Автор: Мартыненко Елена Александровна
Должность: заведующий
Учебное заведение: Детский сад № 242 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: село Талдан, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: "Наше будущее - здоровые дети"
Раздел: дошкольное образование
Наше будущее – здоровые дети
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед
педагогами и родителями, является сохранение здоровья детей.
Формирование
здорового
образа
жизни
должно
начинаться
уже
с
рождения. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребёнка должна
быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека,
именно
в
это
время
формируется
здоровье,
происходит
становление
личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале
пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находится самые главные
люди его жизни - его родители.
Прежде всего, дети принадлежат своим родителям, это дети своих мам и
пап. Все дети любят своих родителей, какими бы они не были – хорошие или
плохие, счастливые или несчастные, замкнутые или общительные.
Родители хотят, чтобы их дети были здоровыми, успешными, счастливыми,
но не задумываются о том, что вырастая, они не всегда живут в ладу с собой,
окружающим миром, людьми. А ведь за всем этим стоит ЗОЖ – здоровый
образ жизни. Здоровый образ жизни даёт физические и духовные силы,
здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям.
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые
основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности
ребёнка в раннем возрасте, говорится в ст.18 Закона РФ «Об образовании».
В результате общения с близкими ребёнок приобретает опыт действий,
суждений, оценки, что проявляется в его поведении. Большое значение имеет
положительный пример родителей, - как образец для подражания, а также
родительское слово – как метод педагогического воздействия, в том числе в
сфере здоровьесбережения детей. Главное, чтобы на положительном примере
родителей, дети имели представление о том, «что такое хорошо и что такое
плохо».
В настоящее время педагоги и родители обеспокоенны проблемой
здоровья детей. В наше время компьютерных технологий дети в большинстве
своём
испытывают
двигательный
дефицит,
т.е.
количество
движений,
производимых ими, ниже возрастной нормы. Это оказывает отрицательное
влияние на их организм. Более того, двигательный дефицит приводит и к
более выраженным функциональным нарушениям в организме ребёнка.
Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт
за
собой
нарушение
осанки,
искривление
позвоночника,
плоскостопие,
задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений,
выносливости, гибкости и силы. А длительное пребывание в однообразной
позе
(например,
за
компьютером,
планшетом,
телефоном,
телевизором)
вызывает
статическую
нагрузку
на
определённые
группы
мышц,
что
приводит
к
их
утомлению
и
усугубляет
неблагоприятное
влияние
гипокинезии.
Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное
отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением. У таких детей
чаще регистрируются травмы, у них в 3-5 раз выше заболеваемость острыми
респираторными инфекциями.
В этой ситуации первыми должны бить тревогу родители. А родители
Обычно
высказывают
претензии
в
адрес
детских
садов,
школ.
Это
там
ненаглядное
чадо
простужают
и
не
закаливают.
Это
там
«черствые»
воспитатели, учителя педагоги недодают
детям положенное здоровье.
А
многие
ли
молодые
мамы
и
папы
осознают
важность
своей
роли
в
физическом воспитании детей. Полностью ли они осознают эту свою важную
миссию? Порой родители только года через два после рождения ребёнка
хотят заниматься с ним физическими упражнениями и просят у специалистов
посоветовать им какой-нибудь комплекс, каково же их удивление, когда они
слышат в ответ, что они опоздали как минимум на два года. Многие ли из них
знают, например, что если будущая мать соблюдает оптимальный режим
двигательной активности, регулярно занимается посильными физическими
упражнениями,
то
у
неё
легче
протекают
роды,
лучше
состояние
новорожденного? У таких матерей рождаются, более подвижные и крепкие
дети. А есть родители, которые очень много времени уделяют физическому
воспитанию грудных малышей. При этом используют массаж, гимнастику,
закаливание, но вот проходит год, полтора. У родителей появляются новые
заботы, по воспитанию ребёнка.
И хотя именно у 2-3-летних малышей
формируется
характер,
вкусы
и
привычки,
гигиенические
навыки,
развивается
речь
и
движения,
закладываются
основы
нравственного
и
эстетического воспитания, воспитанию физическому в семье уделяют всё
меньше
времени.
А
ведь
чем
более
крепким
здоровьем
и
хорошими
физическими данными мы вооружим наших детей в младенчестве, тем лучше
они потом приспособятся к новым социальным условиям. Детям в возрасте
от
1года
до
3
лет
как
воздух
необходимы
занятия
физическими
упражнениями.
В
большинстве
мы
слышим
от
родителей:
«Какая
физкультура! Наш ребёнок и так ни на минутку не присядет. Крутится как
волчок»
А специалисты отмечают, что даже при большой подвижности движения
у детей однообразны, в работу не вовлекаются все мышцы, а только часть и,
как правило, одни и те же группы мышц. В таком возрасте неправильно
выполненное
движение
прочно
и
надолго
закрепляется
и
может
стать
причиной неравномерного развития мышц, нарушение осанки, искривление
позвоночника. До 3лет организм ребёнка наиболее пластичен, И любое, даже
самое
незначительное,
но
систематически
повторяемое,
воздействие
оказывает большое влияние на организм.
Все родители хотят, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным и
крепким, однако они часто забывают о том, что хорошие физические данные
обусловлены
в
первую
очередь
двигательной
активностью
ребёнка,
что
помимо достижения определенного роста и веса он должен быть ловким,
подвижным и выносливым.
У подвижного ребёнка, как правило, хороший аппетит, крепкий сон,
ровное, хорошее настроение. Но неверно думать, что ребёнок самостоятельно
научиться всем движениям. Надо постоянно выполнять с ним различные
движения, помогать малышу, осваивать новые движения.
Главная и самая правильная форма физического воспитания детей - игра.
Выдающийся педагог А.С. Макаренко, высоко оценивая её роль, писал: «У
ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему
время поиграть, но и пропитать этой игрою всю жизнь».
Но очень часто родители, порой даже сознательно, ограничивают
подвижность ребёнка. Им кажется, что малыш слишком шумит, их ужасают
перевернутые стулья, царапины на мебели, запачканная одежда. И как часто
гордостью
семьи
становятся
инертные,
тихие
дети,
которых
только
по
недоразумению
именуют
«воспитанными».
Руки
взрослого
торопятся
выполнить то, что ребёнок намеревался сделать сам:
достают с полки
игрушки, одевают, застёгивают пуговицы, завязывают шнурки. И всё под
предлогом
заботы:
«Он
маленький,
слабенький,
может
поскользнуться,
упасть»,
а
нередко
проявляют
и
нетерпение:
«Он
слишком
медленно
одевается, а мы спешим». В результате такие родители упускают дорогое
время, когда двигательные навыки прививаются легко. И ребята отстают от
сверстников, становятся пассивными, чаще болеют.
Надо воспитывать у детей потребность в движении. Если родители не
делают утреннюю гимнастику с детьми, пренебрегают активным отдыхом в
выходные дни, предпочитают занять ребёнка тихими настольными играми,
играми в планшетах, телефонах, просмотр мультиков, то, естественно, он
будет малоподвижным.
Дети беззащитны перед природой и обстоятельствами, у них нет
жизненного опыта и навыков, и обязанность родителей – научить их азам
здорового образа жизни.
« Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье детей - это
важнейший труд родителей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы» В.А.Сухомлинский.