"Роль педагога в организации психолого-педагогических условий в реализации образовательной программы"
Автор: Регентова Татьяна Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 57 Населённый пункт: город Мурманск Наименование материала: статья Тема: "Роль педагога в организации психолого-педагогических условий в реализации образовательной программы" Раздел: дошкольное образование
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым
темпом
внедрения
инновационных
технологий
в
практику
работы
детских
садов.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предъявляют новые
подходы
к
организации
обучения
и
воспитания
детей,
тем
самым
меняя
цель
образовательной работы (вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые качества
ребенка
(физические,
личностные,
интеллектуальные). Педагог
поставлен
в
«новые
рамки». Мы живём сейчас, а не в какое-то другое время, поэтому нам, педагогам, ничего
не остаётся, как подстраиваться под изменения, вырабатывать в себе новое педагогическое
мышление. «Современному ребенку - современного воспитателя!» - лозунг сегодняшнего
дня.
В настоящее время изменения в образовании требуют от педагогов не только
качественных предметных знаний, но и профессиональной гибкости по отношению к
ребенку,
к
организации
воспитательно-образовательного
процесса
с
учетом
индивидуальных особенностей каждого воспитанника. В связи с этим актуальной задачей
становится
повышение
именно
психолого-педагогической
компетентности
педагогов.
Современный
педагог
обязан
знать
психологические
особенности
и
новообразования
детей
на
каждой
возрастной
ступени,
делать
акцент
на
личностно-ориентированную
модель взаимодействия с ребенком. Целью такого взаимодействия является обеспечение
ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования
(психическое
здоровье),
формировать
начала
личности
(базис
личностной
культуры,
развивать его индивидуальность).
Важно отметить, что работая по ФГОС, современный педагог должен стремиться:
1.
Развивать
у
каждого
ребёнка
проявление
инициативы
и
самостоятельности,
поиск разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
2.Мотивировать
любую
детскую
деятельность,
создавая
проблемные
ситуации,
которые становятся частью НОД, наблюдения, экскурсии и т.д.
3.
Стремиться,
чтобы
дети
были
активными
участниками
воспитательно-
образовательного процесса, строить ОД таким образом, чтобы большую часть говорили
дети, рассуждали по теме, участвовали в художественном творчестве, опытах, труде.
4.Стимулировать детей к успеху. Активность, успехи детей, хорошее отношение к
сверстникам стимулировать и поощрять (экран добрых дел, уголок настроения, портфолио
воспитанника, благодарности родителям и др. приёмы).
5.
Современный
воспитатель
должен
тщательно
продумывает
содержание
развивающей предметно – пространственной среды по возрастам согласно требованиям
ФГОС.
Квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций. На
сегодняшний
день
появилось
новое
понятие
п рофессиональная
компетенция –
способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при
решении профессиональных задач. Таким образом, профессиональная компетентность
предполагает,
что
воспитатель
дошкольного
образования
владеет
необходимой
базой
профессионально
значимых
установок
и
личностных
качеств,
теоретических
знаний,
профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе
самообразования.
Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одним новым понятием – профессиональный
стандарт.
Это документ, включающий перечень профессиональных и личностных
требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации В
нем
определяются
основные
требования
к
квалификации
педагога. Утвержден
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18»
октября 2013 г. № 544н.
Зачем нужен профессиональный Стандарт:
o
инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
o
Стандарт
–
инструмент
повышения
качества
образования
и
выхода
отечественного образования на международный уровень.
o
Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
o
Стандарт
–
средство
отбора
педагогических
кадров
в
учреждения
образования.
o
Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего
отношения между работником и работодателем.
Он
может
дополнятся
региональными
требованиями,
может
быть
дополнен
внутренним стандартом образовательного учреждения.
В
этом
документе
подробно
расписаны
трудовые
функции
педагога,
трудовые
действия,
необходимые
умения,
знания,
а
также
другие
характеристики,
такие
как
соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной
этики.
Согласно стандарту педагог дошкольного образования должен (зачитаю некоторые):
Знать
специфику
дошкольного
образования
и
особенности
организации
образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве;
особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном
возрасте.
Уметь
организовывать
ведущие
в
дошкольном
возрасте
виды
деятельности:
предметно-манипулятивную
и
игровую,
обеспечивая
развитие
детей.
Организовывать
совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и
личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Уметь
планировать,
реализовывать
и
анализировать
образовательную
работу
с
детьми
раннего
и
дошкольного
возраста
в
соответствии
с
ФГОС
дошкольного
образования.
Уметь
планировать
и
корректировать
образовательные
задачи
(совместно
с
психологом
и
другими
специалистами)
по
результатам
мониторинга,
с
учетом
индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного
возраста.
Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной
среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья,
поддерживая
эмоциональное
благополучие
ребенка
в
период
пребывания
в
образовательной организации.
Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга,
позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень
сформированности
у
них
необходимых
интегративных
качеств
детей
дошкольного
возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
Владеть
методами
и
средствами
психолого-педагогического
просвещения
родителей
(законных
представителей)
детей
раннего
и
дошкольного
возраста,
уметь
выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
Обязательно
владеть
ИКТ-компетенциями,
необходимыми
и
достаточными
для
планирования,
реализации
и
оценки
образовательной
работы
с
детьми
раннего
и
дошкольного возраста.
Какими качествами должен обладать современный воспитатель?
Специфика
профессиональной
деятельности
предъявляет
к
современному
воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять
свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами
личности. Вот некоторые из них:
Профессиональная направленность.
В основе такого качества личности, как профессиональная направленность, лежит
интерес
к
профессии
воспитателя
и
любовь
к
детям,
педагогическое
призвание,
профессионально-педагогические
намерения
и
склонности.
Именно
эти
факторы
побуждают
к
стремлению
овладеть
педагогическими
знаниями
и
постоянно
совершенствовать свой профессиональный уровень.
Эмпатия.
Это
чувство
характеризуется
умением
сопереживать
и
сочувствовать,
эмоционально
отзываться
на
переживания
ребёнка.
Воспитатель
дошкольного
образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать
малейшие
изменения
в
поведении
ребёнка,
проявлять
чуткость,
заботливость,
доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.
Педагогический такт.
Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила
приличия
и
вести
себя
должным
образом.
Когда
в
действиях
воспитателя
находят
оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль,
шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о
тактичности воспитателя.
Наравне
с
требовательностью
к
участникам
воспитательного
процесса
(детям,
родителям,
коллегам)
воспитатель
дошкольного
образования
остаётся
к
ним
доброжелательным, верит в их силы и возможности.
Педагогический оптимизм.
Основой
педагогического
оптимизма
является
вера
воспитателя
в
силы
и
возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей,
всегда
настроен
на
восприятие
их
положительных
качеств.
Воспитатель-оптимист
характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.
Культура профессионального общения.
Воспитатель
дошкольного
образования
должен
уметь
строить
правильные
взаимоотношения
с
детьми,
родителями,
коллегами,
то
есть
со
всеми
участникам
педагогического процесса.
Во-первых,
обладать
высоким
культурным
уровнем
и
безукоризненным
поведением, культурой речи. Дети — хорошие «подражатели», именно поведению и речи
воспитателя они подражают в первую очередь.
Во-вторых,
стараться
наладить
партнёрские
отношения
с
родителями,
уметь
предупредить и разрешить конфликтные ситуации.
В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом,
воспринимать критику.
Педагогическая рефлексия.
От
способности
к
педагогической
рефлексии
во
многом
зависит
успешность
профессиональной
деятельности
воспитателя.
Рефлексия
подразумевает
умение
анализировать
проделанные
шаги,
оценить
полученные
результаты
и
сравнить
их
с
запланированной
целью.
На
основе
полученных
выводов
воспитатель
дошкольного
образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие
результаты.
Авторитетность.
Доверие
родителей
–
вот
первый
шаг
на
пути
к
завоеванию
авторитета.
Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим
нравственным
качествам,
культуре,
эрудиции,
преданности
профессии.
Способность
бороться за свой авторитет, дорожить им, поддерживать авторитет родителей и коллег,
дана только воспитателю, преданному своему делу.
Подведем
итог,
современный
воспитатель
дошкольного
образования
–
это
воспитатель,
владеющий
новейшими
технологиями
в
области
обучения
и
воспитания детей; это человек, обладающий широкой эрудицией, педагогической
интуицией. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным
трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений –