Автор: Древко Елена Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: статья
Тема: ОБЩИЕ КРИТЕРИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Раздел: среднее образование
Древко Елена Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Гимназия №1»,г.Липецк
ОБЩИЕ КРИТЕРИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Существует множество определений понятия «урок» как главного для
учителя вида педагогической деятельности.
Современный
урок
—
это
ограниченный
во
времени
период
каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным
трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы
работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития
учащихся.
Каждый
урок
должен
иметь
четко
поставленную
цель,
достижение
которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач
урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности
учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.
Качество
урока
во
многом
зависит
от
организации
учащихся
и
мобилизации
их
внутренних
сил
на
овладение
материалом
урока.
Это
достигается
посредством
доведения
цели
и
плана
урока
до
сознания
школьников.
Каждый
урок
должен
быть
направлен
на
формирование
у
учащихся
умения
учиться.
Школьников
необходимо
учить
самостоятельно
находить
нужную
информацию
в
учебнике,
учебных
пособиях,
дополнительной
литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью
основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием
схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и
приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков
новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.
Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них
ощущение
необходимости
хорошо
знать
материал
урока.
Возникновение
ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность
учащихся.
Оценка
качества
и
результативности
урока
является
очень
трудной
задачей,
так
как
она
выражается
в
скрытых
от
внешнего
наблюдателя
и
индивидуализированных новообразованиях в личности учащихся. В опыте
передовых
учителей
прослеживаются
некоторые
основные
черты
высокопроизводительного, результативного урока:
— создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и
самостоятельной умственной активности учащихся;
—
объем
и
прочность
познавательной
информации,
полученной
школьниками;
— формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;
— вклад в формирование личностных качеств школьника, и в первую
очередь самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению;
— высокий положительный уровень межличностных отношений учителя
и учащихся.
Результативность
урока
достигается
экономным
и
целесообразным
расходованием времени урока, применением разнообразного арсенала методов
и
средств
обучения.
Большую
роль
здесь
играют
и
личностные
качества
учителя, главными из которых, по мнению Л.Н. Толстого, являются «любовь к
делу и любовь к ученикам».
В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а
время
обучения
ограничено,
одним
из
самых
актуальных
требований
становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат
времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование
относится к каждому уроку.
Рациональную структуру урока обеспечивают:
— комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;
— выделение в содержании урока и темы главного, существенного;
—
определение
целесообразной
последовательности
и
дозировки
материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего
задания;
— выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;
— дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;
— создание необходимых учебно-материальных условий обучения.
Большая часть времени (20—30 минут) должна быть посвящена изучению
нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо
определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому,
которое актуализируется перед объяснением. Отсюда название первой части —
актуализация
опорных
знаний,
умений
и
навыков,
а
не
узкое
«опрос».
Контрольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она
превращается
в
постоянную
обратную
связь
«ученик
—
учитель».
Затем
проводится закрепление в формах повторения и применения знаний. Все это,
вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного,
наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.
Эффективное
усвоение
знаний
предполагает
такую
организацию
познавательной
деятельности
учащихся,
при
которой
учебный
материал
становится
предметом
активных
мыслительных
и
практических
действий
каждого учащегося. Для реализации этого важнейшего принципа обучения в
последние годы созданы новые программы и учебники, трактующие учебный
материал
на
уровне
обобщений
и
глубокого
проникновения
в
сущность
явлений,
ведутся
поиски
методов
обучения,
которые
усиливали
бы
активизирующее влияние на процесс обучения (развивающие и проблемные
методы, самостоятельные работы, творческие задания и т. д.).
Учащиеся
могут
привлекаться
к
учительским
функциям.
В
классе
появились
помощники
учителя:
ассистенты,
лаборанты,
информаторы,
консультанты.
Задача
учителя
—
создать
благоприятные
условия
в
классе
для
коллективной
работы.
В
системе
«актив
—
класс»
в
процесс
обучения
включается
обмен
мыслями,
мнениями,
взаимное
обсуждение
вопросов
с
товарищами,
идет
активный
процесс
индивидуальной
умственной
деятельности. Каждый учащийся учится и учит, подчиняется и руководит.
Наиболее
действенным
способом
активизации
мышления
учащихся
является проблемное построение урока, в основе которого лежит проблемная
ситуация — возникновение в сознании вопроса и потребности получить ответ
на него.
В создании проблемных ситуаций определяющую роль играет учитель.
Могут
быть
привлечены
пособия,
задачники,
дидактические
материалы
с
перечнями
проблем-заданий,
но
проблемная
ситуация
—
это
особое
психологическое состояние учащегося, для создания которого необходим учет
целого
ряда
факторов
индивидуально-личностного
характера.
Учитель,
умеющий учитывать эти факторы, создавать проблемные ситуации в головах
учащихся,
не
только
сообщает
им
знания,
но
и
развивает
их
творческие
способности.
Увеличение роли самостоятельной работы учащихся в учебном процессе
подразумевает решение, как минимум, трех взаимосвязанных задач:
—
создать
такие
педагогические
условия,
при
которых
учащиеся
с
необходимостью занимались бы самостоятельной работой;
— научить учащихся рациональным приемам такой работы;
— научить самостоятельному применению полученных знаний в учебной
и практической деятельности.
Успешное
решение
этих
задач
возможно
лишь
на
основе
тщательно
продуманной
системы
самостоятельных
работ
учащихся,
в
которой
четко
определены
задачи
и
место
в
учебном
процессе
каждого
вида
самостоятельных работ, их связи с другими методами обучения. В учебном
процессе применяются следующие виды самостоятельной работы: работа с
учебной
и
справочной
литературой;
разнообразные
формы
решения
физических
и
математических
задач;
лабораторно-практические
работы;
фронтальный эксперимент с элементами исследования; работа с раздаточным
материалом;
наблюдения
за
опытами,
демонстрируемыми
учителем,
и
умозаключения из них и др.
Современный
урок
—
это
взаимодействие
учителей
и
учащихся
с
комплексом учебного оборудования, наглядных пособий, технических средств
обучения, методических материалов, составляющих единую дидактическую
систему. Наилучшие условия для этого предоставляются предметным учебным
документам.
Учебный
кабинет
должен
содержать
три
основных
подструктуры:
учебное оборудование, методическое оснащение и средства управления.
Во-первых, в учебном кабинете сосредотачиваются учебное оборудование
и приборы, пособия, которые составляют внутреннее содержание кабинета.
Во-вторых, чтобы это богатство и разнообразие учебного оборудования
привести в действие, необходим целый комплекс приспособлений и устройств,
начиная
от
рабочих
мест
учителя
и
учащихся
до
технических
средств
обучения. Все это называется средствами управления учебным процессом.
В-третьих,
при
большом
и
сложном
оснащении
кабинета
и
при
современных требованиях к учебному процессу учитель не может обойтись
без организованной справочно-методической службы.
Основное
требование
к
оформлению
кабинета
—
создать
атмосферу
предмета. Этому помогает правильно и эстетично оформленная экспозиция. Ее
постоянная
часть
—
портреты
ученых,
инструкции,
справочные
таблицы;
сменная — материалы текущих тем и вопросов (стенды «Учись учиться»,
«Играем — повторяем», «Готовимся к олимпиаде» и т. п.).
Урок
—
целостная,
логически
законченная
часть
образовательного
пространства,
ограниченная
определенными
рамками
времени,
в
которой
представлены
все
основные
элементы
учебно-воспитательного
процесса:
содержание, средства, методы, организационные моменты.
От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и
их рационального сочетания зависит результативность урока.
Список литературы:
1.
Дьяченко
В.К.
Организационная
структура
учебного
процесса. – М.,
1989.
2.
Зотов Ю.Б. Организация современного урока, – М., 1984.
3.
Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. – М., 1985.
4.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1989.