Автор: Гилязутдинова Гульнара Харисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Портянурская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Республика Марий Эл, Параньгинский район, дер. Портянур
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: Моя малая Родина- Республика Марий Эл
Раздел: начальное образование
МБОУ «Портянурская основная общеобразовательная школа»
Урок знаний
по теме
«Моя малая Родина - РМЭ»
Выполнила : учительница начальных классов
Гилязутдинова Гульнара Харисовна
2018- 2019 учебный год
Тема. Моя малая Родина - РМЭ.
Цели:
1) углубление знаний обучающихся о своей малой Родине, о своём родном
крае, об истории родного края;
2) развитие познавательного интереса, внимания, памяти, умение наблюдать,
анализировать.
3) воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, к родному краю, чувства
уважения к людям, прославившим нашу республику и гордость за них.
Оборудование: презентация, карта РМЭ, символы РМЭ, фотографии.
Ход урока.
1. Вступление.
- Ребята, вот и прошли летние каникулы. Впереди нас ждёт новый учебный
год. Я всех поздравляю с началом нового учебного года. Этот год ждёт от нас
много сил, стараний, терпения и хорошего поведения.
Едва только осень шагнёт за порог,
Ребят созывает весёлый звонок.
Увидит он, в школу идёт детвора,
И сразу же звонко, задорно: Ура!
Он каждому школьнику искренне рад,
Но любит он больше весёлых ребят.
И вовсе не любит весёлый звонок
Лентяев, зазнаек, нерях, лежебок
А зовёт нас звонок…( на урок ) (слайд 1)
- И первый наш урок в этом году - урок Знаний.
- Ребята, как вы думаете, с чего начинается Родина? ( С того места, где мы
родились.)
- Как вы думаете. О чём мы сегодня будем говорить? ( О Родине.)
Родина…Как много значит для нас это слово! Родина- это место, в котором
ты родился и живёшь, это наш общий дом. Родина- это не только горы и леса,
реки и озёра, животный и растительный мир, но и люди, которые знают и
любят свою родную землю.
- Скажите, как называется страна, в которой мы с вами живём? (Россия)
(слайд 2 )
- Назовите столицу России. (Москва) (слайд 3)
Среди необъятных просторов нашей Родины, есть такой уголок земли,
который человеку ближе всего. Это место, где он родился.
Для нас, ребята, таким дорогим уголком стал марийский край.
Сегодня мы узнаем много нового из жизни нашей РМЭ, каждый из вас
должен быть внимательным и постараться запомнить всё то, о чём мы будем
говорить.
- Как называется наша республика? (РМЭ) (слайд 4)
- Назовите столицу. (Йошкар- Ола) (слайд 5)
- По всей республике более 66000 учащихся сегодня вместе с вами сели за
парты учиться. Сегодня Правительство РМЭ много делает для того, чтобы
дети и молодёжь нашей республики успешно развивались: построены
ледовые дворцы, бассейны, конно- спортивный комплекс, стадионы. Делается
это для того, чтобы выучившись, получив знания, вы смогли бы внести свою
лепту в процветание нашей Родины. (слайд 6 -9)
Марийский край родной,
На карте мира
Ты даже меньше, чем кленовый лист.
У нас в сердцах,
Мой край марийский милый.
Ты как цветок - прекрасен , юн и чист.
И действительно, он прекрасен. Среди лесов и полей раскинулись деревни и
города. От деревни к деревне, из города в город пролегли дороги и тропинки,
которые манят пройти и проехать по прекрасному марийскому краю.
Любить свой край - значит, знать его историю, географию и культуру. А
знаете ли вы свою республику? Эти знания мы сегодня и проверим.
2. Символика.
- Кто является главой РМЭ? (Евстифеев Александр Александрович).
-Назовите государственные символы РМЭ. Что вы о них знаете?
Государственный герб РМЭ представляет собой щит, в золотом поле
которого изображён красный скошенный марийский крест, с ромбом
посередине. Щит обрамлен лентой в цветах Государственного флага РМЭ.
(слайд 10)
Флаг Марий Эл: прямоугольное полотнище, разделённое по горизонтали на
три полосы: верхнюю - синюю, среднюю - белую, нижнюю - красную. В
левой части на белой полосе изображён фрагмент марийского национального
орнамента, и надпись «Марий Эл» красного цвета. (слайд 11)
Государственный гимн РМЭ представляет собой музыкальное
произведение, которое написал Юрий Евдокимов. Гимн исполняется на
русском и на марийском языках. (слайд 12)
3. География.
а) Марий Эл расположена на востоке Восточно- Европейской равнины, в
среднем течении Волги. Западную часть занимает болотистая Марийская
низменность. Протяжённость границы Республики 1200 км.
РМЭ на северо- востоке и на западе граничит с Кировской и Нижегородской
областями, на юге и на юго- востоке - Чувашской республикой и Республикой
Татарстан.
- Сколько районов в Марий Эл? (14)
- Самый большой район? (Килемарский).
- Самый маленький? (Параньгинский).
- Самый отдалённый от столицы РМЭ? (Мари - Турекский).
Самый ближний районный центр? (Медведевский).
б) В РМЭ расположен национальный парк «Мари Чодра», что в переводе на
русский означает «Марийский лес». ( слайд 13)
Главное богатство парка - его леса. В национальном парке богатый животный
мир.
Здесь есть и исторические места. Это старый Казанский тракт и «Дуб
Пугачёва». По старинным рассказам, возле этого дуба, преследуемый
царскими войсками, останавливался на отдых со своими войсками Емельян
Пугачёв. (слайд 14)
На территории парка построены санатории «Кленовая гора», «Кичиер».
в) Самая крупная река Волга. ( слайд
15)
г) Озеро «Морской глаз» является жемчужиной Марийского края. Глубина-
38 метров. Находится в Волжском районе. (слайд 16)
д) Самое большое по площади озеро РМЭ - озеро Яльчик. (слайд 17)
4. История.
Дата рождения нашей республики- 4 ноября 1920 года. Называлась
Марийская автономная область. ( слайд 18)
5 декабря 1936 года была преобразована в Марийскую Автономную
Советскую Социалистическую республику (МАССР).
С 8 июля 1992 года Республика стала называться РМЭ.
- Назовите города нашей республики. (Йошкар- Ола, Волжск, Козмодемьянск,
Звенигово). ( слайд 19)
5. Наш посёлок.
- Как называется район, в котором мы с вами живём? (Параньгинский)
Одной частью республики является наш район Параньгинский. Он
образовался 30 апреля 1931 года. Вот уже 87 лет, как он существует.
( слайд 20)
- Кто является главой Параньгинского района? (Ибраев А.Г.)
- В нашем районе очень много знаменитых людей, поэтов. Одним из таких
людей является поэт, ветеран войны и труда Магруф Гаязов. Хочу
познакомить вас с одним стихотворением о Параньге “Бәрәңге”
Бәрәңге
Даны да як- якка таралган
Хәзерге посёлок Бәрәңге.
Әтиләр, бабайлар яшәгән
Зур авыл элекке, борыңгы.
Тимер юл, пристанҗ, шәһәрләр
Безгә бит һич якын түгел дә.
Шулай да, дускайлар, туган як
Кадерле һаман да күңелгә.
Бик озак аерылып торганнар
Булса да читләрдә- еракта,
Әйләнеп кайтканчы сакладык
Сагыну хисләрен йөрәктә.
Таң җиле аша да ишеттек
Наратлар, чыршылар шаулавын,
Кәккүкнең кычкырган тавышын,
Талларда сандугач сайравын.
Үзгәрде, яңарды безнең як,
Һич түгел күңелсез, караңгы.
Төзелә, яктыра, яхшыра,
Яшәрә борынгы Бәрәңге.
Мари, рус һәм татар- тату, дус,
Кулга- кул тотынып керештек,
Үрләрдән- үрләргә атладык,
Җиһүдән- җиңгүгә ирештек.
Асфалҗт юл тоташты калага,
Кирәксә Мәскәүгә барырлык
Кирәксә, бездә бар егетләр,
Космоска киң юллар ярырлык!
Үстердек чәчәкләр бакчада,
Имәннәр, юкә һәм өрәңге
Гөрләсен, яшьнәсен туган як,
Балкысын торган як Бәрәңге!
-
А как называется наша деревня, которая нам ближе всего? (Портянур)
-
Какие достопримечательности нашей деревни вы знаете?
( слайд 21)
6. Итог.
- Вот и подходит к концу наша заочная экскурсия по родному краю. Давайте
подведём итог.
- Как вы думаете, что можете сделать вы- ученики для того, чтобы наш край
прцветал: реки и озёра были чистые, и в них водилось много рыбы, в лесах
было много грибов и ягод, которые нужны не только человеку, но животным
и птицам. Что вы можете сделать, чтобы наш посёлок, наша деревня и города
были чистыми и красивыми? Чтобы школа и наш класс были уютными и
каждый день мы с желанием приходили сюда?
- Хотелось бы закончить словами нашего президента РМЭ Леонида
Игоревича Маркелова “Нам жить в Марий Эл, нашим детям, нашим внукам,
и кроме нас никто её не обустроит”. Так давайте будем трудиться, учиться,
отдавать силы на процветание малой своей родины- РМЭ и великой нашей
Родины России!