Автор: Белова Ольга Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 27 "Рябинка"
Населённый пункт: город Новочебоксарск, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: Использование дидактических игр в формировании связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование
Использование дидактических игр в формировании связной речи
у детей с тяжелыми нарушениями речи
Дошкольный
возраст
-
это
возраст
активного
освоения
речи,
овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи.
В
основе
всего
вербального
развития
ребенка
лежит
коммуникативная
функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как
скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности
поведения.
Невмешательство
в
этот
процесс
может
повлечь
за
собой
отставание в развитии ребёнка.
На современном этапе одной из важнейших задач по развитию речи
детей
является
развитие
связной
речи.
Для
реализации
которой
необходимо:
- Формировать речь детей через развитие познавательной деятельности,
как самостоятельной, так специально организованной;
-
Ежедневно
организовывать
разнообразную
самостоятельную
деятельность детей;
- Ежедневно предусматривать индивидуальное общение с ребёнком;
-
В
работе
использовать
формы,
где
речь
является
средством
мыслительных,
умственных
действий
и
в
то
же
время
становится
самостоятельной творческой деятельностью ребёнка.
Дошкольное детство довольно короткий отрезок в жизни человека. В
этот
период
развитие
идет
как
никогда
бурно
и
стремительно.
Из
совершенно
беспомощного,
ничего
не
умеющего
существа
ребенок
превращается
в
относительно
самостоятельную,
активную
личность.
Определенное
развитие
получают
все
стороны
психики
ребенка,
тем
самым
закладывается
фундамент
для
дальнейшего
роста.
Во-первых,
формируются
основы
личности.
Во-вторых,
расширяется
сфера
деятельности
ребенка.
В-третьих,
в
этот
период
детства
интенсивно
развивается познавательная сфера и речь дошкольника.
Согласно
Федеральному
государственному
образовательному
стандарту
дошкольного
образования
содержание
образовательной
программы
дошкольной
организации
должно
обеспечивать
развитие
личности,
мотивации
и
способности
детей
в
различных
видах
деятельности
и
охватывать
структурные
единицы,
представляющие
определенные направления развития и образования детей.
Целевые
ориентиры
ФГОС
ДО
предполагают,
что
на
этапе
завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет
устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать
речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у
ребенка складываются предпосылки к грамотности.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра. Она
является
своеобразной,
свойственной
дошкольному
возрасту,
способом
усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности
ребёнка.
Благодаря
дидактической
игре
процесс
обучения
проходит
в
доступной
,
привлекательной,
игровой
форме.
Дидактическая
игра
помогает
развивать
речь
детей:
пополняет
и
активирует
словарь,
формирует
правильное
звукопроизношение,
развивает
связную
речь,
умение правильно выражать свои мысли.
Идея
включения
дидактической
игры
в
процесс
обучения
всегда
привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что
дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал
стараться
делать
занятия
более
занимательными,
так
как
это
одна
из
основных задач обучения и воспитания детей.
Игра
понимается
как
«особый
тип
деятельности
ребенка,
воплощающий
в
себе
его
отношение
к
окружающей,
прежде
всего
социальной действительности, имеющий свое специфическое содержание
и строение - особый предмет и мотивы деятельности, и особую систему
действий».
Таким образом, игра реализует обучающую и игровую цели.
Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали
усвоение программного материала.
Дидактическая
игра
является
ценным
средством
воспитания
умственной
активности,
она
активизирует
психические
процессы,
вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.
Игра
помогает
сделать
любой
учебный
материал
увлекательным,
в ы зы ва е т
у
д е т е й
гл уб о ко е
уд о вл е т во р е н и е ,
с т и м ул и р у е т
работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Исходя
из
вышесказанного,
целью
исследования
является
теоретический анализ и обобщение опыта о роли дидактических игр в
развитии
речи
дошкольников
и
создание
условий
для
развития
речи
дошкольника посредствам дидактических игр.
Для решения данной проблемы поставлены следующие задачи:
1) Изучить научно - методическую и психологическую литературу по
данной теме; 2) Определить значение дидактических игр и упражнений в
развитии
речи
дошкольников;
3)
Разработать
методические
приемы
развития
речевой
деятельности
дошкольников;
4)
Разработать
и
использовать в работе дидактические игры для активизации речи детей.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования была выдвинута
гипотеза: роль дидактических игр в развитии связной речи дошкольников
будет успешным, если: 1) Использовать дидактические игры в процессе
занятий по развитию связной
речи; 2) Включать детей и педагогов в
совместную
творческую
деятельность;
3)
Создать
пространственную
предметно - развивающую среду; 4) В повседневной жизни применять
разнообразные активные формы, методы и приемы (игры, беседы, устное
народное творчество и т.д.)
Необходимыми условиями для успешной реализации данных задач
являются:
1)
Использование
принципа
интеграции
образовательных
областей;
2)
Личностно-ориентированная
модель
взаимодействия
взрослого и ребёнка; 3) Активное участие родителей в воспитательно-
образовательном
процессе;
4)
Создание
пространственной
предметно-
развивающей среды.
Для решения поставленных задач, были использованы наглядные,
словесные и практические методы исследования.
Для реализации задач были использованы следующие формы работы:
1) Совместная деятельность воспитателя с ребёнком; 2) Непосредственно
образовательная деятельность; 3)Индивидуальная работа с ребёнком; 3)
Развлечения, досуги.
Обучая навыкам связной речи и побуждая к ней ребёнка с общим
недоразвитием
речи,
логопеду
приходится
искать
интересные
для
дошкольника
формы
преподнесения
и
закрепления
материала.
Это,
конечно же, игры.
Участвуя в полюбившихся играх, дети с удовольствием включаются в
процесс обучения. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что
деятельность, связанная с творчеством, с возможностью каждый раз
добавлять что-то новое, для ребёнка более интересна, нежели действия по
строгим правилам и шаблонам.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Инновации - в логопедическую практику/Методическое пособие для
дошкольных образовательных учреждений/Сост. О.Е.Громова.- М.:
ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. - 232 с.
2.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и
развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с
ОНР. Некоторые методы и приемы. Методическое пособие. -М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2001.-48с.
3.
Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. Альбом
дошкольника. Приложение к комплекту пособий "Учим говорить
правильно2. - М.: " Издательство ГНОМ и Д", 2001. - 40с.
4.
Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. 3-е изд., доп. /Под ред.
О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192с. – (Развиваем речь).
5.
Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи:
пособие для практ. работников ДОУ/ Г.С.Швайко; [под ред. в.В.Гербовой]. -
4-е изд. - Айрис-пресс, 2007. - 176 с.