Автор: Стетюха Жанна Владимировна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП образовательное учреждение № 205
Населённый пункт: г. Азов, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Приемы активизации учебной деятельности обучающихся на занятиях теоретического и практического обучения в исправительных учреждениях
Раздел: среднее профессиональное
Приемы активизации учебной деятельности обучающихся
на занятиях теоретического и практического обучения в исправительных
учреждениях
Стетюха Жанна Владимировна
преподаватель
первой
категории
Федерального
казенного
профессионального
образовательного учреждения № 205 Федеральной службы исполнения наказаний
Профессиональное обучение
Согласно ст. 141 УИК РФ в целях исправления осуждённых к лишению свободы и
подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный
процесс, направленный на формирование у осуждённых законопослушного поведения,
добросовестного отношения к труду и учёбе, получение профессиональной подготовки,
образовательного и культурного уровня.
Обучение
можно
охарактеризовать
как
процесс
активного
целенаправленного
взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося
формируются определённые знания, умения, навыки и опыт деятельности и поведения, а
также личностные качества. Процесс приобретения знаний в обучении обладает рядом
особенностей. Суть их заключается в том, что в процессе обучения обучающиеся под
руководством преподавателя познают основы знаний, учатся применять их на теории и на
практике.
Таким
образом, процесс
обучения
–
это
специфический
вид
познавательной
деятельности
человека,
в
ходе
которой
решаются
задачи
образования,
воспитания
и
общего развития личности.
Эффективность
формирования
личности
зависит
от
включения
её
в
трудовую
деятельность
и
определяется
содержанием,
видами,
формами
и
направленностью
последней;
чем
совершеннее
система
трудовой
производительной
деятельности
обучающихся, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их
подготовки;
чем
лучше
поставлены
производительный
труд
и
профессиональное
образование,
тем
успешнее
идёт
их
адаптация
к
условиям
производства.
Одним
из
значимых каналов реализации принципа связи обучения с жизнью и практикой является
активное подключение обучающихся к общественно полезной деятельности.
Основной
формой
организации
учебной
работы
в
условиях
исправительных
учреждений является такое занятие, которое проводится с обучаемыми в течение строго
определённого времени в учебном классе и производственных (трудовых) мастерских.
Готовясь к занятию, я стараюсь так подобрать материал к нему и формы работы, чтобы
обеспечить мысленную деятельность каждого обучающегося каждую минуту. Стараюсь
предугадывать моменты, когда эта деятельность может начать угасать, и предусматриваю
методы её стимуляции, путем внесения в структуру занятия чего-нибудь неожиданного,
необычного, азартного, веселого. Это прогоняет с занятия скуку, вызывает живой интерес
у обучающихся осужденных.
Учение – это систематическая и сознательная учебная деятельность обучающихся по
овладению знаниями, умениями и навыками, в ходе которых происходит развитие их
познавательных и созидательных сил и способностей.
Важнейшее и непременное условие успешности учения – активность познавательной
деятельности обучающихся. Познавательную активность необходимо рассматривать как
качество
учебной
деятельности
обучаемого,
которое
проявляется
в
его
отношении
к
содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и
умениями,
в
мобилизации
нравственно-волевых
усилий
на
достижение
учебно-
познавательных целей, формирование умений получать эстетическое наслаждение от их
достижения.
Характер
и
степень
активности,
осужденных
обучающихся
могут
быть
различными, но процесс обучения не возможен, если обучаемые будут пассивными.
Познавательная активность существенно сказывается не только на учении, но и на
становлении личности обучаемого, на его отношении к себе самому, к своему труду, к
другим людям, к обществу, к производству, к окружающей среде, т.е. познавательная
активность
является
важным
условием
формирования
активной
жизненной
позиции
обучающегося.
Одним из важных моментов занятий я считаю установление взаимосвязи с аудиторией
осужденных. Социальная
общность
осуждённых
имеет
устойчивую
систему
своих
традиций,
ценностей
и
норм
поведения.
Данная
общность
осуждённых
является
в
значительной
мере
замкнутым
формированием,
находящимся
в
непримиримых
отношениях с остальным обществом. По сравнению с другими категориями осуждённых к
лишению свободы осуждённые, придерживающиеся уголовных традиций, в большей мере
подвержены
отрицательной
установке
к
труду.
Поэтому
приобщение
особо
опасных
рецидивистов к труду как одному из основных средств исправления является важным
направлением в организации этого процесса. Трудовое воспитание осуждённых должно
включать
два
основных
элемента:
выработку
трудовых
навыков
и
формирование
осознанной
необходимости
трудиться.
Заставить
слушать
и
думать
осужденного
со
сложившимися стереотипами «просто присутствующего» на занятиях очень трудно.
В связи с этим могу назвать основные направления (принципы) своей педагогической
деятельности:
1.
Развитие
познавательной
активности
и
созидательных
способностей,
самостоятельности мышления и деятельности обучающихся.
2.
Максимальное
использование
воспитательных
функций
педагогического
процесса для формирования лучших качеств у обучающихся.
Условием активизации познавательной деятельности обучающихся является глубокое
понимание ими изучаемого материала, т.е. необходима умственная активность как при
изложении материала преподавателем, так и при изучении его обучающимися. Поэтому
основными
направлениями
в
моей
работе,
обеспечивающими
глубокое
осмысление
обучаемыми учебного материала, являются:
Создание условий для восприятия нового материала.
Использование доказательных примеров при объяснении.
Применение разнообразных методических приемов и учет психологических
закономерностей восприятия учебной информации.
Обучение работе с учебником и другими источниками информации.
При таком подходе к методике обучения преподаватель становится организатором
учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Большое значение придаю мотивации учебной деятельности в начале занятия. При
этом стараюсь не просто сообщать тему занятия, а показать ее место и значение в логике
изучения содержания учебной дисциплины. Объяснение материала строю как ответ на
поставленные в начале занятия познавательные вопросы и задачи, сосредотачивая на их
решении внимание обучающихся.
Пониманию
обучающимися
материала,
развитию
их
мышления
способствует
систематическая
и
целенаправленная
работа
с
учебниками,
справочниками,
дополнительной литературой. Самое важное научить выделять главное из текста.
С
этой
целью
обучаю
осужденных
анализу
текста,
синтезу
результатов
анализа,
вычислению
второстепенного
материала,
составлению
плана
текстов,
устного
и
письменного
описания
по
рисункам,
чтению
таблиц
и
чертежей.
Таким
образом,
систематическая работа с учебником приводит к осознанию обучающими обобщенных
планов изложения различного учебного материала.
Обеспечение глубоко понимания обучающимися изучаемого материала является лишь
первой ступенью активизации их познавательной деятельности и тем условием, на фоне
которого
могут
использоваться
приемы
и
методы,
требующие
от
обучающимися
осужденными большей самостоятельности.
Следующими этапами активизации познавательной деятельности является развитие
мышления.
Современному специалисту требуется творческое отношение к учебе, работе, развитое
самостоятельное мышление.
Мой
педагогический
опыт
убедительно
доказывает,
что
через
активизацию
самостоятельной работы можно побудить обучающихся к активному учению, труду и
самосовершенствованию.
Поэтому
передо
мной
стоит
задача
развивать
в
своих
осужденных
умение
адаптироваться к требованиям современной жизни через активизацию самостоятельной
деятельности.
Под выражением «самостоятельная работа» я понимаю комплекс целенаправленной
деятельности обучающихся по овладению профессиональным мастерством, мобилизации
нравственно-волевых
усилий
для
более
полного
раскрытия
своих
способностей,
для
духовного совершенствования.
Реализуя цели самостоятельной работы и формируя профессиональную активность у
обучающихся
в
процессе
обучения
и
раскрытии
учебного
материала,
использую
различные
методы
обучения.
Я
стараюсь
строить
занятия
таким
образом,
чтобы
обучающиеся были не праздными слушателями, а стремились получить знания, работая
самостоятельно.
Поэтому
провожу
не
только
уроки-лекции,
но
и
уроки-семинары,
проблемные уроки, уроки-совершенствования.
Для
активизации
самостоятельной
работы
обучающихся
применяю
на
занятиях
опорное конспектирование. При этом обучающиеся получают такие навыки и умения, как
внимательно
слушать
и
воспринимать
излагаемый
материал
и
выделить
основное,
распределять внимание между объяснением преподавателя и фиксированием информации
в записи, запоминать основные положения и термины, вести опорный конспект.
Человеку
свойственно
мыслить
образами.
Использование
опорных
конспектов
помогает этому. Опорный конспект содержит только основное в изучаемом материале и
подает его в целостном виде (в виде рисунков, ключевых слов, букв-символов, схем,
шифровой информации с указанием логической взаимосвязи между ними). Опорный
конспект – это только наметки того, что нужно рассказать, однако, даются они в такой
форме,
которая
будит
мысли
к
дальнейшему
развертыванию,
влечет
за
собой
целые
цепочки слов новых мыслей.
Опорные конспекты по теме разрабатываются в соответствии с программой учебной
дисциплины.
Разработка опорных конспектов состоит из трех этапов:
1.
Сбор фактического материала.
2.
Выделение ядра основных понятий.
3.
Составление опорного конспекта.
Основные принципы создания опорных конспектов:
Структурность.
Ассоциация.
Цветность.
Простота.
При работе с опорными конспектами оценка слагается из отдельных компонентов:
письменный ответ + работа обучающегося на занятии при изучении нового материала. На
каждой «паре» обучающийся, как правило, получает оценку. Такая система способствует
ликвидации пробелы в заданиях. Если обучающийся, по каким-либо причинам пропустил
занятие, то он обязан этот материал сдать преподавателю, в противном случае, имея хоть
один не закрытый пропуск, обучающийся не аттестуется по теме.
Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями.
Многое
здесь
зависит
от
мастерства
преподавателя,
от
его
умения
организовывать
учебный
процесс,
от
его
творчества
и
постоянного
поиска
новых
форм
и
приемов
обучения. Ведь ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут представить
преподавателя готовую схему занятия. Он должен сам сконструировать его, учитывая
условия
обучения
и
состав
обучающихся.
Преподаватель
должен
находить
пути
для
интенсификации учебного процесса, чтобы возбудить и удержать интерес обучающегося к
учебному труду, чтобы привлечь внимание, активизировать деятельность обучающихся,
заставить их мыслить, искать, действовать. Цели активизации познавательной активности
обучающихся, их самостоятельной работы необходимо решать в единстве обучения и
воспитания. Осужденному, который сегодня вступает в жизнь, предстоит продолжить
строить и развивать новый мир.
Заключение
Подводя итог изложенной работы, необходимо отметить, что я попыталась показать
некоторые
методические
особенности
не
только
преподавания
учебных
дисциплин
в
образовательном
учреждении
в
местах
лишения
свободы,
но
и
в
целом
отразить
особенности обучения данной категории лиц. Отметить проблемные аспекты, с которыми
приходится
сталкиваться
преподавателям,
работая
с
людьми,
которые
по
различным
обстоятельствам
оказались,
изолированы
от
общества.
Динамика
роста
количества
осужденных показывает, что наше общество уверенно идет по пути демократизации.
Развитие профессионального образования в местах лишения свободы, несомненно,
требует еще много усилий со стороны федеральной службы исполнения наказаний и
Министерства образования, администрации колонии и педагогического коллектива по
преодолению
трудностей,
улучшению
финансирования,
материально-технического
обеспечения, укреплению кадрового потенциала.
В
заключение
следует
отметить,
что
учебно-воспитательная
деятельность
педагогического коллектива образовательного учреждения в местах лишения свободы в
целом
направлена
на
формирование
у
осуждённых
потребности
к
повышению
интеллектуального уровня, к самообразованию, что непосредственно влияет на процесс их
исправления.