Автор: Епифанова Наталья Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ с. Нугуш
Населённый пункт: с. Нугуш Мелеузовского района РБ
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность как инструмент повышения качества образования
Раздел: полное образование
Исследовательская деятельность как инструмент повышения
качества образования
Происходящие в современности в общественной жизни требуют новых
способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с
индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка
самостоятельного движения в информационных полях, формирования у
обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для
разрешения возникающих в жизни проблем. Акцент переносится на
воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей
способности мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать
принимаемые решения и четко планировать действия, эффектно сотрудничать
в разнообразных по профилю группах, быть открытыми для новых контактов
и культурных связей. Это требует широкого внедрения в
образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения
образовательной деятельности. В связи с этим становится ясно, что
необходимым становится и реконструкция способов оценки знаний
учащихся. Применяемые в настоящее время системы оценивания знаний
учащихся слабо стимулируют инициативу детей, снижают значимость
постоянной работы ребенка.
Творчески работающему коллективу МОБУ СОШ с. Нугуш пришлось
искать свои пути решения этой проблемы. При поддержке кафедры Центра
выявления и развития одаренности детей БИРО РБ г.Уфы была открыта
Республиканская экспериментальная площадка с методической темой
«Исследовательская деятельность в экологическом образовании учащихся».
Начинания коллектива поддержал и преподавательский состав филиала
МГТУ г. Мелеуз. Педагогический коллектив активно включился в процесс
обучения. В школе проводили семинары опытные преподаватели БИРО.
Практически эти знания были воплощены в работе летнего экологического
лагеря «Юный исследователь»
На республиканский слет были приглашены республиканские
экспериментальные школы Центра влияния и развития одаренности детей
БИРО.
Расположился лагерь на территории национального парка «Башкирия»
в уютном уголке на берегу р. Нугуш. Лагерь работал в течение 10 дней.
Ребят распределили на 7 групп. Каждая группа выбрала понравившуюся ей
тему исследовательской работы. Во время встреч, экскурсий и походов
учащиеся и руководители, исходя из поставленных задач, выполняли
различные практические задания. Благодаря хорошей организации работы
лагеря, участники проделали огромную работу. Объектами их исследования
стали ручьи: Шульган, Сумган, Юрмаш; реки: Белая, Нугуш, Юмагузинское
водохранилище, водопад Куперля, озеро Холодное. Каждый вечер ребята
писали отчет о проделанной работе, делились своим опытом, впечатлениями
о прошедшем дне.
Для юных исследователей каждый день проводились теоретические
занятия по организации исследовательской деятельности научными
руководителями Фахретдиновой Ф.Р., Губайдулиным М. И. Не остались в
стороне и сотрудники национального парка «Башкирия». Их советы и
дополнительные сведения были так необходимы для завершения «маленького
научного труда».
Последние дни работы были самыми трудоемкими: участники с
увлечением работали на компьютере, тренировали свои ораторские
способности. В общем, ждали оценку своего труда. Ожидания ребят были
оправданы. Каждая работа отмечена в той или иной номинации. В
заключительном слове авторитетная комиссия поблагодарила ребят и
убедительно просила продолжить исследования Юные исследователи еще
долго спорили о важности своего «труда, но мы, учителя, видели на лицах
детей удовлетворение.
Проанализировав работу летнего лагеря, педагогический коллектив
пришел к выводу, что в школе необходимо создать научное общество. Так
было организовано НОУ «Поиск». Опыт, полученный в летнем
экологическом лагере, помог привлечь к разработке исследовательских работ
не только учителей естествознания, но и учителей математики, истории,
литературы.
Такая планомерная работа помогла многим ученикам раскрыться.
Они стали активно выступать на школьных, районных и региональных
конференциях. За один учебный год мы достигли определенных результатов.
В конце учебного года на педсовете при подведении итогов было
констатировано: « Качество обучения повысилось на 15%».
Учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ с. Нугуш
Мелеузовского района
Епифанова Н.А.