Напоминание

ОБЩИЕ КРИТЕРИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА


Автор: Древко Елена Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: статья
Тема: ОБЩИЕ КРИТЕРИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Раздел: среднее образование





Назад




Древко Елена Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Гимназия №1»,г.Липецк

ОБЩИЕ КРИТЕРИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Существует множество определений понятия «урок» как главного для

учителя вида педагогической деятельности.

Современный

урок

это

ограниченный

во

времени

период

каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным

трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы

работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития

учащихся.

Каждый

урок

должен

иметь

четко

поставленную

цель,

достижение

которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач

урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности

учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.

Качество

урока

во

многом

зависит

от

организации

учащихся

и

мобилизации

их

внутренних

сил

на

овладение

материалом

урока.

Это

достигается

посредством

доведения

цели

и

плана

урока

до

сознания

школьников.

Каждый

урок

должен

быть

направлен

на

формирование

у

учащихся

умения

учиться.

Школьников

необходимо

учить

самостоятельно

находить

нужную

информацию

в

учебнике,

учебных

пособиях,

дополнительной

литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью

основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием

схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и

приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков

новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.

Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них

ощущение

необходимости

хорошо

знать

материал

урока.

Возникновение

ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность

учащихся.

Оценка

качества

и

результативности

урока

является

очень

трудной

задачей,

так

как

она

выражается

в

скрытых

от

внешнего

наблюдателя

и

индивидуализированных новообразованиях в личности учащихся. В опыте

передовых

учителей

прослеживаются

некоторые

основные

черты

высокопроизводительного, результативного урока:

— создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и

самостоятельной умственной активности учащихся;

объем

и

прочность

познавательной

информации,

полученной

школьниками;

— формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;

— вклад в формирование личностных качеств школьника, и в первую

очередь самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению;

— высокий положительный уровень межличностных отношений учителя

и учащихся.

Результативность

урока

достигается

экономным

и

целесообразным

расходованием времени урока, применением разнообразного арсенала методов

и

средств

обучения.

Большую

роль

здесь

играют

и

личностные

качества

учителя, главными из которых, по мнению Л.Н. Толстого, являются «любовь к

делу и любовь к ученикам».

В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а

время

обучения

ограничено,

одним

из

самых

актуальных

требований

становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат

времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование

относится к каждому уроку.

Рациональную структуру урока обеспечивают:

— комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;

— выделение в содержании урока и темы главного, существенного;

определение

целесообразной

последовательности

и

дозировки

материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего

задания;

— выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

— дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;

— создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

Большая часть времени (20—30 минут) должна быть посвящена изучению

нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо

определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому,

которое актуализируется перед объяснением. Отсюда название первой части —

актуализация

опорных

знаний,

умений

и

навыков,

а

не

узкое

«опрос».

Контрольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она

превращается

в

постоянную

обратную

связь

«ученик

учитель».

Затем

проводится закрепление в формах повторения и применения знаний. Все это,

вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного,

наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.

Эффективное

усвоение

знаний

предполагает

такую

организацию

познавательной

деятельности

учащихся,

при

которой

учебный

материал

становится

предметом

активных

мыслительных

и

практических

действий

каждого учащегося. Для реализации этого важнейшего принципа обучения в

последние годы созданы новые программы и учебники, трактующие учебный

материал

на

уровне

обобщений

и

глубокого

проникновения

в

сущность

явлений,

ведутся

поиски

методов

обучения,

которые

усиливали

бы

активизирующее влияние на процесс обучения (развивающие и проблемные

методы, самостоятельные работы, творческие задания и т. д.).

Учащиеся

могут

привлекаться

к

учительским

функциям.

В

классе

появились

помощники

учителя:

ассистенты,

лаборанты,

информаторы,

консультанты.

Задача

учителя

создать

благоприятные

условия

в

классе

для

коллективной

работы.

В

системе

«актив

класс»

в

процесс

обучения

включается

обмен

мыслями,

мнениями,

взаимное

обсуждение

вопросов

с

товарищами,

идет

активный

процесс

индивидуальной

умственной

деятельности. Каждый учащийся учится и учит, подчиняется и руководит.

Наиболее

действенным

способом

активизации

мышления

учащихся

является проблемное построение урока, в основе которого лежит проблемная

ситуация — возникновение в сознании вопроса и потребности получить ответ

на него.

В создании проблемных ситуаций определяющую роль играет учитель.

Могут

быть

привлечены

пособия,

задачники,

дидактические

материалы

с

перечнями

проблем-заданий,

но

проблемная

ситуация

это

особое

психологическое состояние учащегося, для создания которого необходим учет

целого

ряда

факторов

индивидуально-личностного

характера.

Учитель,

умеющий учитывать эти факторы, создавать проблемные ситуации в головах

учащихся,

не

только

сообщает

им

знания,

но

и

развивает

их

творческие

способности.

Увеличение роли самостоятельной работы учащихся в учебном процессе

подразумевает решение, как минимум, трех взаимосвязанных задач:

создать

такие

педагогические

условия,

при

которых

учащиеся

с

необходимостью занимались бы самостоятельной работой;

— научить учащихся рациональным приемам такой работы;

— научить самостоятельному применению полученных знаний в учебной

и практической деятельности.

Успешное

решение

этих

задач

возможно

лишь

на

основе

тщательно

продуманной

системы

самостоятельных

работ

учащихся,

в

которой

четко

определены

задачи

и

место

в

учебном

процессе

каждого

вида

самостоятельных работ, их связи с другими методами обучения. В учебном

процессе применяются следующие виды самостоятельной работы: работа с

учебной

и

справочной

литературой;

разнообразные

формы

решения

физических

и

математических

задач;

лабораторно-практические

работы;

фронтальный эксперимент с элементами исследования; работа с раздаточным

материалом;

наблюдения

за

опытами,

демонстрируемыми

учителем,

и

умозаключения из них и др.

Современный

урок

это

взаимодействие

учителей

и

учащихся

с

комплексом учебного оборудования, наглядных пособий, технических средств

обучения, методических материалов, составляющих единую дидактическую

систему. Наилучшие условия для этого предоставляются предметным учебным

документам.

Учебный

кабинет

должен

содержать

три

основных

подструктуры:

учебное оборудование, методическое оснащение и средства управления.

Во-первых, в учебном кабинете сосредотачиваются учебное оборудование

и приборы, пособия, которые составляют внутреннее содержание кабинета.

Во-вторых, чтобы это богатство и разнообразие учебного оборудования

привести в действие, необходим целый комплекс приспособлений и устройств,

начиная

от

рабочих

мест

учителя

и

учащихся

до

технических

средств

обучения. Все это называется средствами управления учебным процессом.

В-третьих,

при

большом

и

сложном

оснащении

кабинета

и

при

современных требованиях к учебному процессу учитель не может обойтись

без организованной справочно-методической службы.

Основное

требование

к

оформлению

кабинета

создать

атмосферу

предмета. Этому помогает правильно и эстетично оформленная экспозиция. Ее

постоянная

часть

портреты

ученых,

инструкции,

справочные

таблицы;

сменная — материалы текущих тем и вопросов (стенды «Учись учиться»,

«Играем — повторяем», «Готовимся к олимпиаде» и т. п.).

Урок

целостная,

логически

законченная

часть

образовательного

пространства,

ограниченная

определенными

рамками

времени,

в

которой

представлены

все

основные

элементы

учебно-воспитательного

процесса:

содержание, средства, методы, организационные моменты.

От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и

их рационального сочетания зависит результативность урока.

Список литературы:

1.

Дьяченко

В.К.

Организационная

структура

учебного

процесса. – М.,

1989.

2.

Зотов Ю.Б. Организация современного урока, – М., 1984.

3.

Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. – М., 1985.

4.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1989.



В раздел образования