"Дидактические игры по математике во второй младшей группе"
Автор: Козусь Анна Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 11 "Машенька" Населённый пункт: город Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Наименование материала: методическая разработка Тема: "Дидактические игры по математике во второй младшей группе" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 "Машенька"
Дидактические игры по математике
для второй младшей группы
Составитель: Козусь Анна Валерьевна
г. Сургут, 2016
Пояснительная записка
Актуальность: Неоднократно специалистами в области дошкольного воспитания
подчеркивалась
важность
и
необходимость
развития
мелкой
моторики
детей.
Необходимость систематических действий по развитию мелкой моторики детей
раннего возраста обусловлена их возрастными психологическими и физиологическими
особенностями:
в
раннем
и
младшем
дошкольном
возрасте
интенсивно
развиваются
структуры
и
функции
головного
мозга
ребенка,
что
расширяет
его
возможности
в
познании
окружающего
мира.
В
основе
чувственного
познания
об
окружающем
предметном
мире
у
человека
не
может
сложиться
без
тактильно-двигательного
восприятия, так как оно лежит. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия
складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в
пространстве. Таким образом, если мы хотим научить малыша говорить, необходимо не
только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень
развития
мелкой
моторики
–
один
из
показателей
интеллектуальной
готовности
к
школе
и
именно
в
этой
области
дошкольники
испытывают
серьезные
трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до
поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Цель
и
задачи:
создание
системы
дидактических
игр,
помогающей
развитию
мелкой моторики. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1.
Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой
моторики.
2.
Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством
дидактических игр и игрушек.
3.
Развивать тактильную чувствительность рук детей.
В основу подбора дидактических игр положены следующие принципы.
Принципы доступности и индивидуальности
Никто не сомневается, что "каждый человек – это Вселенная". У каждого ребенка
свой, присущий только ему, набор качеств, у каждого свой индивидуальный уровень
развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Поэтому главной задачей
воспитателя является "знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы
индивидуальной
работы
с
каждым
из
них".
При
этом,
не
смотря
на
все
различия,
дидактические игры должны быть понятны и доступны каждому воспитаннику.
Принципы последовательности и систематичности
«Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную
власть
над
нашими
знаниями...»
–
писал К.Д.
Ушинский.
Любое
развитие
должно
двигаться последовательно от простого к сложному.
На этапе раннего детства усвоение
сенсорных
знаний
наравне
с
формированием
умений,
должно
происходить
систематически, а не от случая к случаю.
Принцип связи с жизненным опытом
Не зависимо от возраста, ребёнок обладает в разной степени жизненным опытом,
который является базисом для дальнейшего формирования. И от того, насколько умело
будет реализовываться этот принцип, зависит конкретный результат, успех и качество
обучения ребенка.
Особое внимание следует уделить тому, чтобы при проведении дидактических игр
не нарушалась взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и
умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во
время одевания на прогулку и раздевания после прогулки.
Принцип наглядности
Психологи
обращают
внимание
на
то,
что
согласно
возрастным
особенностям
развития
детей
раннего
возраста,
наглядность
играет
большую
роль
в
сочетании
с
вербальной коммуникацией. При этом формируется взаимосвязь между предметами и
явлениями действительности и обозначающими их словами.
Центр
математики
оснащен
привлекательными
пособиями:
картинки
яркие,
красочные;
игрушки
целые,
не
сломанные,
приведены
в
аккуратный
вид;
яркие
и
разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий
насыщенный цвет материалов для дидактических игр и наглядные пособия доставляют
детям
радость,
вызывают
желание
играть
ими,
способствуют
накоплению
сенсорных
знаний.
Как мы можем способствовать развитию мелкой моторики у малышей? Правильно
подобрать методы и приемы для дидактических игр:
Словесный метод
Наглядно-действенный метод
Практический метод
Игровой метод
Дети, раннего возраста быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в
том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на
следующую, более высокую ступень развития.
Дидактические игры по математике
во второй младшей группе
Игры с бельевыми прищепками
Цель: развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.
Материал : бельевыми прищепками
Содержание:
Игры
с
бельевыми
прищепками
направлены
на
формирование
умения
сличать и объединять предметы по признаку цвета.
Игры
с
прищепками
способствуют
развитию
ощущений
собственных
движений
и
формированию
положительного
настроя
на
совместную
с
взрослым
работу.
Они
стимулируют речевую активность детей.
Дидактическая игра «Подбери фигуру»
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанный из
картона.
Раздаточный материал: карточки с контурами 5 геометрических лото.
Содержание.
Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем Дает задание детям: «У вас на
столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на
тарелочках.
Разложите
все
фигуры
на
карточки
так,
чтобы
они
спрятались».
Просит
детей
обводить
каждую
фигуру,
лежащую
на
тарелочке,
а
затем
накладывает
(«прятать»)
ее
на
начерченную фигуру.
Дидактическая игра «Соберем бусы»
Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и
форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании
фигур.
Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании
разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.
Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами.
Содержание: Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с
разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их
делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая».
Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему
выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки.
Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте
начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей,
почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной
закономерностью.
Игра-шнуровка
Цель: развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.
Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев,
концентрации
внимания,
способствует
развитию
точности
глазомера,
координации
и
последовательности действий.
Является
хорошей
подготовкой
руки
к
письму,
тренирует
усидчивость,
часто
такая
игра
успокаивает ребенка.
В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по
ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений
свойств, "видения сути предмета".
Дидактическая игра «Широкое - узкое»
Цель: формировать представление «широкое
–
узкое».
Содержание: Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину
предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации
можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски -
широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и
мишка, а по узкой
–
только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами
Заплети косичку
Цель: развивать умение плести косичку в три пряди, укрепление и развитие мелкой
моторики пальцев рук, воспитание усидчивости и терпеливости в работе.
Содержание: Воспитатель
прикрепляет
жгутики
(маленькие
сплетённые
косички)
к
стенду или к столу, так чтобы верхние концы были закреплены вместе или на близком
расстоянии друг от друга, а нижние остались свободными. Вместе с ребёнком рассмотреть
косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей»
можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно
сплести косичку.
Дидактическая игра «Составь предмет»
Цель: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).
Оборудование: На столе у воспитателя крупные игрушки: домик, неваляшка, снеговик, елка,
грузовая машина. На полу наборы разных геометрических фигур.
Содержание: Воспитатель предлагает назвать игрушки, стоящие у него на столе, и составить
любую из них, пользуясь набором геометрических фигур. Поощряет и стимулирует действия
детей.
Спрашивает:
«Что
составил?
Из
каких
геометрических
фигур?».
Дети
рассматривают
получившиеся силуэты игрушек, вспоминают соответствующие стихи, загадки.
Дидактическая игра «Украсим платок»
Цель: учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в
ориентировке на плоскости.
Оборудование: «платки» (большой - для воспитателя, маленькие - для детей), набор листьев двух
цветов (на каждого ребенка).
Содержание: Воспитатель предлагает украсить платки листочками. Спрашивает, как можно это
сделать (каждый ребенок выполняет задание самостоятельно). Затем говорит: «Давайте теперь
украсим платочки по-другому, все одинаково. Я буду украшать свой платок, а вы - маленькие.
Верхний край украсим желтыми листочками, вот так. (Показывает). Положите столько листьев,
сколько я. Правой рукой разложите их в ряд слева направо. А зелеными листочками украсим
нижний край платка. Возьмем столько же зеленых листьев, сколько желтых. Добавим еще один
желтый лист и поместим его на верхний край платка. Каких листочков стало больше? Как сделать,
чтобы их стало поровну?»
После проверки работ и их оценки воспитатель предлагает украсить левую и правую стороны
платка листьями разного цвета. Т. е. положить на правую сторону платка столько же листьев,
сколько и на левую. (Показывает).
В заключении дети украшают все стороны платка по-своему и рассказывают об этом.
«Найди окошко для фигурки»
Цель: Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.
Содержание: Игра
проводится
с участием
3-4
детей.
Воспитатель
раскладывает
на
столе
геометрические
фигуры
и
раздаёт
детям
карточки
с
рельефными
конторами.
Воспитатель
предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.
- Какая фигура подойдёт для твоего окошка?
Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не
подходит
и
предложить
выбрать
следующую.
Когда
ребёнок
найдёт
подходящую,
следует
похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему
самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает
фигуру для своего окошка.
Дидактическая игра «Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету»
Цель: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук.
Материал: пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-
ориентиры.
Воспитатель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки по цветам.
Дидактическая игра «Ищи и находи»
Цель: учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и
запоминание.
Содержание: Педагог заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты игрушки разной
формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате,
найдите
и
принесите
мне
на
стол».
Дети
расходятся,
педагог
оказывает
помощь
тем,
кто
затрудняется. Дети приносят предметы, кладут их на стол педагога, садятся на места Педагог
рассматривает с ними принесенные предметы, оценивает результат выполнения задания. Игра
повторяется, дети ищут предметы другой формы.
Дидактическая игр с предметами. Что изменилось? (Игра с матрешками).
Цель: Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась,
стоит на месте, прибежала), замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек,
воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь.
Игровые правила: Отвечает только тот, кого называет матрешка-мама (самая большая матрешка).
Игровые действия: Отгадывание, что изменилось в расположении матрешек.
Содержание: Взрослый показывает детям поочередно пять разных по размеру разноцветных
матрешек. Дети рассматривают их. Все матрешки разные по величине и одеты в разные сарафаны
и платочки. Вместе с детьми взрослый называет цвета одежды, отмечает, что по величине все
матрешки разные.
А теперь поиграем так: я закрою ширмой матрешек, а вы потом узнаете, какая матрешка
спрячется. Но нужно отвечать только по одному, поэтому, кто заметит, подойдет ко мне и скажет
тихо-тихо, чтобы другие не слышали.
Далее взрослый обращает внимание детей на размер матрешек: прячет за ширмой то одну, то
другую матрешку, то сразу две.
При повторном проведении игры отвечает тот, на кого укажет матрешка.
В игре можно использовать и другие предметы, в зависимости от того, какие задачи решаются.
Дидактическая игра «Построим дома»
Цель: учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения;
развивать
внимание;
закреплять
слова,
определяющие
относительность
величин
«больше»,
«меньше», «одинаковые».
Оборудование:1-й вариант. Три картонных дома разной величины с прорезями для дверей и окон,
без крыш; картонные окна, двери, крыши трех величин, соответствующие размерам домов.
2-й вариант. Маленькие картонные дома без крыш с прорезями для окон и дверей, элементы к ним
(крыши, двери, окна) для каждого ребенка.
Содержание: Педагог вставляет в наборное полотно крупные изображения трех домов, располагая
их в случайном порядке, а не в ряд. На столе раскладывает вперемешку элементы домов (крыши,
окна, двери). Затем говорит детям, что они будут строителями, достроят дома, которые должны
быть аккуратными, ровными; все детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным
частям. Дети походят и по очереди «достраивают» дома. Сидящие за столом принимают участие в
оценке каждого этапа работы.
Дидактическая игра
«Найди лишнюю пуговицу»
Цель:развивать логическое мышление детей.
Средства: 5 пуговиц, 1 из которых отличается по цвету
Содержание: Воспитатель выкладывает в ряд 4 пуговицы одного цвета и среди них кладёт 1
пуговицу другого цвета. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю пуговицу или заменить её на
нужную по цвету.
Можно разложить пуговицы одинаковые по размеру (например, большие красные) и среди них
одну маленькую красную пуговицу. Предложить выполнить то же самое задание.
Дидактическая игра «Построй пирамидку»
Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений, ловкости.
Развитие эмоционального
настроя.
Содержание: Воспитатель предлагает ребёнку из наполнителя ёмкости (горох, фасоль)
Сделать горку, пирамидку.
Оборудование: Ёмкость с наполнителем, наполнители.
Дидактическая игра
«Чудесный мешочек»
Цель: развивать тактильные ощущения.
Средства: мешочек или воздушный шарик, пуговицы разного размера.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько пуговиц. Спрашивает детей, какого
пуговицы размера. Затем убирает их в мешочек или воздушный шарик. И предлагает на
ощупь определить большая или маленькая пуговица попалась в руки.
Дидактическая игра «Угадай, кто за кем»
Цель:
формировать
у
детей
представление
о
заслоне
одних
предметов
другими.
Уточнить
представление
о
том,
что
большие
предметы
заслоняют
меньшие,
а
меньшие
не
заслоняют
больших;
закреплять
слова
«больше»,
«меньше»,
«за,
«перед»;
познакомить
со
словом
«заслонять».
Оборудование: Разные игрушки.
Содержание:
1-й вариант. Игрушки стоят на столе у педагога. Он просит посмотреть, что находится на столе, и
закрыть глаза. Берет две игрушки, отставляет их немного в сторону и встает так, что заслоняет их
собою. Дети открывают глаза и обнаруживают, что двух игрушек нет. «Я не отходила от стола.
Куда же делись игрушки?» - говорит педагог. Если кто-то из ребят догадается, педагог удивленно
говорит: «Ах, я встала и заслонила их». Если же дети не находят, то ищет сам и, обнаружив
пропавшие игрушки, объясняет причину их исчезновения.
После этого педагог убирает игрушки и приглашает к столу двоих детей: одного высокого,
крупного, другого - маленького. Дети вновь убеждаются в принципе заслона, когда маленький
встает за спиной большого. Итоги игры педагог обсуждает с детьми, почему Таню не видно за
Колей, а Колю за Таней видно: «Больший заслоняет меньшего, а меньший заслонить не может
большего».
2-й
вариант.
Проводится
игра
«в
прятки».
Один
ребенок
прячется,
а
остальные
дети
под
руководством педагога ищут его, последовательно осматривая в комнате мебель.