Напоминание

"Введение"


Автор: Титова Любовь Степановна
Должность: преподаватель анатомии
Учебное заведение: ГБОУ ПО Пензенский областной медицинский колледж Сердобский филиал
Населённый пункт: город Сердобск, Пензенская область
Наименование материала: учебно-методический комплекс
Тема: "Введение"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Сердобский филиал

ГБОУ ПО «Пензенский областной медицинский колледж»

Учебно – методический комплекс

практического занятия

Тема:

«Введение»

Дисциплина «Основы патологии»

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело», базовый уровень ПО

на базе основного общего образования ФГОС III поколения.

Рассмотрено на заседании ЦМК

Протокол № ____ от ___________

Руководитель ЦМК ____________

Составлена преподавателем Титовой Л.С.

в соответствии с рабочей программой,

на основании проекта примерной программы

г. Сердобск

2019 г.

Оглавление УМК практического занятия

Тема: «

Введение

»

1.

Нормативная и учебно-методическая документация

1.1 Выписка из рабочей программы

1.2 Выписка из рабочего учебного плана

1.3 Технологическая карта

1.4 Ход занятия

2. Дидактические средства (средства обучения)

2.1 Учебно-методическая литература.

2.2 Учебно-наглядные пособия:

Раздаточный дидактический материал:

Учебно-методические рекомендации для студентов

3. Средства контроля

3.1. Вопросы для фронтального опроса

3.2. Вопросы для индивидуального опроса

3.3. Тестовый контроль

3.4. Перфорированный диктант

Содержание УМК

1. Нормативная и учебно-методическая документация

1.1 Выписка из рабочей программы

Тема: «

Введение

»

Содержание учебного материала

Нозология – наука о болезни.

Здоровье. Болезнь. Этиология. Патогенез.

Предрасполагающие

факторы.

Симптомы

и

синдромы.

Стадии

развития

болезни. Исходы болезни. Виды смерти. Реанимация. Болезни оживленного

организма.

Студент должен иметь представление:

- о реанимации

- о болезнях оживленного организма

Студент должен знать:

- что такое здоровье, болезнь

- этиология, патогенез

- периоды и исходы болезни

- виды смерти, ее признаки

Студент должен уметь:

-

объяснить суть патофизиологических изменений и клинических признаков в

разные периоды смерти

-

использовать анатомическую и медицинскую терминологию

1.2 Выписка из рабочего учебного плана

Тема: «

Введение

» - 2 часа.

1.3 Технологическая карта

Вид занятия: практическое.

Тип занятия: урок закрепления знаний.

Место проведения: кабинет анатомии.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Цели занятия:

Учебная цель:

Познакомить студентов с понятиями «здоровье», «болезнь», «смерть»,

«этиология», «патогенез»; с периодами и исходами болезни, видами и признаками

смерти, болезнями оживленного организма.

Развивающая цель:

Развивать познавательную активность студентов, умение применять теоретические

знания на практике; делать выводы.

Воспитательная:

Прививать студентам навыки к самостоятельной работе с учебным материалом.

Прививать навыки будущего специалиста.

Методы обучения: продуктивный, репродуктивный, применение

элементов проблемного обучения.

Внутрипредметные связи:

1.

«Повреждения»

Межпредметные связи:

1.

«Анатомия и физиология человека».

2.

«Латинский язык с медицинской терминологией»

Хронокарта занятия

п/п

Структура занятия

Ориентировочное

время

I.

Организационный момент.

3 мин

II.

Основная часть.

2.1. Мотивация темы:

2.2. Входной контроль

- фронтальный опрос

- индивидуальный опрос

2.3. Выходной контроль

- тест-контроль

- перфорированный диктант

5 мин

5 мин

25 мин

15 мин

30 мин

III.

Заключительная часть.

3.1. Подведение итогов

3.2. Домашнее задание

5 мин

2 мин

Итого:

90 мин

Мотивация темы занятия.

Медицина занимает особое место среди других наук, поскольку объектом

ее исследований и воздействий является человек. В человеке отражены две линии

его развития: существа биологического и существа социального. Это и определяет

сложность

вопросов,

решаемых

медициной.

В

центре

внимания

медицины

находится болезнь и ее противоположность – здоровье. И в больном, и в здоровом

организме

действует

защитно-приспособительные

механизмы,

которые

определяют сохранение жизни. Это свидетельствует о взаимосвязи болезни и

здоровья как двух проявлений жизни. Чтобы лечить любое заболевание, надо знать

его этиологию, предрасполагающие факторы, патогенез.

Сегодня мы должны понять и усвоить, что такое здоровье, болезнь, смерть,

этиология, патогенез, периоды и исходы болезни, признаки и виды смерти, стадии

умирания. Кроме этого, мы познакомимся с методами реанимации и болезнями

оживленного организма.

1.4 Ход занятия.

Этапы

занятия

Планируемая

деятельность

преподавателя

Планируемая

деятельность

студентов

Методическое

обоснование

I. Организацион-

ная часть.

Отметить

отсутствующих.

Обратить

внимание на

форму одежды и

готовность

студентов к

занятию.

Студенты должны

быть в халатах,

шапочках, сменной

обуви. Дежурный

проверяет перед

началом занятия

готовность кабинета к

уроку и докладывает

преподавателю об

отсутствующих.

Воспитывает организованность,

дисциплинированность.

Осуществляется психологическая

подготовка студентов к учебной

деятельности.

II. Основная

часть.

2.1 Мотивация

темы

занятия

Преподаватель

сообщает тему, цели

и план проведения

занятия, говорит о

важности изучаемой

темы.

Студенты должны

внимательно слушать,

чтобы уяснить

важность изучаемой

темы.

Начинается мотивация учебной

деятельности, формируется

познавательный интерес.

2.2 Входной

контроль

Актуализация

опорных знаний в

форме фронтального

и индивидуального

опроса.

Преподаватель задает

вопросы,

выслушивает ответы.

Студенты отвечают на

вопросы, исправляют

допущенные в

ответах ошибки,

дополняют ответы.

Фронтальный опрос позволяет

выявить исходный уровень

знаний студентов, активизирует

их, подготавливает к

следующему этапу занятия.

Индивидуальный опрос

закрепляет знания студентов,

приучает их к самостоятельному

мышлению, способствует

развитию речи и логического

мышления.

2.3 Выходной

контроль

Преподаватель

раздает тестовые

задания,

перфорированный

диктант

Студенты дают в

письменной форме

ответы на тест,

выполняют

перфорированный

диктант.

Закрепляет и систематизирует

знания студентов, развивает

логическое мышление.

III. Заключи-

тельная

часть

3.1 Подведение

итогов

занятия

Преподаватель

оценивает знания

студентов с учетом

активности на занятии.

Студенты слушают и

делают выводы.

Способствует развитию

самооценки и сознательного

отношения к учебе.

3.2. Домашнее

задание

Преподаватель

перечисляет основные

вопросы домашнего

задания, акцентируя

внимание студентов на

наиболее важных

вопросах.

Студенты записывают.

Помогает в подготовке

домашнего задания.

2. Средства обучения

2.1 Учебно-методическая литература

1. В.Я. Липченко, Р.П. Самусев «Атлас нормальной анатомии» 1988г.

2. Е.А. Воробьева, А.В Губарь, Е.Б. Сафьянинов «Анатомия и физиология» 1988г.

3

3. Р.П. Самусев, Ю.М. Сенин «Анатомия человека 1990г.

4. С.Д. Барышников «Лекции по анатомии и физиологии человека с основами

патологии» 2002г.

5. С.Д. Барышников «Практикум по анатомии и физиологии человека с основами

патологии» 2002г.

6. Н.И. Федюкович «Анатомия и физиология»

7. В.С. Пауков, Н.К. Хитров «Патология» 1995г.

8. А.Г. Эйнгорн «Патологическая анатомия и патологическая физиология» 1983г.

9. Методические рекомендации для студентов.

2.2 Методические рекомендации для преподавателя.

I. Методическая цель занятия:

1. Возбудить интерес студентов к изучаемой теме.

2. Разобрать вопросы этиологии, патогенеза болезни, ее исходы.

3. Улучшение усвоения изучаемого материала студентами за счет введения

современных методов контроля.

II. На занятии необходимо осветить:

1.

Понятие этиологии, патогенеза болезни, ее исходы.

2.

Понятие смерти, ее виды, признаки, периоды.

3.

Понятие реанимации. Болезни оживленного организма.

III.

Студент должен иметь представление:

1. О реанимации.

2. О болезнях оживленного организма.

Студент должен знать:

1.

Что такое здоровье, болезнь, смерть.

2.

Этиологию, патогенез болезни, предрасполагающие факторы.

3. Виды смерти, периоды умирания, достоверные и недостоверные признаки

смерти.

Студент должен уметь:

1. Объяснить суть патофизиологических изменений и клинических признаков в

разные периоды умирания.

2. Использовать медицинскую терминологию.

3. Средства контроля.

3.1 Вопросы для фронтального опроса

1.

Понятие здоровья.

2.

Болезнь.

3.

Этиология.

4.

Классификация болезни.

5.

Стадии развития болезни.

6.

Исходы болезни.

7.

Понятие смерти.

8.

Виды смерти.

9.

Признаки смерти.

10.Понятие реанимации.

11.Методы реанимации.

12.Болезни оживленного организма.

4 3.2. Вопросы для индивидуального опроса.

1.

Здоровье.

2.

Болезнь: этиология, классификация.

3.

Периоды болезни.

4.

Исходы болезни.

5.

Смерть: определение, виды.

6.

Признаки смерти: достоверные и недостоверные.

7.

Реанимация, методы реанимации.

8.

Болезни оживленного организма.

3.3. Тестовый контроль по теме: «Введение»

1.

Учение о болезни называется:

1)

Эпидемиологией

2)

Нозологией

3)

Цитологией

4)

Гистологией

2.

Учение о причинах и условиях возникновения болезни:

1)

Этиология

2)

Патогенез

3)

Нозология

4)

Физиология

3.

Фактор, без которого не может развиться заболевание:

1)

Условия

2)

Стресс

3)

Причина

4)

Все перечисленное

4.

Учение об общих закономерностях возникновения и развития болезни:

1)

Этиология

2)

Патогенез

3)

Нозология

4)

Физиология

5.

Первым периодом болезни является:

1)

Продромальный

2)

Разгар

3)

Латентный

4)

Исход

Эталон ответов

к тестовому контролю

Тема: «Введение»

1 –2

2 – 1

3 – 3

4 – 1

5 – 3

3.4. Перфорированный диктант

Здоровье – это _________1___________.

Болезнь – это __________2___________.

Наука, изучающая причины и условия возникновения болезней, называет-

ся ____________3_________.

Наука, изучающая механизмы развития болезней, называется

_____4______.

Механизмы развития болезней: ______5___, ___6___, ___7___, ___8___.

Первый период болезни - ___________9___________.

Период болезни, для которого характерны общие симптомы, -

_____10______.

Период болезни, для которого характерны специфические симптомы, -

_____11______.

Исходы болезни: ___12___, ___13___, ___14___, ___15____.

Виды смерти:___16___, ___17___, ___18___.

Периоды смерти: ___19___, ___20___, ___21___, ___22___.

Признаки клинической смерти: ___23___, ___24___.

Реанимация – это_____25_____.

Методы реанимации: ___26___, ___27___, ___28___, ___29___.

Болезни оживленного организма ____30___, ___31___, ___32___,

___33___.

Эталон ответов на перфорированный диктант

1.

Физическое, психическое и социальное благополучие,

характеризующееся наилучшей приспособляемостью к изменениям во

внешней и внутренней среде.

2.

Нарушение жизнедеятельности организма в ответ на повреждающее

действие факторов внешней и внутренней среды.

3.

Этиология.

4.

Патогенез.

5.

Субклеточный,

6.

Клеточный,

7.

Органный,

8.

Системный,

9.

Инкубационный.

10.Продромальный.

11.Разгара.

12.Выздоровление,

13.Рецидив,

14.Переход в хроническую форму,

15.Смерть.

16.Физиологическая,

17.Патологическая,

18.Насильственная.

19.Предагония,

20.Агония,

21.Клиническая смерть,

22.Биологическая смерть.

23.Отсутствие дыхания,

24.Отсутствие сердечной деятельности.

25.Система мероприятий, направленных на оживление организма.

26.Искусственное дыхание,

27.Прямой и непрямой массаж сердца,

28.Артериальное нагнетание крови и кровезаменителя,

29.Гипербарическая оксигенация.

30.Аноксическая энцефалопатия,

31.Сердечно-легочный синдром,

32.Печеночно-почечный синдром,

33.Желудочно-кишечный синдром.

Методические рекомендации для студента

Студенты должны иметь представление:

1. О реанимации.

2. О болезнях оживленного организма

Студенты должны знать:

1. Определения здоровья, болезни, смерти, этиологии, патогенеза.

2. Симптомы и синдромы, предрасполагающие факторы.

3. Классификацию болезней.

4. Периоды и исходы болезни.

5. Виды смерти, периоды умирания.

6. Признаки смерти: достоверные и недостоверные.

Студенты должны уметь:

1. Объяснить суть патофизиологических изменений и клинических признаков в

разные периоды умирания.

2. Использовать медицинскую терминологию.

Сердобский филиал

ГБОУ ПО «Пензенский областной медицинский колледж»

Методические указания для студентов

По дисциплине «Основы патологии»

Тема:

«Введение»

Составлены преподавателем Титовой Л.С.

в соответствии с рабочей программой,

на основании проекта примерной программы

2019 г.

Вопросы к занятию

1.

Понятие здоровья.

2.

Болезнь.

3.

Этиология.

4.

Классификация болезни.

5.

Стадии развития болезни.

6.

Исходы болезни.

7.

Понятие смерти.

8.

Виды смерти.

9.

Признаки смерти.

10.

Понятие реанимации.

11.

Методы реанимации.

12.

Болезни оживленного организма.

Цель занятия

Познакомиться с понятиями «здоровье», «болезнь», «смерть»,

«этиология», «патогенез»; с периодами и исходами болезни, видами и

признаками смерти, болезнями оживленного организма.

Методические рекомендации для студента

Студенты должны иметь представление:

1. О реанимации.

2. О болезнях оживленного организма

Студенты должны знать:

1. Определения здоровья, болезни, смерти, этиологии, патогенеза.

2. Симптомы и синдромы, предрасполагающие факторы.

3. Классификацию болезней.

4. Периоды и исходы болезни.

5. Виды смерти, периоды умирания.

6. Признаки смерти: достоверные и недостоверные.

Студенты должны уметь:

1. Объяснить суть патофизиологических изменений и клинических признаков в

разные периоды умирания.

2. Использовать медицинскую терминологию.

Список необходимой литературы

1. С.Д. Барышников «Лекции по анатомии и физиологии человека с основами

патологии» 2002г.

2. С.Д. Барышников «Практикум по анатомии и физиологии человека с

основами патологии» 2002г.

3. В.С. Пауков, Н.К. Хитров «Патология» 1995г.

4. А.Г. Эйнгорн «Патологическая анатомия и патологическая физиология»

Список рекомендуемой литературы

1. В.Я. Липченко, Р.П. Самусев «Атлас нормальной анатомии» 1988г.

2. Е.А. Воробьева, А.В Губарь, Е.Б. Сафьянинов «Анатомия и физиология» 1988г.

5

3. Р.П. Самусев, Ю.М. Сенин «Анатомия человека 1990г.

4. Н.И. Федюкович «Анатомия и физиология»



В раздел образования