Автор: Прокопьева Зоя Геннадъевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27 "Рябинка"
Населённый пункт: город Новочебоксарск Чувашской Республики
Наименование материала: статья
Тема: Беспокойный ребенок
Раздел: дошкольное образование
БЕСПОКОЙНЫЙ РЕБЕНОК
Как разговаривать с беспокойным ребенком
1.
Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение,
злость. Выражения типа «терпеть не могу», «ты меня извел», «у меня нет сил»,
«ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых),
бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать.
2.
Не разговаривайте с ребенком между делом, раздраженно, показывая
всем своим видом, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с
ним. Извинитесь, если не можете отвлечься, и обязательно поговорите с ним
позже.
3.
Если
есть
возможность
отвлечься
хотя
бы
на
несколько
минут,
отложите все дела, пусть ребёнок почувствует ваше внимание, и заинтересо-
ванность.
4.
Во время разговора помните, что важны тон, мимика, жесты, на них
ребёнок реагирует сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать
недовольство, раздражение, нетерпение.
5.
Разговаривая с ребёнком, задавайте вопросы, требующие простран-
ного ответа.
6.
Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и
важно то, о чём он говорит.
7.
Не оставляйте без внимания просьбы ребёнка. Если просьбу нельзя
выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь ко-
ротким
«нет»,
объясните,
почему
вы
не
можете
её
выполнить.
Не
ставьте
условия для выполнения просьбы, например: «Если ты сделаешь это, то я
сделаю то-то». Вы можете поставить себя в неловкую ситуацию.
Что делать в сложной ситуации?
1.
Научиться не придавать «проступку» чрезвычайное значение, сох-
ранять спокойствие (не путать с показным спокойствием, когда взрослый всем
своим
видом
дает
понять:
«Давай,
давай,
мне
это
безразлично,
это
твои
проблемы»). Это не означает, что нужно всегда
ИДТИ
на поводу у ребёнка, не
замечать его проступков, потакать ему, не контролировать его действия и не
предъявлять
к
нему
никаких
требований.
Наоборот,
необходимы
чёткие
требования (в пределах возможностей ребёнка), не меняющиеся в зависимости
от ситуации и настроения взрослого. Нужны требования плюс спокойствие и
доброжелательность.
Ребёнок
должен
осознавать,
что
требование
-
это
не
прихоть взрослого, а отказ - это не демонстрация враждебности, не наказание за
проступок или просто ваше невнимание к его просьбе.
2.
Никогда не наказывать, если проступок совершён впервые, случайно
или из-за ошибки взрослых.
3.
Не
отождествлять
проступок
(нарушение
поведения)
и
ребёнка.
Тактика «ты плохо себя ведёшь - ты плохой» порочна, она закрывает ребёнку
выход из ситуации, снижает самооценку, создаёт ситуацию страха, видимо,
поэтому
непослушные
дети
так
часто
спрашивают
родителей:
«Ты
меня
любишь?»
4.
Обязательно объяснить ребенку, в чём его проступок и почему так
себя вести нельзя. Однако если мама чуть что срывается на крик, а папа всегда
готов шлёпнуть, вряд ли можно объяснить ребёнку, что кричать и драться
нехорошо.
5.
Не стоить злословить по поводу проступка, напоминать (для про-
филактики), стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает,
рождает обиду и боль. Ребёнок может, не осознавая этого, ответить тем же. Не
стоит удивляться в этих случаях детскому «ненавижу» или «я тебя тоже не
люблю)) «ты злая»
6.
Не стоит ставить в пример «непослушному» ребёнку хороших братьев
и сестёр, сверстников, укоряя словами: «Есть же нормальные дети, которые не
изводят своих родителей». Родители, которые легко выходят из себя, не умеют
держать себя в руках, а значит, не умеют себя вести, - это не очень хороший
пример для детей.