Автор: Набиулина Гюзелия Хорисовна
Должность: учитель индивидуальных занятий по ррс и фпср
Учебное заведение: ГБОУ СО " Школа - интернат для обучающихся по АОП №1 г.Энгельса
Населённый пункт: Саратовской области
Наименование материала: Статья
Тема: Приемы вовлечения в активную коммуникативную деятельность на индивидуальных занятиях по РРС и ФПСР.
Раздел: среднее профессиональное
А сейчас я подробно расскажу как мы проводим эту
работу с детьми на практике. В первую очередь я и
мои коллеги пишем к началу учебного года рабочую
программу, которая соответствует требованиям
ФГОС.
Отдаем приоритет речевому материалу,
использующемуся с точки зрения его
употребительности в речи. Для накопления активного
словаря используем такие темы, как: «Я», «Моя
семья», «Мой класс»,» Времена года.»
Введение учащихся в речевую коммуникацию
осуществляется в течение всего времени пребывания
детей в школе-интернате и носит цикличный
спиралевидный характер.
Работая в тесной связке, учитель индивидуальных
занятий, учитель класса и воспитатель, прилагают
все усилия к тому, что полученные произносительные
и коммуникативные навыки на индивидуальных
занятиях, ребенок проявляет в самостоятельной речи
на фронтальных уроках , ППО, природоведения, тем
самым показывая свою жизненную компетенцию.
Осуществляя одно из основных условий успешности
речевой коммуникации – создание слухо-речевой
среды, преемственность в работе сохраняется и во
внеклассное время. Сформированный материал на
индивидуальном занятии, тема «Здоровье» и
примерные вопросы в ней «Ты здорова?», «Что у тебя
болит?», «Иди к врачу» воспитатель закрепляет во
второй половине дня в игровой деятельности,
используя естественную или создавая
преднамеренную речевую ситуацию. Совместно с
воспитателями класса и учителями индивидуальной
работы ведутся планы мероприятий по реализации
речевых возможностей обучающихся воспитанников ,
где дается речевой материал для отработки во
внеклассное время .
Одно из основных направлений работы по
формированию речевых высказываний на
индивидуальных занятиях является развитие
диалогической речи.
Важное значение придаётся использованию
материала, включающего звуки, которые необходимо
автоматизировать в речи ученика. Словарь
обогащается и расширяется за счёт введения новых
вопросов и вопросительных предложений. Так, в
первоначальном периоде дети учатся пользоваться
готовыми речевыми конструкциями, и вопросами
«Где?», «Что?» и «Куда?»
Большое внимание уделяем на работу по
использованию материала, включающего звуки,
которые необходимо автоматизировать в речи
ученика. Словарь обогащается и расширяется за счёт
введения новых вопросов и вопросительных
предложений. Так, в первоначальном периоде дети
учатся пользоваться готовыми речевыми
конструкциями, и вопросами «Где?», «Что?» и
«Куда?»
Эффективно проведение коммуникативных минуток
в начале занятия: Расскажи, Что ты делал вчера
вечером? Как ты провел выходной день? Куда ты
вчера ездил
В Работе над диалогами мы используем игровые
приемы: работа в парах с картинками, фронтальная
работа с картинками, отрицание, утверждение.
Для развития диалогической речи активно
используем такие задания, как «Спроси у меня, …»,
«Попроси меня …» и другие. Все задания
предлагаются детям на слух. Тексты-диалоги
составляются на темы, знакомые опыту обучающихся,
по отработанным текстам. Приступая к слуховому,
слухо-зрительному восприятию диалога, предлагается
определить, кто ведёт диалог и о чём ведётся диалог.
Сначала ведется диалог с ребенком, потом ребенку
предоставляется активная роль в диалоге, и затем
дети ведут диалог между собой.
А сейчас мы наглядно предоставим вашему
вниманию видео ролики , в которых вы увидите
работу с детьми, вовлечение их в коммуникативную
деятельность в форме учитель- ученик, ученик-
ученик.