Напоминание

Учебно-научно-методический комплекс как основа системы педагогической деятельности


Автор: Лемешенко Василий Иванович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП образовательное учреждение № 205
Населённый пункт: г. Азов, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Учебно-научно-методический комплекс как основа системы педагогической деятельности
Раздел: дополнительное образование





Назад




Учебно-научно-методический комплекс как основа системы педагогической

деятельности

Лемешенко Василий Иванович

преподаватель

первой

категории

Федерального

казенного

профессионального

образовательного учреждения № 205 Федеральной службы исполнения наказаний

Профессиональное обучение

Если у тебя есть разум, учись,

ибо разум без умения – человек без лица;

ведь сказали: образование – лицо разума.

Кей-Кавус

Основная

задача

профессионального

образовательного

учреждения

подготовка

специалистов, прочно владеющих профессиональными знаниями, обладающих ценными

личностными

качествами,

мной

решается

через

психолого-педагогическую

систему

деятельности, включающую:

постановку целей и задач образовательного процесса;

разработку и совершенствование содержания обучения с учетом требований

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

и

современных

нормативных документов;

подбор,

применение

и

анализ

использования

методического

арсенала

для

реализации образовательного процесса;

постоянный контроль за результатами усвоения обучающимися теоретического

материала и практических навыков;

анализ результатов деятельности обучающихся;

индивидуальный повторный обучающий контроль знаний обучающихся;

самоанализ

результативности

педагогической

деятельности

и

трансляцию

полученных положительных результатов по использованию форм, методов и

средств обучения.

В современных социальных условиях, когда престижность образования стоит далеко

не на первом месте, прежде всего, стремлюсь сформировать у обучающихся постоянную

внутреннюю потребность учиться, самостоятельно добывать знания, воспитать желание

быть

первоклассным

специалистом.

Начинается

деятельность

педагога,

конечно,

с

постановки целей и задач.

Продумывая целеполагание и задачи обучения будущих операторов ЭВМ, изучая

квалификационные требования по профессии, определяю основную педагогическую – не

просто

«пройти»

программу,

а

путем

логических

поисков

научить

обучающихся

самостоятельно

работать

по

изучению

теоретического

материала,

затем

через

многократное повторение практических упражнений добиться устойчивого навыка работы

на ПК. В этой профессии важно, чтобы обучающиеся были способны работать над

совершенствованием своих профессиональных навыков и знаний, где всегда есть место

творчеству,

умению

принимать

нестандартные

решения

и

самому

нести

за

них

ответственность.

Чтобы результативность каждого занятия была на уровне современных требований,

вновь ставлю перед собой вечную проблему: как учить? Превратить процесс обучения из

принудительной работы в свободное исследование мира выбранной профессии можно при

помощи правильного подбора методического арсенала каждого занятия, основанного на

заданиях творческого характера.

С этой целью разработал блочную комплексную методическую структуру изучения

учебных дисциплин.

Блок №1

Методико-

дидактические

средства повышения

качества обученности

обучающихся

Блок №2

Средства контроля

усвоения учебного

материала

Блок №3

Средства для обмена

опытом с педагогами

1. Учебно-научно-

методический

комплекс по учебным

дисциплинам.

1. Контрольные

задания обучающего

характера: задания для

текущей проверки.

1. Методические

рекомендации по

изучению учебных

дисциплин.

2. Дидактический

материал для

изучения,

закрепления и

повторения.

2. Контрольные

измерители (итоговые):

экзаменационные

билеты;

темы письменных

экзаменационных

работ.

2. Методические

разработки занятий и

практических работ.

3. Раздаточный

материал для

проведения ПР:

инструкционные

карты;

алгоритмы

самоконтроля.

Блочно

модульная

систематизация

комплексно

методического

обеспечения

образовательного

процесса

дает

возможность

глубоко

продумывать

и

эффективно

осуществлять

обучение

обучающихся

с

учетом

требований

к

современному

занятию

практического и теоретического обучения.

Особое

место

в

Блоке

1

занимает

разработка

и

применение

учебно-научно-

методического комплекса (УМНК) каждой темы программы. Его содержание состоит из

следующих разделов:

квалификационные требования к знаниям и умениям обучающихся (что они

должны знать и уметь по данной теме);

контрольные

вопросы,

на

которые

обучающиеся

должны

ответить

после

изучения темы;

теоретический материал этой темы для обязательного изучения (исходя из

содержания рабочей программы);

глоссарий,

помогающий

усвоить

и

запомнить

специальную

терминологию

данного материала;

тренировочные

упражнения

для

овладения

и

закрепления

практических

навыков

по

содержанию

материала

данной

темы

(карточки

задания

по

материалу темы, большинство из них с алгоритмами самоконтроля);

задания для ПР и инструкционные карты по их выполнению (если в данной

теме они предусмотрены);

контрольные

измерители

материалы

по

данной

теме

(тестовые

задания,

карточки с контрольными вопросами и практическими заданиями по материалу

всей темы и т.д.);

УМНК имеет ряд преимуществ перед традиционными дидактическими средствами.

Применение всего комплекса:

повышает качество обученности обучающихся, так как дает им возможность не

только целостно воспринимать содержательную часть учебного материала, но и

видеть его выход в практическую деятельность;

развивает умения самоконтроля;

учит самостоятельной работе с теоретическим материалом;

вырабатывает чувство ответственности за результаты своих профессиональных

знаний и умений;

создает

комфортные

условия

для

изучения

учебного

материала

для

тех

обучающихся, которые отсутствовали на занятиях по какой-то причине;

способствует эффективному использованию рабочего времени на занятиях.

Особую

значимость

при

изучении

теоретических

дисциплин

профессионального

цикла имеют практические занятия. Основным обучающим средством при проведении

практической занятия является инструкционная карта.

В

комплекс

программно-методического

обеспечения

входят

контрольно-

измерительные

материалы,

при

помощи

которых

определяется

уровень

обученности

каждого обучающегося.

Содержание Блока № 2 направлено на разработку и применение средств контроля за

уровнем

обученности

обучающихся.

Понимая,

что

из

них

особенно

важны

задания

текущего

обучающего

контроля,

применяю

разнообразные

виды

и

формы

опроса

на

каждом

занятии

при

этом

четко

выстраиваю

систему

текущего

контроля,

регулярно

отслеживаю

результаты

после

его

проведения

и

устраняю

обнаруженные

пробелы

в

занятиях

обучающихся.

После

глубокого

анализа

результатов

текущего

контроля

выстраиваю

систему

коллективной

и

индивидуальной

дополнительной

работы

с

обучающимися.

Комплексно-методическое обеспечение учебных дисциплин будет неполным, если в

нем отсутствуют разработанные самим педагогом средства для обмена педагогическим

опытом,

включенные

в

Блок

3,

положительно

влияющий

на

повышение

качества

преподавания. Это своего рода рефлексия собственных действий.

Внедрение

целостной

системы

методической

работы

позволяет

мне

решать

педагогические задачи в комплексе, что положительно сказывается на результат обучения

обучающихся.

За

последние

три

учебных

года

процент

успеваемости

и

качество

обученности обучающихся возрастает:

Успеваемость

Качество обученности

2015-2016 – 100%

70%

2016-2017 – 100%

71%

2017-2018 – 100%

73%

Мое профессиональное кредо – создавать условия для развития обучающихся, помочь

им

раскрыть

потенциальные

возможности

как

профессионального,

так

и

личного

характера.



В раздел образования