Напоминание

"Поговорим о привычках".


Автор: Гильмутдинова Эльза Газнавиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Колобок"
Населённый пункт: ЯНАО Тюменская обл. г.Ноябрьск
Наименование материала: Консультация
Тема: "Поговорим о привычках".
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ «КОЛОБОК» Г.Ноябрьск
Подготовила воспитатель:

Гильмутдинова Эльза Газнавиевна

2016 год

Педагогичес

кие диалоги

с

родителями

:


Поговорим о привычках.
Дети - наша гордость. В них всё нам мило и дорого. И, пожалуй, нет таких родителей, которые бы не прикладывали стараний, чтобы их ребёнок выглядел привлекательно, - одевают его как можно лучше и наряднее, стараются нагулять «розовые» щёчки. А иные мамы подставляют личико малыша спящего в коляске под прямые лучи солнца ради... "цвета лица" (хотя это и не на пользу здоровью!). И как тешат родительское сердце одобрительные взгляды окружающих, устремлённые на любимое дитя: им любуются! Но всегда ли мы задумываемся над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное другое - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? А ведь во всех этих проявлениях главную роль играют привычки. Достаточно присмотреться, чтобы понять: человек может выглядеть либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывать осуждение от того какими привычками он обладает. Недаром подмечено: привычки - это визитная карточка культуры человека. Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, так как не выработали в себе элементарных норм культуры поведения. В этой связи хочется привести пример из книги для родителей "Наша Маша" (дневниковые записки о своей дочери) писателя Л. Пантелеева. 1
Размышляя о том, нужны ли хорошие манеры детям, он пишет: "В Малеевке, в Доме творчества, я наблюдал за одним известным нашим лингвистом. Почтенный и уже не молодой, человек этот давно и с большой страстностью борется за чистоту и красоту русского языка. Честь и слава ему! Но надо было видеть, как он ест! Навалился всем туловищем на стол, голову наклонил так, что лысина видна, подбородком вот - вот нырнёт в тарелку, вилком и ножом размахивает, будто лезгинку пляшет... и при этом жуёт и глотает столь шумно, что кажется занавески на окне вот - вот начнут колыхаться. Нет, как бы красиво, на каком бы изысканно чистом русском языке ни говорил мой уважаемый учёный сосед, считать его по-настоящему воспитанным человеком я не могу". (Пантелеев Л. «Наша Маша». - М.: Детская литература, 1966. - С 116.) Вот почему, дорогие папы и мамы, от вас требуется должное внимание к тому, чтобы у ребёнка складывались привычки - помощники: гигиенические привычки (потребность к чистоте и порядочности); культурные привычки (проявлять вежливость, уметь вести себя за столом, в общественных местах, соблюдать общепринятый этикет в общении с людьми); моральные привычки (уважать старших быть честным правдивым, скромным, дисциплинированным и т.д.). Всё это - фундамент, на котором кирпичик по кирпичику складывается характер, культура поведения, нравственный облик личности в целом. Привычки, как известно, возникают у истоков жизни человека. Ещё в раннем детстве, когда только начинают складываться стереотипы поведения, необходимо, чтобы ребёнок с помощью режима приобретал полезные привычки. И в первую очередь 2
привычку на время: спать, пробуждаться, есть, гулять - всё вовремя! Это очень важно, во - первых, потому что дети, которые живут в ритме режима, обычно хорошо спят, с аппетитом едят, более организованны и уравновешены. У них нет причин для препирательств ("хочу - не хочу" есть, "буду - не буду" спать, "пойду - не пойду" гулять и т.п.); во-вторых, потому что уравновешенные и организованные дети более податливы педагогическим влияниям. И при целенаправленном воспитании у таких детей легко складывается целый ряд других не менее значимых для жизни привычек, которые помогают им нормально расти и развиваться. Нельзя допускать, чтобы привычки возникали стихийно, ибо в этом случае могут рождаться привычки - сорняки, которые придётся впоследствии выкорчевать, что, как известно, нелегко. Нередко родители спрашивают: "Откуда у ребёнка плохие привычки? Ведь мы его этому не учили!". Действительно, не учили. Но и о воспитании хороших привычек вовремя не позаботились. На ребёнка покрикивают:" Опять не убрал за собой!", "Сколько раз говорить, чтобы садился за стол с вымытыми руками!", "Снова надерзил старшим!", а с него как говорится, что с гуся вода! Да и правомерны ли эти упрёки, если ребёнка своевременно не приучали к чистоте и аккуратности, не показывали, как убирать за собой, не учили вежливости, а порой и сами взрослые не были примером. Иногда родители терпимо относятся к тому, что у дочери или сына возникла дурная привычка. Оправдывают это тем, что дети 3
наследуют привычки от близких: "Весь в папу", "Вся в маму". И в подтверждение говорят: "Неорганизованна - вся в мать", "Упрям, как отец, ни за что не переубедишь" и т.п. Кстати, слова "упрям, как отец" ребёнок не воспринимает как порицание. Наоборот, это своеобразное поощрение: какой малыш не хочет походить на своих родителей! А результат? Закрепляются отрицательные привычки. Малыш не наследует привычки от близких, а приобретает их благодаря постоянному общению, путём подражания, а главное - воспитания. Ведь случается, что ребёнка чуть ли не до двух трёх лет кормят из ложки, умывают и одевают его, дают есть не по часам, а тогда, когда он хочет, постоянно идут ему на уступки. Подобный образ жизни не может не влиять на поведения дошкольника, он растёт неорганизованным, несобранным, а его поступки часто зависят от желания и настроения. Подрастая, он начинает диктовать родителям свои условия: "Хочу - не хочу", "Буду - не буду", "Нравится - не нравится"... Так родители незаметно для себя допускают накапливание ребёнком таких привычек поведения, с которыми сами же впоследствии борются. Ведь, в сущности, плохая привычка - это отсутствие хорошей. Если вовремя не выработать у ребёнка полезные привычки, то он сам "создаёт" привычки, удобные для него. Ребёнку, например, проще пролить суп из ложки, чем не пролить; замочить рукава при умывании, чем закатать их и не замочить; не поздороваться, не извиниться, не послушаться и т.д. И если он постоянно упражняется в том, как быть неаккуратным, невежливым, непослушным, то вот уже и готовы привычки отрицательные. 4
Итак, если поведение ребёнка постоянно выходит за рамки дозволенного (даже "чуть - чуть"!), а вы не замечаете этого, то аморальные способы поведения накапливаются и становятся привычными. На этом фоне воспитание становится делом трудным. Например, у ребёнка отсутствует привычка правильно реагировать на родительское "нельзя" - это может стать источником многих негативных проявлений: упрямства, капризов, эмоциональных "бурь", непослушания. Такой ребёнок, подрастая, не способен регулировать собственное поведение, не способен к самоограничению, так как его воля всегда направлена на удовлетворение своих желаний. В. Г. Белинский писал: "Чем моложе ребёнок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, т. е. тем более должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям, манерам, основывая всё преимущественно на привычке, а не на преждевременном и, следовательно, неестественном развитии понятий". В основе любой привычки лежит целый ряд навыков, которые обеспечивают правильность действий, их последовательность, быстроту, качество. Но малыш ещё не обладает необходимыми навыками, у него недостаточно развита координация движений, и его действия выглядят неумелыми, беспомощными. Посмотрите, как неуклюже он держит ложку, с каким трудом расстёгивает пуговицу, снимает шапку и т. п. И только по мере многократного повторения одних и тех же действий (например, связанных с тем, чтобы снять с себя одежду) его движения со 5
временем станут более совершенными. Постепенно возникает соответствующий навык. Навык же (снимать с себя платье, колготы и т. п.) перейдёт затем в привычку раздеваться самостоятельно при условии, что малыш систематически упражняется в этих действиях. Здесь недопустимы невинные на первый взгляд отступления, которые мы иногда оправдываем тем, что "это всего лишь единственный раз", или тем, что нам некогда. Нельзя забывать, что привычки у детей могут легко утрачиваться - полезные вытесняться вредными. (Ведь для этого от ребёнка не требуется усилий!) Достаточно иногда изменить условия или ослабить контроль за ребёнком, как тут же меняется его поведение. ...Сегодня, завтра, послезавтра, пятилетняя Марина убирает за собой постель, самостоятельно приводит себя в порядок, аккуратно складывает вещи, чистит свою обувь. Всё это делает обстоятельно, ничего не забывая. И так каждый день перед уходом в детский сад. Но вот случай, который нарушает привычный строй действий. Ребёнка отправляют погостить к бабушке, а та разрешает любимой внучке утром чуть дольше полежать в постели. Сама умывает и кормит её, убирает за неё постель. И вот, очутившись снова дома, девочка вдруг заявила: "Не хочу сама умываться", "Помогите одеваться", "Постель убирать не буду". Всего несколько дней отступлений, из - за которых многое придётся начинать сначала. Формирование положительных привычек имеет огромное значение для развития ребёнка. 6
Возьмём привычку к чистоте, умение замечать неопрятность в одежде. Как это требование выглядит для ребёнка? Взрослый формирует его в виде несложных, конкретных и понятных правил: «Следи за своей одеждой, не пачкай её», «Если что-то развязалось, запачкалось, оторвалось, скажи мне, вместе устраним неполадки», «Снимая с себя платье, не забудь его аккуратно сложить, иначе оно сомнётся и будет как старое» и т. п. Изо дня в день выполняя эти правила, ребёнок приобретает необходимые навыки, которые в дальнейшем перерастут в привычку, в потребность быть опрятным во всём: в одежде, в бережном отношении к игрушкам, книгам, своим вещам. Потребность быть опрятным побуждает ребёнка аккуратнее есть, не пачкаться, пользоваться носовым платком, салфеткой, щёткой для одежды и обуви, мыть руки после каждого загрязнения и т. д. Так одна укоренившаяся привычка прокладывает дорогу для установления других. Это в равной степени относится к возникновению и положительных и отрицательных привычек. Об этом важно помнить, так как одна привычка может потянуть за собой целую цепочку дурных. Положительные привычки вносят порядок в детскую жизнь, экономят нервную энергию, упорядочивают поведение, является как бы фундаментом для формирования поведения, характера, моральных качеств личности. В дошкольный период, когда закладываются основы качеств, важно формировать такие привычки, которые содействуют физическому, умственному, нравственному и эстетическому 7
развитию ребёнка, помогают ему обрести культуру поведения как показатель воспитанности. Необходимо с раннего возраста учить ребёнка спокойно вести себя за столом, принимать правильную позу, держа корпус прямо, без напряжения, есть не торопясь; внушать, что класть локти на стол не следует, потому что это мешает тем, кто сидит рядом; напоминать, что ничего нельзя брать со стола первым, так как воспитанные дети знают, что начинают есть первыми взрослые. Если вы идёте в гости, то предупредите ребёнка заранее, что если ему не понравилось какое-либо блюдо, то об этом нельзя объявлять в слух, так как это обидит хозяев - ведь они старались для гостей! В этом случае можно молча отодвинуть блюдо, сказав «спасибо, я сыт». Задумывались ли вы над тем, что те привычки, которые украшают наших детей, одновременно по мере взросления поднимают в них и чувство собственного достоинства? И наоборот - привычки, которые уродуют их, вызывают в них или ощущение ущербности, или стремление к внешней браваде. Нельзя, например, сказать о девочке, что она красива (даже с очень хорошими физическими данными!), если шагает размашисто, неженственно, подняв плечи и раскачивая корпусом, если в присутствии посторонних сидит развалясь, охорашивается, любуясь своим отражением в оконное стекло вагона, держится манерно и напыщенно. Надо следить, чтобы движения ребёнка были целесообразны и красивы, у девочек - женственны, сдержанны, грациозны и 8
естественны; у мальчиков - ловки, упруги, спортивны, подтянуты, мужественны. Народная мудрость утверждает: посеешь привычку - пожнёшь характер. Сейте же, дорогие родители, привычки, которые дают добрые всходы: это привычка ценить и беречь наш с вами труд; привычка ребёнка к труду; уважать старших; правильно реагировать на родительское слово. И конечно, это - культурные привычки, помогающие растущему человеку выглядеть по-человечески привлекательным. 9


В раздел образования