Напоминание

Бенефис дробей


Автор: Попова Ирина Борисовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Нерская гимназия"
Населённый пункт: п. Усть-Нера, Оймяконский район, РС Якутия
Наименование материала: внеклассное мероприятие по математике
Тема: Бенефис дробей
Раздел: среднее образование





Назад




«Бенефис дробей»

Цели:

Повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и

навыки по темам «Десятичные дроби» и «Обыкновенные

дроби».

Способствовать развитию творческой деятельности учащихся,

потребности к самообразованию;

Воспитывать культуру общения, развивать элементы

ораторского искусства.

Форма проведения урока: урок - бенефис

Подготовка к уроку.

1.

На доске плакаты с перечислением шести действий бенефиса:

историческое, поэтическое, антракт, пантомима, логическое,

завершающее.

2.

Класс разбит на 3 группы: друзья обыкновенных дробей, друзья

десятичных дробей, недруги дробей – друзья целых чисел.

3.

Задания на плакатах, которые во время урока можно сменить с

помощью магнитов.

Действующие лица и исполнители:

Друзья десятичных дробей;

Друзья обыкновенных дробей;

Недруги дробей – друзья целых чисел.

Спектакль ведет учитель математики.

ХОД УРОК

Учитель. Совсем немного осталось работать по учебнику «Математика», и

путешествие по нему, начатое еще в начальной школе, заканчивается. Означает

ли это, что вы «прошли» всю математику? Конечно, нет. Математика огромна:

чем глубже ее изучаешь, тем интереснее и загадочнее она становится. Начиная с

7-го класса, вы будете изучать два математических предмета: алгебру и

геометрию. Поговорим об обыкновенных и десятичных дробях; отныне они не

покинут вас, где бы вы ни были, какую бы профессию ни приобрели.

Действие 1. Историческое

Выступают представители команд.

Недруги дробей. Целые числа появились давным-давно. Часть из них –

натуральные числа – возникли самыми первыми из практики счета конкретных

предметов, потом появился нуль, а затем и числа, противоположные

натуральным, то есть целые отрицательные. Правда, их долго не признавали,

считали «мнимыми», но потом поняли, что без них не обойтись, - и стали целые

числа поживать мирно и дружно.

Друзья обыкновенных дробей. Вот и нет, положительные обыкновенные

дроби появились раньше нуля и отрицательных чисел: их употребляли наряду с

натуральными числами, и возникли они из практических нужд, в частности

измерений, так как часто бывает невозможно обойтись только целыми

единицами.

Друзья десятичных дробей. Десятичные дроби ввел самаркандский ученый

ал-Каши, но об этом в Европе в то время не узнали, и только через 150 лет

десятичные дроби были заново открыты нидерландским ученым-математиком

Симоном Стевиным. Работать с ними также легко, как с натуральными числами.

Десятичные дроби – это те же обыкновенные дроби, но со «стандартным»

знаменателем – единицы с нулями – записанным определенным способом. При

этом, выполнять действия с обыкновенными дробями несколько труднее.

Недруги дробей. Если вы друзья дробей, то, наверное, хорошо знаете их

свойства. Скажите, как называется свойство обыкновенной дроби, дающее

возможность получить бесконечное множество равных дробей? Что позволяет

получить десятичную дробь, равную данной?

Учитель. Готовясь к бенефису, друзья десятичных друзей встретились с

одним интересным и знаменитым открытием.

Друзья десятичных дробей. До сих пор на уроках мы имели дело либо с

конечными, либо с бесконечными периодическими десятичными дробями. Но

оказывается, греческий математик Пифагор еще в VI в. до н. э. открыл, что

диагональ квадрата со стороной 1 не может быть выражена ни конечной, ни даже

бесконечной периодической дробью: она может быть выражена только

бесконечной непериодической дробью и представляет собой незнакомое нам

число, о котором узнаем на уроках алгебры.

Действие 2. Поэтическое

Недруги дробей. Если вы так любите своих друзей, то, наверное, и стихи в их

честь сочиняете. Так бы хотелось послушать.

Друзья обыкновенных дробей (представители команды рассказывают по

очереди.)

Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой числитель, знайте.

Под чертою – знаменатель.

Дробь такую непременно

Надо звать обыкновенной.

Посмотрите, что за дробь –

Дробь обыкновенная.

Проведем сегодня с ней

Действие мгновенное.

Пять восьмых и восемь пятых

Сколько будет? Две девятых.

Действие неверное –

Действие мгновенное

Ну, а правильный ответ

Будем помнить много лет.

Дробь на дробь просто умножить,

Надо числители и знаменатели перемножить.

Несложно дроби и разделить:

Стоит лишь вторую заменить

Дробью, ей обратной

И для нас приятной.

Друзья обыкновенных дробей (представители команды рассказывают по

очереди)

О, дробь десятичная!

Удобная и практичная.

Место запятых знай –

Любую задачу решай!

Друг над дружкой они при сложении,

Точно также при вычитании.

Дробь на дробь

Если хочешь поделить,

Не забудь запятые переносить.

Отдели с конца при умножении

Сколько знаков? – Сколько при сложении.

Учитель. Поем во славу математики

(на мелодию «шаланды, полные кефали»).

Пускай кому-то мил английский. Нам уравненья – как поэмы,

Кому история важна. Решаем мы их все шутя.

Без математики же всем нам И все задачки на проценты

И ни туда, и ни сюда. Ласкают слух нам, да-да-да.

Антракт

Для друзей обыкновенных дробей –«Перетягивание каната». Кто

сильнее:

28

11

или

42

17

?

Для друзей десятичных дробей. «Отыщи ближайших целых

соседей». 24,16; 12,827

Для недругов дробей. Назовите целое трёхзначное число, в котором

цифра десятков 2, а сумма цифр единиц и сотен равна 18.

Действие 3. Пантомима.

Учитель. Пантомима – мимическое представление без слов. Друзья

обыкновенных и десятичных дробей покажут с помощью пантомимы какое-то

действие с дробями. Ваша задача – угадать его.

Друзья десятичных дробей. Показывают под музыку пантомиму «Округление

десятичных дробей до единиц».

а) Ученица показывает плавно рукой цифры 0,1,2,3,4 из разряда десятых;

учащиеся изображающие цифры после запятой, плавно падают; ученик – разряд

единиц – стоит, гордо подбоченившись.

б) Если же девочка показывает, обводя рукой цифры 5,6,7,8,9, то ученики –

цифры после запятой – падают, а к разряду единиц подбегает ученик,

изображающий 1; он стоит, обнявшись с цифрой разряда единиц.

Друзья обыкновенных дробей. Показывают пантомиму «Сложение

обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями». Дроби с одинаковыми

знаменателями – ученики в красных фартуках, числители слагаемых – в зелёных и

розовых косынках; числитель суммы - в синей косынке, дробные чёрточки –

ремешки, знаки «+» и «-« - согнутые в локте руки в черных нарукавниках на фоне

белой рубашки.

Действие 4. Логическое

Недруги дробей. Сейчас мы вам, друзья дробей, предложим кроссворды. Если вы

их разгадаете верно, то мы поверим в вашу искреннюю любовь к дробям.

Друзьям обыкновенных дробей. Кроссворд выполнен в виде лягушки.

1.Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое.

(Знаменатель)

2. Дробная черта – это знак … (Деления).

3. Деление числителя и знаменателя дроби на одно и то же натуральное число –

это….(Сокращение).

4. Определите, не прибегая к вычислениям, какое выражение больше (первое

или второе): 1 -

1998

1

или 1 -

1999

1

(Второе).

5. Плод банана состоит из кожуры и мякоти. Кожура составляет

5

2

массы банана.

Масса мякоти составляет …… кг, если масса бананов 10 кг? (6кг).

Друзьям десятичных дробей. Кроссворд выполнен в виде дельфина.

1. Знак, отделяющий целую и дробную части. (Запятая).

2. Дробь 3, 298

3, 30 округлена до разряда …(Сотых).

3. Сравнивают, вычитают, складывают десятичные дроби …(Поразрядно).

4. Скорость катера по течению реки 15,2 км/ч, а против течения 11,2 км/ч.

Найдите скорость течения реки. (2км/ч).

5.В ржаном хлебе 52 % белка. В скольких граммах хлеба содержится 260 г белка?

(500г).

Недругам дробей учитель предлагает разгадать ребусы.

(компьютер) (восток)

Действие 5 и последнее. Решающее

Недруги дробей. Предложим мы вам сейчас, друзья дробей, по задаче. Если

ваши друзья-дроби справятся с ними, то мы из недругов превратимся в друзей

дробей, так как поверим в их силу и мощь.

Друзья дробей получают задачи, решают их и защищают своё решение.

Задача друзьям обыкновенных дробей.

Длина прямоугольника 66 см. Его ширина составляет

11

3

длины. Найдите

периметр прямоугольника.

Задача друзьям десятичных дробей.

Две машины выехали одновременно навстречу друг другу. Скорость первой

машины 54,3 км/ч, скорость второй машины 60,7 км/ч. Через сколько часов

машины встретятся, если сейчас между ними 345 км?

Задача недругам дробей.

Самое большое животное земного шара – кит синий. Масса новорождённого

китёнка 3 тонны. В период кормления матерью он прибавляет в весе 100 кг

ежедневно. Сколько будет весить китёнок через 30 дней?

Учитель. Итак, бенефис завершен. Спасибо вам, ребята, за любовь к дробям и

целым числам.



В раздел образования