Напоминание

"Использование народного фольклора в физическом развитии детей дошкольного возраста"


Автор: Арапова Светлана Алексеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБ ДОУ "ДСКВ № 95"
Населённый пункт: г. Братск
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Использование народного фольклора в физическом развитии детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Мастер – класс «Использование народного фольклора в физическом развитии и

оздоровлении детей дошкольного возраста»
инструктор по ф.к. Арапова С.А. «МБДОУ ДСКВ 95» г. Братск. В общей системе образования и воспитания физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Важной задачей, определяющей значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового ребёнка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические упражнения, самостоятельно ориентирующего в окружающей среде, способного к обучению в школе и к последующей активной творческой деятельности. Благодаря фольклору, ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы. Усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности не возможно. Само слово «фольклор», произошло от соединения двух английских слов: folk –народ – и lore – мудрость. Этот термин появился в середине XIX в., его предложил английский ученый У. Дж. Томе для обозначения материалов по старинной поэзии, обрядов и верований». Фольклор – одно из действенных и ярких её средств, таящий огромные дидактические возможности. В любом, даже самом произведении – будь то потешка, песня или сказка – высвечивается эпоха, быт, колорит национальной культуры. Физическая культура включает знания, мотивы, ценностные ориентиры и предлагает их определённое развитие. Культурной ценностью является также и общий уровень о методах и средствах развития и совершенствования физического потенциала человека. Это знание тысячами нитей связывает физическую культуру с общей культурой, и через него происходит их взаимное обогащение. В процессе воспитания дошкольников с использованием средств фольклора важно решать следующие
задачи
- Создать здоровьесберегающую и развивающую среду; - Помочь ребёнку накопить необходимый двигательный и речевой опыт для успешной реализации основных задач физического воспитания; - Сформировать через активную двигательно-речевую деятельность здоровый организм ребёнка; - повышать творческий двигательный потенциал детей; - Стимулировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепления своего здоровья, ведение здорового образа жизни, формирование личностной культуры здоровья. Включение средств фольклора в процесс физического воспитания детей дошкольного возраста требует выполнения определённых
условий
: - детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения: строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические и танцевальные, основные движения. Также в соответствии с возрастными особенностями детей должны быть использованы и средства фольклора: потешки, прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские народные песни и пляски; - для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения; - большое значение имеет яркое и образное выполнение движений детьми; - педагог должен учитывать , с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой – колорит народности при передаче образного движения посредством фольклорного материала; – моторная плотность физкультурных занятий и утренней гимнастики с использованием средств фольклора может достигать от 80% до 95 %.
Основные принципы
в работе по физическому воспитанию дошкольников с использованием средств фольклора:
- позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы взаимопомощи и творческого сотрудничества); - духовности (установление взаимосвязи между высшими ценностями: здоровьем, добром, счастьем и внутренним миром ребёнка, его поведением); - комплексности ( формирование всех компонентов здоровья и здорового образа жизни);- целостности ( развитие самосознания личности каждого ребёнка); - индивидуальности (учёт индивидуального физического и психического развития, социокультурного опыта ребёнка); - саморазвития ( активности творческих возможностей, способностей к самопознанию и самосовершенствованию).
Основные критерии оценки
содержания и методов физического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении с использованием средств фольклора: - создание условий для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями (максимальное использование разнообразного физкультурного инвентаря; сочетание выразительного показа физических упражнений и образного объяснения учебного материала по физической культуре в сочетании с характером выполнения движения; включение фольклора во все виды двигательной деятельности дошкольников и др.); - реализация личностно ориентированного подхода к детям в процесс оздоровительной деятельности (определение педагогом «индивидуального маршрута» каждому ребёнку при выполнении физических упражнений в сочетании с фольклорным материалом); - приобщение детей к ценностям здорового образа жизни (включение колоритных народных выражений, танцевальных движений, русских народных игр и аттракционов в физкультурно-оздоровительную деятельность дошкольников); - создание условий для творческого самовыражения детей в процессе двигательной активности (использование на занятиях по физической культуре запоминающихся народных мелодий, включение имитационных упражнений); - образное и выразительное выполнение основных движений, общеразвивающих и танцевальных упражнений; - использование в комплексе разнообразных форм организации оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста в сочетании с фольклором (учебной и физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня дошкольного образовательного учреждения, активного отдыха дошкольников, самостоятельной двигательной деятельности детей, работы семьёй). Наряду со средствами устного народного творчества в работу с детьми по физическому воспитанию могут быть включены и некоторые жанры музыкального народного творчества: русские хороводы, пляски, танцы. (Таблица 1) Для оптимизации физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении большое значение приобретает рациональная организация двигательной активности детей с использованием фольклорного материала. (Таблица 2)
Жанры детского игрового фольклора:

Загадки
- иносказательное изображение, какого - либо предмета или явления, замысловатое описание которого надо разгадать. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. Она основана на сходстве и отрицании сходства между предметами. Является одним из видов устного народного творчества. В ней простыми словами достигается зримость и осязаемость предметов, которые можно отобразить в движении. Предметность, конкретность загадки, направленность на детали, помогают детям выполнить движение более выразительно и качественно. Загадки можно по-разному использовать в игровой ситуации. Например, самостоятельно в виде словесно – образных игр, перемежающих для отдыха и успокоения игры с движением. Ими можно начинать и заканчивать игровые занятия, создавая своеобразную композиционную рамку из тематически подобранных загадок. Загадки пригодятся и в ходе игры. Загадки по правилам, требуются и в виде выкупа за фанты предметы, проигранные в той или иной игре. Их может задать победитель своим
сотоварищам, которые на этот раз оказались менее удачливы. Пофантазируйте, и загадка станет вашим надёжным помощником и другом.
Потешки
: это песенки - приговорки, сопровождающие особые забавы взрослых с детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Изучение потешек вне игры невозможно. Потешка призвана - потешить развеселить, позабавить ребёнка. Готовила к самостоятельной игре в детском коллективе. Потешка забавляет ритмом – потешает, веселит. Она не всегда поётся, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребёнку необходимую информацию. При помощи потешек пестуньи вырабатывали у детей потребность к игре, раскрывая её эстетическое содержание, готовили ребёнка к самостоятельной игре в детском коллективе. Главное назначение забавы – приготовить ребёнка к поэзии окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовкой, нравственного и эстетического воспитания». В потешку вводят простейшие шутки, комические мотивы, для поддержания радостных эмоций, добавляются жестикуляция. В потешку вводится счет, ребёнка приучают к пересчёту без абстрактного цифрового обозначения счёта (пример – «Сорока»). И это же первые шаги к общению, абстракции. Потешки строятся так, знания никогда почти не даётся в «чистом виде», прямо. Оно как бы скрыто, ум ребёнка должен потрудится, чтобы добыть его. В потешках показано обязательность труда для всех, даже маленьких. Приложение 1.1-1.2.
Скороговорки
— быстрое повторение труднопроизносимых слов. Скороговорки являются излюбленной словесной игрой детей старшего возраста. Задача известна всем: надо быстро и чётко, не запутавшись, выговорить фразу, которая намеренно выстроена затруднённым для произношения образом. Ошибки в произношении вызывают смех. Соревновательное, игровое начало, очевидно, и привлекательно для детей. Очевидна и польза: скороговорки – это упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Особой популярностью пользуются скороговорки со сложным и богатым звуковым оформлением (частые повторы, внутренние рифмы). Но, кроме того, скороговорки – крошечные художественные произведения. На это работают и формы ритмической организации, и подчёркнутая игра звуков и многообразие сюжетных ситуаций. (Слайд 13) Приложение 2.1-2.2.
Считалка
- рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. При помощи считалок дети распределяют роли для игры или устанавливают очередь для начала игры. В древности существовал запрет на прямой пересчёт дичи, добытой на охоте, на прямое количественное определение приплода в хозяйстве и т.д. Но так как знать количество было всё же необходимо, изобрели косвенно форму пересчёта, в котором счётные единицы заменялись их эквивалентами. Это были изменённые до неузнаваемости количественные и порядковые числительные. Часть из них доносит считалка: ази – раз, двази – два, тризи – три и т.д. Таким образом, детская считалка является наследницей серьёзного взрослого дела – тайного счёта. Г.С. Виноградов, рассматривая возможные способы классификации, приходит к выводу, что "едва ли не единственным твердым основанием классификации остается словарный состав описываемых произведений". Таким образом, он выделил три группы считалок: считалки - числовки, содержащие счетные слова; заумные считалки, состоящие целиком или частично из зауми; считалки - заменки, не содержащие в себе ни счетных, ни заумных слов. В наши дни считалки остаются весьма популярными, обогащается их содержание, совершенствуется поэтика. Приложение 3.1-3.3. Термин "
жеребьевая сговорка"
указывает на характер действия - сговорку, и на цель - жеребьевку. Она представляет собой двучленную загадку, в которой образы сопоставляются или противопоставляются. М.Н. Мельников обращает внимание на то, что
язык жеребьевых сговорок богат красочными эпитетами, сравнениями, метафорами, что даже при потере рифмы не делает речь прозаической. Все собрались, игра выбрана. Но прежде чем её начать, необходимо распределить роли. Да так, чтобы не было произвола, чтобы никому не стало обидно. И в этом случае функцию справедливой судьбы, решению которой все беспрекословно подчиняются, выполняет поэтически организованное слово. Жеребьёвые сговорки предназначены для тех игр, когда надо разделиться на две команды. Двое сильных и ловких ребят по уговору становятся матками - ведущими, капитанами своих команд. Каждый из них возглавит свою партию. Остальные парами отходят в сторонку и шепотом договариваются, кто с кем будет. В зависимости от ответа играющий становится за своим капитаном. Так постепенно делятся на две команды. Сам процесс выбора – увлекательная «игра перед игрой». Современные дети редко пользуются жеребьёвкой, но очень жаль. Умение быстро сконструировать самому остроумную или живописную формулу для жеребьёвки свидетельствует об уровне интеллектуального и эстетического развития ребёнка, о том, насколько хорошо он для своего возраста владеет приёмами поэтического исскуства родного народа. Приложение 4.1-4.4.
Сечки –
это развлечение, упражнение для руки и глаза, координация слова и действия – вот что такое сечки.(отличаются от считалок тем, что это и есть сама игра). Эта игра требует определённой тишины, так она соединяет в себе ещё одну игру – молчанку (голосянку – волосянку). «Единственным достижением этой игры является развитие голосовых данных и стремление к регулировке собственного дыхания». К сожалению, эта игра потеряна для наших детей. Этой игре также были присуще все выше перечисленные качества. В сечки можно играть на улице и в доме. Суть игры состоит в том, чтоб нанести на какую- нибудь поверхность условленное количество зарубок или чёрточек, не считая их при выполнении задачи. На улице это можно делать острым камнем по дощечке, мелом на асфальте, палочкой на земле, песке; в доме – карандашом по бумаге. Исполнитель полускандовской, полуречитативом произносит соответствующий текст и одновременно в такт быстро и размеренно «сечёт», ударяет, чертит избранным предметом до тех пор, пока не назовёт нужное число. Приложение 5.1-5.2.
Дразнилки:
Традиция давать прозвища унаследована детьми от взрослых, но они пошли дальше: создали рифмованные прозвища, которые дали начало дразнилкам. Прозвища, прикрепляются к какому - либо лицу в качестве устойчивого эпитета. Дразнилки применяются только к случаю и не закрепляются за отдельным лицом. Г.С. Виноградов относил прозвища и дразнилки к детской сатирической лирике, так как этим термином он объединял все коммуникативно-речевые виды детского фольклора. Прозвища и дразнилки бытуют в среде дошкольников и младших школьников. М.Н. Мельников отмечает: "Эстетическая и нравоучительная ценность дразнилок весьма сомнительна" Приложение 6.1-6.2
Докучные сказки:
- большой педагогической ценности не имеют, но способствуют развитию выдержке, умеренности в желаниях, чувства юмора. Своеобразными словесными упражнениями были
молчанки —
стихотворный уговор молчать.Молчанки имеют ряд специфических черт, присущих только этим произведениям. Они обычно представляют собой рифмованное стихотворение и содержат в форме заклинания уговор молчать. Приложение 8.1-8.2.


Прыгалки – зазывалки:
Способ сбора участников совместного игрового действия при помощи специальной зазывалки имеет давнюю традицию, использовался как зачин, призывающий к игре
.
Перед началом игры несколько её инициаторов прыгают, как мячики, и скандируют, приглашая всех стать участниками игры. На такие сборные зазывалки все откликались, и начинались игры, хороводы. Дети, переняв традицию у юношей и девушек сами стали подпрыгивать, как воробышки, привлекая внимание к намечающейся игре. А чтобы было ещё интереснее, ввели элемент игрового утаивания, особой секретности, возбуждающей любопытство, и приём насмешливого перевёртыша.
Приложение 7.1-7.2.
Детские сказки:
Путешествие в мир народных сказок развивает воображение детей, помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл. Яркие образы в сказках лучше запоминаются детям и помогают выразительно, эмоционально через язык жестов, мимики, слова передать движение сказочного персонажа. Для каждого возраста имелись свои сказки. Сказки для маленьких развивают фантазию детей, несут определенную дозу информации. С возрастом объем информации увеличивается. При помощи сказок детям даются основы нравственности, они знакомятся с законами, обычаями, взаимоотношениями. В физическом воспитании детей дошкольного возраста необходимо использовать обширный сказочный репертуар русского народа. Приложение 9.1
Народные игры в

детском саду
— не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может, сде- лать, и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми. Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Приложение 10.1-10.2. Благодаря традициям, обычаям и обрядам формировалась, обогащалась физическая культура народов, её ценности передавались из поколения в поколение, например народные подвижные игры, национальные виды спорта. Освоение ребёнком столь близкого ему по духу фольклорного наследия – одно из приоритетных направлений современной педагогики. Воспитательно – обучающие возможности фольклора особенно актуальны в работе с детьми дошкольного возраста. Использование фольклора в физическом воспитании является эффективным подходом в воспитании детей дошкольного возраста. Разработанная методика работы по физическому воспитанию в сочетании с фольклором раскрывает новые возможности в повышении результативности процесса физической подготовки, позволяющие достичь высокого физического, психического и духовного потенциала детей, улучшения культуры здоровья. Литература: Асташина М.П. «Фольклорно – физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет» - Волгоград: Учитель, 2012. Жилин В.А. Челябинская область, село Варна, 1997. Кенеман А.В., Осокина Т.И. «Детские народные подвижные игры» - М.: Просвещение; Владос, 1995. Новицкая М.Ю., Науменко Г.М. «Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть» - М.:Просвещение, 1995.
Приложение. Таблица 1.
Классификация средств русского народного фольклора, используемых в работе по

физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста
Поэзия повествования Бытовой фольклор Потешный фольклор Игровой фольклор 1. Пестушки. 2. Потешки 3. Прибаутки 1. Народные песни. 2. Заклички 3. Приговорки. 4. Пословицы. 5. Поговорки. 6. Обрядовая поэзия 7. Сказки 1.Словесные игры. 2.Небылицы- перевёртыши. 3.Загадки. 1.Ролевые игры. 2.Игры– импровизации. 3.Жеребьёвые скороговорки. 4.Считалки Таблица 2
Физическое воспитание детей с использованием средств фольклора в дошкольном

образовательном учреждении.
Форма деятельности Содержание работы Двигательный материал Фольклорный материал 1 2 3 4
Физкультурно-

оздоровительные

мероприятия в

режиме дня

дошкольного

учреждения
1.Оздоровительный бег 1.Осноные движения. 2.Дыхательные упражнения. 1.Пословицы и поговорки. 2. Советы о здоровье 2. Оздоровительная гимнастика (утренняя гимнастика, ритмическая, психогимнастика, гимнастика после сна 1.ОРУ имитационного характера. 2. Основные движения. 3.Танцевальные упр. 4. Мимические и пантомимические упражнения. 5.Релаксационные упражнения. 6. Коррегирующие упражнения 7. Дыхательные упражнения. 1.Потешки. 2.Загадки. 3. Сказки 4. Пословицы и поговорки. 5. Народная музыка. 6.Элементы народных танцев. 7.Советы о здоровье. 3.Точечный массаж 1.Общеукрепляющие упражнения. 2.Релаксационные упражнения. 1. Советы о здоровье. 2.Пословицы и поговорки. 3.Речетативы 4.Физкультминутки 1. ОРУ имитационного 1.Потешки. 2.Считалки.
характера. 2. ОД. 5.Народные подвижные игры 1.ОВД. 2.Двигательные задания (аттракционы). 3.Игры и игровые задания с элементами спорта. 1.Считалки. 2.Скороговорки. 3.Жеребьёвки. 6.Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями Основные движения 1.Потешки. 2.Речетативы. 3.Пословицы поговорки
Активный отдых

детей
1. Физкультурный досуг 1. Народные игры (различной интенсивности). 2.Основные движения. 3. Танцевальные упражнения 1. Потешки. 2.Загадки. 3. Считалки, скороговорки. 2. Спортивный праздник. 1. ОРУ. 2.Танцевальные упражнения. 3.Подвижные игры. 4.Основные движения. 1 Сказки. 2.Народные мелодии. 3. Элементы народных танцев. 3.День здоровья 1. Самостоятельная двигательная и игровая деятельность. 2.Подвижные игры. 1. Загадки. 2.Сказки. 3.Считалки. 4.Туристический поход. 1.Основные движения. 2.ОРУ. 1.Загадки. 2.Сказки. 3.Пословицы и поговорки. 4.Считалки.
Потешки:
1.1. Ходит конь по бережку, Вороной по зелёному. Он головушкой помахивает, Золотой уздой побрякивает. (Ходьба с высоким подниманием колена) 1.2. Совушка – сова, Большая голова. На суку сидит, во все стороны глядит. (Повороты головы)

Скороговорки:
2.1 Чайничек Нарисовать контур «чайника» руками в воздухе с крышечкой, Хлопок в ладоши, прав ладонь вверху Крышечка Хлопок в ладоши, левая ладонь внизу с шишечкой, Кулаком правой руки ударить по ладошке левой руки Шишечка Кулаком правой руки ударить по ладошке левой руки с дырочкой, Соединить большой и средний палец В дырочке Соединить большой и средний палец пар. Нарисовать контур руками в воздухе 2.2 Тень, тень, потетень, Хлопки ладошками по ногам Заплету плетень «вертушка»вперёд, руки на уровне груди А потом перерасплетениваю тень «вертушка» назад, руки на уровне груди
Считалки:
заумные считалки3.1 Эна деу Рики факи Торба орба Онба смаки, Деу-деу Косметеу, Эне-бэне рез, Финтер финтер жес, Эни-бэни раба,* Финтер финтер жаба.

считалки-числовки 3.2. Первой — пень, Другой — день, Три, четыре — Прицепило, Пять, шесть — Бьют шерсть, Семь, восемь — Сено возят, Девять, десять — Деньги весят, Одиннадцать, двенадцать— На улице бранятся. Раз, два — голова, Три, четыре — платье шили, Пять- шесгь — хлеб-соль есть, Сеиь, восемь — сено косим,
Девять, десять — муку весить. считалки-заменки 3.3 Чикирики- микирики Никерики-микерики, Шураги-ураги, По косту, по мосту, По липовому мосту, Свистень листень Полянка сокол. Чикерики-микерики, Гуран урон, По косту, По липовому мосту, Свистень листень Полоночка сокол. Чикирики-микирики, Шараги-вараги, По кусту, по насту, По малинову мосту
Жеребьёвые сговоры:
4.1 Наливное яблочко. Или золотое блюдечко? 4.2 Сундук денег. Или золотой берег? 4.3 Травки-муравки Али золотой булавки? 4.4 Сахару кусочек. Или красненький платочек?
Сечки:
5.1. С еку, секу сеч-ку, Высе-ку до-щеч-ку. Честь пере-честь — Все пят-над-цать здесь. 5.2. Секу, секу сечку, Высеку овечку, Брошу сечь — Пятнадцать есть.
Дразнилки
6.1.
Командир полка маршировать Нос до потолка Показать на нос, затем руку вверх Уши до дивана Показать «большие» уши Сам как обезъяна Делаем гримасы 6.2. Светка - конфетка Стоят стулья, на один меньше. Дети становятся в круг, в центре стоит водящий. Вокруг него идут дети, взявшись за руки, проговаривают слова. Стул и табуретка После слова «табуретка», дети бегут и занимают себе стул. Кому не достаётся, тот становится водящим 6.3. «Лиска – лиса» Лиска- лиса Дивная краса! Долгий нос, Рыжий хвост! Дети выбирают ловишку – «лису», остальные «куры». Пропев дразнилку, все убегают «лиса» догоняет.
Прыгалки - зазывалки:
7.1 Кто будет играть. В интересную игру? А в какую — не скажу! А потом не примем, За уши поднимем, Уши будут красные, До того прекрасные… (и опять сначала) 7.2 Тай, тай, налетай. В интересную игру, А в какую – не скажу! Кто опоздает - В небо улетает.
Докучные сказки:
8.1 Шёл мишка к броду, имитация Бултых мишка в воду. Опустить руки вниз Уж он мок, мок, мок, уж он кис, кис, кис Раскачивать руками из стороны в сторону Вымок, выкис, вылез, Встряхивание руками Встал на колоду Встать на скамейку Бултых мишка в воду Спрыгнуть. 8.2 Куба, куба, куба-ка Больно ямка глубока. А в ней жили мышки, А в ней жили мышки, Серые кубышки. Одна мышка заболела,
Ничего она ни ела. Дал ей лекарь творожка, дал сметанки пол горшка. Трошка дал кусочек, молочка глоточек. Поправляться стала мышка, будет снова ей кубышка. ( Двое играющих становятся друг против друга и поднимают согнутые в локтях руки так, чтобы ладони одного были обращены к ладоням другого. Ударяют в ладони и проговаривают)
Детские сказки
: 9.1 «Колобок» Жили, были дед да баба На полянке у реки Руки на поясе, приседания И любили очень, очень Со сметаной колобки Хоть у бабки мало силы Бабка тесто замесила Имитация «замеса» И румяный, и пригожий колобочек испекла Наклоны головы в стороны, придерживая ладошками. Положила на окошко остудить его немножко Показать «окошко», одна ладошка над головой, другая под подбородком Колобочек непоседа на траву с окошка прыг Прыжок на месте Катится колобок по лесной тропинке Катится колобок по лесной дорожке Дети, взявшись за руки, бегут по кругу, стар., под., групп – подскоками. Тут на встречу зайка, зайка - попрыгайка Прыжки на месте Здравствуй славный колобок Ты куда спешишь дружок Поклон, с отведением рук в стороны. Одновременно поднять плечи. Солнце на небе сияет, Поднять руки вверх на прогулку приглашает Поклон, с отведением рук в стороны Знаешь что я съем тебя! Хлопок, растирание ладошек. Нет, меня же есть нельзя. Погрозить пальцем Я – колобок, колобок, Показать на себя пальцем Я румяный бочок Наклоны головы в стороны, придерживая ладошками. На сметане мешён Имитация «замеса» На окошке стужён одна ладошка над головой, другая под подбородком Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл Загибать попеременно пальцы рук А от тебя зайчик и подавно уйду Махнуть рукой Катится колобок по лесной тропинке, Катится колобок по лесной дорожке Дети, взявшись за руки, бегут по кругу, стар., под., групп – подскоками. Тут у старой ёлки, повстречался с волком Имитация Здравствуй славный колобок Ты куда спешишь дружок Поклон, с отведением рук в стороны. Одновременно поднять плечи. Солнце на небе сияет, Поднять руки вверх на прогулку приглашает Поклон, с отведением рук в стороны Знаешь что я съем тебя! Хлопок, растирание ладошек. Нет, меня же есть нельзя. Погрозить пальцем
Я – колобок, колобок, Показать на себя пальцем Я румяный бочок Наклоны головы в стороны, придерживая ладошками. На сметане мешён Имитация «замеса» На окошке стужён одна ладошка над головой, другая под подбородком Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл Загибать попеременно пальцы рук А от тебя волк и подавно уйду Махнуть рукой Катится колобок по лесной тропинке, Катится колобок по лесной дорожке Дети, взявшись за руки, бегут по кругу, стар., под., групп – подскоками. Тут навстречу мишка, мишка - топтышка Имитация Здравствуй славный колобок Ты куда спешишь дружок Поклон, с отведением рук в стороны. Одновременно поднять плечи. Солнце на небе сияет, Поднять руки вверх на прогулку приглашает Поклон, с отведением рук в стороны Знаешь что я съем тебя! Хлопок, растирание ладошек. Нет, меня же есть нельзя. Погрозить пальцем Я – колобок, колобок, Показать на себя пальцем Я румяный бочок Наклоны головы в стороны, придерживая ладошками. На сметане мешён Имитация «замеса» На окошке стужён одна ладошка над головой, другая под подбородком Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл Загибать попеременно пальцы рук А от тебя мишка и подавно уйду Махнуть рукой Появляется лиса, всему свету краса. Умная головка, хитрая плутовка Погладить себя по голове ладошкой Ах, какой хорошенький, ах какой пригоженький! Я – колобок, колобок, Показать на себя пальцем Я румяный бочок Наклоны головы в стороны, придерживая ладошками. На сметане мешён Имитация «замеса» На окошке стужён одна ладошка над головой, другая под подбородком Ой, что-то я стара стала Потереть по спине Ой, что-то я глуха стала Растирать точки перед и за ушами Сядь ко мне на носок, И пропой ещё разок Кулачками провести за крыльями носа Колобок, зная все лисьи штучки. Собрал все колобочьи силы. И прыг, прыг под кусток. Прыжки на двух ногах И молчок Присесть А колобок закатился под куст, в лужу, Не двигаться Лиса искала, искала так и не нашла «Лиса» бегает между детьми и убегает А колобок вымок Встряхивание руками вылез Встряхивание руками высох Встряхивание руками и стал вот такой высоконький Встать на носки, потянуться руками вверх. Вот такой широконький Развести руки в стороны
Вот такой мягошенький Сжимать и разжимать ладошки Вот такой сладёхонький Облизнуться Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец! Хлопают
Подвижные игры:
10.1. « Два жадных медвежонка» Два жадных медвежонка, - дети переваливаются с ноги на ногу. Сидели на кусту. – Руки вверх. Один держал кастрюлю – имитация Другой месил муку Разку - ку, два ку-ку. - Наклоны в стороны Оба шлепнулись в муку - хлопки по коленям. Оказались не в муке, А у бабки в твороге. – Биоритмический массаж Бабка рассердилась, За кочергу схватилась. И давай их гонять Кочергой махать. - Ловишка «бабушка» догоняет, остальные убегают. 10.2. «Бабка Ёжка» Рисуется круг, в середину которого становится один из играющих – «Баба Яга». В руках у неё ветка – «помело». Вокруг бегают ребята и дразнят: Баба Ёжка, костяная ножка, С печки упала, ножку сломала. А потом и говорит: У меня нога болит. Пошла она на улицу – раздавила курицу. Пошла на базар – раздавила самовар. Пошла на лужайку – испугала зайку. Баба Яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Кого она «запятнает», тот замирает на месте. Если кто-нибудь из играющих приподнимет «запятнанного» и вернёт в круг, то становится «Бабой Ягой». В конце игры Баба Яга прощается с ребятами.


В раздел образования