Напоминание

Приемы активизации учебной деятельности обучающихся на занятиях теоретического и практического обучения в исправительных учреждениях


Автор: Стетюха Жанна Владимировна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП образовательное учреждение № 205
Населённый пункт: г. Азов, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Приемы активизации учебной деятельности обучающихся на занятиях теоретического и практического обучения в исправительных учреждениях
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Приемы активизации учебной деятельности обучающихся

на занятиях теоретического и практического обучения в исправительных

учреждениях

Стетюха Жанна Владимировна

преподаватель

первой

категории

Федерального

казенного

профессионального

образовательного учреждения № 205 Федеральной службы исполнения наказаний

Профессиональное обучение

Согласно ст. 141 УИК РФ в целях исправления осуждённых к лишению свободы и

подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный

процесс, направленный на формирование у осуждённых законопослушного поведения,

добросовестного отношения к труду и учёбе, получение профессиональной подготовки,

образовательного и культурного уровня.

Обучение

можно

охарактеризовать

как

процесс

активного

целенаправленного

взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося

формируются определённые знания, умения, навыки и опыт деятельности и поведения, а

также личностные качества. Процесс приобретения знаний в обучении обладает рядом

особенностей. Суть их заключается в том, что в процессе обучения обучающиеся под

руководством преподавателя познают основы знаний, учатся применять их на теории и на

практике.

Таким

образом, процесс

обучения

это

специфический

вид

познавательной

деятельности

человека,

в

ходе

которой

решаются

задачи

образования,

воспитания

и

общего развития личности.

Эффективность

формирования

личности

зависит

от

включения

её

в

трудовую

деятельность

и

определяется

содержанием,

видами,

формами

и

направленностью

последней;

чем

совершеннее

система

трудовой

производительной

деятельности

обучающихся, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их

подготовки;

чем

лучше

поставлены

производительный

труд

и

профессиональное

образование,

тем

успешнее

идёт

их

адаптация

к

условиям

производства.

Одним

из

значимых каналов реализации принципа связи обучения с жизнью и практикой является

активное подключение обучающихся к общественно полезной деятельности.

Основной

формой

организации

учебной

работы

в

условиях

исправительных

учреждений является такое занятие, которое проводится с обучаемыми в течение строго

определённого времени в учебном классе и производственных (трудовых) мастерских.

Готовясь к занятию, я стараюсь так подобрать материал к нему и формы работы, чтобы

обеспечить мысленную деятельность каждого обучающегося каждую минуту. Стараюсь

предугадывать моменты, когда эта деятельность может начать угасать, и предусматриваю

методы её стимуляции, путем внесения в структуру занятия чего-нибудь неожиданного,

необычного, азартного, веселого. Это прогоняет с занятия скуку, вызывает живой интерес

у обучающихся осужденных.

Учение – это систематическая и сознательная учебная деятельность обучающихся по

овладению знаниями, умениями и навыками, в ходе которых происходит развитие их

познавательных и созидательных сил и способностей.

Важнейшее и непременное условие успешности учения – активность познавательной

деятельности обучающихся. Познавательную активность необходимо рассматривать как

качество

учебной

деятельности

обучаемого,

которое

проявляется

в

его

отношении

к

содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и

умениями,

в

мобилизации

нравственно-волевых

усилий

на

достижение

учебно-

познавательных целей, формирование умений получать эстетическое наслаждение от их

достижения.

Характер

и

степень

активности,

осужденных

обучающихся

могут

быть

различными, но процесс обучения не возможен, если обучаемые будут пассивными.

Познавательная активность существенно сказывается не только на учении, но и на

становлении личности обучаемого, на его отношении к себе самому, к своему труду, к

другим людям, к обществу, к производству, к окружающей среде, т.е. познавательная

активность

является

важным

условием

формирования

активной

жизненной

позиции

обучающегося.

Одним из важных моментов занятий я считаю установление взаимосвязи с аудиторией

осужденных. Социальная

общность

осуждённых

имеет

устойчивую

систему

своих

традиций,

ценностей

и

норм

поведения.

Данная

общность

осуждённых

является

в

значительной

мере

замкнутым

формированием,

находящимся

в

непримиримых

отношениях с остальным обществом. По сравнению с другими категориями осуждённых к

лишению свободы осуждённые, придерживающиеся уголовных традиций, в большей мере

подвержены

отрицательной

установке

к

труду.

Поэтому

приобщение

особо

опасных

рецидивистов к труду как одному из основных средств исправления является важным

направлением в организации этого процесса. Трудовое воспитание осуждённых должно

включать

два

основных

элемента:

выработку

трудовых

навыков

и

формирование

осознанной

необходимости

трудиться.

Заставить

слушать

и

думать

осужденного

со

сложившимися стереотипами «просто присутствующего» на занятиях очень трудно.

В связи с этим могу назвать основные направления (принципы) своей педагогической

деятельности:

1.

Развитие

познавательной

активности

и

созидательных

способностей,

самостоятельности мышления и деятельности обучающихся.

2.

Максимальное

использование

воспитательных

функций

педагогического

процесса для формирования лучших качеств у обучающихся.

Условием активизации познавательной деятельности обучающихся является глубокое

понимание ими изучаемого материала, т.е. необходима умственная активность как при

изложении материала преподавателем, так и при изучении его обучающимися. Поэтому

основными

направлениями

в

моей

работе,

обеспечивающими

глубокое

осмысление

обучаемыми учебного материала, являются:

Создание условий для восприятия нового материала.

Использование доказательных примеров при объяснении.

Применение разнообразных методических приемов и учет психологических

закономерностей восприятия учебной информации.

Обучение работе с учебником и другими источниками информации.

При таком подходе к методике обучения преподаватель становится организатором

учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Большое значение придаю мотивации учебной деятельности в начале занятия. При

этом стараюсь не просто сообщать тему занятия, а показать ее место и значение в логике

изучения содержания учебной дисциплины. Объяснение материала строю как ответ на

поставленные в начале занятия познавательные вопросы и задачи, сосредотачивая на их

решении внимание обучающихся.

Пониманию

обучающимися

материала,

развитию

их

мышления

способствует

систематическая

и

целенаправленная

работа

с

учебниками,

справочниками,

дополнительной литературой. Самое важное научить выделять главное из текста.

С

этой

целью

обучаю

осужденных

анализу

текста,

синтезу

результатов

анализа,

вычислению

второстепенного

материала,

составлению

плана

текстов,

устного

и

письменного

описания

по

рисункам,

чтению

таблиц

и

чертежей.

Таким

образом,

систематическая работа с учебником приводит к осознанию обучающими обобщенных

планов изложения различного учебного материала.

Обеспечение глубоко понимания обучающимися изучаемого материала является лишь

первой ступенью активизации их познавательной деятельности и тем условием, на фоне

которого

могут

использоваться

приемы

и

методы,

требующие

от

обучающимися

осужденными большей самостоятельности.

Следующими этапами активизации познавательной деятельности является развитие

мышления.

Современному специалисту требуется творческое отношение к учебе, работе, развитое

самостоятельное мышление.

Мой

педагогический

опыт

убедительно

доказывает,

что

через

активизацию

самостоятельной работы можно побудить обучающихся к активному учению, труду и

самосовершенствованию.

Поэтому

передо

мной

стоит

задача

развивать

в

своих

осужденных

умение

адаптироваться к требованиям современной жизни через активизацию самостоятельной

деятельности.

Под выражением «самостоятельная работа» я понимаю комплекс целенаправленной

деятельности обучающихся по овладению профессиональным мастерством, мобилизации

нравственно-волевых

усилий

для

более

полного

раскрытия

своих

способностей,

для

духовного совершенствования.

Реализуя цели самостоятельной работы и формируя профессиональную активность у

обучающихся

в

процессе

обучения

и

раскрытии

учебного

материала,

использую

различные

методы

обучения.

Я

стараюсь

строить

занятия

таким

образом,

чтобы

обучающиеся были не праздными слушателями, а стремились получить знания, работая

самостоятельно.

Поэтому

провожу

не

только

уроки-лекции,

но

и

уроки-семинары,

проблемные уроки, уроки-совершенствования.

Для

активизации

самостоятельной

работы

обучающихся

применяю

на

занятиях

опорное конспектирование. При этом обучающиеся получают такие навыки и умения, как

внимательно

слушать

и

воспринимать

излагаемый

материал

и

выделить

основное,

распределять внимание между объяснением преподавателя и фиксированием информации

в записи, запоминать основные положения и термины, вести опорный конспект.

Человеку

свойственно

мыслить

образами.

Использование

опорных

конспектов

помогает этому. Опорный конспект содержит только основное в изучаемом материале и

подает его в целостном виде (в виде рисунков, ключевых слов, букв-символов, схем,

шифровой информации с указанием логической взаимосвязи между ними). Опорный

конспект – это только наметки того, что нужно рассказать, однако, даются они в такой

форме,

которая

будит

мысли

к

дальнейшему

развертыванию,

влечет

за

собой

целые

цепочки слов новых мыслей.

Опорные конспекты по теме разрабатываются в соответствии с программой учебной

дисциплины.

Разработка опорных конспектов состоит из трех этапов:

1.

Сбор фактического материала.

2.

Выделение ядра основных понятий.

3.

Составление опорного конспекта.

Основные принципы создания опорных конспектов:

Структурность.

Ассоциация.

Цветность.

Простота.

При работе с опорными конспектами оценка слагается из отдельных компонентов:

письменный ответ + работа обучающегося на занятии при изучении нового материала. На

каждой «паре» обучающийся, как правило, получает оценку. Такая система способствует

ликвидации пробелы в заданиях. Если обучающийся, по каким-либо причинам пропустил

занятие, то он обязан этот материал сдать преподавателю, в противном случае, имея хоть

один не закрытый пропуск, обучающийся не аттестуется по теме.

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями.

Многое

здесь

зависит

от

мастерства

преподавателя,

от

его

умения

организовывать

учебный

процесс,

от

его

творчества

и

постоянного

поиска

новых

форм

и

приемов

обучения. Ведь ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут представить

преподавателя готовую схему занятия. Он должен сам сконструировать его, учитывая

условия

обучения

и

состав

обучающихся.

Преподаватель

должен

находить

пути

для

интенсификации учебного процесса, чтобы возбудить и удержать интерес обучающегося к

учебному труду, чтобы привлечь внимание, активизировать деятельность обучающихся,

заставить их мыслить, искать, действовать. Цели активизации познавательной активности

обучающихся, их самостоятельной работы необходимо решать в единстве обучения и

воспитания. Осужденному, который сегодня вступает в жизнь, предстоит продолжить

строить и развивать новый мир.

Заключение

Подводя итог изложенной работы, необходимо отметить, что я попыталась показать

некоторые

методические

особенности

не

только

преподавания

учебных

дисциплин

в

образовательном

учреждении

в

местах

лишения

свободы,

но

и

в

целом

отразить

особенности обучения данной категории лиц. Отметить проблемные аспекты, с которыми

приходится

сталкиваться

преподавателям,

работая

с

людьми,

которые

по

различным

обстоятельствам

оказались,

изолированы

от

общества.

Динамика

роста

количества

осужденных показывает, что наше общество уверенно идет по пути демократизации.

Развитие профессионального образования в местах лишения свободы, несомненно,

требует еще много усилий со стороны федеральной службы исполнения наказаний и

Министерства образования, администрации колонии и педагогического коллектива по

преодолению

трудностей,

улучшению

финансирования,

материально-технического

обеспечения, укреплению кадрового потенциала.

В

заключение

следует

отметить,

что

учебно-воспитательная

деятельность

педагогического коллектива образовательного учреждения в местах лишения свободы в

целом

направлена

на

формирование

у

осуждённых

потребности

к

повышению

интеллектуального уровня, к самообразованию, что непосредственно влияет на процесс их

исправления.



В раздел образования