Автор: Захарченко Ольга Васильевна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ № 10
Населённый пункт: город Ейск. Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Возьмемся дружно за руки
Раздел: дошкольное образование
Захарченко Ольга Васильевна
Учитель-дефектолог МБДОУ ДСКВ №10 г. Ейск МО Ейский район
Краснодарский край
Возьмемся дружно за руки
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние
здоровья
которых
препятствует
освоению
образовательных
программ
вне
специальных условий обучения и воспитания. В МБДОУ ДСКВ №10 г. Ейска
МО
Ейский
район
группа
для
детей
с
множественными
нарушениями
в
развитии
существует
уже
12
лет.
Состав
группы
«Особый
ребенок»
чрезвычайно
неоднороден.
Это
определяется,
прежде
всего,
тем,
что
ее
посещают дети от 3 до 8 лет, имеющие различные отклонения в развитии -
тяжелые
нарушения
опорно-двигательного
аппарата
(ДЦП
–
спасический
тетрапарез, спастическая диплегия. дисплазия),
речи (алалия, дизартрия),
комплексные
нарушения
в
развития
интеллекта
(аутизм,
синдром
Дауна,
когнитивные
нарушения),
с
выраженными
расстройствами
эмоционально-
волевой
сферы.
Таким
образом,
самым
главным
приоритетом
в
работе
с
«особыми»
детьми
является
индивидуальный
подход,
с
учетом
специфики
психики и здоровья каждого ребенка.
При воспитании и обучении «особых» детей одним из самых важных
условий для педагогов, родителей группы является понимание того, что наши
«особые» дети ничем не отличаются от детей, посещающих обычные группы
образовательных учреждений. Педагоги
и специалисты
разъясняют
тему
равноправия людей с инвалидностью и взрослым, и детям, посещающим
детский
сад.
Но,
тем
не
менее,
«особые»
дети
нуждаются
в
особенном
индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартного ДОУ в реализации
своих
потенциальных
возможностей
и
создании
условий
для
развития.
Ключевым моментом этой ситуации является то, ребята не приспосабливаются
к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных
условиях, которые общество принимает и учитывает.
Организация процесса познания – одна из важнейших задач, стоящих
перед
педагогами
ДОУ,
где
воспитываются
и
обучаются
дети
с
ограниченными физическими возможностями. Познавательная деятельность –
это средство достижения главной цели – самоопределения детей–инвалидов в
н а ш е м
о б щ е с т в е
и
и х
с о ц и а л ь н а я
а д а п т а ц и я .
В ДОУ педагоги работают с детьми по специальным методикам
обучения,
которые
касаются
всех
этапов
воспитания
и
обучения. Особое
внимание уделяется здоровье развивающим технологиям при коррекционно-
развивающей
работе
с
детьми.
Здоровьеразвивающая
деятельность
образовательного учреждения включает систему мероприятий, направленных
на сохранение и укрепление здоровья детей, включая:
создание
здоровьесберегающей
инфраструктуры
образовательного
учреждения;
рациональная организация воспитательно - образовательного процесса,
использование
в
работе
диагностических
методов
исследования
для
возможной организации на занятиях коррекции здоровья детей;
организация адаптивной физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ;
просветительско-воспитательная
работа
с
родителями
и
детьми,
направленная
на
формирование
ценности
здоровья,
здорового
образа
жизни, правильного отношения детей к занятиям физической культуры, к
занятиям
спортом
и
личностной
рефлексии
детей
по
проблеме
коррекции мнения о себе, о своем собственном здоровье и
здоровье
окружающих людей.
Важную роль в успехе здоровье развивающей деятельности играет не
только материальная база ДОУ, но и та конкретная целенаправленная работа,
которую осуществляют администрация, педагогический коллектив совместно с
медицинским работником и родителями. Активная позиция и формирование
планирования,
расписания
занятий,
адекватность
нагрузки
детей
в
соответствии с возрастным возможностям, грамотный подход к выбору форм и
средств просветительской, профилактической и физкультурно-оздоровительной
работы – вот те резервы, которые имеются в ДОУ для улучшения условий
труда
и
отдыха
детей,
от
которых
напрямую
зависит
их
психическое
и
физическое здоровье. Соблюдение гигиенических норм и режима дня
является важными составляющими здоровьеразвивающей деятельности.
На занятиях и в повседневной жизни у детей
закрепляются
представления
о
значении
культурно
–
гигиенических
навыков
в
жизни
человека. Дети на практических мастер-классах, тренингах знакомятся с
полезными
для
здоровья
продуктами,
они
постигают,
в
общих
чертах,
особенности процесса пищеварения, культуры питания и поведения за столом, у
них
закладываются
представления
о
целостном
организме
человека,
о
взаимозависимости всех его систем, а также собственных взаимоотношениях с
окружающим
миром.
Путем
практических
упражнений
дети
постигают
особенности зрительного, слухового, тактильного, осязательного восприятия
окружающего
мира,
учатся
доверять
своим
ощущениям
и
использовать
в
повседневной практике, фиксируя свои ощущения в речи. Также используются
беседы
для
накопления
индивидуального
чувственного
и
эмоционального
опыта, на которых закладываются основы представлений детей о различных
чувствах и их проявлениях в поведении и отношениях с другими людьми.
Ежедневно
дети
учатся
бережно
относится
к
органам
чувств.
С
воспитанниками, (по мере утомления), проводятся физкультурные паузы для
снятия
напряжения,
что
способствует
повышению
и
восстановлению
работоспособности. В зависимости от двигательных нарушений, специально
подбираются индивидуальные задания,
наиболее эффективные именно для
каждого ребенка. Соблюдается ортопедический режим, так как все дети
постоянно должны носить специальную обувь и контролируется их осанку и
посадку за столом. Важным моментом является развитие у детей координации
движений,
которая
развивается
на
игровых
занятиях.
Если
у
ребенка
наблюдаются гиперкинезы (непроизвольные движения в различных группах
мышц),
то
с
ними
проводятся
упражнения,
которые
подавляют
эти
насильственные движения. Эффективными являются упражнения, при которых
требуется оказание сопротивления. Дети практически овладевают
приемами
самомассажа. На всех речевых, ознакомительных занятиях используется
дыхательная, пальчиковая гимнастика, упражнения для развития координации
и общей моторики детей. Для снятия мышечного напряжения, организуется
(по мере необходимости) постоянная смена статико-динамических поз детей.
Поскольку,
все
дети
имеют
различные
нарушения
зрения,
то
для
периодической
активизации
зрительной
координации,
применяются
комплексы упражнений на основе специально разработанной схемы зрительно-
двигательных
траекторий,
которые
позволяют
предупредить
зрительное
переутомление, улучшить функциональные возможности зрительной системы.
Из-за повышенной физической и интеллектуальной утомляемости детям с ОВЗ
обязательно соблюдается адаптивный режим дня, предусматривающий смену
отдыха и трудовой и образовательной деятельности.
Все эти направления физкультурно-оздоровительной
работы,
проводимой совместно
со
специалистами ДОУ, способствуют успешному
проведению психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы в
группе «Особый ребенок».