Автор: Мингалеева Анна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №111 "Дашенька"
Населённый пункт: г.Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игру"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие математических способностей у детей
старшего дошкольного возраста через игру»
Известно, что особая роль математики состоит в умственном
воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что
результатами обучения являются не только знания, но и
определенный стиль мышления. В математике заложены
огромные возможности для развития мышления детей в процессе
их обучения с самого раннего возраста и упущения здесь трудно
восполняемы.
Психологией установлено, что основные логические структуры
мышления
формируются
примерно
в
возрасте
от
5
до
11
лет.
Запоздалое
формирование
логических
структур
мышления
этих
структур
протекает
с
большими
трудностями
и
часто
остается
незавершенными.
Поэтому, математика
по
праву
занимает
очень большое место в системе дошкольного образования. Она
оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.
Все
эти
качества
пригодятся
детям,
и
не
только
в
обучении
математике.
Известно, что игра – главный институт воспитания и развития
культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре –
ребенок творец и субъект. В игре ребенок воплощает, творческие
преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из
книг,
телепередач,
кинофильмов,
собственного
опыта
и
обеспечивает связь поколений и условия культуры общества.
Мы
признаем,
что
одной
из
основных
задач
дошкольного
образования является математическое развитие ребенка.
Ц ел ь
р а б о т ы :
содействие
лучшему
пониманию
математической
сущности
вопроса,
уточнению
и
формированию
математических знаний у дошкольников.
Работая
по
этой
теме, мы определили для себя следующие
задачи,
1.Развивать у детей интерес к математике.
2.Приобщать их к этому предмету в игровой и занимательной
форме.
Решению данных задач способствовали следующие методы:
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.
2.
Изучение
и
обобщение
педагогического
опыта
по
развитию
математических способностей детей.
Мы не стремимся к тому, чтобы научить дошкольника считать,
измерять
и
решать
арифметические
задачи,
а
развиваем
их
способности
видеть,
открывать
в
окружающем
мире
свойства,
отношения,
зависимости,
умения
«конструировать»
предметами,
знаками и словами.
Воплощая идею Л.С. Выготского об опережающем развитии, мы
стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на
зону ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые
усилия для овладения материалом. Известно, что интеллектуальный
труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, мы
понимаем и помним, что основной метод развития – проблемно-
поисковый и главная форма организации детской деятельности
– игра.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо
без
использования
занимательных
игр,
задач,
развлечений.
С
детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают
возможность решать различные педагогические задачи в игровой
форме,
наиболее
доступной
и
привлекательной
для
детей.
Основное
назначение
их
–
обеспечить
упражняемость
детей
в
различении,
выделении,
назывании
множеств
предметов,
чисел,
геометрических
фигур,
направлений.
Такие
дидактические
игры
включаем
в
содержание
непосредственно
образовательной
деятельности.
В своей работе мы используем комплексно-игровую методику.
В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные
по теме занятия. Это дает возможность целенаправленно развивать
умственные
способности
ребенка,
логику
мысли,
рассуждений
и
действий,
гибкость
мыслительного
процесса,
смекалки
и
сообразительности.
Знакомя
детей
с
цифрами,
использую
дидактические игры, направленные на знакомство с цифрами:
«Выложи цифру из палочек»;
«Собери цифру правильно»;
«Слепи из пластилина»;
«На что похожа цифра?»;
«Назови предметы, напоминающие цифру».
А
также
отгадываем
загадки
с
математическим
содержанием,
учим
стихи
о
цифрах,
знакомлю
со
сказками,
в
которых
присутствуют
цифры,
заучиваем
пословицы,
поговорки,
крылатые
выражения,
где
присутствует
цифра,
использую
физкультминутки.
Игровые приёмы, используемые для закрепления чисел:
Стихи,
Задачи,
Загадки,
Сказки,
Скороговорки,
Считалки,
Физкультминутки.
Стихи о цифре 3:
1. «Погляди на цифру 3,словно
ласточка – смотри».
2. «Тройка – не двойка,
Она положительна,
Но это не «хорошо»,
А «удовлетворительно».
Физминутка:
1.Малыши, малыши – дружные
ребятки
Малыши, малыши – вышли на
зарядку.
Раз. Два, три! Раз, два, три!
Ноги поднимайте!
Раз, два, три! Раз, два, три!
Весело шагайте.
Загадывание загадок:
1.Треугольная доска
А на ней три волоска,
Волос тонкий, голос звонкий
(балалайка).
Возле леса на опушке,
2.Трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки,
Угадайте без подсказки.
Кто герои этой сказки? (три медведя).
Решение задач:
Вот зашла Маринка,
А за ней - Аринка,
А потом пришел Игнат,
Сколько стало всех ребят?
На плетень взлетел петух,
Повстречал там еще двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
Скороговорки:
1.По утрам мой брат Кирилл,
Трех крольчат травой кормил.
2. В пруду у Поликарпа три карася, три
карпа.
Сказки, где есть число 3:
« Т р и
п о р о с е н к а » ,
« т р и
медведя»,
«Три орешка для Золушки».
Пословицы и поговорки:
Обещанного 3 года ждут.
От горшка, три вершка
Часто используем в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети
показывают
цифру
руками,
пальцами.
В
парах
детям
нравиться
писать друг у друга на спине или на ладошке. «Игры Воскобовича»
прекрасный
материал
для
интеллектуального
развития.
Дети
с
большим удовольствием и интересом составляют различные цифры
при
помощи
цветных
резинок
и
планшетов.
Здесь
же
идет
закрепление знаний цвета. Знакомя с геометрическими фигурами,
используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг». Дети
называют предмет, похожий на руль или колесо.
Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические
игры направленные на изучение геометрических фигур:
«Назови лишнюю фигуру»
«Подбери заплатку»
«Найди крышку каждой коробочке»
«Геометрическое лото»
«Назови фигуры».
Дети выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти.
Закрепляя
геометрические
фигуры,
используем
следующие
игры:
«геометрическое лото», «Кодирование фигур», «Назови фигуру».
Очень часто используем игры со счетными палочками. Дети учатся
изображать
узоры
по
образцу,
по
памяти,
затем
задания
усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7
палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.
Знакомя
дошколят
с
различными
линиями,
применяем
игру
«Путаница» (автор Шаехова) с целью: найти «ломаную» линию и
обвести красным фломастером, «пунктирную» - синим, «прямую» -
желтым и т.д.
Работая
по
разделу
«Измерение
величины»
вводим
игры
с
народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды), в
конструкции которых заложен принцип учета величины. Для этого
использую
игры
с
условными
мерками:
«Измерь
шагами,
пальцами», «Помоги найти ответ?», «Чем измерить шум дождя?
Силу человека?
В разделе «Количество и счет»,
на
наш
взгляд, уместны
следующие дидактические игры:
«Чет-нечет»,
«Сколько нас без одного?»,
«Какое число я задумала?»,
«Назови число на единицу больше - меньше»,
«Кто знает, пусть дальше считает»,
«Какие числа пропущены?»,
«Назови соседей».
Не забываем мы и игру «Чудесный мешочек». Она уместна везде.
Дети
любят
выполнять
задания,
а
особым
удовольствием,
где
соотносят
полученный
результат
определенному
цвету.
Скучное
решение примеров мы превратили в развивающую игру «Оживи
картинку». Детям предлагаем карточки с написанными примерами и
просим раскрасить их в соответствующий цвет.
При
формировании
циклических
представлений
играем
с
детьми в такие игры:
«Раскрась, продолжая закономерность», «Что сначала, что потом?»,
«Какая фигура будет последней?»
В
игровые
комплексы
мы
обязательно
включаем
музыку,
физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для
глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом
зависит от организации учебного процесса. На каждой форме ООД
мы
обязательно
производим
смену
видов
деятельности,
для
улучшения
восприятия
информации
воспитателя
и
активизации
деятельности самих детей в игровой форме.
Для поддержания интереса, активизации, мотивации и
закрепления изученного, мы используем следующие формы
работы с детьми: комплекс развивающих игр;
путешествие;
подгрупповая работа;
игра-путешествие;
эксперимент;
познавательные игры;
индивидуальная работа.