Напоминание

"Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игру"


Автор: Мингалеева Анна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №111 "Дашенька"
Населённый пункт: г.Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игру"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие математических способностей у детей

старшего дошкольного возраста через игру»

Известно, что особая роль математики состоит в умственном

воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что

результатами обучения являются не только знания, но и

определенный стиль мышления. В математике заложены

огромные возможности для развития мышления детей в процессе

их обучения с самого раннего возраста и упущения здесь трудно

восполняемы.

Психологией установлено, что основные логические структуры

мышления

формируются

примерно

в

возрасте

от

5

до

11

лет.

Запоздалое

формирование

логических

структур

мышления

этих

структур

протекает

с

большими

трудностями

и

часто

остается

незавершенными.

Поэтому, математика

по

праву

занимает

очень большое место в системе дошкольного образования. Она

оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.

Все

эти

качества

пригодятся

детям,

и

не

только

в

обучении

математике.

Известно, что игра – главный институт воспитания и развития

культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре –

ребенок творец и субъект. В игре ребенок воплощает, творческие

преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из

книг,

телепередач,

кинофильмов,

собственного

опыта

и

обеспечивает связь поколений и условия культуры общества.

Мы

признаем,

что

одной

из

основных

задач

дошкольного

образования является математическое развитие ребенка.

Ц ел ь

р а б о т ы :

содействие

лучшему

пониманию

математической

сущности

вопроса,

уточнению

и

формированию

математических знаний у дошкольников.

Работая

по

этой

теме, мы определили для себя следующие

задачи,

1.Развивать у детей интерес к математике.

2.Приобщать их к этому предмету в игровой и занимательной

форме.

Решению данных задач способствовали следующие методы:

1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.

2.

Изучение

и

обобщение

педагогического

опыта

по

развитию

математических способностей детей.

Мы не стремимся к тому, чтобы научить дошкольника считать,

измерять

и

решать

арифметические

задачи,

а

развиваем

их

способности

видеть,

открывать

в

окружающем

мире

свойства,

отношения,

зависимости,

умения

«конструировать»

предметами,

знаками и словами.

Воплощая идею Л.С. Выготского об опережающем развитии, мы

стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на

зону ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые

усилия для овладения материалом. Известно, что интеллектуальный

труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, мы

понимаем и помним, что основной метод развития – проблемно-

поисковый и главная форма организации детской деятельности

– игра.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо

без

использования

занимательных

игр,

задач,

развлечений.

С

детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают

возможность решать различные педагогические задачи в игровой

форме,

наиболее

доступной

и

привлекательной

для

детей.

Основное

назначение

их

обеспечить

упражняемость

детей

в

различении,

выделении,

назывании

множеств

предметов,

чисел,

геометрических

фигур,

направлений.

Такие

дидактические

игры

включаем

в

содержание

непосредственно

образовательной

деятельности.

В своей работе мы используем комплексно-игровую методику.

В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные

по теме занятия. Это дает возможность целенаправленно развивать

умственные

способности

ребенка,

логику

мысли,

рассуждений

и

действий,

гибкость

мыслительного

процесса,

смекалки

и

сообразительности.

Знакомя

детей

с

цифрами,

использую

дидактические игры, направленные на знакомство с цифрами:

«Выложи цифру из палочек»;

«Собери цифру правильно»;

«Слепи из пластилина»;

«На что похожа цифра?»;

«Назови предметы, напоминающие цифру».

А

также

отгадываем

загадки

с

математическим

содержанием,

учим

стихи

о

цифрах,

знакомлю

со

сказками,

в

которых

присутствуют

цифры,

заучиваем

пословицы,

поговорки,

крылатые

выражения,

где

присутствует

цифра,

использую

физкультминутки.

Игровые приёмы, используемые для закрепления чисел:

Стихи,

Задачи,

Загадки,

Сказки,

Скороговорки,

Считалки,

Физкультминутки.

Стихи о цифре 3:

1. «Погляди на цифру 3,словно

ласточка – смотри».

2. «Тройка – не двойка,

Она положительна,

Но это не «хорошо»,

А «удовлетворительно».

Физминутка:

1.Малыши, малыши – дружные

ребятки

Малыши, малыши – вышли на

зарядку.

Раз. Два, три! Раз, два, три!

Ноги поднимайте!

Раз, два, три! Раз, два, три!

Весело шагайте.

Загадывание загадок:

1.Треугольная доска

А на ней три волоска,

Волос тонкий, голос звонкий

(балалайка).

Возле леса на опушке,

2.Трое их живет в избушке,

Там три стула и три кружки,

Угадайте без подсказки.

Кто герои этой сказки? (три медведя).

Решение задач:

Вот зашла Маринка,

А за ней - Аринка,

А потом пришел Игнат,

Сколько стало всех ребят?

На плетень взлетел петух,

Повстречал там еще двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов?

Скороговорки:

1.По утрам мой брат Кирилл,

Трех крольчат травой кормил.

2. В пруду у Поликарпа три карася, три

карпа.

Сказки, где есть число 3:

« Т р и

п о р о с е н к а » ,

« т р и

медведя»,

«Три орешка для Золушки».

Пословицы и поговорки:

Обещанного 3 года ждут.

От горшка, три вершка

Часто используем в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети

показывают

цифру

руками,

пальцами.

В

парах

детям

нравиться

писать друг у друга на спине или на ладошке. «Игры Воскобовича»

прекрасный

материал

для

интеллектуального

развития.

Дети

с

большим удовольствием и интересом составляют различные цифры

при

помощи

цветных

резинок

и

планшетов.

Здесь

же

идет

закрепление знаний цвета. Знакомя с геометрическими фигурами,

используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг». Дети

называют предмет, похожий на руль или колесо.

Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические

игры направленные на изучение геометрических фигур:

«Назови лишнюю фигуру»

«Подбери заплатку»

«Найди крышку каждой коробочке»

«Геометрическое лото»

«Назови фигуры».

Дети выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти.

Закрепляя

геометрические

фигуры,

используем

следующие

игры:

«геометрическое лото», «Кодирование фигур», «Назови фигуру».

Очень часто используем игры со счетными палочками. Дети учатся

изображать

узоры

по

образцу,

по

памяти,

затем

задания

усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7

палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.

Знакомя

дошколят

с

различными

линиями,

применяем

игру

«Путаница» (автор Шаехова) с целью: найти «ломаную» линию и

обвести красным фломастером, «пунктирную» - синим, «прямую» -

желтым и т.д.

Работая

по

разделу

«Измерение

величины»

вводим

игры

с

народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды), в

конструкции которых заложен принцип учета величины. Для этого

использую

игры

с

условными

мерками:

«Измерь

шагами,

пальцами», «Помоги найти ответ?», «Чем измерить шум дождя?

Силу человека?

В разделе «Количество и счет»,

на

наш

взгляд, уместны

следующие дидактические игры:

«Чет-нечет»,

«Сколько нас без одного?»,

«Какое число я задумала?»,

«Назови число на единицу больше - меньше»,

«Кто знает, пусть дальше считает»,

«Какие числа пропущены?»,

«Назови соседей».

Не забываем мы и игру «Чудесный мешочек». Она уместна везде.

Дети

любят

выполнять

задания,

а

особым

удовольствием,

где

соотносят

полученный

результат

определенному

цвету.

Скучное

решение примеров мы превратили в развивающую игру «Оживи

картинку». Детям предлагаем карточки с написанными примерами и

просим раскрасить их в соответствующий цвет.

При

формировании

циклических

представлений

играем

с

детьми в такие игры:

«Раскрась, продолжая закономерность», «Что сначала, что потом?»,

«Какая фигура будет последней?»

В

игровые

комплексы

мы

обязательно

включаем

музыку,

физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для

глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом

зависит от организации учебного процесса. На каждой форме ООД

мы

обязательно

производим

смену

видов

деятельности,

для

улучшения

восприятия

информации

воспитателя

и

активизации

деятельности самих детей в игровой форме.

Для поддержания интереса, активизации, мотивации и

закрепления изученного, мы используем следующие формы

работы с детьми: комплекс развивающих игр;

путешествие;

подгрупповая работа;

игра-путешествие;

эксперимент;

познавательные игры;

индивидуальная работа.



В раздел образования