Напоминание

Использование дидактических игр в формировании связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи


Автор: Белова Ольга Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 27 "Рябинка"
Населённый пункт: город Новочебоксарск, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: Использование дидактических игр в формировании связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование дидактических игр в формировании связной речи

у детей с тяжелыми нарушениями речи

Дошкольный

возраст

-

это

возраст

активного

освоения

речи,

овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи.

В

основе

всего

вербального

развития

ребенка

лежит

коммуникативная

функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как

скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности

поведения.

Невмешательство

в

этот

процесс

может

повлечь

за

собой

отставание в развитии ребёнка.

На современном этапе одной из важнейших задач по развитию речи

детей

является

развитие

связной

речи.

Для

реализации

которой

необходимо:

- Формировать речь детей через развитие познавательной деятельности,

как самостоятельной, так специально организованной;

-

Ежедневно

организовывать

разнообразную

самостоятельную

деятельность детей;

- Ежедневно предусматривать индивидуальное общение с ребёнком;

-

В

работе

использовать

формы,

где

речь

является

средством

мыслительных,

умственных

действий

и

в

то

же

время

становится

самостоятельной творческой деятельностью ребёнка.

Дошкольное детство довольно короткий отрезок в жизни человека. В

этот

период

развитие

идет

как

никогда

бурно

и

стремительно.

Из

совершенно

беспомощного,

ничего

не

умеющего

существа

ребенок

превращается

в

относительно

самостоятельную,

активную

личность.

Определенное

развитие

получают

все

стороны

психики

ребенка,

тем

самым

закладывается

фундамент

для

дальнейшего

роста.

Во-первых,

формируются

основы

личности.

Во-вторых,

расширяется

сфера

деятельности

ребенка.

В-третьих,

в

этот

период

детства

интенсивно

развивается познавательная сфера и речь дошкольника.

Согласно

Федеральному

государственному

образовательному

стандарту

дошкольного

образования

содержание

образовательной

программы

дошкольной

организации

должно

обеспечивать

развитие

личности,

мотивации

и

способности

детей

в

различных

видах

деятельности

и

охватывать

структурные

единицы,

представляющие

определенные направления развития и образования детей.

Целевые

ориентиры

ФГОС

ДО

предполагают,

что

на

этапе

завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет

устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать

речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого

высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у

ребенка складываются предпосылки к грамотности.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра. Она

является

своеобразной,

свойственной

дошкольному

возрасту,

способом

усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности

ребёнка.

Благодаря

дидактической

игре

процесс

обучения

проходит

в

доступной

,

привлекательной,

игровой

форме.

Дидактическая

игра

помогает

развивать

речь

детей:

пополняет

и

активирует

словарь,

формирует

правильное

звукопроизношение,

развивает

связную

речь,

умение правильно выражать свои мысли.

Идея

включения

дидактической

игры

в

процесс

обучения

всегда

привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что

дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал

стараться

делать

занятия

более

занимательными,

так

как

это

одна

из

основных задач обучения и воспитания детей.

Игра

понимается

как

«особый

тип

деятельности

ребенка,

воплощающий

в

себе

его

отношение

к

окружающей,

прежде

всего

социальной действительности, имеющий свое специфическое содержание

и строение - особый предмет и мотивы деятельности, и особую систему

действий».

Таким образом, игра реализует обучающую и игровую цели.

Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали

усвоение программного материала.

Дидактическая

игра

является

ценным

средством

воспитания

умственной

активности,

она

активизирует

психические

процессы,

вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.

Игра

помогает

сделать

любой

учебный

материал

увлекательным,

в ы зы ва е т

у

д е т е й

гл уб о ко е

уд о вл е т во р е н и е ,

с т и м ул и р у е т

работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Исходя

из

вышесказанного,

целью

исследования

является

теоретический анализ и обобщение опыта о роли дидактических игр в

развитии

речи

дошкольников

и

создание

условий

для

развития

речи

дошкольника посредствам дидактических игр.

Для решения данной проблемы поставлены следующие задачи:

1) Изучить научно - методическую и психологическую литературу по

данной теме; 2) Определить значение дидактических игр и упражнений в

развитии

речи

дошкольников;

3)

Разработать

методические

приемы

развития

речевой

деятельности

дошкольников;

4)

Разработать

и

использовать в работе дидактические игры для активизации речи детей.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования была выдвинута

гипотеза: роль дидактических игр в развитии связной речи дошкольников

будет успешным, если: 1) Использовать дидактические игры в процессе

занятий по развитию связной

речи; 2) Включать детей и педагогов в

совместную

творческую

деятельность;

3)

Создать

пространственную

предметно - развивающую среду; 4) В повседневной жизни применять

разнообразные активные формы, методы и приемы (игры, беседы, устное

народное творчество и т.д.)

Необходимыми условиями для успешной реализации данных задач

являются:

1)

Использование

принципа

интеграции

образовательных

областей;

2)

Личностно-ориентированная

модель

взаимодействия

взрослого и ребёнка; 3) Активное участие родителей в воспитательно-

образовательном

процессе;

4)

Создание

пространственной

предметно-

развивающей среды.

Для решения поставленных задач, были использованы наглядные,

словесные и практические методы исследования.

Для реализации задач были использованы следующие формы работы:

1) Совместная деятельность воспитателя с ребёнком; 2) Непосредственно

образовательная деятельность; 3)Индивидуальная работа с ребёнком; 3)

Развлечения, досуги.

Обучая навыкам связной речи и побуждая к ней ребёнка с общим

недоразвитием

речи,

логопеду

приходится

искать

интересные

для

дошкольника

формы

преподнесения

и

закрепления

материала.

Это,

конечно же, игры.

Участвуя в полюбившихся играх, дети с удовольствием включаются в

процесс обучения. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что

деятельность, связанная с творчеством, с возможностью каждый раз

добавлять что-то новое, для ребёнка более интересна, нежели действия по

строгим правилам и шаблонам.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Инновации - в логопедическую практику/Методическое пособие для

дошкольных образовательных учреждений/Сост. О.Е.Громова.- М.:

ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. - 232 с.

2.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и

развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с

ОНР. Некоторые методы и приемы. Методическое пособие. -М.:

Издательство ГНОМ и Д, 2001.-48с.

3.

Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. Альбом

дошкольника. Приложение к комплекту пособий "Учим говорить

правильно2. - М.: " Издательство ГНОМ и Д", 2001. - 40с.

4.

Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. 3-е изд., доп. /Под ред.

О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192с. – (Развиваем речь).

5.

Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи:

пособие для практ. работников ДОУ/ Г.С.Швайко; [под ред. в.В.Гербовой]. -

4-е изд. - Айрис-пресс, 2007. - 176 с.



В раздел образования