Напоминание

"Каждый ребенок особенный или психолого – педагогические особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья".


Автор: Глазунова Елена Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: КГБОУ "Алтайская общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: Алтайский край, г.Рубцовск
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "Каждый ребенок особенный или психолого – педагогические особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья".
Раздел: среднее образование





Назад




«Каждый ребенок особенный или психолого – педагогические

особенности работы с детьми с ограниченными возможностями

здоровья».

Подготовила: Глазунова Елена Александровна

Педагог – психолог, дефектолог

Дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(далее

-

ОВЗ).

Поставив

точку,

долго

сижу.

Я,

Глазунова

Елена

Александровна,

стаж

педагогической работы – более 20 лет. Счастливый человек, 18 лет работаю

с детьми с ограниченными возможностями здоровья «иди и спасай». «Кто

постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» (Конфуций).

Сколько мудрости и милосердного разрешения быть учителем, понимая

важность

этого

дела!

Как

важно

учителю

понимать

это

загадочное

и

необыкновенно

конкретное

понятие – обучение детей с ОВЗ. Для моей

работы важно знать «что любой недостаток» не только изменяет отношение

человека к миру, но прежде всего, сказывается на отношениях с людьми.

В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в РФ около 5 %

относятся

к

категории

ОВЗ,

вызванными

различными

отклонениями

в

состоянии

здоровья.

Они нуждаются

в

специальном

образовании,

отвечающем их особым образовательным потребностям.

«Органический

дефект

реализуется

как

социальная

ненормальность

поведения». Очевидно, что слепота и глухота есть факторы биологические, а

не

социальные.

“Но

все

дело

в

том,

писал

Л.С.

Выготский,

что

воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими

факторами, сколько с их социальными последствиями”.

Таким образом, нарушено взаимодействия детей с ОВЗ с окружающим

миром и, в том числе и прежде всего, с окружающими людьми – и это

является общей закономерностью аномального развития.

Другая

общая

закономерность

содержится

в

сформированных

Л.С.

Выготским

представлениях

о

первичных

и

вторичных

недостатках

психического развития. В зависимости от характера нарушения одни дефекты

могут

полностью

преодолеваться

в

процессе

развития,

обучения

и

воспитания

ребенка, другие

лишь

сглаживаться,

а

некоторые

только

компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития

ребенка определяют особенности формирования у него необходимых ЗУН, а

также различные формы педагогической работы с ним.

Доказательство

актуальности

выбранной

темы

начну

с

того,

что

нынешний этап общественного развития в России называют кризисным. В

силу своих личных качеств и отсутствие должной социальной помощи дети с

ОВЗ (интеллектуальными нарушениями в моем случае) составляют группу

риска, они чаще оказываются в трудной жизненной ситуации. Никому не

нравится

асоциальное

поведение.

Сама

жизнь

заставляет

полнее

реализовывать

наш

(учительский)

жизненный

потенциал.

Нашим

детям

нужны МЫ!

Мир

взрослых

должен

оставаться

жизнерадостным,

доказывая,

что

«ловушки» в духовной и материальной жизни могут быть обойдены.

Для решения этой задачи требуются усилия не только ученых, учителей,

родителей, но и общества в целом Дети с ограниченными возможностями

здоровья –

это

дети,

имеющие

различные

отклонения

психического

или

физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не

позволяющие им вести полноценную жизнь.

Синонимами

данного

понятия

могут

выступать

следующие

определения таких детей: “дети с проблемами”, “дети с особыми нуждами”,

“нетипичные дети”, “дети с трудностями в обучении”, “аномальные дети”,

“исключительные дети”. Наличие того или иного дефекта (недостатка) не

предопределяет

неправильного,

с

точки

зрения

общества,

развития.

В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей

ОВЗ, имеющими особые образовательные потребностями:

дифференцированное

обучение

детей

с

нарушениями

физического

и

ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII

видов;

интегрированное

обучение

детей

в

специальных

классах

(группах)

в

общеобразовательных учреждениях;

инклюзивное

обучение,

когда

дети

с

особыми

образовательными

потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Это

необходимое

условие

создания

действительно

инклюзивного

общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность

своих действий и поступков.

В рамках доклада трудно представить коррекционную работу с детьми

ОВЗ в полном объеме, попробую тезисно, изложить свое видение учителя.

Отношение к работе: это приверженность к педагогике сотрудничества и

опережающему обучению, это стремление социально адаптировать ученика,

скорректировать

эмоции,

разрушить

«паралич»

эмоциональной

сферы,

желание учить и воспитывать ребенка вне стресса.

Да, передо мной обучающийся с ОВЗ, но надо сделать все, чтобы не

приспособляться к дефекту, а найти «золотники психического здоровья».

Мое восприятие класса – как педагогическая мастерская. Создание своей

педагогической

копилки.

Современный

учитель

должен

владеть

технологиями

развития

личности

обучаемого,

технологиями

обучения

и

воспитания.

Задачу

учителя

вижу

в

организации

коррекционно

развивающего сопровождения учебного процесса.

Магическое

для

дефектолога

слово

коррекция. Под

коррекцией

недостатков психического, физического развития таких детей понимается

исправление

или

ослабление

этих

недостатков

и

содействие

возможно

большему приближению развития наших детей к норме. Процесс обучения в

нашей

школе

является

коррекционным,

по

сути,

и

сливается

с

учебно-

воспитательным

процессом,

но

для

успеха

педагогической

работы

эти

процессы необходимо различать.

С

вои уроки провожу по типу комплексной коррекции (включая разные

параметры).

При

обучении

учащихся

помимо

основных

целей:

дидактических,

коррекционно-развивающих,

воспитательных

мною

поставлены следующие задачи:

разработка

диагностических

приёмов,

методов

(технологического

инструментария)

анализ

программного

материала,

разработка

содержательной

стороны

работы

– разработка последовательности работы в системе

– отслеживание результатов педагогической деятельности.

В постановке коррекционной цели следует отражать два момента:

Что развивать? Как развивать?

Коррекционно-развивающая

цель

урока

преследует

вовлечение

как

можно большего числа сенсорных механизмов:

– развитие артикуляционной моторики;

– развитие зрительного восприятия и узнавания;

– развитие зрительной памяти и внимания;

– развитие слухового внимания и памяти;

– развитие основных мыслительных операций;

– развитие наглядно образного, словесно логического мышления;

Примеры даю в приложении из моей педагогической копилки.

На уроке должна быть видна верная комбинация методов и приемов

работы со сменой видов деятельности и с опорой на разные доминантные

а н а л и з а т о р ы .

В с е

э т о

д о л ж н о

о бу с л о в л и в а т ь

р е а л и з а ц и ю

здоровьесберегающего,

здоровьеформирующего

и

охранительного

режима

обучения.

Для

меня

как

учителя

очень

важно

применение

(рефлексивных)

коррекционных технологий для ликвидации пассивности учащихся.

Я не могу мириться с положением ребенка как «сосуда для знаний».

Предметом рефлексии – должно стать мышление, мыслительные операции

осознания самого себя. «Я хочу, потому могу». Очень трудно «вытащить» это

из

обучающегося

с

ОВЗ.

Это

осознание

самого

себя,

порой

невозможно.

Но я – учитель, мое кредо – личностно ориентированный подход к

ребенку, коррекция трудностей, социализация личности.

Мне

думается

что,

наше

учительство

должно

полнее

учитывать

первичность

здорового

психологического

климата.

Ситуации

единства

в

классе, внутреннего комфорта каждого ученика.

Применяю, в основном, структуру комбинированного урока, что вполне

отвечает психологическим особенностям моих детей, нуждающихся в частом

переключении с одного вида деятельности на другой.

В условиях постоянства структуры дети ждут и готовятся работать в

условиях того или иного метода, формы, приноравливаются к темпу ведения

урока,

чаще

достаточно

высокому,

проблемы

с

дисциплиной

не

возникают.

«Должен быть преодолен паралич эмоциональной сферы – разбудиться

мотивация к учению, тогда обычная школьная программа будет выполняться

за

меньшее

время,

которое

как

обычно

считается

необходимо

для

ее

прохождения».

«Бедность внутреннего мира» воспитанников с ОВЗ делает их слишком

зависимыми от внешних стимулов.

Наша задача – дать их ему, добиваться эффективности каждого урока,

создания

ситуации

успеха,

обогащая

коррекционную

работу

новыми

приемами, внедряя и разрабатывая новые педагогические технологии.

Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, – то, что в огромном

и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может

почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок

обязательно станет взрослым.

И от того, как и какой дорогой идем, мы со своим воспитанником сегодня,

какие

компетенции

сформируем

сегодня,

будет

зависеть

качество

его

будущей жизни!

Но самое главное!

Не сделать больно!

Не обмануть!

Не обидеть!

Помочь!!!

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Упражнения по развитию психомоторики и сенсорных процессов у детей

младшего школьного возраста с легкой УО.

Включение телесно-ориентированных психотехник в коррекционной работе

позволяет осуществлять коррекцию психомоторной функции. Повышает

сенсорную чувствительность, развивает мелкую моторику, развивает

зрительный анализатор.

Работа с мелкими предметами.

Цель: развитие мелкой моторики

Упражнения с монетами

Все упражнения выполняются в игровой форме.

Начинают с простых упражнений, постепенно их усложняя. Сначала

выполняются движения одной рукой, потом другой, затем двумя руками

одновременно. Подбираются различные по массе и размеру монеты. Монеты

размещаются на ладонной поверхности концевых фаланг пальцев. Ребенок

должен научиться удерживать на кончиках пальцев монеты от самых тяжелых

до самых легких. Упражнение сначала выполняется с открытыми глазами, а

затем - с закрытыми.

Упражнение «Удерживаем монеты-1»

На один из пальцев раскрытой ладони положить монету. Ребенок должен

пошевелить этим пальцем так, чтобы монета не упала. Как только ему это

удается, на другой палец кладется вторая монета, и так до тех пор, пока все

пальцы не будут удерживать монеты.

Примечание. На начальной стадии (при наличии одной монеты на пальце)

можно предложить ребенку, удерживая монету, перемещаться по комнате.

При этом работает и мелкая и крупная мускулатура, а ребенок фиксирует

внимание на монете.

Упражнение «Удерживаем монеты-2»

Держать монету на одном пальце вытянутой руки, стараясь не уронить ее.

Затем поднять ногу, удерживая равновесие и не роняя монету.

Упражнение «Удерживаем монеты-3»

Разложить монеты на пальцах раскрытой ладони, затем при помощи партнера

уложить монеты на кончики пальцев другой руки. Двигаться, стараясь не

уронить монеты, сначала со зрительным контролем, потом без него.

Упражнение «Ловим монету»

Подбрасывать монету вверх и ловить ее.

Примечание. Вначале монета подбрасывается невысоко, затем предлагается

подкидывать монету всё выше.

Упражнения с палочками и карандашами

Оборудование:

деревянные (желательно из твердых пород дерева) палочки диаметром 1,5-2

см, длиной 10-15 см с закругленными концами;

наборы не заточенных карандашей с круглой и ребристой поверхностью.

Примечание. Большинство упражнений выполняются для каждой руки

попеременно, затем двумя руками одновременно с двумя палочками.

Упражнение «Качаем палочку»

Упираясь концами палочки в центр ладоней, вращать кисти рук

перпендикулярно палочке, стараясь не уронить ее. Медленно поднимать руки

над головой и опускать их вниз, продолжая удерживать палочку (2-3 раза).

Примечание. Эти движения требуют от ребенка распределения силы

давления на палочку, что поначалу дается нелегко.

Упражнение «Удерживаем палочку»

Брать палочку за концы и удерживать ее на весу поочередно указательными

пальцами обеих рук, средними пальцами и т.д.

Упражнение «Собираем карандаши»

Разложить на столе 10 или 15 карандашей. Одной рукой собрать все

карандаши, но брать их по одному. Затем класть на стол карандаши по

одному.

Упражнение «Пропеллер»

Вращать между пальцами карандаш (палочку).

Примечание. Необходимо обратить внимание на то, чтобы в движениях

участвовали все пальцы.

Упражнение «Шаги»

Зажать карандаш между вторыми фалангами указательного и среднего

пальцев и делать «шаги» по столу. Следить, чтобы карандаш не выпал из

пальцев.

Массаж.

Цель: активизация тактильного восприятия,

памяти.

Массаж кистей рук

1.

- похлопать ладонью о ладонь со сменой темпа и

ритма (дополнительно способствует

мобилизации внимания);

2.

- растирать кисти путем максимального трения ладони о ладонь;

3.

- растирать межпальцевые промежутки; с небольшим надавливанием

до ощущения скольжения пальцев по суставам;

4.

- растирать ладонью тыльную сторону каждой кисти руки;

5.

- большим и указательным пальцами одной руки осуществлять

вытягивающее растирание каждого пальца другой руки.

Примечание. После растирания и вытягивания рекомендуется производить

сгибательные движения одной руки с помощью другой руки и обеих рук

вместе, сцепленных в замок по естественному сгибу и против.

Массаж волосистой части головы «Дождик»

Кисти разместить над головой. Кончиками пальцев совершать легкие

постукивания по всей поверхности волосистой части головы, имитируя

дождик. Сила и частота постукиваний выбираются ребенком произвольно, до

возникновения приятного ощущения.

Примечание. Возможно, у некоторых детей степень самовоздействия будет

довольно интенсивной, так как чувствительность в этой зоне может быть

снижена. Встречаются дети, которые, испытывая потребность к стимуляции

данной зоны, инстинктивно совершают различные движения: бодаются,

упираются головой в какую-либо поверхность предметов или стены.

Массаж ушных раковин

Большим и указательным пальцами пощипывать края ушной раковины,

потом указательным пальцем массировать (надавливать, растирать,

разминать, поглаживать) внутреннюю поверхность ушной раковины (кстати,

народная традиция «таскать» за уши имеет под собой вполне конкретный

«лечебный» эффект).

Дыхательные упражнения (упражнения, содержащие равные по времени

вдох-задержка-выдох-задержка).

Цель: Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и

произвольность.

Упражнение «Бульканье»

Налить треть стакана воды и поместить туда коктейльную трубочку. Дуть в

воду через трубочку, чтобы получилось бульканье.

Примечание. Необходимо следить, чтобы выдох был длиннее, чем вдох.

Чтобы ребенку было интересно, можно устроить соревнование, кто дольше

сможет булькать без остановки.

Упражнение «Шарик лопнул»

Глубоко вдохнуть, широко развести руки в стороны - «шарик надулся».

Ударить в ладоши - «шарик лопнул» - выдыхать, длительно произнося

звук«ш».

Упражнение «Кто громче»

Губы сомкнуть. Указательным пальцем правой руки прижать правое крыло

носа. Глубоко вдохнуть левой ноздрей (рот при этом закрыт) и произнести на

выдохе «м-м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем левой

руки по левому крылу носа.

Упражнение «Горячая монетка»

Во время глубокого вдоха медленно поднять прямые руки до уровня

груди ладонями вверх;

задержать дыхание. Сконцентрировать внимание на раскрытых ладонях

(ощущение «горячей монетки» в центре ладони);

во время медленного выдоха рисовать перед собой обеими руками

одновременно геометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники).

Упражнение «Певец»

Во время глубокого вдоха медленно поднять руки через стороны вверх;

задержать дыхание;

во время выдоха длительно произносить звук «а» и медленно опускать

руки;

во время глубокого вдоха медленно поднять руки через стороны до

уровня плеч;

задержать дыхание;

во время выдоха длительно произносить звук «о» и медленно

скрещивать руки (обнять себя за плечи), опускать голову к груди;

во время глубокого вдоха медленно поднять руки до уровня груди;

задержать дыхание;

во время выдоха длительно произносить звук «у» и медленно опускать

руки вниз, голову - на грудь.

Упражнение «Шапка для раздумий»

Во время глубокого вдоха мягко завернуть уши от верхней точки до

мочки («надеть шапку»);

задержать дыхание;

во время выдоха «снимать шапку» и длительно произносить звук «а»;

вдох, выдох, задержка дыхания;

во время глубокого вдоха «надеть шапку»;

задержать дыхание;

во время выдоха «снимать шапку» и длительно произносить звук «о».

Упражнение на расслабление и концентрацию

Левая рука напряжена, правая расслаблена;

правая рука напряжена, левая расслаблена;

левая нога напряжена, правая расслаблена;

правая нога напряжена, левая расслаблена;

зажмурить правый глаз, левым нарисовать три круга по часовой

стрелке, три круга - против;

зажмурить левый глаз, правым нарисовать три круга против часовой

стрелки, три - по часовой стрелке.



В раздел образования