Напоминание

Лэпбук как современный метод игровой деятельности в логопедической работе


Автор: Гапонова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Золотая рыбка""
Населённый пункт: р.Адыгея, г.Майкоп
Наименование материала: статья
Тема: Лэпбук как современный метод игровой деятельности в логопедической работе
Дата публикации: 13.03.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лэпбук как современный метод игровой деятельности

в логопедической работе

Самый главный секрет автоматизации звуков – это позитивные эмоции

и неподдельный интерес к занятиям у взрослого и ребёнка! А когда есть

интерес,

появляется

огромное

желание

добиться

результата,

который

не

заставит себя ждать!

Педагогическая значимость применения звукового лэпбука

заключается в том, что это эффективное средство автоматизации звуков, так

как

благодаря

динамичности,

эмоциональности

проведения

и

заинтересованности детей он дает возможность много раз упражнять ребенка

в

повторении

нужных

звуков,

пополняется

и

активизируется

словарь,

формируется

правильное

звукопроизношение,

развивается

связная

речь

и

умение

выражать

свои

мысли.

Такая

необычная

подача

материала

обязательно привлечёт внимание ребёнка. Он в любое удобное время просто

открывает лэпбук, чтобы полистать - поиграть в него, а заодно, незаметно

для

самого

себя,

с

радостью

повторить

пройденный

материал.

Это

удивительно, но именно в такие моменты, учитель-логопед понимает, что

стоит на одной из ступеней лестницы, ведущей к главной цели современного

образования, а именно научить ребенка учиться самому.

Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься

детьми

как

«сокровище»,

к которому

интересно

возвращаться,

перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя

в своей памяти.

Игры, представленные в лэпбуке, дают детям возможность применять

свои знания, умения и навыки в работе над формированием правильного

звукопроизношения.

Основанные

на

методе

игровой

вариативности,

они

помогают

детям

ощутить

радость

выполнения

инструкции

с

героями

и

формируют

у

них

способность

добиваться

максимальной

четкости

в

произношении слов с заданным звуком и умение оценивать их качество.

Создание лэпбука может являться и одним из видов совместной

деятельности

взрослого

и

ребенка.

Ребенок

очень

бережно

относится

к

продукту своего творчества и с гордостью рассказывает и показывает его. В

процессе

такого

творчества

он

становится

не

только

создателем

своей

собственной

книги,

но

и

дизайнером,

художником-иллюстратором,

сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений.

Такая увлекательная форма работы создает условия для развития

личности, мотивации и способностей ребенка с нарушениями речи.

Игровые задания и упражнения звукового лэпбука

«Путешествие Кар Карыча»

В звуковом лэпбуке предлагаются игры и упражнения, направленные на

автоматизацию звука Р в слогах, словах, предложениях

и связной речи, а

также

развитие

фонематического

слуха,

звуковой

анализ

и

синтез,

просодическую сторону речи, грамматику, обогащение словарного запаса,

развитие

мышления,

зрительного

восприятия,

памяти,

внимания,

мелкой

моторики.

Лэпбук построен по тематике «Путешествие Кар Карыча» по станциям

«Веселого Язычка», «Звездная», «Морская», «Правильной речи» на разных

видах транспорта.

Игровые упражнения на станции «Веселого язычка»

1.

«Поиграем

с

язычком»

-

совершенствование

артикуляционной

моторики для сонорных звуков.

2.

«Веселый

ветерок» - совершенствование направленной воздушной

струи.

Игровые упражнения на станции «Звездная»

1.

«Трудные

виражи»,

«Рычалочка» - закрепление изолированного

произношения звука Р.

Ребёнку предлагается показать, как работает мотор машины, рычит

тигр и т.д. Произнесение звука ребёнком сопровождается движением

пальцев по виражам, звукоподражание животным.

2.

«Собери звёзды для Кар Карыча»

Цель: формирование умения давать характеристику звуку Р.

Ребёнок рассматривает звёзды и говорит, что означают изображённые

символы: красный круг – гласный звук, синий круг – твёрдый согласный,

зелёный круг – мягкий согласный, камень – твёрдый звук, вата – мягкий звук,

колокольчик – звонкий звук, колокольчик зачёркнут – глухой звук. Затем

ребёнок подбирает звёзды для звука Р, даёт ему характеристику: согласный,

твёрдый, звонкий.

Игровые упражнения на станции «Морская»

1.

«Слоговые

песенки

Кар

Карыча

для

морских

обитателей»

-

автоматизация звука Р в слогах в прямых, обратных, со стечением

согласных звуков.

Ребенку предлагается послушать, как поет Кар Карыч. Далее вслед за

взрослым ребёнок повторяет слоги, показывая нотки: «Помоги

Кар

Карычу пропеть любимые нотки».

2.

«Буквознайка» -

закрепление

зрительного

образа

буквы

Р,

дифференциация

понятий

«звук»

и

«буква»,

р а з в и т и е

пространственных представлений и мелкой моторики.

Игровое упражнение “Найди букву”- развитие зрительного внимания;

выделение буквы в зашумленном, заштрихованном варианте.

«Обведи в кружок все буквы Р» - выделение букв Р написанных на

фоне других букв.

«Подчеркни все правильные буквы Р» - выделение букв написанных в

“зеркальном” отражении или в перевернутом виде.

«Заштриховать букву Р по образцу».

3.

3. «В гостях у Рыбки» - формирование навыка звукового анализа.

Ребёнок достаёт картинки из кармашка «Игры со словами», называет слова,

выделяя звук Р. Затем определяет позицию звука Р, передвигая рыбку в

начало, середину или конец аквариума.

4.

Игры

со

словами

«Волшебный

сундучок»

картинками)

-

автоматизация звука Р с словах.

«Путаница»

-

развитие

зрительного

внимания,

мышления,

оптико-

пространственных представлений, памяти, орфографической зоркости.

Ребенку предлагается выделить и назвать картинки в зашумленном,

заштрихованном варианте.

«Тени» - развитие предметно - зрительного гнозиса, мышления, оптико-

пространственных

представлений,

ориентировок,

обогащение

словарного запаса.

Ребенку предлагается узнать и назвать предмет по теневому

изображению.

«Морская галерея» - развитие предметно - зрительного гнозиса, оптико-

пространственных

представлений,

ориентировок,

обогащение

словарного запаса.

Ребенку предлагается

назвать картинки, изображенные в

контурном изображении буквы Р.

«Волшебные картинки» - развитие предметно - зрительного гнозиса,

мышления,

оптико-пространственных

представлений,

ориентировок,

обогащение словарного запаса, мелкой моторики.

Соедини точки так, чтобы получилась картинка со звуком Р.

Карандаш тебе поможет.

Игровые упражнения на станции «Правильной речи»

1.

«Чистоговорки»,

«Скороговорки»,

«Загадки-отгадки»,

«Расскажи

стихи

руками»

- автоматизация звука Р во фразах, предложениях,

связной речи , развитие темпа, ритма, интонации, чёткости и громкости

произношения,

слухового

внимания

и

памяти,

контроля

над

звукопроизношением.

2.

«Маленький

математик»

-

согласование

числительных

с

существительными и со словосочетаниями.

3.

«В гостях у сказки» - автоматизация звука Р в связной речи.

Ребенку

предлагается рассказать сказку или рассказ с опорой на

мнемотаблицу.



В раздел образования