Напоминание

"Деятельность педагога-наставника"


Автор: Елецкая Галина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Каргасокская СОШ-интернат №1"
Населённый пункт: с. Каргасок
Наименование материала: статья
Тема: "Деятельность педагога-наставника"
Раздел: среднее образование





Назад




Планирование деятельности педагога - наставника

(из опыта работы)

Одна из важнейших задач школьной администрации - организация

профессиональной адаптации молодого педагога. Система

наставничества помогает решить ряд многих проблем. Различные

исследования показывают, что даже при достаточно высоком

уровне готовности к педагогической деятельности адаптация

молодого учителя может протекать длительно и сложно.

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность

сопровождается высоким эмоциональным напряжением. Решить

эту задачу поможет создание гибкой системы наставничества,

которая поможет оптимизировать процесс профессионального

становления молодого педагога, сформировать у него мотивации к

саморазвитию, самореализации

В современной педагогике используются два термина:

"наставничество" и "тьюторство", последнее понятие получило

широкое распространение в странах Европы и Северной Америки.

Тьюторство – это иной опыт, иная система воспитания, появилось в

России в связи с тем, что созданная система наставничества в конце

80х годов прошлого века была разрушена. Тьютор – наблюдатель за

воспитанниками, в английском языке – домашний учитель,

репетитор, воспитатель. Наставничество – это социальный

институт, форма преемственности поколений. Это эффективная

форма профессиональной адаптации, способствующая повышению

профессиональной компетентности и закреплению педагогических

кадров.

Цели наставничества:

1.

выявление уровня профессиональной компетентности и

методической подготовки педагога;

2.

оказание методической помощи в вопросах

совершенствования теоретических знаний и повышения

педагогического мастерства.

Задачи:

1.

способствовать овладению новыми формами, методами и

приемами обучения и воспитания учащихся;

2.

ознакомить с нормативно-правовой документацией;

3.

способствовать формированию индивидуального стиля

творческой деятельности педагога;

4.

выявить ведущие потребности в учебном процессе и выбрать

соответствующую форму организации методической работы.

Используемые формы и методы:

1.

собеседование;

2.

анкетирование;

3.

теоретические выступления;

4.

консультации с опытными учителями;

5.

открытые уроки;

6.

заседание ШМО;

7.

семинары;

8.

анализ посещенных уроков, с последующим самоанализом.

План работы педагога - наставника

1.

Знакомство молодого педагога с нормативно-правовой

базой.

2.

Оказание помощи в составлении рабочих программ и

календарно-тематического планирования по предмету

в закрепленных классах.

3.

Проведение инструктажа по ведению школьной

документации.

4.

Знакомство с требованиями к оцениванию и нормам

проверки тетрадей. Выполнение единых требований к

ведению тетрадей.

5.

Диагностика профессиональной компетентности и

адаптационных способностей педагога.

6.

Разработка рекомендаций по учету психологических и

возрастных особенностей школьников, с которыми

предстоит работать педагогу.

7.

Организация посещений районных семинаров для

молодых специалистов.

8.

Консультация в выборе педагогических технологий,

методов и приемов.

9.

Посещение уроков вновь принятого педагога.

10.

Организация посещений уроков опытных

педагогов.

11.

Помощь в проведении открытых уроков и

внеклассных мероприятий

12.

Отчет по итогам работы.

Педагог - наставник должен способствовать раскрытию

профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать

его к участию в общественной жизни коллектива, содействовать

развитию его творческих способностей и профессионального

мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в

самообразовании, способствовать стремлению овладевать

передовыми технологиями обучения и воспитания.

Памятка для наставника молодого педагога

1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализировать

учебные программы и пояснительные записки к ним.

2.

Помочь

составить

тематический

план,

обратив

особое

внимание на подбор материала для систематического повторения,

практических и лабораторных работ, экскурсий.

3.

Оказывать

помощь

в

подготовке

к

урокам,

особенно

к

первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы

разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал

с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю

возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.

4.

Вместе

готовить

и

подбирать

дидактический

материал,

наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.

5.

Посещать

уроки

молодого

учителя

с

последующим

тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их

обсуждать.

6.

Помочь

в

подборе

методической

литературы

для

самообразования и в его организации.

7. Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного

показа образцов работы.

8. Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не

забывать отмечать положительное в работе.

9. Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а

вырабатывать собственный педагогический почерк.



В раздел образования