Напоминание

"Социализация ребенка-инвалида в коллективе сверстников старшего дошкольного возраста"


Автор: Романенкова Нелли Валерьевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №11 "Оляпка"
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Социализация ребенка-инвалида в коллективе сверстников старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 11"
Социализация ребенка-инвалида в коллективе сверстников

старшего дошкольного возраста
Сообщение из опыта работы Подготовили: воспитатели высшей квалификационной категории Романенкова Нелли Валерьевна Тутубалина Елена Михайловна Березники 2016
Не так важно быть "нормальными", как научиться принимать нас такими, какие мы есть: мы хотим жить и любить в полную меру...
Дэвид Вернер
По данным Всемирной организации здравоохранения инвалиды составляют десятую часть всего населения земного шара. Из них 120 млн. – это дети и подростки. Показатель детской инвалидности в развитых странах имеют явную тенденцию к нарастанию. Согласно Конвенции о правах ребенка, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на всестороннее развитие, воспитание и образование с учетом их индивидуальных возможностей, как и нормально развивающиеся дети. Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Современной тенденцией в области российского образовании является распространение процесса инклюзии детей с особыми образовательными потребностями в образовательные учреждения. Инклюзивное образование является одной из форм вариативного развивающего образования, представляющего возможность каждому ребенку независимо от социального положения, физических и умственных способностей, уровня детского развития, удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного образования и подразумевает совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями необходимо в первую очередь для того, чтобы решить проблемы социализации и социальной адаптацией последних.
Социализация
- это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.
Социальная адаптация
- специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них,
должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме, так как от успешной социализации зависит дальнейшее развитие индивида, раскрытие его способностей, становление личности. Социальная адаптация детей-инвалидов на сегодняшний день - одна из наиболее важных и трудных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями. Цель деятельности ДОУ и педагогов, реализующих инклюзивную практику – создание оптимальных условий д л я развития и социальной адаптации воспитанников с особыми образовательными потребностями и их сверстников. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Создание условий для освоения образовательной программы всеми учащимися инклюзивной группы:  Организация безбарьерной, развивающей предметной среды;  Создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;  Формирование у детей позитивной, социально-нравственной учебной мотивации;  Применение адекватных возможностям и потребно стям воспитанников современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;  Адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;  Адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов;
2.
С о зд а н и е условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, дошкольном сообществе:  Организации ООД, совместной деятельности;  Организация работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни группы, ДОУ;  Использование адекватных возможностям детей способов оценки их достижений, продуктов их деятельности;
3.
Привлечение дополнительных ресурсов поддержки:
 Привлечение специалистов п с и хол о го - п ед а го г и ч е с ко го сопровождения в организации образовательного процесса в инклюзивной группе;  Формирование запроса на методическую и психолого- педагогическую поддержку как со стороны специалистов ДОУ, так и со стороны «внешних» социальных партнеров – методического кабинета КВО, общественных организаций;  Организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.
4.
Повышение профессиональной компетенции. С сентября 2014 года нашу группу посещает ребенок с ОВЗ. Ребенок имеет инвалидность 5 группы, диагноз - парапарез нижних конечностей. До 5 лет девочка детский сад не посещала. Наш "особый" ребенок имеет ряд социально-педагогических проблем:  ограниченные способности к самообслуживанию и самостоятельному передвижению;  излишняя впечатлительность и тревожность; На практике эти проблемы приводят к снижению уровня социализации и усложняют процесс интеграции ребенка в общество, в чем мы в дальнейшем убедились на собственном опыте. Даша - открытый, жизнерадостный ребенок, готовый ко всему новому. Ей интересно фактически все. Процесс адаптации к условиям дошкольного учреждения прошел сравнительно легко. Девочка без проблем расставалась с родителями и с радостью шла в группу, активно участвовала в специально организованной образовательной деятельности и совместной деятельности, а также в режимных моментах. В период адаптации детей к дошкольному учреждению, к его режиму и требованиям эмоциональные дети испытывают чувство тревоги, беспокойства. Такие трудности возникли и у Даши. Так девочка отрицательно относилась к режиму сна. Это была единственная трудность, возникшая в период адаптации к режиму дошкольного учреждения. Спать Даша неизменно ложилась со слезами и могла плакать в течение всего тихого часа. Если она и засыпала, то лишь на очень короткое время. Требовалось постоянное присутствие в группе воспитателей, которые должны были обязательно находиться в поле ее зрения. Для снижения тревожности девочки, создания положительной мотивации на режимный момент сна, мы использовали ритуал дневного сна - "Сонные игрушки".
Как известно, именно мягкие игрушки имеют релаксирующую особенность. По нашему совету, девочка принесла любимую мягкую игрушку из дома и укладывала ее спать вместе с собой. Мы говорили, что ее игрушка устала и хочет спать, нужно погладить ее, и она уснет. Так в течение нескольких месяцев Даша научилась спокойно ложиться спать и спала в течение всего времени, отведенного на сон. Одним из условий д л я развития и социальной адаптации воспитанников с особыми образовательными потребностями является организация безбарьерной, развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения - это система условий, обеспечивающих развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Однообразие микросреды может привести к ограничению возможностей развития детей и даже задержке в развитии. При организации РППС в группе опираемся на принципы доступности, полифункциональности и трансформируемости. Интерьер групповой комнаты не перегружен отдельными деталями. При расстановке мебели и игрового оборудования мы учитывали недостаточную координированность и устойчивость Даши. Пространство группы организовали, таким образом, чтобы стимулировать познавательную и двигательную активность всех детей и в том числе и Даши; формировать навыки предметно-практической деятельности. В свободном доступе расположены стеллажи для настольных и дидактических игр и упражнений, книжный уголок. Организован книжный уголок, где подобрали художественные произведения, которые влияют на развитие эмоциональной сферы, развитие вербальных и невербальных средств общения, развитие познавательных процессов. В работе с ребенком с особенными образовательными потребностями используем индивидуальный подход, направленный на раскрытие творческого потенциала ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни группы, ДОУ. А для этого Дошкольное детство - сензитивный период для развития эмоциональной и коммуникативной сфер ребенка. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первом его жизни коллективе - группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Это актуализируется и в ФГОС ДО в образовательной области
"Социально-коммуникативное развитие" "...развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстником..." и приобретает особую актуальность в отношении ребенка с ОВЗ. Работая с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, мы убедились, что наличие двигательного дефекта негативно влияет на формирование эмоциональной сферы и развитие коммуникативной деятельности таких детей. Поэтому особое внимание уделяем эмоциональной сфере и коммуникативной деятельности нашего «особо» ребенка. Создать благоприятный эмоциональный климат в группе, установить дружеские взаимоотношения между детьми, (умение договариваться, справедливо распределять игровой материал, учитывать позиции партнеров, умение обращать внимание на эмоциональное состояние сверстников как партнеров совместной деятельности), развить чувства эмпатии, толерантности по отношению к сверстникам с особенностями развития, нам п о м о г л о и с п о л ь з о в а н и е технологии сотрудничества, автор Л.С.Римашевская. По нашему мнению это во многом помогло избежать проблем с социальной адаптацией ребенка-инвалида. Даша легко влилась в детский коллектив. Дети восприняли ее как равную им. К особенностям здоровья девочки они отнеслись спокойно. На первых порах лишь спрашивали, почему она ходит на носочках, и даже пытались ей подражать. Так как в группе две девочки по имени Даша, нашу "особенную" Дашу дети стали называть "Даша на носочках". Она не обижалась. При возникновении трудностей, дети помогали ей: одеваться и раздеваться, спускаться и подниматься по лестничным маршам, собирать игрушки, успокаивали, если она расстраивалась. Приносили стульчик, когда приходили с улицы, усаживали ее и снимали обувь, развязывали шарф, расстегивали или наоборот, застегивали курточку. То есть помогали устранять трудности, возникающие у девочки при самообслуживании. С целью развития коммуникативных навыков, умения преодолевать затруднения в общении, снятии страха и повышения уверенности в себе, умения налаживать дружеские взаимоотношения между сверстниками с детьми проводились: 
минутки вхождения в день
, помогающие детям адаптироваться к условиям детского сада, развивающие навыки социального поведения :
"Утреннее приветствие"; 
игровой массаж
"Как на пишущей машинке", "Был у Зайки огород",  тематические
пальчиковые

гимнастики
со с т и хо т во р н ым сопровождением; 
беседы

на

нравственные

темы:
"Знакомство", "Злой язычок", "Машина шутка", "Если ты не такой как все" и др. 
игры

на

формирование

нравственного

здоровья

дошкольников
( в о с п и т а н и е ч у в с т в а у в а ж е н и я к л ю д я м , п р о я в л е н и е доброжелательности, желание совершать добрые дела и поступки): "Баночка добрых дел", "Панорама добрых дел" и др. 
коммуникативные

игры:
"Зеркало", "Пирамида любви", "Соседи", "Волшебные водоросли", "Хороший друг", "Связующая нить", "Комплименты" и др. 
игры-этюды

на

выражение

различных

эмоций
, способствующие осознанию способов их адекватного проявления и выражения. Например, «Цветок», «Встреча с другом», «Робкий ребенок» - "Смелый ребенок" и др. ("Психогимнастика", автор М.И.Чистякова). 
сюжетно-ролевые

игры
на различную тематику, способствующие развитию диалогической речи; 
театрализованные игры;

ООД
, направленные на создание положительного микроклимата в группе (обучение формам коллективного общения, формирование нравственных качеств и новых навыков взаимодействия, воспитание чувства взаимопомощи, товарищества, развития навыков защиты своего "Я" и объективного восприятия "Я" другого человека и т.д.): «… Летом, в рамках реализации летнего лагеря для будущих первоклассников, в детском саду прошла реализация проекта "Неделя добра". Дети побывали на "Уроке доброты" с просмотром мультимедийной презентации; узнали, что такое "добро" и как важно совершать добрые дела и поступки по отношению к сверстникам, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья. Одним из запоминающихся моментов проекта было создание плакатов на тему "Добру откроем мы сердца". За добрые дела и поступки дети получали наклейки в форме сердца и прикрепляли их на большой лист ватмана. Таким образом, соединение нравственных бесед с разнообразными играми, психогимнастическим упражнениями, этюдами на выражение
различных эмоций, помогали развитию коммуникативной и эмоциональной сферы, формированию этических представлений у детей. Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения ребёнка- инвалида в социальный мир. Одним из условий успешной социализации и социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья является организация взаимодействия с родителями ребенка с ОВЗ в духе сотрудничества. Налаживанию партнерских отношений с родителями ребенка-инвалида способствовало:  предварительное знакомство родителей Даши с условиями жизни детей в группе, которую ей предстояло посещать. Мы сами в свою очередь поинтересовались об условиях воспитания девочки в семье, ее индивидуальных особенностях, привычках;  проведение совместных мероприятий, где родители девочки могли видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ним;  совместное творчество Даши и ее родителей (выпечка печенья к Колядкам, изготовление костюмов для выступлений, разучивание стихов и т.д.). Следует отметить, что родители Даши и все остальные члены ее семьи, сыграли непосредственную роль в успешной социальной адаптации ребенка с ОВЗ к условиям дошкольного учреждения. Даша – принятый родителями «особый» ребенок, которого они любят, в которого они верят и для которого постоянно создают ситуации успеха. Результатами успешной социализации и социальной адаптации нашего "особого" ребенка можно считать следующее: Дашу можно отнести к категории одаренных детей. Она очень артистичная и музыкальная девочка. С удовольствием танцует, поет, декламирует стихи, участвует в театральных постановках. Девочка принимает активное участие в мероприятиях разного уровня. Как внутри детского сада, так и в мероприятиях городского уровня. Дебют Даши, как настоящей артистки, состоялся в прошлом 2014-2015 учебном году. Так в феврале она с группой ребят из нашего детского сада приняла участие в Марафоне благодарности, посвященном 70-ю Победы, где солировала с песней "Прадедушка". Успех окрылил девочку и уже в последующих мероприятиях она участвовала с большей уверенностью и удовольствием.
На утреннике, посвященном Международному женскому дню 8 марта Даша выступала вместе с папой. Под гитару в их исполнении прозвучала песня "Пластилиновая ворона". Радости и восхищению детей и их родителей не было предела. Уже в этом 2015-2016 учебном году в октябре Дарья в составе группы детей приняла участие в городском фестивале-конкурсе театральных постановок "ПроЧтение" со сказкой "Как медведь кашу ел" по произведению Л.И. Давыдычева в роли автора, где была отмечена за артистичность и эмоциональность исполнения специальным дипломом жюри. В январе этого года Даша приняла участие в 3 открытом смотре- конкурсе чтецов среди воспитанников логопедических групп и логопедических пунктов "Зимний калейдоскоп - 2016" со стихотворением, где была номинирована, как самый эмоциональный исполнитель. Опыт работы по социализации и социальной адаптации ребенка с ОВЗ позволяет сделать следующие
выводы:
Включение ребенка-инвалида в систему социальных отношений посредством детских видов деятельности, создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы, индивидуальный подход с учетом особенностей и возможностей девочки, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов и родителей способствовали успешной социальной адаптации ребенка-инвалида. Мы думаем, что предложенный опыт работы по созданию условий для успешной социализации детей-инвалидов будет полезен многим ДОУ воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.


В раздел образования