Напоминание

Урок математики по теме "Устные и письменные приемы вычисления", 3 класс


Автор: Токарева Ольга Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кикнур
Населённый пункт: Кировская область
Наименование материала: Сценарий урока
Тема: Урок математики по теме "Устные и письменные приемы вычисления", 3 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Токарева Ольга Ивановна, учитель начальных классов

КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кикнур

Разработка урока математики

по теме «Устные и письменные приёмы вычитания»,

3 класс

Использование

начальных

математических

знаний

для

описания

и

объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их

количественных

и

пространственных

отношений

один

из

важнейших

предметных результатов основной образовательной программы начального

общего образования. При этом важно не только научить ребенка основам

изучаемой науки, но и сформировать положительное отношение к школе,

интерес к учебному труду. Мне помогают создать положительный настрой на

уроке цифровые образовательные ресурсы, использование которых придаёт

уроку

живость,

занимательность,

возможность

применения

различных

приёмов и упражнений.

В год 70-летия Великой Победы я попыталась разработать серию уроков

по

разным

предметам,

связанных

с

событиями

Великой

Отечественной

войны. В качестве примера предлагаю урок математики по теме «Устные и

письменные приемы сложения и вычитания» (из серии «Оружие Победы»).

Совмещение возможностей Интернет-ресурсов с созданием собственных

мультимедийных

разработок

придает

методической

разработке

новизну,

может вызвать интерес у коллег, аналогично строящих свои учебные занятия.

Технологическая карта урока

Класс

3

Предмет

Математика

Тема

Устные и письменные приемы сложения и вычитания

Дидактическая

цель урока

Повторение устных и письменных приёмов сложения и

вычитания двузначных чисел с переходом через десяток,

умение их применять

Тип урока

Повторение изученного материала

Планируемые

результаты

Предметные: знание устных и письменных приемов

сложения и вычитания двузначных чисел с переходом

через десяток; умение решать текстовые задачи;

вычислительные навыки и умения преобразовывать и

сравнивать именованные числа.

Метапредметные (познавательные, регулятивные,

коммуникативные УУД): умение взаимодействовать с

другими людьми, работать самостоятельно.

Познавательные – понимание учебной задачи,

поставленной учителем; умение описывать результаты

учебных действий, используя математическую

терминологию.

Регулятивные – постановка цели, задач, планирование

работы, самоконтроль;

Коммуникативные – умение работать в группе, паре,

устно и письменно выражать свои мысли.

Личностные (личностные УУД): установка учебно-

познавательной мотивации и интереса к учению; умение

адекватно реагировать на трудности, не бояться сделать

ошибку.

Цели

по содержанию

Образовательные (формирование познавательных УУД):

закрепление полученных во втором классе знаний об

устных и письменных приёмах сложения и вычитания

двузначных чисел, использование данных приемов в

изменившейся ситуации и применение их для решения

задач.

Развивающие: умение использовать изученные приемы в

изменившейся ситуации, применять их для решения задач

Воспитательные (формирование коммуникативных и

личностных УУД): показ приемов само- и

взаимоуважения при работе в классе.

Методы

обучения

Репродуктивный, частично-поисковый

Формы

организации

познавательной

деятельности

Фронтальная, индивидуальная

Средства

обучения,

оборудование

УМК «Школа России»: Учебник М.И.Моро и др.

«Математика. 3 класс. Части 1 и 2»;

электронная презентация-сопровождение урока;

программы для интерактивной доски; видеофрагменты

фильмов «Оружие Победы»;

«маршрутный лист» для каждого ученика;

компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ход урока

Содержание

деятельности учителя

Содержание

деятельности обучающихся

Сопровождение

урока

Мотивация познавательной деятельности

-

Предлагает рассмотреть с.5 в учебнике,

определить тему урока

- Объясняет ребятам, что урок будет не совсем

обычным:

Хочу начать урок со стихотворения:

Как хорошо, что нам не ведома война,

Но знаем из рассказов ветеранов,

Что это испытание страна

Достойно вынесла. Но не зажили раны,

В любом из нас оставила война,

В любой семье – свои следы и беды!

Какие б ни настали времена –

Он будет – праздник …

Задает детям вопросы: когда празднуют День

Победы? Что они знают об этом Дне?

- Формулируют тему урока.

- Заканчивают стихотворение:

День Победы!

Отвечают на вопросы учителя.

(6 слайдов сопровождают стихотворение)

В этом году исполняется 70 лет со Дня Великой

Победы

нашей

страны

над

фашистской

Германией.

5

лет

длилась

война.

Советский

народ самоотверженно защищал родную землю.

Но

без

стрелкового

оружия,

без

вооружения

(танков, самолетов, подводных лодок и многого

другого) победа была бы затруднительна.

/Отрывок видеофрагмента «Оружие победы»/

«Оружию Победы» мы посвятим сегодняшний

урок,

а

какому

именно

узнаете,

выполнив

первое задание вашего «маршрутного листа».

Наш сегодняшний урок будет связан именно с

танками,

которые

превосходили

вражеские

по

скорости и проходимости и приводили врага в

ужас, а танкисты, которые ими управляли, были

самыми настоящими героями.

А поскольку у нас с вами урок математики,

то

и

знакомиться

с

танками

будем,

выполняя

задания.

- Выполняют на местах 1 задание

«маршрутного листа» (Приложение

1), проверяют выполнение задания

(решение показывается на экране),

получают слово «ТИГР».

Показ видеофрагмента «Оружие Победы»

(На слайде появляются решения выражений, числа

расставляются по возрастанию и происходит

замена чисел буквами, получается слово ТИГР)

Актуализация необходимых знаний

- Предлагает выполнить устно задание на

сложение и вычитание в пределах 100,

которые появляются на доске

/Программа-тренажер для интерактивной доски

«Сражение», предлагающая школьникам

вычислить значение числового выражения и

выбрать правильный ответ/

- Предлагает выполнить еще одно задание на

устный счет

/Программа-тренажер для интерактивной доски,

предлагающая соединить выражение с его

ответом/

- Находят значения выражения,

выбирают правильный ответ

/Выходят к доске по одному,

человек 7-8.

Если ответ выбран правильно –

танк поедет,

если ответ неверный – танк

останется стоять на месте/

- Находят значения выражения,

соединяют выражение с

соответствующим ответом

/Выходят по одному к доске 5 человек.

Проводят соединительные линии и

получают в ответ

информацию о правильности решения/

(В тренажере большое количество примеров)

Организация познавательной деятельности

- Рассказывает о танке Т-34 – легендарном танке

периода Великой Отечественной войны.

/Презентация-сопровождение/

Знакомит с некоторыми числовыми

характеристиками танка: экипаж – 4 человека,

длина – 6 метров, ширина – 3 метра,

высота – более 2 метров,

вооружение – 1 пушка, 2 пулемёта.

- Предлагает познакомиться еще с двумя

характеристиками танка,

решив задачи в «маршрутном листе» -

задания 2, 3, 4.

- Предлагает выполнить задание 5 из

«маршрутного листа» самостоятельно, пояснив

при этом:

На танках в годы Великой Отечественной войны

за каждый подбитый вражеский танк рисовались

звёздочки. За выполнение пятого задания у вас

также появляется возможность получить звёзды.

Вам необходимо найти все выражения,

- Слушают учителя.

- Выполняют на местах задания 2, 3 и

4 «маршрутного листа»

(Приложение 1). По одному

человеку каждое задание выполняют

у доски. Узнают о таких

характеристиках танка, как его вес и

толщина брони.

- Выполняют задание №5

(Решение заданий 3 и 4 также

сопровождаются показом на слайдах)

Задание имеется на «маршрутном листе»

ученика, сопровождается показом на слайде

презентации-сопровождения урока, а

значением у которых будет число 42.

За каждый найденный пример – звезда.

/Задание выведено на экран. После его

выполнения учениками - демонстрация

правильного решения/

- Предлагает выполнить задание 6 из

«маршрутного листа» (если класс работал

слаженно, быстро и осталось время)

«маршрутного листа».

Существует два варианта

выполнения данного задания.

1 вариант: письменно на листе

бумаги.

2 вариант (если есть такие

технические возможности):

выполнять на нетбуках, т.е.

использовать мобильный класс,

тогда и результат выполнения будет

виден каждому на экране.

Указывают количество выражений,

значения которых равны 42.

- Выполняют задание №6

«маршрутного листа».

возможно включить тренажер-онлайн (на

экране или на нетбуках учащихся):

Проверка возможна на тренажере:

Домашнее задание

- Предлагает выполнить дома задание №7, с.5

в Рабочей тетради.

Дополнительные

творческие

задания

(по

желанию) –

№8 и №9, с.5

- Записывают домашнее задание

Сопровождается показом на слайде

Подведение итогов урока. Рефлексия

- Предлагает оценить работу на уроке с помощью

мишени

(мишень может быть бумажной, может быть

нарисована

на

белой

маркерной

доске,

а

возможно

– выведено

её

изображение

на

интерактивную доску).

- Просит сдать «маршрутные листы», чтобы

проанализировать выполнение задания №5.

- «Стреляют» в мишень (прикрепляют

кружок или рисуют попадание

маркером), определив уровень

удовлетворенности своей работой:

от 0 (рядом с мишенью) – «было

трудно, не помню, что изучали во 2

классе»

до 10 – «все задания легко выполнил»

* Мои ученики после проведенного урока сделали макеты боевого оружия времен Великой Отечественной войны.

Получилась целая выставка.

Маршрутный лист

Фамилия, имя ________________________________________

Задание 1. Найди значения выражений

5 4

6 9

3 7

9 0

3 6

2 3

4 6

2 5

Расставь полученные ответы

в порядке возрастания: ________________________________________________

Замени число на соответствующую букву: 45 – О, 46 – Т, 47 – М, 64 – Р,

65 – А, 66 – В, 82 – П, 83 – Н, 84 – И, 89 – С, 90 – К, 91 – У

Получилось слово: ____________________________________________________

Задание 2. В самом начале войны броня танка составляла 47 мм. С каждым годом на заводе

броню делали всё толще, что значит – надежнее. К концу войны толщина брони

увеличилась на 43 мм. Какой толщины броня танка была к концу войны?

Решение: _____________________________________________________________

Ответ: мм

Задание 3. Так как броня танка за годы войны становилась толще, то и сам танк становился

тяжелее. На сколько больше стал весить танк Т-34, если в начале войны он был 26

тонн, а к концу – 28 тонн.

Решение: _____________________________________________________________

Ответ: на тонны

Задание 4. Запиши другими единицами измерения: 45 мм = см мм

Задание 5. Сосчитай, сколько выражений имеют значение 42

выражений

Задание 6. Первые выпущенные танки Т-34 распределили в несколько дивизий следующим

образом: в первую – 26 танков, во вторую – на 12 танков больше, чем в первую,

а в третью – на 4 танка меньше, чем во вторую.

Сколько всего танков было отправлено в дивизии?

+

+



В раздел образования