Автор: Васильева Светлана Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "детский сад 27 Рябинка"
Населённый пункт: г. Новочебоксарск Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе “Зоопарк”.
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной
группе “Зоопарк”.
Коррекционно-образовательные цели:
Активизация словаря по теме: “Животные жарких стран”. Развитие фонематических
процессов: анализа, синтеза, представлений; навыков анализа слогового состава слова,
словесного состава предложений.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие мышления, речевого слуха, общих речевых навыков, мелкой и общей моторики,
координации речи с движением, контроля над собственной речью.
Воспитательные цели:
Воспитание бережного отношения к животным, доброжелательного отношения к
сверстникам, формирование самостоятельности.
Ход занятия.
1.-Ребята, чтобы узнать, о чем сегодня будем говорить, вам нужно отгадать загадки:
а) Вот так шея!
Выше шкафа у пятнистого …(жирафа)
б) В реках Африки живет злой зеленый пароход.
Кто б навстречу не поплыл, всех проглотит…(крокодил)
в) Хобот длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами
Ты узнал, кто это? (слон)
г) Это - полосатый кот,
В джунглях Индии живет
На охоте круглый год
Этот полосатый кот (тигр)
д) Уж очень вид у них чудной,
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженой. (лев)
- Как этих животных одним словом назовем? (Животные жарких стран)
- О них и будем мы сегодня говорить.
2.Давайте, определим первый и последний звук в этих словах:
Жираф ( ж - ф), слон (с - н), крокодил ( к –л ), тигр ( ть -р), лев (ль -ф).
- Какие это звуки? (согласные)
- А какие гласные звуки мы знаем?
3. Игра “Раздели словечко”
- Следующее задание очень сложное, предлагаю сесть за стол. Нужно назвать, сколько
слогов в слове и объяснить почему.
Слова: жи-раф (два слога, потому что два гласных звука: “и”, “а”)
лев, тигр, слон, зебра, крокодил.
4.- Где можно увидеть этих животных? (Ответы детей).
Пальчиковая игра “Зоопарк”.
Мы шагаем в зоопарк
(указательный и средний пальцы ходят по столу),
Побывать там каждый рад (хлопки в ладоши и стук кулачков)
Там пони, зебры, крокодилы,
Попугаи и гориллы,
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы, (загибать пальцы)
А в руках у нас ружье (показать руками),
Фотографирует оно (изображать фотоаппарат),
Сделаем всем фото (показать руками),
Вот охота так охота (сжимать и разжимать пальцы).
5.- Какие фотографии у вас получились! (Дети берут картинки с изображениями зверей).
Составьте по ним предложения и выложите схемы этих предложений.
(Анализ словесного состава предложений, составленных детьми).
6.-Теперь попробуйте изобразить зверей, которые живут в зоопарке.
Координация речи с движением: “Звери”
Это-лев. Он царь зверей
В мире нет его сильней
(идем по кругу неторопливо, подняв голову)
А смешные обезьяны
Раскачали все лианы.
(пружинка, стоя в кругу, ноги на ширине плеч)
А вот умный, добрый слон
Посылает всем поклон.
(ладони прижаты к голове, наклоны туловища вперед - вправо, вперед - влево)
Леопард так ловко скачет,
Словно наш любимый мячик.
(поскоки на месте)
Пони бегает, резвится,
Хочет с нами подружиться.
(бег по кругу поскоками)
Зебра головой качает
К себе в гости приглашает.
(руки на поясе, наклоны головы вправо- влево)
7. -Как вы думаете, куда и зачем нас зебра приглашает?
Она приглашает в зоопарк. Там произошла неприятная история. Звери вышли гулять и
забыли, где, чья клетка. Подойдем к ним поближе и подумаем, чем мы им можем помочь? (
Подходим к “клеткам”, на которых напечатаны названия зверей. Читаем и расставляем
животных).
8. Игра “Внимательные ушки”
- Слова из букв мы прочитали. Сейчас составим слова из звуков.
Я буду называть звуки, а вы составлять слова.
ть...и…г…р…, ль…э…ф…,ж…и…р…а…ф…,зь…э…б…р…а…,п…о…н…и…,
с…л…о…н…
9. -Какое слово было последним? (слон). А теперь все вместе составим звуковой анализ
слова “слон”. А какой звук в этом слове был 1-ым? Какой он? Какой фишкой обозначаем?
Назовите второй звук, какой он? Какой фишкой обозначаем? Назовите 3-й звук, какой он.
Какой фишкой обозначаем? Назовите 4-й звук, какой он? Какой фишкой обозначаем?
Сколько всего звуков? Сколько гласных и сколько согласных звуков?
Вызывается к доске один ребенок. Проводит звуковой анализ слова “лев”.
10. Итог и оценка.
-О чем мы сегодня говорили?
- Что мы делали на занятии?
-Что тебе больше всего на занятии понравилось?
-Что было самым трудным для тебя? Кто из детей больше всего тебе понравился?
-Почему?