Автор: Будкина Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "Большеокуловская средняя школа"
Населённый пункт: село Большое Окулово
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Изложение-описание памятника архитектуры с элементами сочинения, основанное на краеведческом материале 8 класс
Раздел: среднее образование
Урок русского языка
Изложение-описание памятника архитектуры с элементами сочинения, основанное на
краеведческом материале
( 8 класс)
Цель: подготовить к написанию изложения с элементами сочинения
Задачи:
дать понятие «архитектура», дать понятие о памятнике как произведении искусства,
познакомить с особенностями церковной архитектуры;
расширить и углубить понятие о признаках текста, о типе речи описании, продолжить
обучение умению строить высказывание в художественном стиле;
утверждение в сознании учащихся исторических связей с предшествующей жизнью
Отечества, своего народа, восприятие гражданских, патриотических идей.
Методы и технологии: интерактивный метод, эвристический, инструктаж, метод мозгового
штурма, коммуникационные и развивающие технологии, творческая работа учащихся.
Формы работы: коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная.
Методы: репродуктивный метод, проблемного изложения, эвристический, инструктаж .
Формы работы: коллективная (фронтальная), индивидуальная.
Домашнее задание к уроку.
Посетить храм, обратить внимание на архитектурные особенности;
Написать сочинение-миниатюру о личном впечатлении от памятника архитектуры;
Проработать с помощью словарей специальную архитектурную лексику (индивидуальное
задание)
Благочестивые наши предки не могли
жить без храма -
он был так же необходим для души народа, как дом и пища для его телесного
существования.
Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.
1.Вступительное слово учителя
Строя
будущее,
человек
не
должен
забывать
прошлого.
Только
через
познание
его
ценнейшего наследия можно из настоящего перекинуть мост в будущее. Таким мостом,
соединяющим прошлое, настоящее и будущее, становятся памятники истории и культуры,
к которым относятся и памятники архитектуры.
Тема нашего урока: «Изложение-описание с элементами сочинения»
.Текст изложения посвящен нашей церкви честь Воздвижения Креста Господня
Сегодня на уроке мы должны будем уяснить такие понятия: «архитектура», «памятник
архитектуры», «особенности церковной архитектуры».
В ходе составления высказывания в художественном стиле вы должны задуматься над
важностью исторических связей с предшествующей жизнью Oтечества.
2.Слово учителя. Знакомство с историей города и храма.
Село без прошлого, без исторических корней – неживое село.
Недаром так неуютно
чувствуют себя, особенно в первые годы после заселения, жители городов-новостроек, до
тех пор, пока они не «обрастут» собственной историей. Поэтому так важно сохранять
остатки этого прошлого,
Прекрасно высказался по этому поводу русский писатель Ю.Бондарев: «Память и культура
- это совесть многих поколений, во всех тех, кто живет сейчас ... Разрушая прошлое, мы
утрачиваем нечто невосполнимое, изменяя самим себе, истокам души своей, подтачивая и
охлаждая самое высокое человеческое чувство - любовь к Oтечеству, к Родине».
История земли окуловской будет неполной без истории храма, на ней стоящего, так как это
история нашей культуры, Нам, жителям села Большое Окулово, будет интересно узнать
историю
церкви,
странички
которой
собрать
будет,
пожалуй,
потруднее,
чем
стены
отбелить.
История нашего храма - это история птицы, возрожденной из пепла. Это слово встретится
нам сегодня не раз.
- Что означает слово «феникс», откуда оно появилось? (Ученик, работавший заранее со
словарем:
Феникс
-
(в
древнеегипетской
мифологии)
птица,
сжигающая
себя
и
вновь
возрождающаяся из пепла, символ вечного возрождения, обновления).
Выступление заранее подготовленного ученика.
Первые известия о селе Окулово находим в окладных книгах ХVII века за 1676 год. По
этим
книгам
в
Окулове
значится
церковь
в
честь
Воздвижения
Честнаго
Креста
Господня; при церкви двор попа Стефана, дворы пономарский и Просвирницын, в приходе
80 крестьянских дворов. В числе приходских деревень здесь упоминаются деревни Липня и
Севастлейка.
В 1794 году Крестовоздвиженская церковь была разобрана и вместо неё построена
новая деревянная церковь с тремя престолами: главный – в честь Воздвижения Креста
Господня, в приделах же - во имя Св. Николая Чудотворца и св. муч. Флора и Лавра. Эта
деревянная церковь была разобрана в 1861 году и перевезена в Липню при открытии там
отдельного прихода.
В 1832 году на средства местного вотчинника помещика графа С.С. Уварова в
Окулове был построен каменный храм с такой же колокольней. Престолов в храме было
три: главный - в честь воздвижения Животворящего Креста, в приделах теплых – в
честь
Казанской
иконы
Пресвятой
Богородицы,
и
св.
муч.
Флора
и
Лавра.
Из
воспоминаний Ф.П.Серёгина, жителя с. Б.Окулово: «В летней церкви хоры были наверху,
на балконе, туда вела винтовая лестница. Висело красивое паникадило в два яруса,
диаметром
два
метра.
На
колокольне
было
всего
семь
колоколов.
Большой
самый
- тяжкий, весил 302 пуда, 10 фунтов (около пяти тонн). На Пасху звонили весь день.
Звонарем был пономарь Владимир из Монакова. Храмы Божии, как и все постройки,
творились, создавались по промыслу Божию руками трудового простого люда. В селе
имелась земская народная школа, построенная, как и храм, на средства помещика графа
С.С. Уварова. Она открыта была в 1845 году, на 1897 год учащихся в ней было 108
человек».
Последним священником до закрытия нашей церкви был отец Димитрий Орлов –
человек грамотный, душевный, доброжелательный. Он и лечил прихожан, и учил закону
Божьему,
старался
помочь
всем,
кто
к
нему
обращался.
Он
родился
в
семье
потомственного священника о. Владимира Орлова в 1866 году в с. Вешки Владимирской
губернии. Прадед о. Козьма Орлов служил диаконом в г.Муроме. Отец Дмитрий окончил
духовную семинарию в г. Владимире, служил дьяконом в женском монастыре г. Выкса,
затем стал настоятелем храма в с. Б.Оклово, где и прожил до конца своей жизни, приняв
мученическую смерть в 1930г. Его жена Мария Николаевна Свавицкая была дочерью о.
Николая, который служил в Б.Окуловском приходе. После его кончины служил его зять –
о. Дмитрий. Могила о. Николая расположена у храма, с правой стороны алтаря.
Все
богатство
о.
Дмитрия
было
его
пятеро
сыновей
и
большая
библиотека
духовной литературы. Он преподавал в приходской школе. При храме был организован
большой хор, где молодежь и крестьянские дети обучались нотной грамоте. Отец
Дмитрий был исправным хозяином, хлеб свой насущный добывал в поте лица своего. Сам
с сыновьями пахал, косил, имел хозяйство, обрабатывал огород, сад. Особенно любил
работать
в
саду,
прививал
на
одну
яблоню
до
пяти
сортов.
Был
для
прихожан
наставником,
учителем,
советчиком.
Оказывал
медицинскую
помощь,
был
доброжелательным, всегда готов прийти на помощь к любому просящему. Во время
холерной эпидемии 1795 года безбоязненно посещал больных, отпевал и хоронил умерших.
Сыновья о. Дмитрия свидетельствовали о личных качествах отца: «Отец Дмитрий
пользовался
большим
уважением у
всех,
кто
его
знал.
Бессребреность,
отсутствие
всякого ханжества, искренняя готовность всяческими средствами помочь людям, не
говоря уже об общественной» деятельности, создали ему широкую популярность. Он же
стеснялся
этой
популярности
и
даже
боялся
её.
В
январе
1930
г.
встал
вопрос
о
закрытии Крестовоздвиженской церкви. С высокой звонницы были сброшены колокола, а
колокольню взорвали. Церковная община активно вступала против закрытия церкви, но
их
никто
не
слушал.
Потом
последовали
арест
священника
о.
Дмитрия
Орлова,
старосты П.И.Тарасова, монахини М.П. Рогожиной, жившей при храме. Их отправили в
тюрьму
г. Мурома. Священник был обвинен в контрреволюционной деятельности и
приговорен
к высшей мере наказания, приговор был приведен в исполнение в ночь на
Крещение Господне в 1930г. По свидетельству сельчан, он принял мученическую смерть:
был зарыт большевиками в землю живым. Староста умер в тюрьме, судьба монахини
осталась неизвестной.
Погасли
свечи
и
лампады,
Божий
храм
осквернили,
разграбили,
а
позже
приспособили под склад, военную столовую, позднее под клуб, а потом он был вовсе
заброшен.
Лишь
в
1990
г в
короткий
срок:
9
месяцев
напряженной
работы
двери
воссоздаваемой из руин церкви были распахнуты для первой службы. За два с половиной
года был полностью укреплен разрушающийся фундамент, возведена крыша, отделаны
заново два алтаря: в честь иконы Божией Матери Казанская и св. муч. Флора и Лавра.
Весной 1998 года начали возводить новую колокольню, и ровно через год состоялось
торжественное освящение готового придела церкви.
При
храме
построена
воскресная
школа,
сам
храм
обнесен
ажурной
изгородью,
проложены дорожки из тротуарной плитки, разбиты цветники.
Теперь в храме Богослужения совершаются по субботним, воскресным и праздничным
дням, исполняются все требы. Храм открыт ежедневно с 7.00. Каждый имеет возможность
не только поставить свечи, но и помолиться, исповедоваться и причаститься.
3.Чтение текста
Сейчас мы обратимся к тексту, который после предварительной работы вам предлагается
письменно пересказать. Но не только пересказать, а добавить к нему начало и конец. Вы
должны будете описать мысли и чувства, которые вызывает у вас вид храма.
Текст изложения
Почти двести лет церковь остаётся центром Окулова, где улицы как бы стекаются к
светлому храму - очень строгому по своим формам, но и радостному, исполненному
светлой надежды. Сохранившиеся по соседству дома старой постройки позволяют легко
перенестись в типичный провинциальное селение
конца XIX века, вдохнуть воздух,
которым: дышали герои А. П. Чехова и раннего А. М. Горького. По окуловским улицам,
полным
своеобразного
тепла
и
почти
семейного
уюта,
хорошо
гулять
не
спеша,
всматриваясь в облик старых купеческих и мещанских домов, которые формируют облик
старого села.
Главенствуя
над
открытым
ровным
пространством,
храм
создаёт
впечатление
величественности.
Пейзаж
становится
не
только
более
живописным.
но
и
одухотворенным. Издавна церкви строились на холмах, что не только давало возможность
видеть храм практически из всех частей села, но и привносило в постройку возвышенное
ощущение.
Особенно
хороша
церковь
летом.
Издалека
она
напоминает
драгоценную
шкатулку на зеленом бархатном ковре. А зимой храм сверкает. словно хрустальный ларец,
соперничая
белизной
своей
декоративной
отделки
с
белизной
снега.
Церковь
очеловечивает ландшафт, все еще несущий в себе черты не столь давнего оледенения.
Построенная в строгих и одновременно парадных формах позднего классицизма. она
представляет собой образец провинциальной архитектуры XIX века. Здание имеет форму
двух
четвериков,
увенчанных
двумя
главами,
крытыми
белой
жестью.
Формы
храма
характеризуются ясностью построения. Ощущение света и тепла усиливает солнечный
свет
стен.
Вытянутые
по
вертикали
лимонные
с
белокаменными
детали
пропорции
придают зданию строгость и изящество. Церковь построена в двухэтажном объёме, типа
«кораблем». Фасады украшены декоративным поясом из колонок, арочек и причудливой
белокаменной резьбы. Гнутые линии повторяющихся окон, украшенных кокошниками,
придают
оригинальность
композиции.
На
крыше
главного
четверика,
словно
свечи,
возвышаются шесть тонких стройных барабанов, увенчанных маленькими декоративными
главками в форме луковки.
Церковь имеет один вход. Вход обрамляет белокаменный портал - декоративно
обработанный дверной проём здания.
Замечателен храм с восточной стороны, где находится апсида - полукруглый выступ,
соответствующий алтарю.
Вознёсшийся в небо купол колокольни занимает одно из центральных мест в панораме
села. Устремленность вверх подчеркивают венчающие церковь кресты простого строгого
рисунка.
С
верхней
площадки
более
крупного
четверика
поднимается
ротонда
с
открытыми
арочными
звонами.
Многоярусность
колокольни
придаёт
ей
изящество
и
особый, не церковный характер. Ротонда превращена в восьмигранник. Это позволило
мастерам перекрыть храм восьмидольным куполом шлемовидной формы с луковичной
главой, поэтому силуэт храма напоминает двух воинов-богатырей, крепко стоящих на
родной земле, мужественно защищающих её от врагов.
4.Работа по тексту
-Докажите, что это текст. Какие признаки текста вы можете привести?
(Текст
-
сочетание
2
и
более
предложений,
связанных
между
собой
по
смыслу
и
грамматически)
-Докажите, что предложения связаны по смыслу.
(1.Есть тема текста-описания церкви.2.Лексика одной темы (церковь, храм, колокольня,
алтарь, четверик, апсида, купол.3.Синонимы (церковь- храм, здание-постройка; купол-
глава;
формы-объем,
пропорции;
белокаменная
резьба-белизна
декоративной
отделки).4.Повтор слов(церковь, храм, четверик, глава.5.Заголовок)
-Помните, что один из признаков текста- наличие заголовка. Какие заголовки вы могли бы
подобрать?
-Какую
задачу
ставит
автор
текста?
Определите
основную
мысль.
(Храм
прекрасен,
вызывает возвышенные чувства)
-Какой из заголовков более точно определяет основную мысль?
(Заголовки предлагает учитель)
1. «Храм нашей души» (храм вызывает светлые, возвышенные чувства)
2. «Храм, подобный птице Феникс» (опора на историю храма)
3. «Церковь Успения Божьей Матери)
4. «В храме тихо теплятся лампады, зажитая тысячи сердец» (Г.Киселева)
(Эта фраза помогает перейти к заключению. Заголовок дает ключ вашему заключению, где
вы будете рассуждать о том, какие мысли и чувства может вызвать памятник архитектуры
в душе человека. Вид церкви заставляет задуматься о чем-то чистом, возвышенном,
человек забывает о злобе, вражде, появляется стремление сделать что-то хорошее, доброе
другим людям).
-Докажите, что предложения связаны грамматически?
1.
Последовательность
предложений:
начало
текста
-
цепная
связь,
начало
описания
церкви - параллельная.
2.Лорядок слов(прямой)
3.Интонация
4.У текста как бы отсутствует одна из 3 частей (начало, развитие действия, концовка)
-Какими элементами можно дополнить текст? (В описании отсутствует часть, в которой
автор выражает своё отношение к предмету, отсутствует история создания памятника)
5.Работа в группах по составлению плана
План
1. История создания памятника
2. Описание памятника. (Вспомните структуру описания: общее впечатление, детальное
описание, отношение).
-Как построено это описание? (сначала общий вид, затем его части; описание начинается с
фасада и идет снизу вверх)
-Сколько микротем, как их озаглавить?
а)
церковь-центр
части
старого
Лихославля;
благодаря
церкви
пейзаж
становится
живописным.
б) фасад здания, его украшения
в) белокаменный портал (вход)
г)вид храма с восточной стороны (апсида)
д) вознесшийся в небо купол колокольни
3.Воздействие храма на человека, мои мысли и чувства по прочтении текста, после работы
на уроке.
-В каком значении слово «памятник» употреблено в тексте? (l-в память о чьей-либо
деятельности .2-архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь к-н ; 3.-
сохранившийся предмет культуры прошлого)
6.Анализ домашних сочинений-миниатюр
(Помимо словарной работы учащимся предлагалось посетить храм, обратить внимание на
особенности
архитектуры,
написать
сочинение-миниатюру
о
личном
впечатлении
от
памятника).
-Домашнее задание у вас состояло в посещении храма и написании сочинения-миниатюры
о личном впечатлении от памятника архитектуры. Это м.б. набросок о самом ярком
впечатлении или осенняя, зимняя зарисовка. Зачитаю наиболее удачные работы.
-Выразите
главные
впечатления
от
npoчитанного
(устремленность
ввысь,
величие,
простота и строгость, ощущение тепла, добра, единства, гармонии).
Теперь
ваша
задача
усложняется.
В
заключении
вы
должны
будете
рассказать
о
воздействии
храма
на
человека
и
о
своих
мыслях
и
чувствах
по
прочтении
текста.
Обратимся к опорному материалу. Попpoбуйте составить групповой текст-заключение,
пользуясь данными опорными материалами.
7.Итоги урока.
Подводя итоги урока, обратимся к словам современного поэта:
Поклоняемся вечным святыням
И любовь наша к миру чиста.
Сердце русское верит и ныне-
мир жестокий спасет красота.
Исповедуя истину ту.
Мир спасет красота, если люди,
Если люди спасут красоту.
-Как вы понимаете эти слова?
(Душа человека при соприкосновении с прекрасным преобразуется. Люди задумывются о
чем-то
прекрасном,
возвышенном,
чистом,
забываются
злоба,
вражда,
появляется
стремление сделать нечто хорошее, доброе людям)
Заключительное чтение изложения и работа над ним в черновиках.