Напоминание

"Роль педагога в организации психолого-педагогических условий в реализации образовательной программы"


Автор: Регентова Татьяна Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 57
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль педагога в организации психолого-педагогических условий в реализации образовательной программы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предъявляют новые подходы к организации обучения и воспитания детей, тем самым меняя цель образовательной работы (вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). Педагог поставлен в «новые рамки». Мы живём сейчас, а не в какое-то другое время, поэтому нам, педагогам, ничего не остаётся, как подстраиваться под изменения, вырабатывать в себе новое педагогическое мышление. «Современному ребенку - современного воспитателя!» - лозунг сегодняшнего дня. В настоящее время изменения в образовании требуют от педагогов не только качественных предметных знаний, но и профессиональной гибкости по отношению к ребенку, к организации воспитательно-образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника. В связи с этим актуальной задачей становится повышение именно психолого-педагогической компетентности педагогов. Современный педагог обязан знать психологические особенности и новообразования детей на каждой возрастной ступени, делать акцент на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком. Целью такого взаимодействия является обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психическое здоровье), формировать начала личности (базис личностной культуры, развивать его индивидуальность). Важно отметить, что работая по ФГОС, современный педагог должен стремиться: 1. Развивать у каждого ребёнка проявление инициативы и самостоятельности, поиск разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. 2.Мотивировать любую детскую деятельность, создавая проблемные ситуации, которые становятся частью НОД, наблюдения, экскурсии и т.д. 3. Стремиться, чтобы дети были активными участниками воспитательно- образовательного процесса, строить ОД таким образом, чтобы большую часть говорили дети, рассуждали по теме, участвовали в художественном творчестве, опытах, труде. 4.Стимулировать детей к успеху. Активность, успехи детей, хорошее отношение к сверстникам стимулировать и поощрять (экран добрых дел, уголок настроения, портфолио воспитанника, благодарности родителям и др. приёмы). 5. Современный воспитатель должен тщательно продумывает содержание развивающей предметно – пространственной среды по возрастам согласно требованиям ФГОС.
Квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций. На сегодняшний день появилось новое понятие п
рофессиональная

компетенция
– способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Таким образом, профессиональная компетентность предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования. Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одним новым понятием – профессиональный стандарт. Это
документ, включающий перечень профессиональных и личностных

требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации В

нем

определяются

основные

требования

к

квалификации

педагога.
Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н. Зачем нужен профессиональный Стандарт: o инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. o Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. o Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога. o Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. o Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. Он может дополнятся региональными требованиями, может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения. В этом документе подробно расписаны трудовые функции педагога, трудовые действия, необходимые умения, знания, а также другие характеристики, такие как соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики. Согласно стандарту педагог дошкольного образования должен (зачитаю некоторые): Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач. Обязательно владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Какими качествами должен обладать современный воспитатель?
Специфика профессиональной деятельности предъявляет к современному воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности. Вот некоторые из них:  Профессиональная направленность. В основе такого качества личности, как профессиональная направленность, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Именно эти факторы
побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.  Эмпатия. Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.  Педагогический такт. Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя. Наравне с требовательностью к участникам воспитательного процесса (детям, родителям, коллегам) воспитатель дошкольного образования остаётся к ним доброжелательным, верит в их силы и возможности.  Педагогический оптимизм. Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.  Культура профессионального общения. Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса. Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением, культурой речи. Дети — хорошие «подражатели», именно поведению и речи воспитателя они подражают в первую очередь. Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации. В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.  Педагогическая рефлексия.
От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты.  Авторитетность. Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой авторитет, дорожить им, поддерживать авторитет родителей и коллег, дана только воспитателю, преданному своему делу.
Подведем

итог,

современный

воспитатель

дошкольного

образования



это

воспитатель,

владеющий

новейшими

технологиями

в

области

обучения

и

воспитания детей; это человек, обладающий широкой эрудицией, педагогической

интуицией. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным

трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений –

все

эти

характеристики

деятельности

успешного

профессионала

в

полной

мере

относятся и к современному педагогу.


В раздел образования