Автор: Мельник Ираида Рубисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ "Центр развития ребёнка- детский сад № 264"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Конспект НОД в подготовительной группе "Омское Прииртышье"
Тема: "Люди, прославившие родной край: деятели культуры и искусства"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД в подготовительной группе «Омское Прииртышье»
Тема: «Люди, прославившие родной край: деятели культуры и искусства»
Задачи:
1.Познакомить с поэтами и художниками Омского Прииртышья.
2.Развивать социальный опыт детей; словарь детей.
3.Воспитывать чувство гордости за наших земляков, чувство уважения к талантливым людям,
побуждать стремление учиться, чтобы в дальнейшем прославить свой город.
Материал: портреты Тимофея Максимовича Белозерова, Демиденко Сергея Владимировича, д.и.
«Художник и его помощники», репродукции картин, смайлики.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья
Очень рада видеть я
Вас сегодня у меня
Улыбнемся, подмигнем,
И беседовать мы начнем.
- Ребята как называется наша Родина? (Россия).
- Наша земля богата знаменитыми людьми – поэтами, художниками. Назовите знаменитых поэтов
и художников.
( ответы детей)
- Как называется наша малая Родина?
(ответы детей)
- Наша омская земля тоже знаменита своими поэтами и художниками. Ребята, может кто-то из вас
догадался, о чём будет наша беседа?
(ответы детей)
-Мы живём в замечательном сибирском краю, Прииртышье - красиво и интересно. А красоту
нашей природы показывают в своих стихах и картинах омские поэты и художники. Большинство их
произведений посвящено сибирской природе, детству. Они очень любят свой край и ведут нас на
берег озера, зовут прокатиться по реке, заглянуть в таёжный уголок, и везде нас ждут красота и
сказка. В каждой строчке стихотворений омских поэтов звучит огромная, искренняя любовь к
родному краю, восхищение его красотой.
-Сегодня мы с вами поговорим о поэтах и художниках нашего края, послушаем стихи
Тимофея
Максимовича
Белозерова и
познакомимся
с
картинами Демиденко
Сергея
Владимировича.
Ребята, посмотрите, у меня есть смайлики, в конце нашей деятельности я предлагаю вам выбрать:
веселого – если вы всё поняли, и всё у вас получилось; грустного – если не всё получилось.
- Писатель и поэт Т. М. Белозеров жил в Омской области городе Калачинске, был рабочим. После
войны поступил в речное училище Омска. По окончании речного училища стал работать на
пароходе, который перевозил грузы из Омска на север по Иртышу. Плавая по реке, он любовался
красотой нашего края и эта, красота вдохновила на сочинение стихов, сказок, пословиц о природе,
реке, птицах, зверей нашей земли. Т. Белозерову не хватало литературных знаний, чтобы писать
еще лучше, и он поступает в Московский литературный институт. По окончании института он
много работает, пишет. 56 детских книг написал Т. Белозеров. В честь поэта в нашем городе есть
улица Т. Белозерова и библиотека с его именем.
-Демиденко Сергей Владимирович родился в Омске, учился в ДХШ №1 города Омска, окончил
Омский Технологический Институт Бытового Обслуживания Населения. В данное время живет и
работает в Омске. Ведёт учебную работу со студентами. Работает в технике живопись. Тематика
его работ – пейзаж, натюрморт, городские мотивы, авангард. Многие произведения художника
хранятся
в
частных
коллекциях
Омска,
других
городах
России
и
странах
Англии,
Польши,
Германии.
- Прежде чем послушаем стихи Тимофея Белозёрова и рассмотрим картины Сергея Демиденко,
мы с вами поиграем.
Игра «Мы одна семья»
В нашей группе все друзья.
Вы, мы, ты, я!
Улыбнись соседу слева.
Улыбнись соседу справа.
Мы одна семья!
И снова:
В этом, зале все друзья!
Вы, мы, ты, я!
Обними соседа слева.
Обними соседа справа.
Мы одна семья!
-
Ребята, а вы знаете, кто такой поэт? (человек, который пишет стихи)
-А зачем люди пишут стихи? (чтобы рассказать о чем-то, описать и др.)
- О чем люди пишут стихи? (природа, окружающий мир и др.)
- Ребята, скажите, а какое у вас любимое время года? (лето, зима, весна, осень)
(ответы детей)
-Каждое время года прекрасно по-своему. Каждому периоду посвящено множество стихотворений
Тимофея Максимовича Белозерова. Поэт любил природу во всех её проявлениях и об этом его
стихи.
Опять смеется лето в открытое окно.
И солнышка, и света
Полным, полным-полно!
-Лето богато солнцем, теплом, теплыми дождями и конечно, самыми разными цветами,
послушайте стихотворение «Кукушкины слезки»
Грустно и радостно пахнут ромашки,
Сладко и нежно – левкои и мак.
И только кукушкины слезки, бедняжки,
В лесу и в овражке
Не пахнут никак.
-А теперь послушайте стихотворение о цветах в осеннее время года.
«Осенние цветы»
Последние осенние цветы
Полны прощальной тихой красоты.
Они уже не клонятся смущённо. Не стелются под ветром над травой.
А вздрагивая, смотрят отрешённо
На пёстрый луг, засыпанный листвой.
- А это стихотворение о зиме. Послушайте.
«Снежный ком»
Сорвался с ветки снежный ком
И в пыль рассыпался беззвучно.
Его я сбил одним толчком,
Ему на ветке было скучно-
Кому охота по весне
Висеть сосулькой
На сосне?
-И ещё одно стихотворение о времени года – весна.
«Подснежники»
Плакала Снегуpочка,
Зиму пpовожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Тpогая беpёзы,
Выpосли подснежники -
Снегуpочкины слёзы.
(беседа о прочитанных стихотворениях)
- Чем больше хороших стихотворений вы услышите и запомните в детстве, тем более ярче и
выразительнее станет ваша речь. Окружающим будет всегда приятна беседа с доброжелательным
и культурным человеком. А культурный человек - это человек с хорошими манерами и богатой,
образной речью. Поэтому учить стихи не только нужно, а очень важно.
-
Стихи мы с вами послушали. Предлагаю вам пройти к книжному уголку, где расположена
выставка картин нашего омского художника
Демиденко Сергея Владимировича.
(дети проходят и встают перед репродукциями картин)
-
Дети, скажите, кого называют художником?
(ответы детей)
-А для чего нужна профессия художника?
(ответы детей)
-Художники видят красивое в окружающей нас жизни: в природе, в предметах, человеке, в
явлениях природы, и выражает эту красоту в своих произведениях. Они хотят сделать нашу жизнь
прекраснее.
Многие
произведения
художников
учат
добру,
любви
к
Родине
и
к
людям,
к
животным и растениям.
Замечательная профессия – художник! Стоит ему взять в руки лист бумаги или холст, краски и
кисти и…. Ничего не было на белом листе и вдруг появились линии одна, другая, третья, кисть
бежит по бумаге дальше, и дальше, и вдруг….. появляется картина!
А как вы думаете, что может изобразить художник?
(ответы детей)
-
Поиграем в игру «Художник и его помощники». Перед вами на столе карточки – пазлы с
изображенными
на
них
инструментами,
которые
нужны
в
разных
профессиях.
Подумайте
и
выберите те, которые необходимы для художника.
(дети выполняют задание)
-Молодцы, вы справились правильно, назовите помощников художника (холст, краски, кисти,
палитра, карандаш, мольберт).
-
Обратите внимание на картины. Скажите, что вы видите на них? (Ответы детей – описание
картин)
– Закройте глазки «Раз, два, три. Мы в картине, посмотри». Откройте глазки и представьте, что мы
стоим на берегу реки, нас окружает осенний лес.
-Давайте сделаем глубокий вдох носиком, а ртом выдохнем. И так три раза.
-Какие вы чувствуете запахи? (Пахнет корой деревьев, опавшими листьями).
-Какие звуки вы слышите? (Плеск воды, пение птиц, шорох листьев)
-Ребята, а вы любите рисовать? Я предлагаю превратиться в настоящих художников и нарисовать
картину стихотворению «Осенние цветы». Ещё раз прослушайте это стихотворение. Возьмите все
необходимое для работы, проходите за столы. Но сначала приготовим пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Этот пальчик встал один, (все пальчики в кулачке).
Указательный за ним, (разжимаем поочередно каждый пальчик)
Средний будит безымянный,
А за ним мизинчик малый.
Встали братцы все, ура! (сжимаем и разжимаем пальчики)
За работу нам пора.
(дети
готовят
себе
рабочее
место
для
рисования,
и
под
спокойную
музыку
начинают
рисовать).
Заключительная часть.
-Ребята что мы сегодня с вами делали?
-Стихи какого поэта читали? (Поэта-Тимофея Максимовича Белозерова)
- Картины какого художника мы рассматривали? (Художника –Демиденко Сергея Владимировича).
Мы, омичи, гордимся нашими земляками, их стихи и картины приносят людям радость, делают
жизнь полнее и интереснее, побуждают в людях добрые чувства.
Дети, я предлагаю вам выбрать смайлики: веселого
–
если вы
всё
поняли и
всё получилось,
грустного – если не всё получилось. И объяснить свой выбор.
Ребята, вы все большие молодцы! В следующий раз я вас познакомлю с другими поэтами и
художниками нашего края.