Автор: Подорожняя Людмила Валентиновна
Должность: преподаватель ритмики
Учебное заведение: МБДОУ "УНДС ов №36 "Берёзка"
Населённый пункт: п. Усть-Нера Республика Саха Якутия
Наименование материала: План самообразования
Тема: ": "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкально - ритмическую деятельность"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Усть-Нерский детский сад № «Берёзка»
Индивидуальный план работы по самообразованию.
Подорожней Л.В. преподавателя ритмики
Тема: «Развитие творческих способностей у
детей дошкольного возраста через
музыкально - ритмическую деятельность»
Дата начала работы над темой: январь 2016г.
Предполагаемая дата окончания работы: декабрь 2019г.
Цель:
-Всестороннее
развитие
личности
средствами
танцевально
–
ритмической
деятельности и психического развития детей.
-Повысить профессиональный собственный уровень знаний и компетентность по
вопросу развития творческих способностей детей.
Задачи:
Образовательные:
— через образы дать возможность выразить собственное восприятие музыки;
— расширение музыкального кругозора, воображения, пополнение словарного
запаса;
— умение отмечать в движении метр (сильную долю такта), простейший ритми-
ческий рисунок;
— умение исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, импровизировать
в драматизации, самостоятельно создавать пластический образ.
Развивающие:
— развитие координации, гибкости, пластичности, выразительности и точности
движений;
— умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки,
динамикой;
— координация и укрепление опорно-двигательного аппарата.
Воспитательные:
— воспитание у детей интереса к занятиям хореографией путем создания положи-
тельного эмоционального настроя;
— психологическое раскрепощение ребенка;
— воспитание умения работать в паре, коллективе,
—формировать чувства такта и культурных привычек в процессе группового об-
щения с детьми.
Ожидаемые результаты:
Раскрытие творческих двигательных способностей;
Овладение детьми новыми двигательными навыками;
повышение уровня музыкально-ритмической подготовленности и развития
психофизических качеств;
формирование интереса к занятиям музыкой и танцами, потребности в еже-
дневной двигательной деятельности;
формирование моральных, волевых и эстетических качеств детей.
В течение каждого года.
Тема
Содержание работы
Практический выход
Развитие хореографических
навыков у детей дошкольного
возраста»
Провести с родителями беседу о
возможности и методах развития
музыкально-эстетической культу-
ры в семье.
Выступление на роди-
тельском собрании.
Музыкально-ритмическое раз-
витие дошкольников.
Обсуждение, беседа, накопление
профессионального опыта.
Посещение мастер-
классов и открытых меро-
приятий опытных педаго-
гов-музыкантов.
Анкетирование родителей.
Опросить родителей какую музы-
ку предпочитают слушать в их се-
мьях, что умеют сами родители
(танцевать, играть на муз.инстру-
менте и т.д.), какое участие могут
принять при подготовке к утрен-
никам.
Использование данных
сведений при индивиду-
альном подходе к каждо-
му ребенку и привлече-
ние родителей к совмест-
ной работе с детьми при
подготовке к праздникам
и развлечениям.
Музыкальное развитие до-
школьников.
Подготовка презентаций, дидакти-
ческих пособий, видеоматериала и
др.
Распространение педаго-
гического опыта, а также
использование новых зна-
ний в своей профессио-
нальной деятельности.
Компьютерные музыкальные
игры. Наглядный материал в
электронном виде.
Поиск, изучение и приобретение
детских компьютерных музыкаль-
ных игр. Различные картинки, ша-
блоны, рамки применить при со-
здании презентаций, музыкально-
дидактических игр.
Использование музы-
кально-дидактических
игр, в НОД, картинки,
шаблоны в презентациях
на развлечениях и кон-
цертах.
Пополнение личной музыкаль-
ной фонотеки.
Новинки в музыкальном мире,
классические произведения для
детей, современные детские песни
для разучивания танцев и музыки
по программе.
Непосредственное при-
менение во всех видах
своей профессиональной
деятельности, повышение
своего кругозора и про-
фессионального уровня.
Приобретение новинок в ли-
тературе по музыкально-рит-
мическому воспитанию детей.
Познакомиться с разными методи-
ками по музыкальному воспита-
нию, а также новыми сценариями,
изучение литературы по ФГОС.
Применение во всех ви-
дах своей профессио-
нальной деятельности,
повышение своего круго-
зора и профессионально-
го уровня.
Выступление своих воспитан-
ников на концертах и конкур-
сах.
Хореографические постановки,
либо инсценировка песни.
Подготовка детей к вы-
ступлению на сцене, ра-
бота под фонограмму,
психологическая подго-
товка к выступлениям
перед зрителями.
2015 -2016год.
Тема 1 года: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного
возраста через музыкально - ритмические игры и этюды»
Цель: Привить интерес дошкольникам к игровой деятельности. Научить детей
творчески осмысливать образное содержание, воплощаемое ими в играх и творче-
ских этюдах.
Задачи:1.
Создать условия для развития творческой активности детей в игровой
деятельности.
2. Знакомство детей с видами игровой деятельности (сюжетные и несюжетные
игры, музыкально – творческие игры и задания)
3. Обеспечить условия для взаимосвязи игровой деятельности с другими вида-
ми совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином
педагогическом процессе.
месяц
Формы работы
С детьми
Педагогами
родителями
Сентябрь -
Октябрь
1.Провести первичную диа-
гностику детей с целью выяв-
ления уровня развития музы-
кально - ритмических способ-
ностей.
2. Проводить НОД с детьми
по группам, подгруппам и ин-
дивидуально с учетом инди-
видуальных способностей де-
тей;
3.Использовать для творче-
ства детей музыкальные но-
винки;
4.Разучивание муз.игр: «Будь
ловкой птичка», «Подарки
Осени»
5.Использовать результаты
работы с детьми на праздни-
ках в
МБ
ДОУ «Осенины»
1.Консультации для
воспитателей: а
Консультация на тему:
«Метапредметные ре-
зультаты на занятии по
ритмике»
2. Изготовление и
использование музы-
кально – дидактиче-
ских игр для разви-
тия музыкально-рит-
мических движений
(воспитатели по
группам).
1.Консультации:
«Развиваем творче-
ские способности
детей через комму-
никативные игры»
4. Изготовление
карточек – стихов
для развития чувства
ритма, музицирова-
ния.
5. Составление
картотеки по данной
теме.
Ноябрь –
Декабрь
1. Разучивание с детьми рус-
ской народной игры «Ру-
чеёк»,
Новогодней игры «Выпал бе-
ленький снежок».
2. Развлечение «Проделки
Бабы Яги».
3. «В гостях у Деда Мороза».
2. Мастер – класс
для воспитателей
«Хороводные песни,
игры и танцы» в раз-
личных мероприяти-
ях»
1. Работа с
родителями по
вопросам
организации
праздников,
выступлений и
других
мероприятий.
Январь –
Февраль
Подготовка и проведение
фольклорного праздника «Ко-
ляда открывай ворота»
Консультация: «Рит-
мика в ДОУ».
Консультация:
«Фольклорные
праздники – как
средство духовно-
нравственного вос-
питания в семье»
Март-
Апрель
1.Разучивание муз. Игры
«Займи домик», «Ловушка»
2. Выступление детей ДК
«Металлург»
Оформление фото
выставки для роди-
телей: «Наши дети
на детских праздни-
ках»
Май
1. Разработать мониторинг
развития музыкальных
способностей детей в соот-
ветствии с ФГОС
2. Провести мониторинг и
анализировать с началом года
Отчетный концерт
перед родителями
2016 -2017 год.
Тема 2 года: «Сюжетные танцы и этюды – средство развития танцевального
творчества у детей старшего дошкольного возраста»
Цель. Определить уровень развития танцевального творчества у детей старшего
дошкольного возраста через исполнение сюжетных танцев и этюдов.
Задачи:
1.Развитие основ музыкальной культуры, умения согласовывать движения с музы-
к о й ,
и с п о л н и т е л ь с к и х
у м е н и й
и
н а в ы к о в ;
2.Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку, раз-
витие воображения, фантазии, творчества.
3.Выявить, интерес детей к музыке и музыкально-ритмической деятельности.
месяц
Формы работы
С детьми
Педагогами
родителями
Сентябрь -
Октябрь
1.Провести первичную диа-
гностику детей с целью выяв-
ления уровня интереса разви-
тия творческих способностей.
2. Проводить НОД с детьми
по группам, подгруппам и ин-
дивидуально с учетом индиви-
дуальных способностей детей;
3.Разучивать массовый
танец
игра«Кружилась
карусель».Цель:
учить
детей
импровизировать,
подражая
различным животным.
1
.Консультация
«Сюжетно-игровой
танец — как
средство развития
творческих
способностей у
детей дошкольного
возраста»
2.Совместное
изготовление
атрибутов к танцу
«Антошка»
Выступление
на
родительском
собрании «Театр –
мир творчества».
Ноябрь –
Декабрь
Разучить массовый парный та-
н е ц «Кузнечики»,
исполняю-
щийся в кругу или в линиях.
Прыжки на присогнутых коле-
нях,
чуть
отведённые
назад
локти
имитируют
движения
кузнечика. Танец сопровожда-
ется песенкой про кузнечика
из мультфильма «Незнайка и
его друзья».
Мастер – класс по
теме: «Коммуника-
тивные танцы» -
танец «Замела
метелица».
Работа с
родителями по
вопросам
организации
праздников,
выступлений, в
приобретении и
изготовлении
костюмов,
пособий,
реквизитов к
спектаклю.
Январь –
Февраль
1.Просмотр учебного видео-
фильма «Танцевальная ритми-
ка для детей»
2.Разучивание танца «Замела
метелица»
Созданию атрибу-
тов и развивающей
среды в групповом
помещении для му-
зыкально – ритми-
ческой деятельно-
сти.
Разучивание с па-
пами танец
«Яблочко»
Март-
Апрель
1.Этюд «Сороконожка». Цель:
развивает
художе ственно-
творческие способности детей
посредством
ритмической
п л а с т и к и .
Д а ё т
д е т я м
возможность
придумывать
имитационные
движения
–
разнообразные,
о б р а з н о -
игровые
движения,
жесты,
раскрывающие
понятный
Оформление пре-
зентации «Жизнь
наших детей в
саду»
д е т я м
о б р а з ,
д и н а м и к у
настроений.
2.Выступление
детей в ДК «Металлург»
Май
1. Провести мониторинг и ана-
лизировать с началом года
Отчетный концерт
2017 -2018 год.
Тема 3 года: «Развивать творческое воображение посредством музыкальных
образов у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Цель. Всестороннее развитие личности средствами танцевально – ритмической
деятельности и психического развития детей.
-Повысить профессиональный собственный уровень знаний и компетентность по
вопросу развития творческих способностей детей.
Задачи:
1. Побуждать детей выражать свои впечатления в танцевально-творческой дея-
тельности;
2.Развивать природную способность детей к танцевальному творчеству;
3.Побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества, через импрови-
зацию в танце;
4.Создать в танце предпосылки к формированию творческого мышления;
месяц
Формы работы
С детьми
педагогами
родителями
Сентябрь -
Октябрь
1.Провести первичную диа-
гностику детей с целью выяв-
ления уровня интереса разви-
тия творческих способностей.
2. Проводить НОД с детьми
по группам, подгруппам и ин-
дивидуально с учетом индиви-
дуальных способностей детей;
3.Р а зуч и ват ь
т а н ц а
с
«Листочками»
-
работа
над
импровизацией.
4.Игра
«Трансформер»
-
работа над перевоплощением
образов.
1
.Консультация
«Индивидуальные
особенности детей
старшего
дошкольного
возраста.
1 .
Выступление
на
родительском
с о б р а н и и
« Ф о р м а
ребёнка
на
занятиях
по хореографии».
2.Приобщать роди-
телей к совместной
танцевально-творче-
ской деятельности, че-
рез занятия, праздни-
ки, развлечения.
Ноябрь –
Декабрь
Работа
над
этюдами
«Звери
спешат на ёлку», «Осень на-
ступила» и.т.д.
Мастер – класс по
теме: «Танцы и игры
на новогоднем
утреннике»
Работа с родителями
по вопросам
организации
праздников,
выступлений, в
приобретении и
изготовлении
костюмов, пособий,
реквизитов к
спектаклю.
Январь –
Февраль
.Разучивание с мальчиками та-
нец «Яблочко»
Созданию атрибутов
и развивающей сре-
ды в групповом по-
мещении для музы-
кально – ритмиче-
ской деятельности.
Консультация: «Всё о
ритмике для роди-
телей»
Март-
Апрель
1.Разучивание
танцев
к
8
м а р т а 2.Разучивание
новых
и г р ,
ф и з м и н у т о к Е .
и
С.Железновы:
«Прыг-скок»,
«В е с елая
л о г о р и т м и к а » ,
«Физкультминутки»,
«Гимнастика
для
зверей»,
«Аэробика
для
малышей.
Забавные уроки» и др.
Изготовление костю-
мов, разучивании ро-
лей к празднику
«День смеха»
Оформление презен-
тации «Двигательная
активность детей
определённого возрас-
та»
Май
1. Разработать мониторинг
развития творческих способ-
ностей детей.
2. Провести мониторинг и ана-
лизировать с началом года
Совместное выступ-
ление с детьми на
концерте посвящён-
ное к 71 - летию По-
беды
Отчетный концерт
2018 -2019 год.
Тема 4 года: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами
театрализованной деятельности».
Цель:
Организовать и провести работу с дошкольниками по театрализованной
деятельности, которая будет способствовать развитию творческих способностей.
Задачи:
1.
Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с театральными жанрами,
видами кукольных театров).
2.
Развивать элементы актерского мастерства
.
3.
Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализован-
ной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способ-
ность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к им-
провизации средствами мимики, интонации, выразительных движений).
4.
Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и
взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, пе-
дагогов).
месяц
Формы работы
С детьми
Педагогами
родителями
Сентябрь -
Октябрь
1.Провести первичную диа-
гностику детей с целью выяв-
ления уровня развития твор-
ческих способностей.
2. Проводить НОД с детьми
по группам, подгруппам и ин-
дивидуально с учетом инди-
видуальных способностей де-
тей;
3.
Развить
фантазию
детей
через пальчиковый театр;
деревянный
настольный
те-
атр; театр кукол «Би-ба-бо»;
плоскостной театр на флане-
леграфе.
1.Консультации для
воспитателей: «Теат-
рализованная игра –
источник творчества
и самовыражения
дошкольников»
2. Изготовление ко-
стюмов для танца с
листьями.
В ы с т у п л е н и е
н а
родительском
собрании
«Театр
–
мир творчества».
Ноябрь –
Декабрь
Разучивание с детьми танца
«Снеговиков»
«Разбойников»
Изготовление атри-
бутов к танцам:
«Снеговиков
Работа с родителями
по вопросам
организации
праздников,
выступлений,
изготовлении
костюмов, пособий,
реквизитов к
спектаклю.
Январь –
Февраль
Разучивание танца «Ве»
Созданию атрибутов
и развивающей сре-
ды в групповом по-
мещении для театра-
лизации.
Консультации: «Те-
атрализованная игра
– источник творче-
ства и самовыраже-
ния дошкольников»,
Март-
Апрель
1.Разучивание муз. Игры
«Займи домик», «Ловушка»
2. Выступление танцевальной
группы в Д.К «Металлург»
Оформление фото
выставки для роди-
телей: «Наши дети
на детских праздни-
ках»
Май
1. Разработать мониторинг
развития творческих способ-
ностей детей в соответствии с
ФГОС.
2. Провести мониторинг и
анализировать с началом года
Отчетный концерт