Автор: Жерноклёв Людмила Петровна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ Каменская ООШ
Населённый пункт: д. Каменск Суражского района Брянской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игры на уроке немецкого языка в начальных классах
Раздел: начальное образование
Игры на уроках немецкого языка в начальных классах.
Вся организация педагогического процесса должна в полной мере
способствовать повышению результативности обучения, формиро-
рования и развитию познавательного интереса у учащихся, стиму-
лированию творческой деятельности и активности у детей. Очень
важно, чтобы ребёнок развивался и интеллектуально и эмоциональ-
но, чтобы он творчески подходил к выполнению того или иного
задания или упражнения. Как грамотно организовать педагогиче-
ский процесс обучения, чтобы выполнить все перечисленные
задачи? Как добиться того, чтобы детям младших классов было
интересно и увлекательно на уроках, чтобы программный материал
усваился легко и непринужденно? Как сделать так, чтобы урок
пролетал незаметно и для ученика, и для учителя? Добиться того,
чтобы ученики не просто механически заучивали слова за
учителем, а потом дома тут же их забывали, а осознанно запомина-
ли слова или те или иные языковые явления и умели потом их
анализировать.
Роль игры на уроке иностранного языка очень важна. Если детям
интересно, если они, играя, запоминают тот или иной материал,
если они вовлечены в игровую деятельность, которая привычна для
их возраста, и при этом возрастает интерес к иностранному языку,
то цель учителя можно считать достигнутой.
Благодаря играм возрастает качество и эффективность обучения,
прочность и легкость усвоения учебного материала. Естественно,
необходимо учитывать возрастные возможности учащихся, их
умения и навыки, дифференцированно подходить к каждому
ученику, учитывать его психологические особенности. Учитель
должен быть не только чутким, знающим своё дело педагогом, но и
хорошим психологом, наделённым артистическими данными. Дети
в младших классах очень непосредственны, часто они ведут себя
импульсивно. Их нельзя обмануть, им нельзя сфальшивить, нельзя
недооценить их возрастные возможности и интересы. Иначе вас
ждёт разоблачение, и вы никогда не сможете стать тем другом-учи-
телем, который так ценится в наше время. Создание на уроке пози-
тивной, эмоциональной, непринуждённой обстановки, взаимопони-
мание между учеником и учителем, создание лёгкого игрового
творческого настроя на уроке иностранного языка в младших
классах- гарантия успешного овладения языком.
Игра на уроке должна отвечать определённым требованиям:
обязательно сочетаться с программным материалом;
решать хотя бы одну из трёх задач: образовательную, воспитатель-
ную и развивающую;
не отвлекать от учебного процесса в целом;
не быть длительной по времени(иначе учитель перестанет владеть
учебным процессом);
быть доступной для учеников(с учётом их психологических
особенностей, возрастных возможностей и интересов);
не быть обременительной для учителя, не требовать специального
оборудования;
активизировать учебный процесс;
радовать учеников и учителя.
Любая игра при правильном и грамотном использовании укрепляет
мотивацию изучения иностранного языка, вызывает интерес
учащихся к языку и стране изучаемого языка, повышает качество
овладения языком.
Игра «Съедобное- несъедобное »
Основные задачи и цели игры :
Закрепить лексический материал по теме «Еда»
Пособие: небольшой мяч
Описание и ход игры :
Ученики встают в круг. Учитель бросает кому-нибудь из учеников
мяч и называет слово, которое либо относится к теме «Еда», либо
обозначает несъедобный предмет. Ученик должен поймать мяч
лишь в том числе, если учитель назвал слово, относящееся к еде.
Если ученик ошибся, то он выбывает из игры. Выиграет тот, кто
окажется внимательнее всех. Выигравший ученик становится ве-
дущим.
Будь внимателен!
Основные задачи и цели игры:
Повторить и закрепить пройденные цвета
Пособия: Цветные карандаши (можно использовать цветные
кружочки)
Описание и ход игры :
На партах у учеников лежат цветные карандаши. Учитель называет
цвета. Ученики должны поднять карандаш, который назвал учитель,
и при этом правильно назвать за учителем цвет. Если же ученик
неправильно поднял карандаш и неправильно назвал цвет,
то он выбывает из игры. Выигрывает тот, кто останется последним
(правильно поднимал карандаши и правильно повторял за учите-
лям).
Повторим правильно движение
Основные задачи и цели игры :
Закрепить пройденные цвета, тренировать память.
Описание и ход игры:
Учитель объясняет условия игры. Если ученики услышат слово
«жёлтый»-руки в сторону; «голубой» - руки вверх; «белый» -при-
сесть; «зелёный»- хлопнуть в ладоши; «красный»- попрыгать на
месте. Из игры выбывает тот ученик, который неправильно
повторил движение. Побеждает тот, кто остался один и ни разу не
ошибся.
5 карточек
Цель:контроль усвоения алфавита
Ход игры: учитель показывает каждому из участников игры 5 кар-
точек с буквами немецкого алфавита.Выигрывает тот,кто правильно
и без пауз называет все 5 букв.
Слова с определённой буквой
Цель: формирование навыка орфографической памяти
Ход игры:обучаемым предлагается быстро просмотреть список
слов,а затем назвать слова, в которых есть заданная буква.Выиг-
рывает, тот кто сможет назвать больше слов.
Сезон
Учитель предлагает кому-то из учеников задумать какое-либо вре-
мя года и описать его, не называя.Например:
Das Wetter ist schlecht.Es schneit.Der Wind weht stark.
Учащиеся пытаются отгадать:Ist es Herbst?Ist es Winter?
Выигрывает тот,кто правильно назвал время года.
Долгие и краткие гласные.
Цель: Формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры: Учитель называет слова. Ученики поднимают руку, если
звук произносится долго. Если гласный произносится кратко, руку
поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше
ошибок.
Какое слово звучит?
Цель: Формирование навыка установления звуко-буквенных
соответствий.
Ход игры: Учитель пишет на доске 10-20 слов. Потом начинает их
читать с определенной скоростью в произвольной
последовательности. Обучаемые должны отметить в списке и
только те слова, которые были произнесены учителем. Или найти в
списке слова и поставить рядом с каждым из них порядковый номер
по мере их произнесения учителем.
Вставь букву.
Цель: Проверка усвоения орфографии в пределах изученного
лексического материала.
Ход игры: Образуются 2 команды. На доске для каждой команды
записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Обучаемые
выходят поочередно к доске и вставляют пропущенные буквы.
Пять карточек.
Цель: Контроль усвоения алфавита.
Ход игры: Учитель показывает каждому из участников игры 5
карточек с буквами. Выигрывает тот, кто правильно и без пауз
называет все 5 букв.
Антонимы.
Цель: Формирование лексического навыка.
Ход игры: Образуются 2 команды. Учитель называет
прилагательные из парного ряда. Играющие должны назвать слово
с противоположным значением.
Числительные.
Цель: Закрепление количественных и порядковых числительных.
Ход игры: Образуются 2 команды. Учитель называет порядковое
или количественное числительное. Первая команда должна назвать
предыдущее число. Вторая – последующее. За каждую ошибку
команда получает штрафное очко.
Снежный ком.
Цель:Закрепление лексических единиц.
Ход игры: Учитель задает вопрос, в ответе на который
предполагается употребление пройденной лексики. Первый ученик
отвечает на вопрос, второй должен повторить его ответ и в конце
добавить свое слово и т.д.
Кроссворд.
Цель: Активизация лексических навыков.
Ход игры: Учитель чертит на доске кроссворд. Образуются 2
команды. Играющие получают карточку с вопросами, потом по
очереди выходят к доске и разгадывают кроссворд. За каждое
угаданное слово команда получает очко.
Изображение действий.
Цель: Автоматизация употребления глаголов в устной речи.
Ход игры: Ведущий выходит к доске и изображает действия.
Играющие должны прокомментировать его, употребляя изученные
глаголы.
Игра в мяч.
Цель: Автоматизация употребления предлогов перед
географическими названиями.
Ход игры: Учитель называет предложение, пропуская предлог
перед географическими названиями. Поймавший мяч должен
повторить предложение, вставляя правильный предлог и форму
артикля, где необходимо.
Для обучения навыкам и умениям оформления речевых
высказываний существуют следующие игры:
Важный гость.
Цель: Формирование навыков лексико-грамматического
оформления речевых высказываний в диалогической речи.
Ход игры: Обучаемые должны представить себе, что они ждут в
гости известного человека из страны изучаемого языка. Один из
участников игры – иностранный гость входит в класс, здоровается
со всеми по очереди, знакомится и отвечает на вопросы участников
игры. Гость отвечает на них и сам задает вопросы.
Игра в куклы.
Цель: Формирование навыков оформления речевого высказывания
в процессе взаимодействия.
Ход игры: Для игры требуется несколько игрушек. Каждый
обучаемый должен решить, кого представляет та или иная кукла.
Куклы должны в процессе общения поздороваться, познакомится,
расспросить об интересах и т.д.
Путешествие в страну изучаемого языка.
Цель: Активизация монологической речи в предлагаемой ситуации
и практика порождения связного развернутого высказывания.
Ход игры: Играющим задается ситуация экскурсия по одной из
немецкоговорящих стран. Каждому обучаемому предлагается
сначала назвать достопримечательности страны, затем выбрать те
из них, которые они хотели бы посмотреть, а также объяснить свой
выбор. В этой игре каждый из обучаемых может попробовать себя в
роли экскурсовода.
Вывод:
Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только
организует процесс общения, но и приближает его к естественной
коммуникации. Игры оживляют уроки и всегда приносят
удовольствие младшим школьникам.