Автор: Хныкина Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: р.Адыгея,г. Майкоп
Наименование материала: статья
Тема: Партнёрские отношения дошкольного образовательного учреждения и социума как фактор повышения качества образования
Раздел: дошкольное образование
Партнерские отношения дошкольного образовательного учреждения и социума
как фактор повышения качества образования
Дошкольный
возраст
–
важнейший
период
для
полноценного
развития
детей
независимо
от
места
жительства,
пола,
нации,
языка,
социального
статуса,
психофизиологических и других особенностей.
Дошкольное
образование
на
современном
этапе
заключается
не
только
в
формировании
определенных
знаний,
но
и
в
развитии
базовых
способностей
личности,
ее
социальных
и
культурных
навыков,
основ
экологически
целесообразного поведения, здорового образа жизни.
В
Концепции
социального
развития
детей
дошкольного
возраста
перед
образовательными
учреждениями
ставится
триединая
цель:
воспитывать
культурного
человека
(субъекта
культуры);
свободного
гражданина
(субъекта
истории, общества); творческого человека (субъекта деятельности, саморазвития).
Реализация
этой
цели
направлена
на
развитие
способности
познавать
себя
в
единстве с миром, в диалоге с ним; на развитие способности самоопределения,
самоактивизации на основе освоения, присвоения культурного опыта предыдущих
поколений.
Социальное
партнерство
в
образовании
–
это
совместная
коллективная
распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к
позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.
Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся
проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, необходимо переходить
на новый уровень взаимодействия с социумом, стать "открытой системой". Понятие
"открытое дошкольное учреждение" - это, прежде всего, "окно в мир"; оно открыто
для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое
дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с
семьей, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры и т.д.
Цель
деятельности
дошкольного
образовательного
учреждения
открытого
типа
состоит в том, чтобы содействовать развитию и формированию социальных навыков
у детей, укреплению их здоровья и благополучия.
Социальное партнерство дошкольного учреждения может иметь разные формы и
уровни: партнерство внутри системы образования между социальными группами
профессиональной
общности;
партнерство
работников
образовательного
учреждения с представителями иных сфер.
Руководству дошкольного образовательного учреждения, чтобы максимально полно
использовать возможности привлечения социальных партнеров, необходимо: четко
осознавать цели развития учреждения; прогнозировать результаты партнерства для
развития
дошкольного
образовательного
учреждения,
повышения
качества
образовательных
услуг
(ориентировка
на
положительный
результат
совместной
деятельности
-
совершенствование
процесса
социального
и
личностного
становления дошкольника).
Взаимодействие
дошкольного
образовательного
учреждения
с
социальными
партнерами
должно
быть
продумано
и
грамотно
организовано.
Необходимо
создавать условия для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного
и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с
историей,
традициями
народа)
за
счет
снятия
территориальной
ограниченности
дошкольного
образовательного
учреждения
(экскурсии,
поездки,
походы).
Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер
построения
взаимоотношений
по
времени
сотрудничества.
Разработка
проекта
социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и
решает
конкретные
задачи.
Первый
этап
–
подготовительный.
Его
цель
–
определение целей и форм взаимодействия с объектами социума. Задачи данного
этапа: анализ объектов социума для определения целесообразности установления
социального
партнерства;
установление
контактов
с
организациями
и
учреждениями;
определений
направлений
взаимодействия,
разработка
программ
сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.
Следующий этап – практический. Его цель – реализация программ сотрудничества с
организациями
и
учреждениями
социума.
Задачи
данного
этапа:
формирование
творческой группы работников детского сада; разработка методических материалов
для реализации данных проектов. И последний – заключительный этап. Его цель –
подведение
итогов
социального
партнерства.
Задачи
данного
этапа:
проведение
анализа
проделанной
работы;
определение
эффективности,
целесообразности,
перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.
Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может
сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого
сотрудничества
с
социумом.
Организация
социокультурной
связи
между
дошкольным
образовательным
учреждением
и
учреждениями
позволяет
использовать
максимум
возможностей
для
развития
интересов
детей
и
их
индивидуальных
возможностей,
решать
образовательные
задачи,
тем
самым
повышая качество образовательных услуг.
Литература
1.
Алесандрова Т.И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами
Управление дошкольным образовательным учреждением. 2003, - № 4
2.
Маневцова Л.М. Управление инновационным дошкольным образовательным
учреждением в условиях социального партнерства
3.
Шель
И.
Б.
Социальное
партнерство
/
И.
Б.
Шель,
Е.
С.
Родионова
//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. М., 2009. - № 8.