Напоминание

Разработка дополнения к рабочей программе по дисциплине "Физическая культура" для построения Индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с особыми потребностями на занятиях физической культуры


Авторы: Трубенкова Ирина Александровна, Лабешко Татьяна Валерьевна
Должность: преподаватель в.к.к.,методист
Учебное заведение: ГБПОУ НСО "Новосибирский химико - технологический колледж им.Д.И. Менделеева"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Разработка дополнения к рабочей программе по дисциплине "Физическая культура" для построения Индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с особыми потребностями на занятиях физической культуры
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Разработка дополнения к рабочей программе по дисциплине

«Физическая культура» для построения Индивидуальных

образовательных маршрутов для обучающихся с особыми

потребностями на занятиях физической культуры

Авторы: Татьяна Валерьевна Лабешко, методист;

Ирина Александровна Трубенкова, преподаватель в.к.к.,

ГБПОУ НСО «Новосибирский химико-технологический колледж

им.Д.И. Менделеева»

На

базе

ГБПОУ

НСО

«Новосибирский

химико-технологический

колледж им. Д.И. Менделеева» получают профессию обучающиеся, в том

числе,

с

ОВЗ

и

инвалидностью,

согласно

Конституции

РФ,

ФЗ

«Об

образовании в РФ», Конвенции ООН о правах ребенка, Конвенции о правах

инвалидов, закону «О социальной защите инвалидов в РФ».

Довольно

сложно

найти

подходящую,

отвечающую

требованиям

методику

работы

с

обучающимся

с

ОВЗ

и

инвалидностью

на

уроках

физической культуры, так как они, чаще всего полностью, освобождены от

любой физической нагрузки.

Учебная дисциплина «Физическая культура» является обязательным

учебным предметом программы подготовки специалистов среднего звена. В

нашем

«Новосибирский

химико-технологическом

колледже

им.

Д.И.

Менделеева» мы

разработали

и

смогли

реализовать

индивидуальный

образовательный маршрут для всех обучающихся с особыми потребностями

на занятиях физической культуры.

Целью нашей работы является: освоение всеми обучающимися, в том

числе с ОВЗ и инвалидностью программы «Физическая культура».

Реализовываются следующие задачи:

развитие

физических

качеств

и

способностей,

совершенствование

функциональных

возможностей

организма,

укрепление

индивидуального

здоровья каждого обучающегося в том числе с ОВЗ и инвалидностью;

• формирование обучающегося в том числе с ОВЗ и инвалидностью

устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному

здоровью,

в

занятиях

физкультурно-оздоровительной

и

спортивно-

оздоровительной деятельностью;

овладение

технологиями

современных

оздоровительных

систем

физического

воспитания,

обогащение

индивидуального

опыта

занятий

специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами

спорта;

• освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и

значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;

Свою работу мы выстраиваем следующим образом:

- на первом этапе проходит диагностика. В работе с обучающимися, в

том

числе

с

ОВЗ

и

инвалидностью

мы

определяем

типологические

особенности.

При

поступлении

в

учебное

заведение

все

абитуриенты

предоставляют

справку

по

форме

86-У,

а

также

документы

о

состоянии

здоровья. Данная информация аккумулируется в медицинском кабинете, где

специалист

выносит

решение

об

освобождении

от

занятий

физической

культуры, о занятиях ЛФК в подготовительной группе. Но, как мы уже

сказали,

физическая

культура

это

обязательный

предмет,

поэтому

если

обучающейся

и

освобожден

от

занятий

на

уроке

он

не

освобожден

от

освоения дисциплины «Физическая культура»;

-

на

втором

этапе

выбираем

темп

освоения

учебной

дисциплины,

длительность, форму организации обучения и т.д. с учетом диагностики,

образовательных потребностей, учетом предпочитаемых видов деятельности.

Тут

обращаем

внимание

на

поставленные

диагнозы

и

возможности

студентов;

- на третьем этапе устанавливаем личностный контакт, определяем

цели, задачи, ближайшие планы обучающегося;

- на четвертом этапе выстраиваем индивидуальный образовательный

маршрут с учетом всех вышеперечисленных этапов.

Для каждого обучающегося с ОВЗ и инвалидностью, нами предлагается

различные методы усвоения учебной дисциплины. Для кого-то это навсегда

будет

только

теория,

а

для

кого-то

возможно

различные

практики

дыхательной

гимнастики

зарядки

для

глаз

и

т.п.

Главное

пропустить

проблему через себя и помочь каждому обучающемуся освоить необходимые

знания

по

физической

культуре,

которые

ему

пригодятся

в

трудовой

и

повседневной жизни.

Теоретическая

часть

в

освоении

дисциплины

направлена

на

формирование

у

обучающихся

мировоззренческой

системы

научно-

практических основ физической культуры, осознание студентами значения

здорового образа жизни, двигательной активности в профессиональном росте

и

адаптации

к

изменяющемуся

рынку

труда.

Теоретические

темы

обучающийся может осваивать на занятиях, а также самостоятельно: через

рефераторную работу, выполняя доклады, а также получая большие задания

на выполнение проектов.

От практической части для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью мы

также не отказываемся полностью.

Содержание занятий определяется по выбору с учетом интересов и

особенностей

студентов.

Могут

включать

в

себя

простейшие

методики

самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств

физической культуры для их направленной коррекции. Методика активного

отдыха в ходе профессиональной деятельности по избранному направлению.

Массаж

и

самомассаж

при

физическом

и

умственном

утомлении.

Упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорнодвигательного

аппарата.

Профилактика

профессиональных

заболеваний

средствами

и

методами физического воспитания.

Физические упражнения для коррекции

зрения.

Составление

и

проведение

комплексов

утренней,

вводной

и

производственной

гимнастики

с

учетом

направления

будущей

профессиональной деятельности студентов. В общем стараемся составить

индивидуальную

оздоровительную

программу

двигательной

активности

с

учетом ОВЗ для каждого обучающегося.

Программа включает в себя и рефлексию – ведения личного дневника

самоконтроля (индивидуальной карты здоровья). Дневник помогает обратить

внимание на слабые стороны своего здоровья и вовремя скорректировать их.

Полностью физическую активность стараемся не отменять для всех

групп обучающихся. Но при проведении занятий определяем оптимальный

объем

физической

нагрузки,

опираясь

на

данные

о

состоянии

здоровья

обучающихся,

даем

индивидуальные

рекомендации

для

самостоятельных

занятий.

А так же при работе с некоторыми обучающимися используем такие

формы и методы активности как элементы лечебной физической культуры.

Данные упражнения включаем в занятия и для основной группы.

В

целом

мы

добились,

что

программа

с

нашими

дополнениями

учитывает и работает на образовательные потребности и индивидуальные

способности всех обучающихся.

Результат

работы

-

это

освоения

учебной

дисциплины

всеми

обучающимися

с

ОВЗ

и

инвалидностью

ГБПОУ

НСО

«Новосибирский

химико-технологический

колледж

им.

Д.И.

Менделеева».

Готовность

учебного

сотрудничества

с

преподавателями

и

сверстниками

с

использованием специальных средств и методов двигательной активности

всеми обучающимися в том числе с и инвалидностью. Участия всех групп

обучающихся

в

различных

видах

соревновательной

деятельности,

моделирующих

профессиональную

подготовку.

Желание

использовать

разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации

активного отдыха и досуга. Принятие и реализация ценностей здорового и

б е з о п а с н о г о

о б р а з а

ж и з н и ,

п о т р е б н о с т и

в

ф и з и ч е с к о м

самосовершенствовании,

занятиях

с п о рт и в н о - о зд о р о в и т е л ь н о й

деятельностью.



В раздел образования