Автор: Лемешенко Василий Иванович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП образовательное учреждение № 205
Населённый пункт: г. Азов, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Учебно-научно-методический комплекс как основа системы педагогической деятельности
Раздел: дополнительное образование
Учебно-научно-методический комплекс как основа системы педагогической
деятельности
Лемешенко Василий Иванович
преподаватель
первой
категории
Федерального
казенного
профессионального
образовательного учреждения № 205 Федеральной службы исполнения наказаний
Профессиональное обучение
Если у тебя есть разум, учись,
ибо разум без умения – человек без лица;
ведь сказали: образование – лицо разума.
Кей-Кавус
Основная
задача
профессионального
образовательного
учреждения
–
подготовка
специалистов, прочно владеющих профессиональными знаниями, обладающих ценными
личностными
качествами,
мной
решается
через
психолого-педагогическую
систему
деятельности, включающую:
постановку целей и задач образовательного процесса;
разработку и совершенствование содержания обучения с учетом требований
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
и
современных
нормативных документов;
подбор,
применение
и
анализ
использования
методического
арсенала
для
реализации образовательного процесса;
постоянный контроль за результатами усвоения обучающимися теоретического
материала и практических навыков;
анализ результатов деятельности обучающихся;
индивидуальный повторный обучающий контроль знаний обучающихся;
самоанализ
результативности
педагогической
деятельности
и
трансляцию
полученных положительных результатов по использованию форм, методов и
средств обучения.
В современных социальных условиях, когда престижность образования стоит далеко
не на первом месте, прежде всего, стремлюсь сформировать у обучающихся постоянную
внутреннюю потребность учиться, самостоятельно добывать знания, воспитать желание
быть
первоклассным
специалистом.
Начинается
деятельность
педагога,
конечно,
с
постановки целей и задач.
Продумывая целеполагание и задачи обучения будущих операторов ЭВМ, изучая
квалификационные требования по профессии, определяю основную педагогическую – не
просто
«пройти»
программу,
а
путем
логических
поисков
научить
обучающихся
самостоятельно
работать
по
изучению
теоретического
материала,
затем
через
многократное повторение практических упражнений добиться устойчивого навыка работы
на ПК. В этой профессии важно, чтобы обучающиеся были способны работать над
совершенствованием своих профессиональных навыков и знаний, где всегда есть место
творчеству,
умению
принимать
нестандартные
решения
и
самому
нести
за
них
ответственность.
Чтобы результативность каждого занятия была на уровне современных требований,
вновь ставлю перед собой вечную проблему: как учить? Превратить процесс обучения из
принудительной работы в свободное исследование мира выбранной профессии можно при
помощи правильного подбора методического арсенала каждого занятия, основанного на
заданиях творческого характера.
С этой целью разработал блочную комплексную методическую структуру изучения
учебных дисциплин.
Блок №1
Методико-
дидактические
средства повышения
качества обученности
обучающихся
Блок №2
Средства контроля
усвоения учебного
материала
Блок №3
Средства для обмена
опытом с педагогами
1. Учебно-научно-
методический
комплекс по учебным
дисциплинам.
1. Контрольные
задания обучающего
характера: задания для
текущей проверки.
1. Методические
рекомендации по
изучению учебных
дисциплин.
2. Дидактический
материал для
изучения,
закрепления и
повторения.
2. Контрольные
измерители (итоговые):
экзаменационные
билеты;
темы письменных
экзаменационных
работ.
2. Методические
разработки занятий и
практических работ.
3. Раздаточный
материал для
проведения ПР:
инструкционные
карты;
алгоритмы
самоконтроля.
Блочно
–
модульная
систематизация
комплексно
–
методического
обеспечения
образовательного
процесса
дает
возможность
глубоко
продумывать
и
эффективно
осуществлять
обучение
обучающихся
с
учетом
требований
к
современному
занятию
практического и теоретического обучения.
Особое
место
в
Блоке
№
1
занимает
разработка
и
применение
учебно-научно-
методического комплекса (УМНК) каждой темы программы. Его содержание состоит из
следующих разделов:
квалификационные требования к знаниям и умениям обучающихся (что они
должны знать и уметь по данной теме);
контрольные
вопросы,
на
которые
обучающиеся
должны
ответить
после
изучения темы;
теоретический материал этой темы для обязательного изучения (исходя из
содержания рабочей программы);
глоссарий,
помогающий
усвоить
и
запомнить
специальную
терминологию
данного материала;
тренировочные
упражнения
для
овладения
и
закрепления
практических
навыков
по
содержанию
материала
данной
темы
(карточки
–
задания
по
материалу темы, большинство из них с алгоритмами самоконтроля);
задания для ПР и инструкционные карты по их выполнению (если в данной
теме они предусмотрены);
контрольные
измерители
материалы
по
данной
теме
(тестовые
задания,
карточки с контрольными вопросами и практическими заданиями по материалу
всей темы и т.д.);
УМНК имеет ряд преимуществ перед традиционными дидактическими средствами.
Применение всего комплекса:
повышает качество обученности обучающихся, так как дает им возможность не
только целостно воспринимать содержательную часть учебного материала, но и
видеть его выход в практическую деятельность;
развивает умения самоконтроля;
учит самостоятельной работе с теоретическим материалом;
вырабатывает чувство ответственности за результаты своих профессиональных
знаний и умений;
создает
комфортные
условия
для
изучения
учебного
материала
для
тех
обучающихся, которые отсутствовали на занятиях по какой-то причине;
способствует эффективному использованию рабочего времени на занятиях.
Особую
значимость
при
изучении
теоретических
дисциплин
профессионального
цикла имеют практические занятия. Основным обучающим средством при проведении
практической занятия является инструкционная карта.
В
комплекс
программно-методического
обеспечения
входят
контрольно-
измерительные
материалы,
при
помощи
которых
определяется
уровень
обученности
каждого обучающегося.
Содержание Блока № 2 направлено на разработку и применение средств контроля за
уровнем
обученности
обучающихся.
Понимая,
что
из
них
особенно
важны
задания
текущего
обучающего
контроля,
применяю
разнообразные
виды
и
формы
опроса
на
каждом
занятии
при
этом
четко
выстраиваю
систему
текущего
контроля,
регулярно
отслеживаю
результаты
после
его
проведения
и
устраняю
обнаруженные
пробелы
в
занятиях
обучающихся.
После
глубокого
анализа
результатов
текущего
контроля
выстраиваю
систему
коллективной
и
индивидуальной
дополнительной
работы
с
обучающимися.
Комплексно-методическое обеспечение учебных дисциплин будет неполным, если в
нем отсутствуют разработанные самим педагогом средства для обмена педагогическим
опытом,
включенные
в
Блок
№
3,
положительно
влияющий
на
повышение
качества
преподавания. Это своего рода рефлексия собственных действий.
Внедрение
целостной
системы
методической
работы
позволяет
мне
решать
педагогические задачи в комплексе, что положительно сказывается на результат обучения
обучающихся.
За
последние
три
учебных
года
процент
успеваемости
и
качество
обученности обучающихся возрастает:
Успеваемость
Качество обученности
2015-2016 – 100%
70%
2016-2017 – 100%
71%
2017-2018 – 100%
73%
Мое профессиональное кредо – создавать условия для развития обучающихся, помочь
им
раскрыть
потенциальные
возможности
как
профессионального,
так
и
личного
характера.