Автор: Потылицына Надежда Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 29
Населённый пункт: г. Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как средство успешной социализации"
Раздел: дошкольное образование
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как средство успешной социализации.
Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей
является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей. В
настоящее
время
принципиально
меняется
содержание
образовательного
процесса,
в
котором возможно выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, не зависимо от
его особенностей, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для
обогащения
жизненного
опыта
и
личностного
роста.
В
момент
творчества
человек
наиболее
полно
и
глубоко
переживает
себя,
как
личность,
осознает
свою
индивидуальность. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств
нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и
во
многом
определяются
наследственностью.
Кроме
того,
влияние
на
развитие
способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка. В процессе творческой
деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение
собственной
личностной
ценности,
активно
строятся
индивидуальные
социальные
контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество
помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые
кажутся
непреодолимыми
для
ребенка.
Свои
чувства
и
эмоции,
а
также
знание
и
отношение
ребенку
легче
выразить
с
помощью
зрительных
образов,
чем
вербально,
следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности
говорить
или
слышать,
тогда
невербальное
средство
оказывается
единственным
инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Если
ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество,
независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния
зажатости. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных
видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении
взрослого.
Они
лишены
широких
контактов,
возможности
получать
опыт
от
других
сверстников,
которые
есть
у
обычного
ребенка.
Их
мотивация
к
различным
видам
деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в
освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких
детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным.
Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у
обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к
возникновению
поведенческих
проблем.
Это
становиться
серьезным
препятствием
в
развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит
от уровня активности, а у детей с ОВЗ собственная активность снижена. Многие дети не
имеют возможности проявлять и реализовывать свои творческие потенциалы, это зависит
в первую очередь от того, что нет включения ребенка в активную деятельность, есть
ограничения в контакте с окружающими. Главной задачей педагога в работе с детьми с
ОВЗ является создание условий для его успешной социализации. Привлекая внимание
детей обогащением предметно пространственной среды
чем-то новым,
необычным и
нетрадиционным, мы получаем возможность расположить ребенка к себе, и
даем ему
возможность
для
самовыражения
и
самореализации,
а
следовательно,
и
успешной
а д а п т а ц и и
в
н е п р и в ы ч н о м
е м у
о к р у ж е н и и .
Огромный потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной
деятельности детей. Именно успешное освоение творческой деятельности способствует
интеллектуальному
развитию
ребенка,
помогает
в
формировании
других
видов
деятельности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего
мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием
его
чувств
и
сознания.
В
процессе
усвоения
детьми
ряда
навыков
происходит
совершенствование мелкой моторики рук. Материалы для работы подбираются с учетом
темы,
а
также
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей.
Мнение,
что
изобразительная
деятельность
доступна
не
всем,
а
только
одаренным
детям,
теряет
обоснованность.
Целевая
установка
социализации
состоит
в
том,
чтобы
каждого
растущего человека приобщить к основам культуры и социализации, сделать способным
адаптироваться в обществе, что требует развития отношений, взглядов, чувств, готовности
участвовать
в
социальной
деятельности.
В
полной
мере
эта
установка
определяет
с т р а т е г и ю
р а з в и т и я
и н к л ю з и в н о г о
о б р а з о в а н и я .
Поэтому для развития творческих способностей детей актуально использовать разные
техники: традиционные (аппликация, лепка, рукоделие) и нетрадиционные (рисование
пластилином, свечой, восковыми мелками, и утюгом; витраж, коллаж с применением
крупы, семян, пуговиц, скорлупы; комбинированная аппликация – применение войлока,
ткани,
кружева,
тесьмы,
пряжи
и
т.д),
экспериментирование
с
различными
художественными
материалами,
дидактические
игры,
силуэтное
и
объемное
моделирование,
упражнения
для
составления
орнамента.
Все
необычное
привлекает
внимание детей, заставляет их удивляться. Творческая работа с разными художественными
материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству и является
необходимым
условием
формирования
творческой
личности
ребенка.
Использование
нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества,
пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает,
помогает детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не
сделаю правильно». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их
способностей. Творчество способствует снятию напряжения, скованности, зажатости, дает
прекрасную возможность ребенку с ОВЗ получить положительные эмоции и выразить
свои чувства, например, на бумаге. Участие родителей в творческой деятельности вместе
с детьми укрепляет эмоциональную связь и стимулирует становление более прочных,
зрелых
детско-родительских
отношений.
Во
время
образовательной
деятельности
создаётся атмосфера комфорта и взаимоуважения, мотивирующая родителей следовать за
ребёнком и не вмешиваться в его работу, при этом поощряя его творческую активность.
Только давая ребенку с ОВЗ возможность получать положительные эмоции от творческой
деятельности, возможность проявить себя, не ограничивая свою фантазию, активизируя
мыслительные процессы, мы педагоги можем надеяться на его успешную социализацию.