Автор: Полыгалова Надежда Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад № 3"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Новокузнецк
Наименование материала: Выступление из опыта работы
Тема: "Нетрадиционные формы работы с родителями"
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные формы работы с родителями
(Выступление из опыта работы)
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была
актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни
своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители
разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями,
мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть
авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и
понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать
сильные
и
слабые
стороны
ребёнка
и
учитывать
их
в
решении
задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях
ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём
одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить
или запугать ребёнка. Решая эту задачу, педагоги детского сада ищут новые
методы и формы работы с родителями. Наряду с традиционными формами
работы (родительские
собрания,
консультации,
индивидуальные
беседы,
праздники,
родительские
клубы),
мы
используем
новые,
современные
подходы к взаимодействию с семьями воспитанников.
Новыми формами взаимодействия являются:
Вернисажи
Театральная пятница
Математическая игротека
Совместное оформление коллекций
Составление альбомов
Выполнение домашнего поручения
Информационно-аналитические:
Анкетирование
Опрос
Почтовый ящик
В каждой группе педагоги оформляют мобильные информационные стенды,
где размещают информацию о жизни группы, успехи детей. Там же
помещаются фотографии, сочинения детей, продукты творчества. Такие
стенды могут носить и информационный характер.
Наглядно-информационные:
Выпуск газет
Паспорт здоровья
Открытые занятия
Мини- библиотеки
Информационные стенды
Дни открытых дверей
Познавательные:
Практикумы
Нетрадиционные родительские собрания
Устные журналы
Экскурсии
Проекты
Досуговые:
Праздники
Совместные досуги
Участие в конкурсах, выставках
Такие формы наиболее интересны родителям, потому что позволяют
родителям без назиданий познакомиться с психолого-педагогической
литературой по воспитанию детей, с данными диагностик, погрузить
родителей в среду педагогического общения, дать образцы установок на
стиль общения с детьми, повысить авторитет родителей, увеличить время для
совместных игр и дел, создать единое образовательное сообщество.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с родителями
остается родительское собрание. Однако опыт показывает, что
непосредственное проведение встречи в виде отчетов и поучающих бесед
родители откликаются неохотно. Подробно остановимся на родительских
собраниях, которые мы проводим в нетрадиционных формах.
Родительские собрания нетрадиционных форм
«Педагогическая лаборатория» -рекомендуется проводить в начале и в
конце года. На них обсуждаются участие родителей в различных
мероприятиях. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на
год, слушают предложения родителей. В конце года подводят итоги, дают
оценку и анализируют достижения и ошибки.
«Читательская конференция» -советы помещают на стенд «Копилка
семейных советов»
«Семинар-практикум»- на собрании могут выступать не только
воспитатели, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты.
Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных
ситуаций, можно вносить элементы тренинга.
«Душевный разговор» собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на
тех, чьи дети имеют общие проблемы. В конце занятия родители
самостоятельно приходят к решению проблемы.
«Мастер- класс» родители показывают свои достижения в области
воспитания.
«Ток – шоу» Форма подразумевает обсуждение одной проблемы с различных
точек зрения.
Заключение. Полагаем, что сегодня можно говорить о положительных
результатах взаимодействия педагогического коллектива и семей
воспитанников: детский сад имеет достаточно высокий рейтинг среди
родителей и других дошкольных образовательных учреждений, родители
поддерживают педагогов и откликаются на наши предложения и начинания.
Коллектив детского сада сегодня должен находиться в режиме развития, а не
функционирования; представлять собой мобильную систему, быстро
реагировать на изменение социального состава родителей (одиночки,
семейные пары, безработные, очень обеспеченные и т.д.), их образовательные
потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого специалисты
должны менять формы и направления работы детского сада с семьей.
Все это вместе, на наш взгляд, способствует вовлечению родителей в орбиту
педагогической деятельности, их заинтересованности и активному участию в
воспитательно-образовательном процессе и созданию условий для
нормального личностного развития ребенка в семье и детском саду.
Список литературы:
1.
Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М. 2014г.
2.
Доронова Т.Н. дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. М.
2015г.
3.
Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие, -2-е изд. –М.: Айрис – пресс, 2017