Автор: Токарева Ольга Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кикнур
Населённый пункт: Кировская область
Наименование материала: Сценарий урока
Тема: Урок математики по теме "Устные и письменные приемы вычисления", 3 класс
Раздел: начальное образование
Токарева Ольга Ивановна, учитель начальных классов
КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кикнур
Разработка урока математики
по теме «Устные и письменные приёмы вычитания»,
3 класс
Использование
начальных
математических
знаний
для
описания
и
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их
количественных
и
пространственных
отношений
–
один
из
важнейших
предметных результатов основной образовательной программы начального
общего образования. При этом важно не только научить ребенка основам
изучаемой науки, но и сформировать положительное отношение к школе,
интерес к учебному труду. Мне помогают создать положительный настрой на
уроке цифровые образовательные ресурсы, использование которых придаёт
уроку
живость,
занимательность,
возможность
применения
различных
приёмов и упражнений.
В год 70-летия Великой Победы я попыталась разработать серию уроков
по
разным
предметам,
связанных
с
событиями
Великой
Отечественной
войны. В качестве примера предлагаю урок математики по теме «Устные и
письменные приемы сложения и вычитания» (из серии «Оружие Победы»).
Совмещение возможностей Интернет-ресурсов с созданием собственных
мультимедийных
разработок
придает
методической
разработке
новизну,
может вызвать интерес у коллег, аналогично строящих свои учебные занятия.
Технологическая карта урока
Класс
3
Предмет
Математика
Тема
Устные и письменные приемы сложения и вычитания
Дидактическая
цель урока
Повторение устных и письменных приёмов сложения и
вычитания двузначных чисел с переходом через десяток,
умение их применять
Тип урока
Повторение изученного материала
Планируемые
результаты
Предметные: знание устных и письменных приемов
сложения и вычитания двузначных чисел с переходом
через десяток; умение решать текстовые задачи;
вычислительные навыки и умения преобразовывать и
сравнивать именованные числа.
Метапредметные (познавательные, регулятивные,
коммуникативные УУД): умение взаимодействовать с
другими людьми, работать самостоятельно.
Познавательные – понимание учебной задачи,
поставленной учителем; умение описывать результаты
учебных действий, используя математическую
терминологию.
Регулятивные – постановка цели, задач, планирование
работы, самоконтроль;
Коммуникативные – умение работать в группе, паре,
устно и письменно выражать свои мысли.
Личностные (личностные УУД): установка учебно-
познавательной мотивации и интереса к учению; умение
адекватно реагировать на трудности, не бояться сделать
ошибку.
Цели
по содержанию
Образовательные (формирование познавательных УУД):
закрепление полученных во втором классе знаний об
устных и письменных приёмах сложения и вычитания
двузначных чисел, использование данных приемов в
изменившейся ситуации и применение их для решения
задач.
Развивающие: умение использовать изученные приемы в
изменившейся ситуации, применять их для решения задач
Воспитательные (формирование коммуникативных и
личностных УУД): показ приемов само- и
взаимоуважения при работе в классе.
Методы
обучения
Репродуктивный, частично-поисковый
Формы
организации
познавательной
деятельности
Фронтальная, индивидуальная
Средства
обучения,
оборудование
УМК «Школа России»: Учебник М.И.Моро и др.
«Математика. 3 класс. Части 1 и 2»;
электронная презентация-сопровождение урока;
программы для интерактивной доски; видеофрагменты
фильмов «Оружие Победы»;
«маршрутный лист» для каждого ученика;
компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
Содержание
деятельности учителя
Содержание
деятельности обучающихся
Сопровождение
урока
Мотивация познавательной деятельности
-
Предлагает рассмотреть с.5 в учебнике,
определить тему урока
- Объясняет ребятам, что урок будет не совсем
обычным:
Хочу начать урок со стихотворения:
Как хорошо, что нам не ведома война,
Но знаем из рассказов ветеранов,
Что это испытание страна
Достойно вынесла. Но не зажили раны,
В любом из нас оставила война,
В любой семье – свои следы и беды!
Какие б ни настали времена –
Он будет – праздник …
Задает детям вопросы: когда празднуют День
Победы? Что они знают об этом Дне?
- Формулируют тему урока.
- Заканчивают стихотворение:
День Победы!
Отвечают на вопросы учителя.
(6 слайдов сопровождают стихотворение)
В этом году исполняется 70 лет со Дня Великой
Победы
нашей
страны
над
фашистской
Германией.
5
лет
длилась
война.
Советский
народ самоотверженно защищал родную землю.
Но
без
стрелкового
оружия,
без
вооружения
(танков, самолетов, подводных лодок и многого
другого) победа была бы затруднительна.
/Отрывок видеофрагмента «Оружие победы»/
«Оружию Победы» мы посвятим сегодняшний
урок,
а
какому
именно
–
узнаете,
выполнив
первое задание вашего «маршрутного листа».
Наш сегодняшний урок будет связан именно с
танками,
которые
превосходили
вражеские
по
скорости и проходимости и приводили врага в
ужас, а танкисты, которые ими управляли, были
самыми настоящими героями.
А поскольку у нас с вами урок математики,
то
и
знакомиться
с
танками
будем,
выполняя
задания.
- Выполняют на местах 1 задание
«маршрутного листа» (Приложение
1), проверяют выполнение задания
(решение показывается на экране),
получают слово «ТИГР».
Показ видеофрагмента «Оружие Победы»
(На слайде появляются решения выражений, числа
расставляются по возрастанию и происходит
замена чисел буквами, получается слово ТИГР)
Актуализация необходимых знаний
- Предлагает выполнить устно задание на
сложение и вычитание в пределах 100,
которые появляются на доске
/Программа-тренажер для интерактивной доски
«Сражение», предлагающая школьникам
вычислить значение числового выражения и
выбрать правильный ответ/
- Предлагает выполнить еще одно задание на
устный счет
/Программа-тренажер для интерактивной доски,
предлагающая соединить выражение с его
ответом/
- Находят значения выражения,
выбирают правильный ответ
/Выходят к доске по одному,
человек 7-8.
Если ответ выбран правильно –
танк поедет,
если ответ неверный – танк
останется стоять на месте/
- Находят значения выражения,
соединяют выражение с
соответствующим ответом
/Выходят по одному к доске 5 человек.
Проводят соединительные линии и
получают в ответ
информацию о правильности решения/
(В тренажере большое количество примеров)
Организация познавательной деятельности
- Рассказывает о танке Т-34 – легендарном танке
периода Великой Отечественной войны.
/Презентация-сопровождение/
Знакомит с некоторыми числовыми
характеристиками танка: экипаж – 4 человека,
длина – 6 метров, ширина – 3 метра,
высота – более 2 метров,
вооружение – 1 пушка, 2 пулемёта.
- Предлагает познакомиться еще с двумя
характеристиками танка,
решив задачи в «маршрутном листе» -
задания 2, 3, 4.
- Предлагает выполнить задание 5 из
«маршрутного листа» самостоятельно, пояснив
при этом:
На танках в годы Великой Отечественной войны
за каждый подбитый вражеский танк рисовались
звёздочки. За выполнение пятого задания у вас
также появляется возможность получить звёзды.
Вам необходимо найти все выражения,
- Слушают учителя.
- Выполняют на местах задания 2, 3 и
4 «маршрутного листа»
(Приложение 1). По одному
человеку каждое задание выполняют
у доски. Узнают о таких
характеристиках танка, как его вес и
толщина брони.
- Выполняют задание №5
(Решение заданий 3 и 4 также
сопровождаются показом на слайдах)
Задание имеется на «маршрутном листе»
ученика, сопровождается показом на слайде
презентации-сопровождения урока, а
значением у которых будет число 42.
За каждый найденный пример – звезда.
/Задание выведено на экран. После его
выполнения учениками - демонстрация
правильного решения/
- Предлагает выполнить задание 6 из
«маршрутного листа» (если класс работал
слаженно, быстро и осталось время)
«маршрутного листа».
Существует два варианта
выполнения данного задания.
1 вариант: письменно на листе
бумаги.
2 вариант (если есть такие
технические возможности):
выполнять на нетбуках, т.е.
использовать мобильный класс,
тогда и результат выполнения будет
виден каждому на экране.
Указывают количество выражений,
значения которых равны 42.
- Выполняют задание №6
«маршрутного листа».
возможно включить тренажер-онлайн (на
экране или на нетбуках учащихся):
Проверка возможна на тренажере:
Домашнее задание
- Предлагает выполнить дома задание №7, с.5
в Рабочей тетради.
Дополнительные
творческие
задания
(по
желанию) –
№8 и №9, с.5
- Записывают домашнее задание
Сопровождается показом на слайде
Подведение итогов урока. Рефлексия
- Предлагает оценить работу на уроке с помощью
мишени
(мишень может быть бумажной, может быть
нарисована
на
белой
маркерной
доске,
а
возможно
– выведено
её
изображение
на
интерактивную доску).
- Просит сдать «маршрутные листы», чтобы
проанализировать выполнение задания №5.
- «Стреляют» в мишень (прикрепляют
кружок или рисуют попадание
маркером), определив уровень
удовлетворенности своей работой:
от 0 (рядом с мишенью) – «было
трудно, не помню, что изучали во 2
классе»
до 10 – «все задания легко выполнил»
* Мои ученики после проведенного урока сделали макеты боевого оружия времен Великой Отечественной войны.
Получилась целая выставка.
Маршрутный лист
Фамилия, имя ________________________________________
Задание 1. Найди значения выражений
5 4
6 9
3 7
9 0
3 6
2 3
4 6
2 5
Расставь полученные ответы
в порядке возрастания: ________________________________________________
Замени число на соответствующую букву: 45 – О, 46 – Т, 47 – М, 64 – Р,
65 – А, 66 – В, 82 – П, 83 – Н, 84 – И, 89 – С, 90 – К, 91 – У
Получилось слово: ____________________________________________________
Задание 2. В самом начале войны броня танка составляла 47 мм. С каждым годом на заводе
броню делали всё толще, что значит – надежнее. К концу войны толщина брони
увеличилась на 43 мм. Какой толщины броня танка была к концу войны?
Решение: _____________________________________________________________
Ответ: мм
Задание 3. Так как броня танка за годы войны становилась толще, то и сам танк становился
тяжелее. На сколько больше стал весить танк Т-34, если в начале войны он был 26
тонн, а к концу – 28 тонн.
Решение: _____________________________________________________________
Ответ: на тонны
Задание 4. Запиши другими единицами измерения: 45 мм = см мм
Задание 5. Сосчитай, сколько выражений имеют значение 42
выражений
Задание 6. Первые выпущенные танки Т-34 распределили в несколько дивизий следующим
образом: в первую – 26 танков, во вторую – на 12 танков больше, чем в первую,
а в третью – на 4 танка меньше, чем во вторую.
Сколько всего танков было отправлено в дивизии?
+
+