Авторы: Трубенкова Ирина Александровна, Лабешко Татьяна Валерьевна
Должность: преподаватель в.к.к.,методист
Учебное заведение: ГБПОУ НСО "Новосибирский химико - технологический колледж им.Д.И. Менделеева"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Разработка дополнения к рабочей программе по дисциплине "Физическая культура" для построения Индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с особыми потребностями на занятиях физической культуры
Раздел: среднее профессиональное
Разработка дополнения к рабочей программе по дисциплине
«Физическая культура» для построения Индивидуальных
образовательных маршрутов для обучающихся с особыми
потребностями на занятиях физической культуры
Авторы: Татьяна Валерьевна Лабешко, методист;
Ирина Александровна Трубенкова, преподаватель в.к.к.,
ГБПОУ НСО «Новосибирский химико-технологический колледж
им.Д.И. Менделеева»
На
базе
ГБПОУ
НСО
«Новосибирский
химико-технологический
колледж им. Д.И. Менделеева» получают профессию обучающиеся, в том
числе,
с
ОВЗ
и
инвалидностью,
согласно
Конституции
РФ,
ФЗ
«Об
образовании в РФ», Конвенции ООН о правах ребенка, Конвенции о правах
инвалидов, закону «О социальной защите инвалидов в РФ».
Довольно
сложно
найти
подходящую,
отвечающую
требованиям
методику
работы
с
обучающимся
с
ОВЗ
и
инвалидностью
на
уроках
физической культуры, так как они, чаще всего полностью, освобождены от
любой физической нагрузки.
Учебная дисциплина «Физическая культура» является обязательным
учебным предметом программы подготовки специалистов среднего звена. В
нашем
«Новосибирский
химико-технологическом
колледже
им.
Д.И.
Менделеева» мы
разработали
и
смогли
реализовать
индивидуальный
образовательный маршрут для всех обучающихся с особыми потребностями
на занятиях физической культуры.
Целью нашей работы является: освоение всеми обучающимися, в том
числе с ОВЗ и инвалидностью программы «Физическая культура».
Реализовываются следующие задачи:
•
развитие
физических
качеств
и
способностей,
совершенствование
функциональных
возможностей
организма,
укрепление
индивидуального
здоровья каждого обучающегося в том числе с ОВЗ и инвалидностью;
• формирование обучающегося в том числе с ОВЗ и инвалидностью
устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному
здоровью,
в
занятиях
физкультурно-оздоровительной
и
спортивно-
оздоровительной деятельностью;
•
овладение
технологиями
современных
оздоровительных
систем
физического
воспитания,
обогащение
индивидуального
опыта
занятий
специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами
спорта;
• освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и
значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
Свою работу мы выстраиваем следующим образом:
- на первом этапе проходит диагностика. В работе с обучающимися, в
том
числе
с
ОВЗ
и
инвалидностью
мы
определяем
типологические
особенности.
При
поступлении
в
учебное
заведение
все
абитуриенты
предоставляют
справку
по
форме
86-У,
а
также
документы
о
состоянии
здоровья. Данная информация аккумулируется в медицинском кабинете, где
специалист
выносит
решение
об
освобождении
от
занятий
физической
культуры, о занятиях ЛФК в подготовительной группе. Но, как мы уже
сказали,
физическая
культура
это
обязательный
предмет,
поэтому
если
обучающейся
и
освобожден
от
занятий
на
уроке
он
не
освобожден
от
освоения дисциплины «Физическая культура»;
-
на
втором
этапе
выбираем
темп
освоения
учебной
дисциплины,
длительность, форму организации обучения и т.д. с учетом диагностики,
образовательных потребностей, учетом предпочитаемых видов деятельности.
Тут
обращаем
внимание
на
поставленные
диагнозы
и
возможности
студентов;
- на третьем этапе устанавливаем личностный контакт, определяем
цели, задачи, ближайшие планы обучающегося;
- на четвертом этапе выстраиваем индивидуальный образовательный
маршрут с учетом всех вышеперечисленных этапов.
Для каждого обучающегося с ОВЗ и инвалидностью, нами предлагается
различные методы усвоения учебной дисциплины. Для кого-то это навсегда
будет
только
теория,
а
для
кого-то
возможно
различные
практики
дыхательной
гимнастики
зарядки
для
глаз
и
т.п.
Главное
пропустить
проблему через себя и помочь каждому обучающемуся освоить необходимые
знания
по
физической
культуре,
которые
ему
пригодятся
в
трудовой
и
повседневной жизни.
Теоретическая
часть
в
освоении
дисциплины
направлена
на
формирование
у
обучающихся
мировоззренческой
системы
научно-
практических основ физической культуры, осознание студентами значения
здорового образа жизни, двигательной активности в профессиональном росте
и
адаптации
к
изменяющемуся
рынку
труда.
Теоретические
темы
обучающийся может осваивать на занятиях, а также самостоятельно: через
рефераторную работу, выполняя доклады, а также получая большие задания
на выполнение проектов.
От практической части для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью мы
также не отказываемся полностью.
Содержание занятий определяется по выбору с учетом интересов и
особенностей
студентов.
Могут
включать
в
себя
простейшие
методики
самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств
физической культуры для их направленной коррекции. Методика активного
отдыха в ходе профессиональной деятельности по избранному направлению.
Массаж
и
самомассаж
при
физическом
и
умственном
утомлении.
Упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорнодвигательного
аппарата.
Профилактика
профессиональных
заболеваний
средствами
и
методами физического воспитания.
Физические упражнения для коррекции
зрения.
Составление
и
проведение
комплексов
утренней,
вводной
и
производственной
гимнастики
с
учетом
направления
будущей
профессиональной деятельности студентов. В общем стараемся составить
индивидуальную
оздоровительную
программу
двигательной
активности
с
учетом ОВЗ для каждого обучающегося.
Программа включает в себя и рефлексию – ведения личного дневника
самоконтроля (индивидуальной карты здоровья). Дневник помогает обратить
внимание на слабые стороны своего здоровья и вовремя скорректировать их.
Полностью физическую активность стараемся не отменять для всех
групп обучающихся. Но при проведении занятий определяем оптимальный
объем
физической
нагрузки,
опираясь
на
данные
о
состоянии
здоровья
обучающихся,
даем
индивидуальные
рекомендации
для
самостоятельных
занятий.
А так же при работе с некоторыми обучающимися используем такие
формы и методы активности как элементы лечебной физической культуры.
Данные упражнения включаем в занятия и для основной группы.
В
целом
мы
добились,
что
программа
с
нашими
дополнениями
учитывает и работает на образовательные потребности и индивидуальные
способности всех обучающихся.
Результат
работы
-
это
освоения
учебной
дисциплины
всеми
обучающимися
с
ОВЗ
и
инвалидностью
ГБПОУ
НСО
«Новосибирский
химико-технологический
колледж
им.
Д.И.
Менделеева».
Готовность
учебного
сотрудничества
с
преподавателями
и
сверстниками
с
использованием специальных средств и методов двигательной активности
всеми обучающимися в том числе с и инвалидностью. Участия всех групп
обучающихся
в
различных
видах
соревновательной
деятельности,
моделирующих
профессиональную
подготовку.
Желание
использовать
разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации
активного отдыха и досуга. Принятие и реализация ценностей здорового и
б е з о п а с н о г о
о б р а з а
ж и з н и ,
п о т р е б н о с т и
в
ф и з и ч е с к о м
самосовершенствовании,
занятиях
с п о рт и в н о - о зд о р о в и т е л ь н о й
деятельностью.