Напоминание

"Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте"


Автор: Литовка Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №1
Населённый пункт: Краснодарский край ст. Каневская
Наименование материала: статья
Тема: "Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте"
Дата публикации: 13.03.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка

Сюжетно-ролевые творческие игры -- это игры, которые придумывают сами дети. В играх

отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются

социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет,

содержание и роль.

В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и

игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные

комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной

повседневности и ощущает себя активным "участником жизни взрослых".

В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное

будущее. Как писал Л. С. Выготский в своих работах, "игра ребенка не есть простое воспоминание

о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и

построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического

воспитания дошкольника.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную

задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры.

Обучение требует применения разнообразных методов. Игра -- один из них, и она дает хорошие

результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных

условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования.

В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения

поставленной задачи.

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных

профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто

игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.

Таким образом, в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью

ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления

индивидуальности и формирования детского коллектива.

Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры

Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее

содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются

детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны.

Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети.

Сюжет, содержание игры - это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие,

многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры

делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть.

Структурной особенностью и центром игры является роль , которую выполняет ребенок. По тому

значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых

или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми

поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но

дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость.

Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те

черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о

пассажирах и матросах. В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх -- взрослыми)

устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения

играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и

определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.

Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное

значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.

Сюжетно-ролевые игры: различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий

общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые,

коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации -

разыгрывание сказок и рассказов; строительные. (Добавить виды игр)

Итак, основные структурные элементы игры, такие как игровой замысел, сюжет или ее

содержание; игровые действия; роли; правила, тесно взаимосвязаны между собой.

Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства.

В младшем дошкольном возрасте большую роль играет подражание. Поскольку маленькому

ребенку свойственны эмоциональность впечатлительность, стремление ко всему яркому,

необычному, обогащение детей новыми знаниями и представлениями должно проходить живо и

занимательно, чтобы вызвать у малыша интерес, желание подражать . Воспитатель использует

дидактические игры типа "Оденем куклу Таню", "У куклы Тани день рождения", "Уложим куклу

Таню спать" и др., драматизирует в лицах знакомые детям потешки, прибаутки; использует

игрушки при чтении сказок, рассказов, стихотворений, создаёт игровые ситуации, которые

наталкивают ребёнка на продолжение игры (кукла сидит за столом сервированным к чаю и т.д.)

Во время наблюдений за трудом взрослых необходимо раскрывать перед детьми

последовательность операций, по возможности вовлекать их в этот процесс. Воспитатель должен

систематически пополнять запасы игрушек и игрового материала с учетом развития

представлений и знаний детей.

Чрезвычайно эффективен приём совместной игры педагога и детей, показ в игровой ситуации

действий с игрушками, с предметами-заместителями. В этом возрасте у ребенка возникает

интерес к игре сверстников. Вначале он проявляется в отношении к игрушке. Так, у одной куклы

появляются две мамы, у одного автомобиля -- два шофёра. И мамы, и шоферы согласовывать друг

с другом свои действия с одной и той же игрушкой в силу возрастных особенностей еще не могут.

Одна мама укладывает дочку спать, другая хочет вывести ее на прогулку; один шофер усаживает в

автомобиль кукол, а другой их выбрасывает и т. п. Так возникает ссора -- каждый тянет игрушку к

себе, хочет выразить в игре свои желания, интересы, проявить свои чувства. Нередко бывает так,

что, одержав верх над товарищем и заполучив игрушку, ребёнок вскоре откладывает ее в сторону.

Малышу скучно играть в одиночку, так как ему не с кем поделиться своими наблюдениями,

переживаниями. Иногда можно наблюдать, как дети безропотно подчиняются воле активных,

агрессивных сверстников. Хорошо зная характеры, интересы детей, педагог должен увлечь их

совместными действиями с игрушкой. С возрастом у ребенка появляется стремление подражать и

игровым действиям сверстника и желание выполнять ту же роль. Достаточное количество

однотипных игрушек даёт возможность детям играть "рядом".В такой игре создаются

предпосылки воспитания у ребенка доброты, чуткости, отзывчивости; формируются навыки жизни

в коллективе.

Исполняя вместе с ребёнком главную роль, воспитатель прежде всего стремится поддержать

интерес ребёнка к игре, учит выполнять роль до конца и развивать содержание игры,

согласовывать свои действия с действиями товарищей; наряду с этим решается задача воспитания

у детей дружеских взаимоотношений. Ребенок, выполняя свою роль вместе с педагогом,

подражая ему, не только осмысливает и уточняет свои знания о труде взрослых, но и усваивает

нормы общественного поведения.

Детям младшего дошкольного возраста нравится строить, и они часто затевают увлекательную

игру с постройкой. Но вначале у них следует формировать необходимые умения, воспитывать

устойчивый интерес к конструированию.

Если малыш по-настоящему увлечен ролью, он играет всерьез, искренне переживая все чувства

своего героя. Поэтому надо всячески поддерживать его интерес к определенной роли, обучать в

ходе игры необходимым умениям, подсказывать какие-то действия, сообщать те или иные

сведения. Отсутствие знаний, умений и навыков, которые необходимы для создания правдивого

игрового образа в коллективной игре, приводит к распаду игры, к отказу от роли.

На развитие содержания детских игр существенное влияние оказывает изготовление игрушек-

самоделок. Такая игрушка делает игровые интересы ребенка более устойчивыми, помогает

объединению детей в игре. Необходимо заинтересовать малышей процессом изготовления

игрушек. Педагог может на глазах у детей сделать некоторые атрибуты, необходимые для той или

иной игры.

Особое место в руководстве сюжетно-ролевой творческой игрой детей этого возраста должны

занимать подбор соответствующего игрового материала, прием обыгрывания новых игрушек в

форме театрализованного представления, создание игровых ситуаций.

Действенную помощь в развитии содержания творческой игры оказывают наводящие вопросы,

напоминания, советы, направленные на подсказ детям возможной реализации игрового замысла.

Эффективны и такие приемы, как подбор вместе с детьми элементов костюма; рассказ детям о том

или ином действующем лице; индивидуальная беседа по картинкам, иллюстрациям; советы,

показ игровых действий в игровой ситуации.

Руководя игрой, воспитатель не должен подавлять инициативы, самостоятельности ребенка. Все

названные выше методы и приемы должны быть направлены на то, чтобы игра стала для детей

интересной, увлекательной самостоятельной деятельностью, чтобы каждый ребенок мог

проявлять в ней свои способности, умение устанавливать эмоционально-положительные контакты

со сверстниками.

В младших группах организуются и игры-забавы, доставляющие детям радость, удовольствие Это

могут быть игры-забавы с заводными игрушками (механическими, электронными), народными

(движущимися фигурками медведей, курочками, клюющими зерно, и т. д.), игры-забавы с ветром,

солнечными зайчиками и др

Воспитатель сам придумывает забавные приключения заводных игрушек, объединяя их одной

темой.

Очень любят малыши игры с песком, снегом, водой. Они лепят из песка «пирожки», «куличики».

Чтобы поддержать их интерес, воспитатель показывает, как можно сделать из песка домики для

кукол, гаражи для автомашин. Построив один домик и один гараж, педагог дает детям игрушки

(фанерные фигурки людей, животных, птиц, различные автомашины) и предлагает построить еще

несколько домиков и гаражей; оказывает малышам помощь в овладении необходимыми

навыками. После того как постройки будут готовы, играет вместе с детьми.

Для игр с водой используются большие тазы или надувные емкости, чтобы вокруг них могли

находиться 4--5 детей, плавающие игрушки (например, утки и др.). Воспитатель подсказывает и

показывает малышам, как интересно можно играть с уткой и утятами, какие забавные действия

могут проделывать на воде утята, как мама учит их плавать и прятаться, когда почует опасность.

Педагог может сделать бумажные лодочки, кораблики и устроить между детьми веселое

соревнование: чья лодочка быстрее приплывет к противоположному краю таза.

Игры малышей со снегом следует начинать со знакомства с его свойствами. Дети перебрасывают

снег с места на место, сгребают в маленькие кучки, перевозят на санках. Вначале воспитатель сам

строит при детях горку для кукол, машину, скамеечку, дает им игрушки: кукол в зимней одежде,

зверят, кукольные саночки, маленькие деревянные лопаточки и др. Советует малышам самим

сделать еще горку: ведь все куклы хотят покататься на санках.

Педагог вместе с детьми делает комнаты, отгороженные друг от друга снежными валами,

имеющими двери. Эти постройки используются для игр в семью, детский сад и др.

Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, возникновение новых тем,

связанных со знаниями, полученными ребенком из художественной литературы, из рассказов

взрослых, из теле- и радиопередач и др (игры в путешествия, в корабль, моряков, военных,

строительство, почту). Во-вторых, возросший интерес детей к книге, к окружающему способствует

обогащению содержания прежних игр. У ребенка этого возраста повышается интерес к

взаимоотношениям людей в труде. Дети начинают понимать, что в совместном коллективном

труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными, добрыми; у них возникают

представления о дружбе, товариществе. Эти представления находят отражение в игре. Однако

порою в играх детей можно наблюдать проявление негативных сторон нашей жизни. Воспитатель

должен вовремя направить ход игры в положительное русло.

Особого внимания педагога требуют игры с новым содержанием. Важно, с одной стороны,

поддержать интерес детей к игре, с другой - направить их общение.

В игровой деятельности ребенка 4-5 лет находит свое место и театрализованная игра. Дети с

удовольствием драматизируют знакомые сказки («Колобок», «Лиса и Заяц», «Кот, Петух и Лиса»),

стихи К. Чуковского «Телефон», «Путаница», «Айболит» и др. В возрасте 5 лет у ребенка возникает

интерес к смелым, отважным поступкам. Ему нравится драматизировать рассказы на эту тему.

Драматизируя литературные произведения, дети стремятся к правдивому изображению героев,

эмоционально переживают все описанные события. Игровой образ, созданный по литературному

произведению, находит выход и в других играх, что характеризует уровень развития творчества у

детей, их способность отражать в игре главное, типичное.

Дети этого возраста любят совместные игры, объединяясь в небольшие - по 6-7 человек- группы на

основе личных симпатий, привязанностей. Однако в коллективных играх наблюдаются некоторые

противоречия. С одной стороны, накопленный запас знаний и желание использовать их в играх,

поделиться ими со сверстниками способствуют зарождению увлекательных игровых замыслов,

реализация которых требует в большинстве случаев определенного количества участников. С

другой стороны, возможности для проявления чуткости, доброты, отзывчивости, для

согласованности игровых действий у детей 4-5 лет еще невелики. Такое расхождение между

желанием развернуть коллективную игровую деятельность и практическим его осуществлением

связано с недостаточным уровнем развития нравственных чувств. Знания, представления о том,

что такое хорошо, что такое плохо, что включает в себя понятия "зло", "добро", почему

необходимо оказывать друг другу помощь и т. д., ребенок имеет, но у него мал жизненный опыт,

нет устойчивости в проявлении нравственных чувств, недостаточно развито умение поступаться

своими желаниями, интересами в пользу другого, учитывать возможности сверстника, оценивать

его положительные качества. Отсюда вытекает неумение детей согласовывать свои замыслы.

Одному кажется, что интереснее его выдумка, другому - что увлекательнее его предложение.

Часто неумение согласовывать замыслы приводит к распаду игры, разрушению дружеских

контактов. Данную особенность следует учитывать при руководстве игрой. Необходимо помогать

детям из многих предложений выбирать самое интересное и в то же время использовать по мере

возможности и другие, воспитывая тем самым умения уважать замыслы друг друга, быть

внимательными, поступаться личными желаниями.

В формировании у дошкольников умения самостоятельно распределять роли с учетом

возможностей, интересов и желаний друг друга эффективны такие приёмы, как раскрытие перед

детьми лучших, положительных качеств каждого ребенка, поддержка его предложений, а также

создание практических ситуаций, где бы воспитанники могли проявить чувство ответственности за

выполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость, знание нравственных норм поведения.[9]

Если на одну роль претендуют несколько детей, воспитатель должен прийти им на помощь так,

чтобы по возможности были удовлетворены все заявки. Исходя из особенностей развития игры, в

средней группе методы руководства должны быть направлены на обогащение детей

впечатлениями, знаниями о событиях, происходящих в нашей стране, о социальной сущности

коллективного труда взрослых, их добросовестном отношении к своему делу [6]. При

ознакомлении с окружающим необходимо использовать методы и приемы, помогающие ребенку

эмоционально пережить ту ситуацию трудовых действий, с которой его в данный момент

знакомят. Связь эмоций с мышлением и воображением в процессе познания помогает

сосредоточить внимание ребенка на восприятии конкретных фактов, образов, поступков,

усиливает переживаемые детьми чувства, способствует зарождению желания действовать самим.

Инсценировка литературных произведений в процессе этических бесед, встречи с людьми разных

профессий, дидактические игры, экскурсии обеспечивают не только накопление знаний, но и

развитие чувств детей, формирование положительного отношения к труду взрослых, к

профессиям.

Наряду с общими методами ознакомления с окружающим необходимо использовать

специфичные, непосредственно влияющие на развитие игрового замысла, творчества,

усложнение содержания игры, обогащение игровых образов. К таким методам следует отнести

рассказ педагога с демонстрацией иллюстративного материала на тему игры.

На 5-м г. жизни у детей появляются любимые роли. Изображая в игре конкретное или

придуманное лицо, ребенок стремится реализовать собственные знания, представления о его

поступках чувствах, мыслях, делах. И на протяжении многих игр он передаёт через любимую роль

личностные качества, свое отношение к той или иной профессии и пр.

Выполнение любимой роли в различных игровых ситуациях увеличивает продолжительность и

силу чувств, переживаемых ребенком, закрепляет складывающиеся дружеские взаимоотношения.

Немаловажное значение приобретают беседы воспитателя по поводу дальнейшего хода игры,

беседы-рассказы о возможных действиях детей в той или иной роли. Такие беседы способствуют

формированию самостоятельности в выборе темы игры, развитии ее содержания. Дети ставятся

перед необходимостью сговариваться между собой, спокойно выслушивать мнение друг друга и

выбирать наиболее интересное, увлекательное. У них воспитывается способность самостоятельно

продумывать дальнейший ход игры, планировать, что нужно сделать, какие игрушки им

необходимы, как использовать строительный материал.

Особого внимания со стороны педагога требует оказание ребёнку помощи в создании игрового

образа. Для того чтобы каждый воспитанник сумел в ролевом исполнении передать динамику

действий изображаемого лица, его эмоциональные проявления, поступки, отношения с людьми,

мысли, дела, нужно путем специального подбора литературных произведений дать ему знания,

представления, обогащающие игровой образ. Благотворное влияние создание детьми игровых

образов оказывают индивидуальные беседы по поводу выполнения роли, индивидуальные

задания, поручения.

Педагог, участвуя в играх, может брать на себя главную, ведущую роль или быть одним из рядовых

участников, но в любом случае он должен руководить игрой, направлять инициативу и творчество

детей.

Дети не всегда удовлетворяются готовой игрушкой, у них нередко возникает желание

самостоятельно изготовить атрибуты для игры. Игрушка, сделанная своими руками, доставляет

ребенку творческую радость, воспитывает интерес к созидательному процессу и, естественно,

способствует развитию содержания игры.

В своей статье "Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников" Короткова Н.А. пишет о том, что у

ребёнка старшего дошкольного возраста углубляется интерес к трудовым делам взрослых, к

результатам их труда, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей,

желание подражать им [15]. Для игр детей этого возраста характерны игры с героическим

сюжетом.

Детям 6-го г. жизни свойственно желание выполнить свою роль с большей выдумкой,

изобретательностью, интерес к деталям. Их привлекают красивый материал, изящные

конструкции, необычные элементы украшения построек. Для развития содержания игры дети

успешно используют свои технические умения, например создать необходимую игрушку из

конструктора (металлического, пластмассового). Они более дружно договариваются о теме игры,

без конфликтов распределяют между собой роли с учетом того, кто из них лучше справится с той

или иной ролью, создаст яркий образ.

На данном возрастном этапе появляются более сложные игры, как по содержанию,

использованию средств отображения реальной жизни, так и по организации. Это уже сюжетно-

ролевые игры, которые продолжаются неделю, две, месяц и т. д., с постепенным развитием и

усложнением содержания; игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей. Их тематика

преимущественно связана с современной жизнью ("Космонавты", "Путешествие на Северный

полюс", "Путешествие в Антарктиду" и др.) или с наиболее любимыми детьми сказками,

рассказами. В этих играх содержание непрерывно развивается и усложняется с приобретением

детьми новых знаний об окружающей жизни, с развитием навыков применять эти знания, с

совершенствованием конструктивных умений.

Длительные сюжетно-ролевые творческие игры приобретают особое значение для комплексного

решения задач умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей.

В длительной игре у ребенка быстрее вырабатываются навыки и привычки коллективной жизни,

растёт самостоятельность. В результате такого рода игра становится наиболее эффективной

формой организации интересной жизни детей в дошкольном учреждении. Дети настолько

вживаются в роль, что зачастую чувствуют себя в ней и тогда, когда уже не играют. В подобных

случаях легче воздействовать на ребенка через любимый им образ.

В такой игре ребенок проявляет больше самостоятельности, фантазии, творчества в выборе

действий, при распределении ролей, использовании подсобных материалов. Педагогу

необходимо использовать этот фактор для воспитания у детей умения согласовывать свои

интересы с интересами коллектива, помогать друг другу в осуществлении замысла, в выполнении

определенной роли.

Длительная творческая сюжетно-ролевая игра таит в себе колоссальные возможности для

развития мышления ребенка.

Действия ребенка с предметами носят преобразующий характер. В игре он - неутомимый

исследователь: узнает свойства и качества реальных предметов, способы действия с ними, и в

зависимости от замысла, от развития сюжета переплавляет жизненный материал, заменяет одни

предметы другими, комбинирует знания переплетая реальность с выдумкой, фантазией. В

развитии сюжета игры на определенную тему прослеживаются логическая последовательность

действий, совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых событий и явлений реального мира.

Этот опыт, знания и представления творчески преломляется ребенком в игровой деятельности.

Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, системой знаний - значит дать

обильную пищу для развития его воображения, для создания образов, ситуаций, которые можно

реализовать в игре. Можно провести серию занятий по конструированию и ручному труду,

связанных общей темой (изготовление грузовиков больших размеров, подъемных кранов,

вагонов, электровозов и тепловозов, железнодорожных вокзалов из спичечных коробков, картона

и т. п.).

Возникновение длительной игры "Путешествие за животными в жаркие страны" может быть

связано с поездкой детей в зоопарк. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, воспитатель

специально читает отрывки из книг на эту тему; организует лепку из пластилина животных и т. д.

По мере обогащения представлений дошкольников развивается и усложняется содержание игры.

Дети больше проявляют инициативы, творческого подхода и умственной самостоятельности в

решении практических задач. Если воспитатель заботится о расширении представлений детей, в

группе будут развиваться игры на разнообразные сюжеты: "Путешествие в Антарктиду",

"Путешествие в жаркие страны" и др. Работа воображения помогает ребенку ясно и отчетливо

представить моря, океаны, плывущие по ним пароходы, айсберги, работу далеких полярных

станций, рейсы космических кораблей и т. д.

Игровые образы ребенок создает творчески, сознательно. Он не просто воспроизводит жизнь,

слепо копирует ее. В изображение тех или иных ситуаций, героев дети вносят много элементов

творчества, свободно комбинируя впечатления жизни с содержанием сказок, рассказов, добавляя

свою выдумку, что свидетельствует об активности воображения. Увлекательная, сложная по

содержанию игра, удовлетворяя стремление ребенка участвовать в событиях, переживаемых

страной, доставляет ему радость.

Руководя подобными играми, воспитатель не должен спешить с подсказкой детям решения тех

или иных возникающих перед ними задач. Наблюдая игры, надо установить, на что следует

обратить внимание детей во время занятий (особенно на занятиях по ознакомлению с

различными явлениями окружающей жизни, с растительным и животным миром). Педагог

должен стремиться к тому, чтобы направить внимание воспитанников на существенные стороны

того или иного общественного явления, помочь понять простейшие связи и зависимости между

ними. Необходимо также продумать методы и приемы, способствующие дальнейшему развитию

той или иной игры (подбор картинок, настольно-печатных игр; поручения детям: посмотреть

передачи по телевидению), наметить ряд занятий по изготовлению игрушек-самоделок,

конструированию из строительного материала, предоставить детям в свободное пользование

пластилин, глину, ножницы, клей, картон.

Обязательным условием для длительной сюжетно-ролевой творческой игры является наличие у

детей умения играть большими группами, дружно советоваться и помогать друг другу, сообща

добиваться поставленной цели.

Необходимо также, чтобы дети любили играть, чтобы у них были сформированы умения намечать

тему, подбирать средства для отображения и развития замысла, распределять роли с учетом

возможностей и желаний каждого участника игры, устанавливать правила и четко выполнять их.

Для руководства длительными творческими играми в качестве основных приёмов могут быть

использованы экскурсии (первичная, повторная, завершающая). К основным приёмам

руководства длительной творческой игрой можно также отнести беседы, рассказы, разговоры с

детьми с привлечением иллюстративного материала при ознакомлении с событиями

современной жизни. Активное участие детей в распределении ролей способствует воспитанию

коллективистских чувств. Дети учатся считаться с мнением товарищей, учитывать и возможности, и

желания друг друга.

Роль воспитателя в длительной творческой игре неоднозначна. На первых порах педагог может

взять на себя ведущую, руководящую роль, если у детей недостаточно развиты организаторские

умения, отсутствует надлежащий опыт. Вместе с тем руководство со стороны педагога должно

быть осторожным, чтобы не подавлять инициативу и творчество детей, а всячески способствовать

их развитию. Педагог является старшим другом детей, партнером по игре, исподволь помогая им

применять знания, полученные на занятиях, при выполнении индивидуальных заданий и

поручений, побуждая к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи.

На последующих этапах используются советы, напоминания, предложения, целенаправленный

подбор игрового материала, задания направленные на развитие содержания игры, формирование

у детей познавательных интересов, организационных навыков. В течение года можно провести

около 6 длительных творческих игр с установкой на последовательное совершенствование у детей

навыков самоорганизации.

Развитию длительной игры, воспитанию у детей умственной активности, нравственных чувств и

навыков самоорганизации способствуют следующие методы и приемы: беседы перед началом

игры о её ходе, подведение итогов игры и совместное с детьми планирование дальнейшего ее

развития; напоминания, советы, указания, поручения, задания. Педагог приучает воспитанников к

самостоятельному употреблению в играх строительного материала и конструкторов, изготовлению

игрушек-самоделок, использованию навыков рисования, лепки, танца, пения.

Раскрыть игровой образ ребенку помогают индивидуальные беседы, рассматривание картин,

иллюстраций, фотографий, чтение отрывков из произведений художественной литературы.

Дети старшего дошкольного возраста уже могут сами распределять роли .

Педагог предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно создавать игровые образы,

если нужно, подсказывает, как лучше выполнить роль, дает фотографии, иллюстрации с целью

более детального ознакомления с внешним видом того или иного персонажа, организует

прослушивание грамзаписей.

Итак, сюжетно-ролевая игра является естественным спутником жизни ребёнка и обладает великой

воспитательной силой, способом познания окружающего мира, они развивают у детей смекалку,

знакомят с бытом и жизнью народа, традициями. Сюжетно-ролевые игры являются

традиционным средством педагогики, в них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд.



В раздел образования