Напоминание

Моя оценка школьной системе оценивания


Автор: Шуляк Юлия Сергеевна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: МОУ Евсеевская СОШ
Населённый пункт: городской округ Павловский Посад Московской области
Наименование материала: эссэ
Тема: Моя оценка школьной системе оценивания
Раздел: среднее образование





Назад




1.Анализ результатов самонаблюдения и наблюдения на уроках.

Внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта

школы, предъявляющего новые требования к результатам освоения образовательной

программы, повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учащихся.

Современное общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного,

думающего человека. Для достижения этой цели необходимы: расширение прав ребенка и

родителей; уважение к личности ребенка; учет образовательных интересов каждого

ученика; соответствие образовательного процесса возрасту; обеспечение полноценного

психического и физического развития; охрана здоровья детей. Чтобы эти принципы не

остались чистой декларацией, они должны быть воплощены в конкретных

образовательных технологиях.

Для того чтобы спланировать работу с педагогами, необходимо было знать уровень их

готовности к работе по новым стандартам. Для этого использовали лист самооценки для учителей.

Всем

учителям

было

предложено

заполнить

диагностическую

карту

«Критерии

готовности

педагога к введению ФГОС». Педагоги заполнили также анкету «Готовность к введению ФГОС».

Диагностический этап не только выявил ряд трудностей, препятствующих эффективности

процесса

введения

ФГОС

в

школе,

но

и

явился

сильным

мотивирующим

фактором

для

саморазвития

учителей.

Кроме

того,

были

выделены

конкретные

запросы

педагогов

по

организации научно-методической помощи.

Результаты диагностики выявили основные затруднения педагогических работников на

этапе введения ФГОС основного общего образования. Это:

отсутствие

готовности

педагогов

к

планированию

и

организации

образовательного

процесса в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС;

• отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы основного

общего образования;

принципиальная

новизна

вопросов

инструментально-методического

обеспечения

достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);

• недостаточный уровень психологической компетентности учителей - предметников;

• упрощенное понимание сущности и технологии реализации системнодеятельностного

подхода;

сложившаяся

за

предыдущие

годы

устойчивая

методика

проведения

урока,

необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы;

• традиционный подход руководителей общеобразовательных учреждений к анализу урока

и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.

Для понимания уровня использования различных методов оценивания результатов

образования администрация школы посетила 30 уроков. На уроках использовались

различные подходы и методики по организации учебной деятельности, но не всех уроках

присутствовал этап оценивания деятельности обучающихся. К причинам возникновения

дефицита оценивания результатов на уроке можно отнести:

отметка не позволяет зафиксировать и положительно оценить реальные достижения

каждого конкретного обучающегося;

отметка часто малоинформативна: не дает обучающемуся и родителям точного

представления о реальных успехах;

отметка нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления

на обучающегося и родителей;

не позволяет оценить способности, обучающихся выполнять задания в реальной

ситуации.

Учитель - человек особенный, и если он способен учить – значит, он способен и

переучиваться, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство через

курсы повышения квалификации, семинары, самообразование. Все учителя, которые

работают в нашей школе - это люди сильные, самоотверженные, любящие свою

профессию (я не беру во внимание непосильный "бумажный труд"). А раз любящие -

значит понимающие, видящие, что современных детей нужно учить по-новому, в

соответствии со временем и уровнем их развития. И я думаю, что каждый учитель, с точки

зрения своей внутренней позиции, способен перейти к работе по-новому ФГОС, но ему

нужно помочь с психологической и методологической точки зрения.

Однозначно можно выделить некоторые уроки, на которых использовались элементы

формирующего обучения, например, учитель русского языка использовала методика

Ромашка Блума, на уроках математики были использованы оценочные листы, на уроке

физики использовалось критериальное самооценивание, на уроке биологии- карта

понятий.

На всех посещенных уроках наблюдалась обратная связь: фронтальный опрос,

наводящие вопросы, взаимоопрос, методика «Светофор».

В ходе посещения уроков, мы приходим к выводу: большое значение в новой системе

оценки уделяется самоконтролю и самооценке- одним из важных видов учебной

деятельности, т.е. необходимо детей научить оценивать свои действия, их результаты, своё

продвижение вперёд. Способность контролировать и оценивать свои действия создаёт

мотивацию для самостоятельного совершенствования своих действий. Полная передача

оценочного компонента взрослому порождает неверие ученика в свои силы, держит его в

состоянии постоянной тревожности. Если научить детей разным способам самооценки и

самоконтроля, то возрастёт познавательная активность и как следствие качество

образования.

В данной программе есть как плюсы, так и минусы:

1. система оценки разработана недостаточно (нет единой формы);

2. на сбор информации и переработку полученных результатов уходит много личного

времени учителя;

3. не во всех школах есть психолог.

2. Система выставления итоговых отметок.

Действующая

сегодня

пятибалльная

система

оценивания

давно

перестала

устраивать многих, именно в ней многие видят причину несостоятельности оценочной

системы. Педагоги часто оказываются в затруднении, выставляя отметку за устный ответ

или письменную работу, появляются «плюсы» и «минусы» рядом с «3», «4», «5». Но ведь

в журнал такую отметку не выставишь. Да и дети (особенно в конце четверти или

полугодия) нередко «бегают» за учителем, выпрашивая лучшую итоговую оценку.

Мало того, выставляя одну и ту же отметку разным детям, учитель далеко не всегда может

остаться

объективным.

Нет

никакого

секрета

в

том,

что

администрация

школы,

контролирующие

органы

«не

погладят

по

голове»

педагога,

если

у

того

будут

неуспевающие по предмету. Вот и приходится «натягивать» тройку. И в то же время этот

же учитель ставит ту же самую «тройку» ученику, который может учиться на «4» и «5», но

неудачно ответил, что-то не выполнил и пр.

Родители тоже не остаются в стороне, поскольку им часто не понятно, почему

ребенок получил ту или иную отметку, что нужно исправить, над чем поработать, чтобы

успеваемость сына или дочери улучшилась. Или они просто не согласны с оценкой.

Поэтому сегодня идея безотметочного обсуждается все чаще. Мало того, первые

классы

уже

несколько

лет

учатся

по

этому

принципу,

т.к.

такая

норма

закреплена

законодательно. Однако до сих пор даже у учителей, работающих с первоклассниками, нет

четкого понимания, как обойтись без отметок. Вот и придумывают вместо баллов все, что

угодно: картинки и печати, ленточки и ордена и т.д. – все, подскажет воображение

учителя.

3.Возможные направления развития системы оценивания в нашей школе.

Подводя

итоги

анализа

опроса,

посещенных

уроков

и

современных

тенденций

образования, наша школа ставит перед собой задачу- создание проекта «Эффективная школа»,

главной целью которой будет:

формирование целостной гибкой развивающей образовательной среды как пространства

продуктивного

взаимодействия,

объединяющей

детей

и

взрослых

и

обеспечивающей

преемственность и методическое единство всей образовательной системы;

создание

условий

для

эффективного

саморазвития

участников

образовательных

отношений,

повышения

их

личной

ответственности

за

результаты

образования

и

за

личностные достижения



В раздел образования