Автор: Васюкович Светлана Владимировна Должность: учитель географии и технологии Учебное заведение: БОУ "Ермаковская СОШ" Населённый пункт: с. Ермаковка, Тарский район, Омская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Мы разные, но мы вместе!" Раздел: полное образование
Психологический классный час в 5 - 6 классах .
Ход мероприятия.
I, Демонстрация презентации
Слайды 1-5
Вступление
(падающий снег)
Человек, подобно снежинке, появляется на свет маленьким и кристально
чистым.
На
протяжении
многих
лет
ученые
исследуют
снежинки
и
до
настоящего
времени одинаковых не обнаружили. Так и люди - они разные.
Каждый человек индивидуален.
Слайды 6 -8
Посмотрите на эти снимки. Кто изображен на фотографиях?
Слайд 9
Они одинаковые?
Слайд 10
А, что их объединяет?
Слайд 11
Формулировка темы:
Слайд 12
«Мы разные, но мы вместе!!!»
Слайд 13 Мы разные, но должны жить в мире.
Не толерантно доказывать разность подобным образом
(картинка дерущихся петухов)
Слайд 14
Значение понятия «толерантность» в русском языке
Слайд 15 Постановка цели
Слайд 16
Цель: Подчеркнуть индивидуальность каждого члена коллектива
и показать его значимость.
Слайд 17
Формулировка задач
Слайд 18
Задачи:
– развитие умения работать в коллективе;
– развитие толерантного отношения у одноклассников друг к другу;
–
осознание
каждым
обучающимся
своей
индивидуальности,
чувства
коллективизма, ответственности в решении общего дела.
Слайд 19 Достижению цели нам будут способствовать человеческие
качества:
Слайд 20 Лист самооценки
Формы работы : коллективная работа, психологические упражнения.
Оборудование:
грецкие
орехи
по
количеству
участников
занятия,
листы
бумаги, карандаши, клубок ниток, ноутбук, листы самооценки, снежинки, ёлка
Возраст : 12-13 лет (5 - 6 классы)
II. Практическая часть
Слайд 21
Упражнение “Грецкий орех”
Цель: осознание каждым обучающимся своей индивидуальности.
Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами
(орехи – по числу участников). Ведущий высыпает орехи в центре круга и
просит каждого взять себе один. Некоторое время участникам предлагается
внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности
строения,
постараться
запомнить
все
его
индивидуальные
черточки.
Затем
орехи складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в
центре круга.
Задача каждого участника – найти свой орех.
Как правило, свой узнается с первого взгляда. После того, как все орехи нашли
своих владельцев, ведущий приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто
как свой орех запоминал и какой стратегией пользовался, чтобы потом его
найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои
орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд, кажется, что все орехи
очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то
можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой
орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого
свои
индивидуальные
черточки,
“неровно сти”,
своя
красота
и
привлекательность. Нужно только ее почувствовать и понять.
Орешки можно подарить участникам занятия на память.
САМООЦЕНКА
Слайд 22
Упражнение 2 «Воссоздай картину со слов»
Цель: осознание каждым обучающимся своей индивидуальности.
Слайд 23
Среди океана:
- остров (почва под ногами)
- пальма (человек- его вид. Сильно ли дерево корнями?
- колодец (источник воды)
-
сундук (багаж знаний)
-
на голубом небе яркое солнышко (источник энергии)
-
плывут два облака (трудности)
Демонстрация полученных картин (прикрепляются на доске)
Все картины получились совершенно разными, это ещё раз подчёркивает:
«Мы разные, но мы вместе!»
САМООЦЕНКА
Слайд 24
Упражнение 3 «Снежинка»
Берётся лист бумаги, складывается пополам и аккуратно отрывается правый
уголок, и так операция повторяется 4 — 5 раз.
Затем лист разворачивается, и ребята показывают получившиеся узоры. Узоры
подчёркивают
разнообразие
внутреннего
мира
каждого
(прикрепляются
на
магниты вокруг рисунков).
Они снова у всех получились разные, что вновь
подтверждает утверждение:
«Мы разные, но мы вместе!»
САМООЦЕНКА
Слайд 25
III.
Карта социальных связей:
( з а п о л н я е т с я
у ч а щ и м и с я
н а к а н у н е
м е р о п р и я т и я )
На
примере
одного
ученика
следует
показать
круг
социально
-
значимых людей.
Участник встаёт в центр и по своей карте выстраивает свой круг
общения. Все звенья цепочки соединяются нитью.
Цепь
замыкается
на
самом
участнике.
После
этого
предлагается
всем,
составляющим цепи, поднять руку вверх, в этот момент хорошо видна сеть. В
заключение задаются вопросы:
*
Что чувствует участник в окружении близких людей?
(поддержку, тепло, внимание и т. д.)
*
А что чувствуют близкие? (значимость, востребованность и т. п.)
И снова мы возвращаемся к мысли:
«Мы разные, но мы вместе!»
Слайд 26
Лист
самооценки
деятельности
обучающихся,
подсчёт
к о л и ч е с т в а
б а л л о в .
С л а й д
2 7
Обозначение
уровня
деятельности
обучающихся.
Вывод : ребята, кто набрал меньшее количество баллов,
не
огорчайтесь,
вам
есть
над
чем
работать,
следует
вырабатывать
внимание,
ускорять
темп
работы,
и
вы
добьётесь высоких результатов.
V. Заключительная часть
Слайд 28
Возвращаемся к поставленной цели.
Ребята высказывают своё мнение .
Слайд 29 Вывод:
достигнута
Слайд 30
Анализ задач
Слайд 31
Вывод: решены
Слайд 32
Упражнение “Цвет моего настроения” Включить музыку
Каждый участник выбирает снежинку такого цвета, которая отражает его
эмоциональное состояние, настроение на данное время.
Слайд 33
В преддверии Нового года ребятам предлагается украсить
новогоднюю ёлку снежинками позитивного, оптимистичного настроения.
VI. Итог.
Слайд 34
Человек, подобно снежинке, появляется на свет маленьким и
кристально чистым.
Слайд 35
Все люди разные.
Слайд 36
Каждый человек - индивидуален
Слайд 37
Живите в гармонии сами с собой и с окружающими, и тогда вы
будете по - настоящему счастливы!
Слайд 38
Всего вам доброго!
Слайд 39
Ты нам нужен! Присоединяйся! Мы разные, но мы вместе!!!
Слайд 40
Спасибо за сотрудничество в достижении цели!
Приложение 1
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Чтобы лучше понять происхождение этого слова, предлагаем вам
небольшой лингвистический экскурс в определение толерантности :
В русском языке “ толерантность” означает “ способность , умение
терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам
других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”;
Англия: «tolerance» — готовность к терпению;
Франция: «tolerance» – взаимоотношение между людьми, при котором
человек признает, что другие имеют право считать или действовать иначе;
Испания: «tolerancia» — признание идей или помыслов, отличных от
собственных;
Китай: «kuan rong» — разрешать, быть милосердным;
Арабские страны: «tasamul» — прощение, милосердие, терпимость,
чуткость к другим.
Терпение само по себе — это дар устойчиво, без нареканий выдерживать
физические или нравственные страдания, жизненные невзгоды. Умение долго и
спокойно выдерживать нечто скучное, неприятное, нежелательное.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Чтобы лучше понять происхождение этого слова, предлагаем вам
небольшой лингвистический экскурс в определение толерантности :
В русском языке “ толерантность” означает “ способность , умение
терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам
других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”;
Англия: «tolerance» — готовность к терпению;
Франция: «tolerance» – взаимоотношение между людьми, при котором
человек признает, что другие имеют право считать или действовать иначе;
Испания: «tolerancia» — признание идей или помыслов, отличных от
собственных;
Китай: «kuan rong» — разрешать, быть милосердным;
Арабские страны: «tasamul» — прощение, милосердие, терпимость,
чуткость к другим.
Терпение само по себе — это дар устойчиво, без нареканий выдерживать
физические или нравственные страдания, жизненные невзгоды. Умение долго и
спокойно выдерживать нечто скучное, неприятное, нежелательное.
Приложение 2
Лист самооценки деятельности обучающегося 5-6 классов
на мероприятии
«Мы разные, но мы вместе!»
ФИ . Класс .
Критерии оценки
Упражнение
Задание
выполнил(а)
самостоятельно,
проявил(а)
инициативу,
творчество
С заданием
справился(ась), но
возникали
затруднения
С заданием
справился(ась),
обращался(ась) за
помощью, не
хватало времени
1.«Грецкий орех»
2.«Воссоздай
картину со слов»
3.«Снежинка»
Инструкция: знак «+» ставится в одной из колонок каждого упражнения
Критерии оценки:
Знак «+» первой колонки=3 балла
Знак «+» второй колонки=2 балла
Знак «+» третий колонки=1 балл
9 – 8 баллов - высокая активность
(Вы творчески, инициативно, самостоятельно решаете задачи)
7-5 баллов – средняя активность (Вы способны преодолевать трудности)
4-3 баллов – низкая активность (Вы способны преодолевать трудности, но Вам
требуется помощь и дополнительное время)
Приложение 3 (1 стр)
Приложение 3 (стр.2)