Напоминание

"Наше будущее - здоровые дети"


Автор: Мартыненко Елена Александровна
Должность: заведующий
Учебное заведение: Детский сад № 242 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: село Талдан, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: "Наше будущее - здоровые дети"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Наше будущее – здоровые дети

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед

педагогами и родителями, является сохранение здоровья детей.

Формирование

здорового

образа

жизни

должно

начинаться

уже

с

рождения. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребёнка должна

быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека,

именно

в

это

время

формируется

здоровье,

происходит

становление

личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале

пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находится самые главные

люди его жизни - его родители.

Прежде всего, дети принадлежат своим родителям, это дети своих мам и

пап. Все дети любят своих родителей, какими бы они не были – хорошие или

плохие, счастливые или несчастные, замкнутые или общительные.

Родители хотят, чтобы их дети были здоровыми, успешными, счастливыми,

но не задумываются о том, что вырастая, они не всегда живут в ладу с собой,

окружающим миром, людьми. А ведь за всем этим стоит ЗОЖ – здоровый

образ жизни. Здоровый образ жизни даёт физические и духовные силы,

здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям.

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые

основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности

ребёнка в раннем возрасте, говорится в ст.18 Закона РФ «Об образовании».

В результате общения с близкими ребёнок приобретает опыт действий,

суждений, оценки, что проявляется в его поведении. Большое значение имеет

положительный пример родителей, - как образец для подражания, а также

родительское слово – как метод педагогического воздействия, в том числе в

сфере здоровьесбережения детей. Главное, чтобы на положительном примере

родителей, дети имели представление о том, «что такое хорошо и что такое

плохо».

В настоящее время педагоги и родители обеспокоенны проблемой

здоровья детей. В наше время компьютерных технологий дети в большинстве

своём

испытывают

двигательный

дефицит,

т.е.

количество

движений,

производимых ими, ниже возрастной нормы. Это оказывает отрицательное

влияние на их организм. Более того, двигательный дефицит приводит и к

более выраженным функциональным нарушениям в организме ребёнка.

Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт

за

собой

нарушение

осанки,

искривление

позвоночника,

плоскостопие,

задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений,

выносливости, гибкости и силы. А длительное пребывание в однообразной

позе

(например,

за

компьютером,

планшетом,

телефоном,

телевизором)

вызывает

статическую

нагрузку

на

определённые

группы

мышц,

что

приводит

к

их

утомлению

и

усугубляет

неблагоприятное

влияние

гипокинезии.

Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное

отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением. У таких детей

чаще регистрируются травмы, у них в 3-5 раз выше заболеваемость острыми

респираторными инфекциями.

В этой ситуации первыми должны бить тревогу родители. А родители

Обычно

высказывают

претензии

в

адрес

детских

садов,

школ.

Это

там

ненаглядное

чадо

простужают

и

не

закаливают.

Это

там

«черствые»

воспитатели, учителя педагоги недодают

детям положенное здоровье.

А

многие

ли

молодые

мамы

и

папы

осознают

важность

своей

роли

в

физическом воспитании детей. Полностью ли они осознают эту свою важную

миссию? Порой родители только года через два после рождения ребёнка

хотят заниматься с ним физическими упражнениями и просят у специалистов

посоветовать им какой-нибудь комплекс, каково же их удивление, когда они

слышат в ответ, что они опоздали как минимум на два года. Многие ли из них

знают, например, что если будущая мать соблюдает оптимальный режим

двигательной активности, регулярно занимается посильными физическими

упражнениями,

то

у

неё

легче

протекают

роды,

лучше

состояние

новорожденного? У таких матерей рождаются, более подвижные и крепкие

дети. А есть родители, которые очень много времени уделяют физическому

воспитанию грудных малышей. При этом используют массаж, гимнастику,

закаливание, но вот проходит год, полтора. У родителей появляются новые

заботы, по воспитанию ребёнка.

И хотя именно у 2-3-летних малышей

формируется

характер,

вкусы

и

привычки,

гигиенические

навыки,

развивается

речь

и

движения,

закладываются

основы

нравственного

и

эстетического воспитания, воспитанию физическому в семье уделяют всё

меньше

времени.

А

ведь

чем

более

крепким

здоровьем

и

хорошими

физическими данными мы вооружим наших детей в младенчестве, тем лучше

они потом приспособятся к новым социальным условиям. Детям в возрасте

от

1года

до

3

лет

как

воздух

необходимы

занятия

физическими

упражнениями.

В

большинстве

мы

слышим

от

родителей:

«Какая

физкультура! Наш ребёнок и так ни на минутку не присядет. Крутится как

волчок»

А специалисты отмечают, что даже при большой подвижности движения

у детей однообразны, в работу не вовлекаются все мышцы, а только часть и,

как правило, одни и те же группы мышц. В таком возрасте неправильно

выполненное

движение

прочно

и

надолго

закрепляется

и

может

стать

причиной неравномерного развития мышц, нарушение осанки, искривление

позвоночника. До 3лет организм ребёнка наиболее пластичен, И любое, даже

самое

незначительное,

но

систематически

повторяемое,

воздействие

оказывает большое влияние на организм.

Все родители хотят, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным и

крепким, однако они часто забывают о том, что хорошие физические данные

обусловлены

в

первую

очередь

двигательной

активностью

ребёнка,

что

помимо достижения определенного роста и веса он должен быть ловким,

подвижным и выносливым.

У подвижного ребёнка, как правило, хороший аппетит, крепкий сон,

ровное, хорошее настроение. Но неверно думать, что ребёнок самостоятельно

научиться всем движениям. Надо постоянно выполнять с ним различные

движения, помогать малышу, осваивать новые движения.

Главная и самая правильная форма физического воспитания детей - игра.

Выдающийся педагог А.С. Макаренко, высоко оценивая её роль, писал: «У

ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему

время поиграть, но и пропитать этой игрою всю жизнь».

Но очень часто родители, порой даже сознательно, ограничивают

подвижность ребёнка. Им кажется, что малыш слишком шумит, их ужасают

перевернутые стулья, царапины на мебели, запачканная одежда. И как часто

гордостью

семьи

становятся

инертные,

тихие

дети,

которых

только

по

недоразумению

именуют

«воспитанными».

Руки

взрослого

торопятся

выполнить то, что ребёнок намеревался сделать сам:

достают с полки

игрушки, одевают, застёгивают пуговицы, завязывают шнурки. И всё под

предлогом

заботы:

«Он

маленький,

слабенький,

может

поскользнуться,

упасть»,

а

нередко

проявляют

и

нетерпение:

«Он

слишком

медленно

одевается, а мы спешим». В результате такие родители упускают дорогое

время, когда двигательные навыки прививаются легко. И ребята отстают от

сверстников, становятся пассивными, чаще болеют.

Надо воспитывать у детей потребность в движении. Если родители не

делают утреннюю гимнастику с детьми, пренебрегают активным отдыхом в

выходные дни, предпочитают занять ребёнка тихими настольными играми,

играми в планшетах, телефонах, просмотр мультиков, то, естественно, он

будет малоподвижным.

Дети беззащитны перед природой и обстоятельствами, у них нет

жизненного опыта и навыков, и обязанность родителей – научить их азам

здорового образа жизни.

« Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье детей - это

важнейший труд родителей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы» В.А.Сухомлинский.



В раздел образования