Напоминание

Изучение правил дорожного движения в начальной школе как формирование здорового и безопасного образа жизни.


Автор: Шабалина Вера Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 19 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: Междуреченск
Наименование материала: Статья
Тема: Изучение правил дорожного движения в начальной школе как формирование здорового и безопасного образа жизни.
Раздел: начальное образование





Назад




Изучение правил дорожного движения в начальной школе как

формирование

здорового и безопасного образа жизни.

Вера Владимировна Шабалина,

учитель начальных классов, Муниципальное общеобразовательное

учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19

с углубленным изучением отдельных предметов», г. Междуреченск,

Кемеровская область,

Аннотация

Обучение

правилам

дорожного

движения

(далее

ПДД)

следует

рассматривать

как

составную

часть

ООП

НОО

в

разделе

формирования

экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Изучение

правил дорожного движения осуществляется с 1 класса. Занятия проводятся

один

раз

в

неделю.

В

начале

учебного

года,

а

также

перед

каждыми

каникулами

проводится

необходимый

в

данное

время

года

инструктаж.

Обучение ПДД можно включать в общий учебный процесс, т.к. в намеченную

программами краеведческую тематику, особенно на уроках окружающего

мира, входят и темы, связанные с движением на улицах и с изучением

транспортных средств.

Обучение

правилам

дорожного

движения

(далее

ПДД)

следует

рассматривать

как

составную

часть

ООП

НОО

в

разделе

формирования

экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Изучение

правил дорожного движения осуществляется с 1 класса. Занятия проводятся

один

раз

в

неделю.

В

начале

учебного

года,

а

также

перед

каждыми

каникулами проводится необходимый в данное время года инструктаж.

Обучение

ПДД

можно

включать

в

общий

учебный

процесс,

т.к.

в

намеченную

программами

краеведческую

тематику,

особенно

на

уроках

окружающего мира, входят и темы, связанные с движением на улицах и с

изучением

транспортных

средств.

На

уроках

трудового

обучения

и

изобразительного

искусства

можно

создавать

тематические

композиции,

связанные с движением транспорта и людей по улицам города.

Наиболее распространенным методом ведения занятий является беседа в

сочетании с практическими упражнениями с использованием схем улиц и

дорог,

учебного

перекрестка.

Во

время

бесед

необходимо

доводить

до

сведения

учеников

сводки

о

ДТП

на

улицах

вашего

района,

случаи

нарушения

ПДД

учащимися

школы,

учить

детей

давать

оценку

таким

нарушениям, но при этом беседы не должны носить характер запугивания

школьников.

Ребенок

должен

не

бояться

дороги

и

транспорта,

а

уметь

пользоваться накапливаемым на занятиях опытом.

Для

закрепления

знаний

желательно

широко

применять

настольные

игры и подвижные игры в зале, викторины, конкурсы, праздники и т.д.

Подвижные игры и тренировки

лучше проводить на школьном дворе, на

специально

размеченной

площадке.

Занятия

надо

строить

так,

чтобы

теоретические

сведения

по

теме

накапливались

раньше,

чем

учащиеся

приступят к выполнению упражнений и игр.

Важную роль в изучении ПДД играют экскурсии. Организация их во

многом

зависит

от

хорошо

продуманного

плана.

При

планировании

экскурсии надо четко определить цель, задачи, маршрут и в соответствии с

этим разрабатывать план. В плане проведения экскурсии учитель должен

предусмотреть:

отбор

и

перечень

объектов

наблюдения,

план

маршрутов

экскурсии

и

последовательность

ознакомления

учащихся

с

объектами;

распределение

времени

по

этапам

экскурсии.

При

этом

нет

надобности

специально проводить экскурсию по ПДД, ведь в течение учебного времени

учитель многократно водит детей в театры, кино, и т.д. – все эти походы

можно

использовать

и

для

проведения

целенаправленных

экскурсий

и

тренингов по правилам дорожного движения.

Целевые обучающие пешие экскурсии по городу можно начинать со 2

класса.

До

этого

детей

желательно

вывозить

на

экскурсии

на

заказных

автобусах.

Это

связано

с

тем,

что

у

городских

первоклассников

еще

практически нет опыта передвижения по улицам города группами. В первом

классе учитель организует тренировочные упражнения лишь на специальных

учебных площадках.

Чем чаще учитель будет организовывать пешие экскурсии в театры,

парки,

тем больше возможностей будет выработать привычку не только

соблюдать

правила

движения

по

улицам,

но

и

давать

оценку

своим

действиям, действиям других пешеходов, водителей. Ребенок научится быть

внимательным на дороге. Важно, чтобы перед такими экскурсиями детям

давались конкретные задания для наблюдения. Для подготовки и проведения

занятий

и

экскурсий

учитель

может

привлекать

общественных

автоинспекторов, сотрудников автоинспекции, водителей транспорта.

В практической работе можно использовать следующие формы:

сюжетно – ролевые игры;

выполнение самостоятельных заданий;

игры, конкурсы, викторины;

мини – проекты;

уроки творчества;

соревнования, состязания;

час вопросов и ответов.

Проверку знаний желательно проводить в форме соревнований по группам с

использованием карточек с задачами и вопросами.

Специально организовывать уроки контроля по правилам дорожного

движения не стоит. На каждом занятии педагог задает детям ряд контрольных

вопросов. В 3 – 4 классах ученики на эти вопросы могут отвечать письменно,

а после оценивать себя путем взаимопроверки.

В конце учебного года

последнее

занятие

проводится

как

тренинг

на

специально

размеченной

площадке. Во время таких занятий можно предложить детям контрольные

вопросы в виде викторины, соревнования команд .

Планируя учебную работу в начальной школе, учитель должен

предусмотреть

различные

упражнения,

выполнение

самостоятельных

заданий, работу в индивидуальных тетрадях по ПДД, организацию работы и

привлечение

отрядов

ЮИД,

проведение

в

дошкольных

образовательных

учреждениях игр и бесед

с малышами, изготовление учебно-наглядных

пособий.

При

этом

важно

продумать

использование

учебно-наглядных

пособий: макетов, моделей, кинофильмов.

На занятиях по ПДД вводятся основные понятия:

Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное

участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода и пассажира

транспортного средства.

Иногда под участниками дорожного движения понимаются также лица,

выполняющие

ремонтные

работы

на

дороге.

Дело

в

том,

что

права

и

обязанности этих лиц определяются соответствующими ведомственными ин-

струкциями, которые основываются на Правилах дорожного движения и не

противоречат им. Потому эти лица, как не названные в термине не могут

быть участниками дорожного движения.

Учитывая сказанное выше, мы можем утверждать с достаточной степенью

условности,

что

все

население

планеты

является

участником

дорожного

движения. И его можно подразделить на три группы: водители, пешеходы и

пассажиры. При этом не следует забывать, что при поломке транспортного

средства

водитель

может

стать

пешеходом,

а

при

поездке

в

автобусе

-

пассажиром.

Водитель

-

лицо,

управляющее

каким-либо

транспортным

средством,

погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К

водителю приравнивается обучающий вождению.

Как видно из определения, к понятию «водитель можно отнести лиц,

которые сидят за рулем автомобиля, троллейбуса, трактора, мотоколяски,

трамвая, гужевой повозки, велосипеда и т.д. Но как только водитель покинул

кабину транспортного средства, он перестает быть водителем, а становится

либо пешеходом, либо лицом, выполняющим работы на дороге.

Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не

производящее

на

ней

работу. К

пешеходам

приравниваются

лица,

передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед,

мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.

Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве

(на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на

него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Регулировщик - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями

по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, закрепленных

Правилами, и непосредственно осуществляющее, указанное регулирование.

Регулировщик

должен

быть

в

форменной

одежде

и

(или)

иметь

отличительный знак и экипировку.

Дорога - обустроенная иди приспособленная и используемая для движения

транспортных

средств

полоса

земли

либо

поверхность

искусственного

сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а

также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их

наличии.

Проезжая

часть -

элемент

дороги,

предназначенный

для

движения

безрельсовых

транспортных

средств. По проезжей части движутся только

колесные

транспортные

средства:

автомобили,

троллейбусы,

трактора,

мотоциклы, велосипеды, мопеды, гужевые повозки и т.д. Движение трамваев

осуществляется по трамвайным путям, которые являются также элементом

дороги.

Тротуар -

элемент

дороги,

предназначенный

для

движения

пешеходов

примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

Правила

запрещают

движение

транспортных

средств

по

тротуарам,

за

исключением случаев подвоза грузов к торговыми другим предприятиям и

проведения

уборочных

или

ремонтных

работ

при

соблюдении

мер

безопасности.

Разделительная

полоса -

конструктивно

выделенный

элемент

дороги,

разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения

или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.

Разделительные

полосы

могут

разделять

проезжие

час т и

к а к

противоположного,

так

и

попутного

направления.

Они,

как

правило,

окаймлены возвышающимися на 15-20 см бордюрными камнями.

Разделительная

полоса

может

иметь

разрывы,

предназначенные

для

проезда

уборочных

транспортных

средств,

проезд

других

транспортных

средств в таких местах запрещен.

Главная дорога - дорога с твердым покрытием по отношению к грунтовой,

либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающей территории.

Признаком главной дороги служит прежде всего наличие специальных

дорожных знаков.

Грунтовая

дорога

не

имеет

искусственного

покрытия,

хотя

другими

признаками может и не отличаться от обычной дороги.

Автомагистраль имеет два основных признака, отличающие ее от других

дорог:

1.

Она

имеет

(за

исключением

отдельных

местных

уча стков)

самостоятельные проезжие части для всех направлений, отделенные друг от

друга разделительной полосой.

2.

Не

имеет

пересечений

на

одном

уровне

ни

с

дорогами,

ни

с

железнодорожными

или

трамвайными

путями,

ни

с

пешеходными

дорожками.

Это

обеспечивает

безопасность

движения

автомобилей

с

высокими скоростями при высокой интенсивности движения.

Перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на

одном

уровне,

ограниченное

воображаемыми

линиями,

соединяющими

соответственно противоположные наиболее удаленные от центра перекрестка

начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с

прилегающих территорий.

Пешеходный переход - участок проезжей части, выделенный для движе-

ния пешеходов через дороги.

Полоса движения

-

любая

из

продольных

полос

проезжей

части,

обозначенная

разметкой

и

имеющая

ширину,

достаточную

для

движения

автомобилей в один ряд.Ширина полосы движения колеблется от 2,75 м (при

движении

только

легковых

автомобилей)

до

3,75

м

зависимости

от

категории дороги).

Дорожное

д в и же н и е -

совокупность

общественных

отношений,

возникающих

в

процессе

перемещения

людей

и

грузов с

помощью

транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Под

дорожным

движением

обычно

понимают

сложную

социально-

техническую

систему,

включающую

в

себя

пешеходов,

водителей

и

пассажиров

и

различные

транспортные

средства,

движение

которых

подчиняется определенным правилам.

Транспортное

средство -

устройство, предназначенное для перевозки по

дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Механическое

транспортное

средство -

транспортное

средство,

кроме

мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется на

любые трактора и самоходные машины.

В

соответствии

с

этим

определением

к

механическим

транспортным

средствам можно отнести автомобили всех

типов, трамваи, троллейбусы,

трактора и комбайны, самоходные шасси, мотоциклы.

Остальные транспортные средства: велосипед, мопед, гужевая повозка и

прицепы относятся к немеханическим транспортным средствам.

Мопед хотя и имеет двигатель, но к водителям его Правила предъявляют

иные требования, чем к водителям механических транспортных средств.

Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее

два колеса или более, приводимое в движение мускульной силой людей,

находящихся на нем.

Мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым

прицепом

или

без

него.

К

мотоциклам

приравниваются

трех-

и

четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в

снаряженном состоянии не более 400 кг.

Мопед -

двух или трехколесное транспортное средство, приводимое в

движение

двигателем

с

рабочим

объемом

не

более

50

см

3

,

имеющее

максимальную

конструктивную

скорость

не

более

50

км/ч.

К

мопедам

приравниваются велосипеды с подвесными двигателями, мокики и другие

транспортные средства с аналогичными характеристиками. .

П р и ц е п -

транспортное

средство,

не

оборудованное

двигателем

и

предназначенное

для

движения в составе

с

механическим

транспортным

средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-рос-

пуски.

Остановка

-

преднамеренное

прекращение

движения

транспортного

средства на время до 5 мин, а также на большее, если это необходимо, для

посадки

или

высадки

пассажиров,

либо

для

загрузки

или

разгрузки

транспортного средства.

Этот

термин

включает

в

себя

обязательное

понятие

преднамеренного

прекращения

движения,

т.к.

ситуация,

когда

водитель

останавливается

в

соответствии с требованиями Правил (например, у закрытого шлагбаума же-

лезнодорожного переезда), к данному понятию не относится.

Стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства

на время более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой

пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства

из-за

его

технической

неисправности

или

опасности,

создаваемой

перевозимым

грузом,

состоянием

водителя

(пассажира.

или

появлением

опасности на дороге..

Не

считается

вынужденной

остановка

перед

светофором,

по

сигналу

регулировщика или в связи с затором на дороге, а также во всех случаях,

когда водитель выполняет требование «Уступите дорогу».

Обгон -

опережение одного или нескольких движущихся транспортных

средств, связанное с выходом из занимаемой полосы.

Организованная

перевозка

детей -

специальная перевозка

двух и более

детей

дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом

транспорт,

ном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному

средству.

Такая перевозка должна осуществляться в соответствии со специальными

правилами

в

автобусе

или

грузовом

автомобиле

с

кузовом-фургоном,

имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей».

Организованная

транспортная

колонна -

г р у п п а и з т р е х и

более

механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за

другом под одной и той же полосе движения с постоянно включенными

фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным

проблесковым

маяком

синего

цвета

или

маятниками

синего и

красного

цветов.

Организованная пешая колонна - группа людей, совместно движущихся в

одном направлении.

Железнодорожный

переезд -

пересечение

дорог с

железнодорожными

путями на одном уровне.

Это понятие охватывает все виды переездов: охраняемых, неохраняемых,

оборудованных и не оборудованных средствами сигнализации, с одним или

несколькими путями и т.д.

Пересечение с трамвайными путями не относится к железнодорожным

переездам, независимо от того, устроены трамвайные пути на обособленном

полотне или расположены на одном уровне с проезжей частью.

В нашей школе систематически проводятся различные мероприятия по

формированию здорового и безопасного образа жизни. (Приложение)

Литература, рекомендуемая для проведения занятий в начальной школе.

1.

Воронова

Е.А.

Красный,

желтый,

зеленый.

ПДД

во

внеклассной

работе. - Ростов – на – Дону: Феникс,2006г. Сборник содержит разработки

викторин,

брейн-рингов,

тестов,

оригинальные

авторские

сценарии

агитбригады отряда ЮИД, праздников.

2. .Газета «Начальная школа» 2005г. №23.

3. Дитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов –

на

Дону:

Феникс,

2006г.

В

книге

понятным

и

доступным

языком

рассказывается об общих положениях ПДД.

4 Журнал «Начальная школа» 2005г. №7, с 91 «Зеленый огонек».

5. Журнал «Начальная школа» 2003г. №1, с 102 «В гостях у светофора».

6. Журнал «Начальная школа» 2005г. №6, с 96 «Путешествие в страну

дорожных знаков».

7.Ковальчук

В.И.

Игровой

модульный

курс

по

ПДД

или

Школьник

вышел на улицу. 1 – 4 классы. – Москва: ВАКО, 2004г. В пособии в игровой

форме представлен материал по ознакомлению младших школьников

с

правилами дорожного движения, воспитанию в них навыков безопасного

поведения на улице.



В раздел образования