и вероятностный процесс,

относятся

природная

среда

(географическое

местонахождение

человека

и

климатические

условия),

биологический

и

социальный

факторы,

собственная

активность личности и случайное стечение обстоятельств и событий. Взаимодействие

этих факторов происходит на фоне возрастных изменений в течение большей части

онтогенеза человека.

Для

решения

проблем

профессионального

развития

личности,

обусловленных

необходимостью

профессионального

самоопределения

и

выбора

профессии,

профессионального образования и повышения квалификации, профессионального роста

и карьеры, профессиональной адаптации и достижения вершин профессионализма, а

также

многих

других,

требуется

определиться

с

ведущими

смыслообразующими

факторами.

К ним относятся возрастные психологические изменения человека во времени,

развитие

и

преобразование

ведущей

деятельности

субъекта,

непрерывное

профессиональное образование личности. Эти три фактора аккумулируют и социально-

экономические условия, и мир профессий, и собственную активность личности, и ее

потребность

в

самоопределении

и

самоактуализации.

Объединение

этих

трех

смыслопорождающих факторов в одно профессионально-образовательное пространство

позволит

по-новому

подойти

к

решению

следующих

фундаментальных

проблем

профессионального развития:

-

преодоление

угасания

со

временем

психической

энергии,

деструктивных

тенденций

развития

путем

самоорганизации

и

самоактуализации

профессионально-

психологического потенциала личности;

-

вершинные

профессиональные

достижения

и

иррациональные

тенденции

к

профессиональному саморазрушению;

- кардинальные изменения вектора профессионального развития личности под

влиянием

психологических

барьеров,

достигнутых

пределов

развития,

случайных

событий, неосознаваемого возможного будущего (аттракторов развития);

- противоречивое, несовпадающее течение хронологического и психологического

времени человека;

-

прогрессивное

и

деструктивное

профессиональное

развитие

как

фактор

профессионального становления личности;

- конечность человеческой жизни (смерть) и потребность личности в социальном

бессмертии.

В качестве эвристической модели анализа этих проблем возможно спроектировать

пространство профессионального развития личности.

Термин

«пространство»

традиционно

используется

в

естественных

науках.

В

гуманитарных

исследованиях

пространство

понимается

как

субъект-объектное

взаимодействие природы и общества (И. Кант, Э, Дюркгейм, П.А. Сорокин, Т. Парсонс

и др.). Личностно-смысловое образование пространства как духовной составляющей

жизни

человека

стало

предметом

рассмотрения

в

культурно-исторических

исследованиях (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Ф. Лосев, А.Н. Леонтьев и др.). На

первых

порах

пространственные

представления

в

психологии

отражали

субъект-

объектные

взаимодействия

человека,

а

в

дальнейшем

пространство

стало

рассматриваться также как среда, порождающая взаимодействие людей.

Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,

Д.И.

Фельдштейн

и

другие

исследователи

психологии

личности

неоднократно

подчеркивали многофакторность и многомерность процессов развития личности. Для

характеристики многокачественных явлений становления личности они использовали

понятие

«пространство».

Так,

для

анализа

реального

развития

ребенка

Д.И.

Фельдштейн

воспользовался

термином

«пространство

детства».

С.К.

Бондырева

рассматривает

образовательное

пространство

как

часть

социального

пространства

человека, в котором реализуется образовательная деятельность.

Эвристичность понятия «пространство» заключается в том, что оно позволяет

объединить

разнокачественные

социально-психологические

явления,

не

имеющие

общего

логического

основания.

Упорядочение

осуществляется

для

решения

определенной

проблемы

на

основе

смыслового

взаимодействия

конструктов,

детерминирующих развитие друг друга.

Введение понятия «развивающееся профессиональное пространство» в контекст

нашего

исследования

обусловлено

анализом

основных

факторов,

определяющих

профессиональное становление личности, которое является процессом и результатом

активного взаимодействия человека с социально-профессиональной средой.

Профессиональное

становление

развертывается

во

времени

с

начала

формирования профессиональных интересов и склонностей до окончания активной

профессиональной

деятельности.

Возрастные

изменения

человека

в

течение

длительного периода онтогенеза являются важной детерминантой профессионального

становления личности.

Констатируя отчетливо выраженные возрастные изменения в течение жизни, их

гетерохронность,

психологи

выделяют

временные

периоды,

охватывающие

определенный законченный процесс развития. В качестве основания дифференциации

онтогенеза одни психологи избирают психосексуальное развитие (3. Фрейд), другие -

психосоциальное

развитие

(Э.

Эриксон),

третьи

-

ведущую

деятельность

(Д.Б.

Эльконин), четвертые - социализацию личности (Н.Д. Столяренко) и т. д.

Большое значение в обеспечении и поддержке профессионального развития имеет

система

непрерывного

профессионально

ориентированного

образования.

Общее

образование является ведущим фактором развития личности и предпосылкой успешного

профессионального становления.

К

числу

базовых,

ключевых

факторов

профессионального

развития

личности

относится ведущая деятельность, которая опосредствует ее отношения с социально-

экономической средой, общение с окружающими, конституирует социальную ситуацию

развития. Для каждой стадии профессионального становления характерна одна ведущая

деятельность. Вместе с тем следует учесть влияние и других видов деятельности,

определяющих

полноценное

становление

личности:

социальная

активность

обеспечивается

общением

в

социально-профессиональных

группах,

нравственное

развитие - взаимодействием с референтными лицами и организациями. Очевидно, что

многоплановые

виды

выполняемой

личностью

деятельности

обогащают

процесс

профессионального становления.

Таким

образом,

движение

личности

в

развивающемся

профессиональном

пространстве определяется следующими тремя факторами:

-

возрастными

изменениями,

обусловливающими

периодизацию

развития

личности;

- системой непрерывного образования;

- ведущей профессионально ориентированной деятельностью.

Равнодействующей

взаимодействия

этих

трех

факторов

я вл я е т с я

профессиональное

становление

личности

-

движение

ее

в

профессионально-

образовательном пространстве и времени профессиональной жизни. Оно охватывает

период развития личности с начала формирования профессиональных интересов и

склонностей до окончания профессиональной биографии.

Визуальное

представление

взаимодействия

данных

факторов

возможно

при

помощи

координатных

осей

(возрастные

периоды,

уровни

образования,

ведущая

деятельность).

В

качестве

примера

можно

привести

индивидуальную

траекторию

профессионального

становления

личности.

Критические

точки

иллюстрируют

изменение

направления

вектора

развития,

обусловленного

нарушением

последовательного,

линейного,

упорядоченного

процесса

профессионального

становления и образованием моментов неустойчивости (точек бифуркаций).

«Нарушителями» эволюционного развития выступают психологические барьеры:

дезадаптация,

кризисы,

деформации,

профессионально

обусловленные

акцентуации,

социально-профессиональные

инциденты,

неблагоприятное

стечение

обстоятельств,

случайности.

Область,

ограниченная

этими

координатами,

образует

пространство

профессионального развития личности.

В

современных

условиях

наряду

с

системным

подходом

получил

развитие

инергетический

подход.

Введение

понятия

открытости

разрушило

представление

о

замкнутости систем и связанном с ней понятии обратимости. Отмечая ограниченность

системного подхода, И.Б. Новик и А.Ш. Абдуллаев приходят к выводу о том, что «весь

разработанный

концептуальный

арсенал

классической

общей

теории

систем

и

кибернетики

оказался

достаточным

только

для

того,

чтобы

описать

системы,

не

изменяющиеся

во

времени,

линейные

по

структуре

организации

и

жестко

детерминированные». Другими словами, речь идет о закрытых системах. Открытые

системы при помощи системного подхода описанию не поддаются. Развивающееся

профессиональное пространство, вне всякого сомнения, является открытой системой и

поэтому требует рассмотрения с синергетических позиций.

Объединение

в

одно

пространство

возрастных

изменений

личности,

системы

непрерывного

профессионального

образования

и

ведущей

деятельности

позволяет

представить профессиональное становление личности как открытую, нелинейную и

неравновесную

систему.

Основанием

для

такого

рассмотрения

развивающегося

профессионального пространства является усложнение этих факторов во времени и

возможность фиксации их новых состояний и уровней развития.

Важной

особенностью

пространства

профессионального

развития

человека

является его открытость, что означает динамичное равновесие взаимодействующих

параметров системы. Признание открытости пространства предполагает возможность

его

самоорганизации

и

саморазвития.

Открытость

исключает

ограниченность,

замкнутость, предельность профессионального пространства. Каждая из его координат:

возрастные

периоды,

уровни

образования

и

ведущая

деятельность

-

допускает

беспредельность развития, переход от одной упорядоченной системы к другой, более

высокий уровень организации. С позиции синергетики открытость является исходным

понятием,

объясняющим

вариативность,

вероятностность,

нелинейность

и

необратимость профессиональной биографии человека.

Анализ различных подходов к проблеме возрастной периодизации показывает, что

почти все исследователи выделяют одни и те же периоды, возрастные границы тоже

существенно не отличаются. Обобщение различных видов периодизации позволяет

выделить следующие периоды и стадии возрастного развития человека:

-

дошкольное

детство

(стадии:

младенчество,

раннее

детство,

дошкольное

детство);

-

школьный

возраст

(стадии:

младший

школьный

возраст,

подростничество,

ранняя юность);

- ранняя взрослость (стадия: юность);

- взрослость (стадии: молодость, зрелость);

- старость (стадии: пожилой возраст, старчество);

-

социальное

бессмертие

-

представленность

личности

в

социально-

профессиональной деятельности после ухода из жизни.

Выделение периода личного бессмертия человека обосновано А.В. Петровским.

Анализируя феномен персонализации, он пишет: «Если личность человека не сводится

к представленности ее в телесном субъекте, а продолжается в других людях, то со

смертью

индивида

личность

полностью

не

умирает».

Введение

в

возрастную

периодизацию социального бессмертия позволяет рассматривать возрастные изменения

как открытый процесс.

В

современных

условиях

уже

общее

образование

приобретает

все

более

вариативный

характер,

предоставляя

личности

веер

возможностей

выбора

своей

биографии. Еще больше вариантов и траекторий развития открывает перед личностью

профессиональное

образование.

Это

разнообразные

профессии

и

специальности,

различные

уровни

образования:

допрофессиональное,

начальное,

среднее,

высшее,

последипломное.

Многоканальность

получения

образования

адекватна

динамике

развития

общества

и

непредсказуемости,

индивидуальных

профессионально-

образовательных потребностей человека.

Ведущая

деятельность

детерминирует

психическое

развитие

человека,

обусловливает основные психологические новообразования каждого возраста и стадии

профессионального становления. Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б.

Эльконин убедительно доказали значение ведущей деятельности в развитии ребенка.

При обосновании периодизации детства они в основу его дифференциации положили

социальную

ситуацию

и

ведущую

деятельность.

В.В.

Давыдов

пишет:

«Каждому

возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека

соответствует определенный тип ведущей деятельности; его изменения характеризуют

смену возрастных периодов».

Становлению ведущей деятельности в отечественной психологии уделено меньше

внимания.

Имплицитно

подразумевается,

что

она

задается

ребенку

социально

организованной

практикой,

обучением.

Характеризуя

учебно-профессиональную

занятость, В.В. Давыдов в качестве механизма становления продуктивной занятости

выделяет воспроизводящую занятость. Анализ дальнейших его рассуждений позволяет

предположить,

что

В.В.

Давыдов

рассматривал

продуктивную

деятельность

как

ведущую.

Продолжая

логику

его

рассуждений,

следует

допустить,

что

не

всякая

выполняемая

человеком

деятельность

становится

ведущей.

Очевидно

также,

что

последовательная смена одной ведущей деятельности другой может не соблюдаться.

Так,

для

отдельных

школьников-подростков

учеба

не

становится

ведущей

деятельностью

и

не

определяет

их

психическое

развитие;

поступление

же

в

образовательное учреждение начального профессионального образования приводит к

освоению учебно-профессиональной деятельности и превращению ее в ведущую.

Одним из оснований возрастной периодизации детства Д.Б. Эльконина являются

последовательно сменяющиеся виды ведущей деятельности: общение со взрослыми,

предметно-манипулятивная деятельность, игра, учеба, общественно полезная, учебно-

профессиональная деятельность. Для периода взрослости дифференциация ведущей

деятельности отсутствует. В качестве основания такой дифференциации мы избрали

активность

личности.

В

зависимости

от

уровня

психической

(социально

и

профессионально обусловленной) активности личности можно выделить следующие

уровни социально-профессиональной активности:

- нормативно заданная;

- адаптивная;

- надситуативная;

- сверхнормативная.

Эти уровни активности имеют место на всех возрастных стадиях, но для каждого

возрастного

периода

можно

выделить

преобладающий

уровень

психической

активности,

который

и

определяет

характер

ведущей

деятельности.

Нормативно

заданная

активность

определяет

учебно-профессиональную

и

профессионально-

образовательную

ведущую

деятельность,

адаптивная

-

нормативно

одобряемую

профессиональную

деятельность

(или

воспроизводящую),

надситуативная

-

продуктивную

(высококвалифицированную),

сверхнормативная

-

творческую

деятельность. Последняя ведущая деятельность не имеет предела совершенствования.

Все три фактора, определяющие профессионально-образовательное пространство,

имеют

разнонаправленный,

нелинейный

характер.

Возрастные

изменения,

профессиональное

образование,

ведущая

деятельность

имеют

различные

варианты

развития, зависящие от многих объективных и субъективных факторов. Вероятность и

случайность выступают как закономерные отклонения от детерминизма.

Возрастное

психическое

развитие

протекает

неравномерно,

гетерогенно,

а

в

отдельные периоды жизни имеют место инволюционные процессы: периоды стагнации,

регрессии и деструктивного развития.

Следует

также

констатировать,

что

развитие

личности

не

обязательно

сопровождается

последовательной

сменой

ведущей

деятельности,

психологические

особенности отдельных стадий становления определяются лишь социальной ситуацией

развития.

Сама

ведущая

деятельность

в

рамках

одного

возраста,

одной

стадии

становления

претерпевает

качественные

изменения:

перестраиваются

ее

мотивация,

планирование, способы выполнения, самоконтроля и т.п.

Таким образом, ведущая деятельность также развивается нелинейно, существуют

различные варианты ее становления в рамках одного возраста, а следовательно, и в

целостной

жизни

человека.

Это

порождает

огромное

количество

альтернативных

траекторий профессионального развития, которые одних приводят к самореализации в

профессиональной деятельности, других - к постепенному угасанию профессиональных

функций, а третьих - к саморазрушению личности.

Взаимодействие

факторов

профессионально-образовательного

пространства

периодически

порождает

неустойчивость,

неравновесность

психического

развития

личности. Для описания этих процессов ключевым является понятие флуктуации. Для

диссипативных

процессов

характерен

переход

от

равновесных

условий

к

неравновесным,

от

состояния

упорядоченности

к

неопределенности,

от

общего

к

уникальному,

индивидуально

ориентированному.

Небольшие

флуктуации,

обусловленные

случайными

обстоятельствами,

личностными

кризисами,

неудовлетворенностью

собой,

пресыщением

рутинной

деятельностью,

могут

стать

началом

новой

траектории

развития

личности.

Незначительные,

незаметные

для

окружающих

и

самой

личности

события,

ситуации

могут

приводить

к

крупномасштабным

последствиям,

крушению

профессиональной

биографии,

а

в

отдельных случаях и к катастрофе.

Сильные

флуктуации

способствуют

образованию

моментов

неустойчивости

открытой системы, так называемых точек бифуркации. «В точках бифуркации, - пишет

И. Пригожий, - то есть в критических, пороговых точках поведение системы становится

неустойчивым и может эволюционировать к нескольким альтернативам... В этом случае

мы можем иметь дело только с вероятностями, и никакое «приращение знания» не

позволит

детерминистически

предсказать,

какое

поведение

изберет

система».

Критические

ситуации

изменяют

вектор

развития,

вносят

коррективы

в

«стрелу

времени».

Траектория

развития

становится

неустойчивой.

Внут ренние,

психологические факторы приобретают индетерминистский характер.

Таким образом, профессиональное развитие в нормативно заданных ситуациях,

стимулирующих его, детерминировано. В отдельные критические моменты развития

этот процесс приобретает индетерминированный характер, вероятностный и случайный.

Предст авляет ся

правомерным

выделение

п с и хо ф и з и о л о г и ч е с к и х ,

психологических, социально-профессиональных и социально-экономических факторов

профессионального

развития.

К

психофизиологическим

факторам

мы

относим

физические

характеристики

человека,

тендерные

и

возрастные

особенности,

к

психологическим факторам - особенности познавательной и интеллектуальной сферы,

социально - и профессионально значимые качества и потенциал личности. Социально-

профессиональными факторами являются содержание профессии, способы выполнения

деятельности,

а

также

случайные

критические

события,

влияющие

на

профессиональное

развитие.

В

качестве

социально

экономических

факторов

мы

выделяем

рыночные

условия

хозяйствования,

материальное

вознаграждение

за

результаты труда, этнические особенности, место проживания.

Рассмотрим

психофизиологические

факторы,

оказывающие

влияние

на

траекторию

профессионального

развития.

В

качестве

одного

из

таких

факторов

правомерно выделение физических недостатков человека (плохой слух или зрение,

дефекты

внешности).

Человеку,

имеющему

физические

недостатки,

приходится

сталкиваться с огромными трудностями даже при освоении простейших учебных или

трудовых

операций.

Социальное

окружение

зачастую

относится

к

таким

людям

нетерпимо, особенно при наличии дефектов внешнего облика.

Более

того,

реализация

некоторых

технологий

(например,

осуществление

фасилитационного

воздействия

в

образовательном

процессе)

требует

больших

физических

усилий.

Установлено,

что

общефизическое

развитие

является

важным

условием

межличностного

общения.

В

связи

с

этим

можно

предположить,

что

представители социономических профессий, например, менеджеры, врачи, юристы и

др., характеризующиеся низким уровнем общефизического развития (страдающие от

излишнего веса, повышенного артериального давления, сердечной недостаточности,

имеющие другие соматические отклонения), по чисто приспособительным причинам

неосознанно избегают работы в напряженном режиме функционирования.

Не каждый способен справиться с этими трудностями. В результате замедляется

профессиональное

развитие.

Дальнейшее

поступательное

движение

требует

от

личности проявления сверхнормативной активности.

Фактором,

влияющим

на

профессиональное

развитие,

являются

возрастные

изменения,

связанные

со

старением.

Специалисты

в

области

психогеронтологии

отмечают следующие виды и признаки психологического старения человека:

-

социально-психологическое

старение,

выражающееся

в

ослаблении

интеллектуальных

процессов,

перестройке

мотивации,

изменении

эмоциональной

сферы, возникновении дезадаптивных форм поведения, росте потребности в одобрении

и др.;

-

нравственно-этиче ское

старение,

проявляющее ся

в

н а вя зч и вом

морализировании,

скептическом

отношении

к

молодежной

субкультуре,

противопоставлении настоящего прошлому, преувеличении заслуг своего поколения и

др.;

-

профессиональное

старение,

характеризующееся

невосприимчивостью

к

нововведениям,

канонизацией

индивидуального

опыта

и

опыта

своего

поколения,

трудностями

освоения

новых

средств

труда

и

производственных

технологий,

снижением темпа выполнения профессиональных функций и др.

Исследователи феномена старости подчеркивают, да и примеров тому много, что

фатальной неизбежности профессионального старения нет. Это действительно так. Но

нельзя

отрицать

очевидного:

физическое

и

психологическое

старение

деформирует

профессиональный

профиль

человека,

отрицательно

сказывается

на

достижении

вершин профессионального мастерства.

Возрастные

психофизиологические

изменения

способствуют

ухудшению

здоровья,

снижению

работоспособности,

ослаблению

психических

процессов,

появлению

профессиональной

усталости,

интеллектуальной

беспомощности,

порождают синдром «эмоционального сгорания». В конечном счете все это замедляет

темп профессионального развития.

Более

того,

социально-профессиональное

окружение

вынуждает

пожилого

человека смириться с тем, что он уже не в состоянии принести какую-то пользу,

внушает ему мысли о собственной профессиональной непригодности, о невозможности

сделать

что-то

значимое

на

работе.

И

это

происходит

несмотря

на

богатейший

профессиональный опыт человека, на сохранившиеся здоровье и профессионализм. К

сожалению, нынешняя мораль гласит, что «старики должны уступать место молодым»,

даже

если

эти

старики

еще

полны

сил

и

замыслов,

Далеко

не

все

способны

противостоять

такой

морали

и

вынуждены

резко

прекращать

профессиональную

деятельность,

обрывая

траекторию

своего

профессионального

развития.

Они

вынуждены идти на самый страшный внутренний компромисс - хоронить себя заживо.

Существующие в обществе тендерные и национальные стереотипы могут также

ограничивать

профессиональное

развитие.

Многие

исследователи

считают,

что

женщина должна быть вдвое лучше мужчины, чтобы добиться вдвое меньшего.

Женщине приходится прилагать больше усилий для профессионального развития.

Традиционно вся домашняя работа, воспитание детей возлагаются на женщину. Однако

большинство

представительниц

слабого

пола

'

еще

и

работают.

Потребность

в

профессиональной

самореализации

стимулирует

профессиональное

развитие,

а

многофункциональные

социальные

роли

ограничивают

его.

Женщина

испытывает

сильный внутри личностный конфликт, который зачастую решается в пользу отказа от

профессионального развития.

Рассмотрим влияние на профессиональное развитие психологических факторов.

Невысокий

уровень

развития

познавательных

способностей

(слабая

память,

плохая концентрация внимания и т.д.), низкий уровень развития интеллекта влияют на

траекторию профессионального развития, создают дополнительные препятствия. Их

влияние

начинает

сказываться

еще

в

общеобразовательной

школе,

определяя

темп

усвоения знаний, умений и навыков. Постепенное отставание от сверстников сужает

поле выбора и профессии, и типа учебного заведения. В процессе профессиональной

подготовки

недостаточно

развитые

познавательные

способности

затрудняют

формирование

профессиональной

компетенции.

Адаптационные

возможности

также

снижены, что затрудняет вхождение личности в профессию и порождает деструктивное

изменение деятельности.

Исследования

общего

интеллекта

взрослых

показывают,

что

с

ростом

стажа

работы он снижается. Конечно, здесь имеют место возрастные изменения, но главная

причина заключается в особенностях нормативной профессиональной деятельности.

Многие

виды

труда

не

требуют

от

работников

решения

профессиональных

задач,

планирования процесса труда, анализа производственных ситуаций. Невостребованные

интеллектуальные

способности

постепенно

угасают.

Однако

интеллект

работников,

занятых

теми

видами

труда,

выполнение

которых

связано

с

решением

профессиональных

проблем,

поддерживается

на

высоком

уровне

до

конца

их

профессиональной

жизни.

Вместе

с

тем

в

каждом

из

нас

заключены

огромные

компенсаторные возможности. Если стоящая перед человеком профессиональная задача

не

может

быть

решена

путем

актуализации

одних

функциональных

возможностей

(отсутствующих или минимально выраженных), то она нередко решается посредством

актуализации других. Иными словами, поставленная задача может быть решена через

совершенно другие механизмы.

Е.П.

Ильин

рассматривает

компенсацию

способностей

в

двух

аспектах:

социальном

и

психологическом.

Компенсация

одних

способностей

другими

в

социальном аспекте обеспечивает достижение высокого социального статуса и успеха

разными людьми в различных сферах деятельности. Психологический аспект связан с

изучением того, за счет чего люди с разными свойствами, способностями и качествами

достигают одинаковой продуктивности в одной и той же деятельности. Выделяют

несколько

видов

психологической

компенсации:

1)

за

счет

знаний

и

умений;

2)

благодаря

выработке

индивидуального

стиля

деятельности;

3)

за

счет

замены

недостаточно

развитой

способности

совершенно

другой;

4)

достижение

высокого

уровня выраженности сложной способности посредством интеграции более частных

способностей с различными уровнями выраженности.

Наиболее ярко компенсаторные возможности прослеживаются в индивидуальном

стиле

деятельности.

Индивидуальный

стиль

деятельности

понимается

как

интегральный феномен взаимодействия требований деятельности и индивидуальности

человека.

B.C.

Мерлин

отмечал,

что

различные

свойства

нервной

системы

могут

компенсировать

и

уравновешивать

друг

друга,

что

в

свою

очередь

приводит

к

формированию

человеком

собственного

стиля

{системы

приемов

и

способов

деятельности).

Н.А.

Вигдорчик

вводит

понятие

«компенсаторное

профессиональное

приспособление»,

которое

он

рассматривает

на

сознательном

(волевое)

и

бессознательном

уровне

(автоматическое).

Компенсация

физического

дефекта

осуществляется силами самого организма и может не осознаваться (например, когда

выпавшая функция замещается симметричным органом или несколькими органами

одновременно). Сознательная компенсация связана с мобилизацией волевых усилий.

Результатом

компенсаторного

профессионального

становления

выступает

приспособленность,

характеризующаяся

автором

как

состояние

достигнутого

равновесия.

Процесс

профессионального

развития,

согласно

данной

точке

зрения,

сопровождается рядом последовательных волн компенсации и декомпенсации.

Большое

влияние

на

профессиональное

развитие

оказывают

социально

и

профессионально значимые качества личности: ответственность, самостоятельность,

рефлексия, поведенческая гибкость, мобильность.

Успешность

профессионального

развития

определяется

ответственностью

личности за свое прошлое и настоящее. Социально-профессиональная ответственность

- это стремление и умение оценивать свое поведение и деятельность с точки зрения

пользы

или

вреда

для

общества,

учебного

и

профессионального

коллектива

или

отдельной личности.

По своей структуре ответственность состоит из осознания долга и социальных

мер в ответ на социально значимые поступки. Это взаимодействие становится фактом

сознания и приобретает смысл в профессиональном поведении. К.А. Абульханова -

Славская,

рассматривая

ответственность

как

личностный

механизм

реализации

необходимости,

говорит

о

присвоении

личностью

внешней

необходимости

и

превращении ее во внутреннюю, именно поэтому внутренняя необходимость - высшая

стадия ответственности. В ряду выполняемых субъектом действий - от бессознательных

и непроизвольных до произвольных и сознательных - ответственные действия занимают

место среди действий произвольных, имеющих социальный характер и социальную

значимость.

Ответственность,

по

мнению

К.

Муздыбаева,

служит

средством

внутреннего

контроля

(самоконтроля)

и

внутренней

регуляции

(саморегуляции)

деятельности

личности,

которая

выполняет

должное

по

своему

усмотрению,

сознательно и добровольно.

Ответственность

определяет

степень

профессиональной

активности

личности.

Составляя профессиональные планы, принимая решения, человек взвешивает, посильны

эти цели ему самому, либо остается надеяться лишь на судьбу или случай. Одни

принимают ответственность за происходящее вокруг на себя (интернальность), и это

позволяет им ощущать себя субъектом своей жизни, другие за всеми событиями видят

случай (экстернальность) и заранее отказываются от любых активных действий.

Низкая интернальность является атрибутом деструктивного профессионального

развития. Человек, склонный к возложению ответственности за свое профессиональное

развитие

на

окружающих,

на

начальство

и

на

другие

обстоятельства,

становится

заложником

этих

обстоятельств,

его

воля

парализована

еще

до

начала

каких-то

действий.

В

последние

годы

мир

профессий

стал

особенно

динамичен:

изменяется

содержание деятельности, технологии. В связи с этим большое значение приобретает

такое

качество,

как

мобильность.

Мобильность

-

это

способность

к

быстрому

переключению с одного вида деятельности на другой. В основе мобильности лежат

процессы пластичности и гибкости.

Поведенческая гибкость понимается как способность человека отказываться от

несоответствующих

ситуации

способов

поведения

и

вырабатывать

или

принимать

новые оригинальные подходы к разрешению проблемной ситуации при неизменных

принципах и нравственных основаниях жизнедеятельности. Отсутствие поведенческой

гибкости

препятствует

успешному

освоению

профессиональной

деятельности,

затрудняет адаптацию к новым способам деятельности и, в конечном итоге, инициирует

развитие профессионально обусловленных деструкции.

Профессиональное

развитие

предполагает

самонаблюдение,

самосознание,

т.е.

рефлексию своего состояния, опыта. Рефлексия - это процесс самопознания субъектом

внутренних психических актов и состояний. Выделяются следующие виды рефлексии:

- ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственный самоконтроль поведения

человека в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего,

способность субъекта к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в

соответствии

с

изменяющимися

условиями

и

собственным

со стоянием.

Поведенческими проявлениями этого вида рефлексии являются время обдумывания

субъектом своей текущей деятельности; то, насколько часто он прибегает к анализу

происходящего; степень развернутости процессов принятия решения; склонность к

самоанализу в конкретных жизненных ситуациях.

-

Ретроспективная

рефлексия

проявляется

в

склонности

к

анализу

уже

выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий. Предметом рефлексии

в данном случае выступают причины произошедшего, содержание прошлого поведения,

его

результативность,

допущенные

ошибки.

Ретроспективная

рефлексия

позволяет

определить,

как

субъект

оценивает

произошедшие

события,

склонен

ли

он

анализировать прошлое и себя в нем.

- Перспективная рефлексия характеризуется анализом предстоящей деятельности,

планированием, прогнозированием ее вероятных исходов, ориентацией на будущее.

Недостаточно развитая рефлексия проявляется в неспособности анализировать

свои

поступки,

действия,

снижает

прогностические

возможности

и

приводит

к

профессиональной

неадекватности.

Типичными

проявлениями

профессиональной

неадекватности

являются

несоответствие

поведенческих

реакций

реальной

профессиональной

ситуации,

нарушение

социального

взаимодействия

в

силу

переоценки или недооценки профессиональных возможностей, увеличение количества

профессиональных неудач на фоне личностного самодовольства.

Еще

одним

фактором,

определяющим

профессиональное

развитие,

является

потенциал личности, Под личностно-профессиональным потенциалом мы понимаем

динамическое

интегративное

образование,

определяющее

ресурсные

возможности

профессионального развития человека и его способность к освоению и продуктивному

осуществлению профессиональных видов деятельности. Для каждого момента времени

можно говорить о конкретном потенциале личности. С изменением временного периода

потенциал как возможность и ресурс развития личности также изменяется.

С синергетических позиций потенциал человека как открытая система означает

его

«безначальность»

и

бесконечность.

Человек

появляется

на

свет

потенциально

готовым к развитию, и пределов его развития также нет. Именно потенциал является

энергетической

характеристикой,

определяющей

открытость

развивающегося

профессионального пространства, его динамическое равновесие в конкретный период

развития

личности.

Равнодействующей

интегративной

характеристикой

этого

пространства

является

траектория,

определяющая

индивидуальный

путь

профессионального становления личности.

Большое

влияние

на

профессиональное

развитие

личности

оказывает

группа

социально-профессиональных факторов.

Профе ссиональное

развитие

может

ограничиваться

с од е р ж а н и е м

профессиональной

деятельности.

Длительная

работа

на

конвейере,

выполнение

в

течение

продолжительного

времени

низко

квалифицированных

видов

работ,

использование одной и той же технологии, чтение одной и той же учебной дисциплины

приводят

к

о ст ановке

в

профе ссиональном

развитии,

а

иногда

и

к

депрофессионализации. В некоторых случаях может наблюдаться деперсонализация.

Человек настолько срастается с выполняемым однотипным функционалом, что по сути

превращается

в

придаток

операциональной

системы

и

утрачивает

часть

себя.

Это

проявляется в сужении потребностно - мотивационной сферы, в снижении активности.

В процессе выполнения профессиональной деятельности специалист повторяет

одни и те же действия и операции. В типичных условиях труда становится неизбежным

образование

стереотипов

осуществления

профессиональных

функций,

действий,

операций. Они упрощают выполнение профессиональной деятельности, повышают ее

определенность,

облегчают

взаимоотношения

с

коллегами.

Стереотипы

придают

профессиональной

жизни

стабильность,

способствуют

формированию

опыта

и

индивидуального стиля деятельности. Можно констатировать, что профессиональные

стереотипы обладают несомненными достоинствами для человека и в то же время

являются основой образования многих профессиональных деструкции личности.

Стереотипы

-

неизбежный

атрибут

профессионализации

специалиста;

образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, становление

профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и

установок. И наступает момент, когда профессиональное бессознательное превращается

в стереотипы мышления, поведения и деятельности. Но профессиональная деятельность

изобилует

нестандартными

ситуациями,

и

тогда

возможны

ошибочные

действия

и

неадекватные реакции. П.Я. Гальперин указывал, что «при неожиданном изменении

ситуации

нередко

случается,

что

действия

начинают

выполняться

по

отдельным

условным раздражителям, без учета фактического положения в целом. Тогда говорят,

что автоматизмы действуют вопреки пониманию». Другими словами, стереотипизация

является одним из достоинств психики, но вместе с тем вносит большие искажения в

отражение профессиональной реальности и порождает разного типа психологические

барьеры.

Чрезмерная

регламентация

труда,

унификация

профессиональных

функций,

жесткий контроль за выполнением деятельности (особенно творческой) порождают

активную

пассивность

личности.

Типичным

проявлением

активной

пассивности

является

сознательное

приспособление

к

нормативным

функциям,

к

ограниченным

возможностям.

Личность

прикладывает

достаточно

большое

количество

усилий,

направленных, как ни странно, на профессиональную пассивность (отказ от новой

должности,

от

повышения

квалификации,

от

освоения

нового

содержания

и

технологии).

Главной

целью

в

работе

становится

сохранение

статус-кво

(прежнего

привычного состояния).

В результате изнуряющей интенсификации труда наступает профессиональная

усталость, «эмоциональное выгорание». Наиболее часто они проявляются в группе

профессий

«человек

-

человек».

Под

профессиональной

усталостью

понимается

специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом

со значительным количеством людей. При синдроме хронической усталости человек

страдает не просто от физического или нервного истощения, а от хронических стрессов

нервной системы. Такое состояние порождает апатию, способствует отказу от активных

действий по преодолению препятствий в профессиональной деятельности.

Эмоциональная

насыщенность

профессиональной

деятельности

способствует

формированию

синдрома

«эмоционального

выгорания».

Т.В.

Форманюк

выделяет

следующие

проявления

данного

синдрома:

чувство

эмоционального

истощения,

изнеможения,

дегуманизация,

деперсонализация,

тенденция

развивать

негативное

отношение к субъекту деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном

плане.

На

фоне

этих

изменений

профессиональное

развитие

меняет

восходящую

траекторию движения на стагнирующую или прекращается.

В качестве ограничения дальнейшего профессионального развития личности, что

самое

парадоксальное,

может

выступать

высокий

уровень

профессиональной

компетентности

сотрудника.

Профессиональная

деятельность

не

требует

такой

компетентности, профессиональные задания выполняются легко, личность привыкает

работать «вполсилы». Более того, сверхкомпетентность в большинстве организаций

принимается за большее зло, нежели некомпетентность. Обычная некомпетентность ни

в коем случае не есть причина для увольнения; она только препятствует повышению.

Сверхкомпетентность

нередко

служит

основой

для

увольнения,

так

как

подрывает

уверенность

вышестоящего

начальника

в

своей

компетентности.

При

достижении

социально и профессионально важных целей, большого успеха, решении какой-либо

личностно

значимой

сверхзадачи

вероятно

развитие

«болезни

достижений»,

или

«синдрома Мартина Идена» (B.C. Ротенберг). Такого рода критические, эмоционально

напряженные ситуации могут привести к утрате смысла профессиональной жизни.

Рассмотрим влияние социально-экономических факторов на профессиональное

развитие

личности.

В

качестве

ограничения

профессионального

развития

могут

выступать

социально-экономические

условия.

Переход

к

рыночным

отношениям

обусловил сокращение количества рабочих мест, изменение рынка труда, наполнил

новым содержанием привычные виды деятельности. Не все в такой сложной ситуации

смогли быстро переориентироваться, освоить новые виды деятельности, найти новое

применение своим профессиональным знаниям и умениям. Большое количество людей

столкнулись с крушением своих профессиональных идеалов и установок, оказались не

готовы к коренному изменению профессиональных планов. В последнее десятилетие

кардинальные изменения профессиональной биографии пережили сотни тысяч людей,

Кто-то сумел адаптироваться к новым социально-экономическим отношениям, а кто-то

оказался за бортом активной профессиональной жизни. Безработица, толпы бомжей -

таковы последствия профессиональной несостоятельности, возникшей под влиянием

новых экономических условий.

Изменение прежней системы оплаты труда привело к резкому усилению миграции

из

низкооплачиваемых

сфер:

образования,

здравоохранения,

культуры,

частично

из

промышленности, особенно оборонной. Большинство устремились в сферы торговли и

обслуживания, но далеко не все смогли себя в них реализовать. В погоне за достойной

зарплатой некоторые люди заключают с собой негласный контракт: я не реализую себя

как профессионал, я выполняю ту работу, которая мне не нравится, но зато имею

хорошие деньги. Человек сознательно ограничивает свое профессиональное развитие в

надежде

впоследствии

наверстать

упущенные

возможности.

Нереализуемые

в

профессиональной деятельности компетенции постепенно начинают редуцироваться,

делая

невозможным

возвращение

к

прежней

профессии

на

высоком

уровне

профессионализма.

Отсутствие

морального

и

материального

стимулирования

в

организации

оказывает негативное влияние на профессиональное развитие сотрудников. Вместе с

тем, неадекватно высокий уровень зарплаты приводит к ощущению сверхценности и

самоудовлетворенности. Личность начинает считать себя высокопрофессиональной и не

нуждающейся в дальнейшем профессиональном развитии.

Наличие в обществе этнических стереотипов порождает негативное отношение к

представителям некоторых национальностей. Им труднее устроиться на престижную

должность,

при

приеме

на

работу

в

ряде

организаций

(например,

в

оборонных

и

силовых ведомствах) существует негласное правило: «нерусских не принимать». Рост

национального самосознания, спровоцированный в последние десятилетия, привел к

обособлению национальных меньшинств в республиках. Преимущества при приеме на

работу, при продвижении по служебной лестнице и даже при повышении квалификации

стали иметь национальные кадры (в Удмуртии - удмурты, в Башкирии - башкиры и т.

д.).

Жители

города

и

деревни

изначально

имеют

разные

возможности

для

профессионального развития. Профессионально самоопределиться и самореализоваться

легче в городе. Город, особенно крупный, предоставляет более широкие возможности

для

выбора

профессии,

образовательного

учреждения,

а

также

места

работы.

В

ситуациях профессионального кризиса жители города чувствуют себя более комфортно,

так как альтернативных сценариев их преодоления намного больше, чем на селе.

Наконец, фактором профессионального развития являются случайные события и

неблагоприятные

обстоятельства

в

реализации

профессиональных

планов.

Нарушая

привычное

течение

профессиональной

жизни,

они

порождают

психическую

напряженность, дискомфорт, создают ситуацию невозможности прежнего состояния.

Профессиональное становление специалиста в основном обусловлено внешними

воздействиями. Однако его нельзя непосредственно выводить из внешних условий и

обстоятельств,

так

как

они

всегда

преломляются

в

жизненном

опыте

человека,

индивидуальных

психических

особенностях,

психическом

складе.

В

этом

смысле

внешнее

влияние

опосредуется

внутренними

условиями,

к

которым

и

относится

своеобразие психики личности, ее социальный и профессиональный опыт.

В процессе становления профессионала, увеличения масштаба личности субъект

все

более

выступает

фактором

своего

развития,

изменения,

преобразования

объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами. Другими

словами,

профессионал

может

сам

сознательно

изменять

свою

профессиональную

биографию, заниматься саморазвитием, самосовершенствованием, но и в данном случае

этот

процесс

мотивируется

социальным

окружением,

экономическими

условиями

жизнедеятельности.

Таким

образом,

влияние

рассмотренных

внешних

и

внутренних

факторов

на

сценарий (траекторию и темп) профессионального становления личности полимодально

и зависит от возраста, пола и стадий становления профессионализма. Гипотетически

можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся варианты сценариев:

-

плавное

замедление

профессионального

развития.

Траектория

представляет

собой

плавное

нарастание

профе ссионализма

без

до стижения

с т а д и и

профессионального

мастерства

с

постепенным

угасанием

прогрессивной

динамики

развития и спадом профессиональной активности.

-

Стагнирующее

профессиональное

развитие.

Траектория

характеризуется

длительными периодами профессионального застоя. Временные границы нахождения

на «плато» ограничены содержанием и технологиями деятельности. В ряде профессий

период нахождения в состоянии стагнации может продолжаться годами, а в других -

ограничиваться

месяцами,

так

как

быстрая

изменчивость

содержания

деятельности

делает сотрудника функционально негодным.

- Спад профессиональной активности и возможная редукция профессионального

развития.

Данная

траектория

характеризуется

прогрессивным

развитием

в

начале

профессиональной

карьеры,

быстрым

достижением

высоких

результатов

и

резким

спадом

профессиональной

активности

в

результате

изменения

профессиональной

позиции, профессиональных интересов и т.д. Как правило, резкий спад активности

обусловлен

воздействием

внешних,

социально-экономических

факторов

или

изменениями в руководстве организации.

- Появление вершинных достижений в профессии. Профессиональное развитие

характеризуется

появлением

все

более

высоких

профессиональных

результатов.

Количественное

накопление

профессиональных

компетенций

и

опыта

приводит

к

скачкообразным качественным изменениям в уровне профессиональной зрелости.

- Кардинальное изменение траектории профессионального развития. Изменение

траектории

профессионального

развития

обусловлено

сменой

профессии.

Линия

профессионального развития нарушается в результате отказа от прежней деятельности.

Личность практически заново начинает профессиональное развитие.

В

отдельных

случаях

-

катастрофа.

Эта

траектория

возникает

в

результате

критических

жизненных

или

профессионально

обусловленных

событиях

(болезнь

близких,

резкое

ухудшение

психофизических

функций,

ослабление

психических

процессов,

вынужденное

увольнение

и

др.).

Под

влиянием

этих

событий

человек

отказывается

от

самореализации

в

профессиональной

деятельности

и

уходит

из

профессии.

Изменение темпа и вектора развития происходит в основном при смене стадий

становления. Решающее значение имеют изменения социальной ситуации развития,

ведущей деятельности и собственной активности личности. Каждый из шести основных

вариантов

становления

имеет

разнообразные

версии.

Более

того,

зачастую

они

вплетаются в единую траекторию профессионального развития, которая включает в себя

замедление

профессионального

развития

на

одной

из

стадий,

достижение

профессионального

мастерства

на

следующей,

а

далее

возможна

редукция

и

кардинальная смена траектории.

В заключение следует подчеркнуть, что решающее значение в профессиональном

становлении личности принадлежит ее профессиональной активности; важную роль

играют

социально-экономические

условия;

биологические

факторы

выполняют

функцию предпосылок профессионального развития, влияют на его темп, а также на

профессиональную пригодность и результативность.

Траектория профессионального движения состоит из взлетов, падений, стагнации.

Традиционно

большой

интерес

у

исследователей

вызывает

прогрессивное

профе ссиональное

развитие,

позволяющее

лично сти

до стичь

вершин

профессионального

мастерства.

Исследование

вершинных

профессиональных

достижений

осуществляется

в

рамках

акмеологии,

центральной

задачей

которой

является

определение

закономерностей,

условий

и

факторов,

обеспечивающих

возможность

достижения

высшей

ступени

развития

человека,

его

акме,

а

также

выявление возможных препятствий, возникающих на этом пути. Согласно наиболее

распространенной

трактовке,

акме

-

это

достижение

совершенства,

максимальной

зрелости, вершины, «звездного часа» в развитии человека. Личность рассматривается в

целенаправленном, прогрессивном развитии. Высота «вершины», ее содержательное

многообразие зависят от особенностей жизненного пути, который прошел человек до

своего акме, от социально-психологической, экономической, политической ситуации, в

которую он попадает, поднявшись на ступень зрелости.

Основным

фактором

достижения

вершин

профессионализма

выступает

самоактуализация,

основанная

на

реализации

своего

личностно-профессионального

потенциала.

Очевидно,

самоактуализирующиеся

личности

не

только

обладают

высокими потенциальными возможностями, но и умеют восполнять свой потенциал и

владеют осознанными или неосознанными техниками его актуализации.

По

А.

Маслоу,

психологическими

характеристиками

самоактуализирующейся

личности являются:

- активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться

в ней;

- принятие себя и других людей такими, какие они есть;

- непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и

чувств;

- сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, а не на внутреннем

мире, собственных чувствах и переживаниях;

- обладание чувством юмора;

- развитые творческие способности;

- непринятие условностей, но без показного их игнорирования;

- способность к глубокому пониманию жизни;

- установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, доброжелательных

личных отношений;

- способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее с объективной

точки зрения, беспристрастно.

Движение

к

вершинам

профессионализма

требует

от

человека

определенных

специфических

качеств.

В

первую

очередь

это

акме-направленная

мотивация.

Она

включает

мотивацию

достижения

в

профессиональной

деятельности,

мотивацию

саморазвития и самореализации, мотивацию автономности и независимости отдельного

человека

в

ходе

индивидуального

развития,

мотивацию

творческого

вклада

в

профессию.

Включенность

человека

труда

в

акме-ориентированный

процесс

развития

стимулирует

специфические

акме-способности.

К

ним

можно

отне сти

жизнеспособность (витальность), лабильность способов решения жизненных ситуаций

и переключаемость, способность строить и реализовывать индивидуальную стратегию

своего

развития,

опираться

на

«восходящее

сравнение»,

т.

е.

усложнять

задачи

предстоящего развития по сравнению с задачами настоящего этапа.

Высокий уровень профессионального развития достигается и поддерживается за

счет саморегуляции личности, способствующей сохранению собственной инициативной

позиции и индивидуального стиля деятельности в изменяющихся профессиональных

условиях. Достижение вершины профессионализма невозможно без самодетерминации.

Личность уже не удовлетворяет простое приспособление к внешним требованиям, она

испытывает

потребность

выходить

за

пределы

себя,

проявлять

сверхнормативную

профессиональную активность.

При сравнении характеристик людей, проходящих пик в своем развитии как

индивидов, как личностей, как субъектов деятельности, обнаруживается не обязательно

одновременное

достижение

человеком

высокого

уровня

развития

индивидных,

личностных

и

субъектно-деятельностных

характеристик.

Наоборот,

чаще

налицо

неравномерность

и

неодновременность

формирования

названных

характеристик

у

человека, развитие которого достигает ступени расцвета. Например, как индивид он

может

находиться

в

расцвете

своих

физических

сил,

как

личность

быть

высокоморальным и законопослушным человеком и, вместе с тем, еще не достигнуть

пика

в

проявлении

своих

творческих

способностей.

В

то

же

время

уровень

его

физического здоровья уже может пойти на спад, а его творческий потенциал все еще

реализовываться в деяниях, свидетельствующих о мощи его интеллекта и владении им

многообразными средствами для успешного практического воплощения рождающихся у

него социально ценных замыслов.

В акмеологии утвердилось положение о многовершинности феномена акме, о его

прогрессивной направленности и принципиальной незавершенности.

Вместе с тем профессиональное развитие включает, как уже говорилось выше, и

деструктивные, нежелательные изменения, которые выступают в качестве препятствий

на пути прогрессивного (акме-ориентированного) развития. Постоянное интенсивное

восхождение к вершинам профессионального мастерства теоретически возможно, но

практически трудно реализуемо.

Рассмотренные

психологические

основы

профессионального

становления

позволяют сделать следующие выводы.

-

Ключевыми

понятиями

профориентологии

являются

«профессиональное

становление личности» и «профессионализация субъекта деятельности». К терминам,

объединяющим

эти

два

взаимосвязанных

процесса,

относятся

«профессиональная

деятельность»,

«профессиональное

самоопределение»,

«профессиональное

образование».

- Основными формами профессионального развития являются профессиональное

становление,

профессионализация

и

личностно-профессиональное

развитие.

При

исследовании

этих

процессов

определяющее

значение

придавалось

позитивным

изменениям,

меньшее

внимание

уделялось

деструктивным

тенденциям

профессионального развития: кризисам, дезадаптации, стагнации, деформации и др.

-

Внешние

и

внутренние

факторы

определяют

вектор

профессионального

развития, являются важными условиями его продуктивности. Влияние их амбивалентно.

-

Пространство

профессионального

развития

личности

является

открытым,

характеризуется

разнообразием,

неравновесностью,

нелинейными

соотношениями

возрастного развития, образованности (включая профессиональную квалификацию) и

многоплановыми видами ведущей деятельности.

- Достижение вершин профессионального развития возможно путем актуализации

личностно-профессионального

потенциала,

самоорганизации

и

самоактуализации

личности.



В раздел образования