Автор: Рубцова Екатерина Александровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Навашинская ДШИ"
Населённый пункт: Нижегородская область, город Навашино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Начальный этап обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Навашинская детская школа искусств»
Методическая
разработка
Тема:
«Начальный этап обучения
игре на фортепиано детей
дошкольного возраста»
Преподаватель по классу фортепиано
Рубцова Е.А.
1
Оглавление:
I. Пояснительная записка………………...…………………………….3
II.
Некоторые
аспекты
донотного
периода
обучения
детей
дошкольного возраста:
1.Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста………6
2.Начальное обучение, первые шаги маленьких пианистов:
а) музыкальные способности………………………………………………10
б) «доигровой период»…………………………………………………….11
в) слушание музыки………………………………………………………...12
г) гимнастика………………………………………………………………..13
д) упражнения, укрепляющие мышцы ладони, пальцев, развивающие
подвижность кисти …….…………………………………………………………15
е) посадка за инструментом, постановка руки, игра на инструменте….16
ж) воспитание чувства ритма………………………………………………22
III. Заключение………………………………………………………….
24
Приложение 1………………………………………………………………. 26
Приложение 2………………………………………………………………..30
Приложение 3……………………………………………………………….. 35
IY. Список литературы………………………………………………....
37
2
I.Пояснительная записка
Музыку называют зеркалом человеческой души. Это искусство сильного
эмоционального воздействия, так как в нём определены человеческие эмоции.
«От нашего первого шага, от того, кто нам открыл прекрасный мир музыки,
полный чудес и тайн, зависит наша жизнь в этом мире, наше отношение к нему».
Эти слова, сказанные композитором А.Эшпаем, исключительно точно говорят о
той ответственности, которая ложится на плечи педагога с момента появления на
занятии
маленького
ученика.
Нужно
постараться
понять
его,
полюбить
всей
душой, стать ему добрым, верным другом.
Встреча
с
искусством
всегда
приносит
человеку
радость.
Счастлив
бывает тот, кто прикоснётся к этой радости в детстве, бережно пронеся её через
всю свою жизнь. И огромная заслуга здесь будет принадлежать тому, кто подарит
ребёнку эту встречу. Как важно, чтобы в этот ответственный момент рядом с
учеником
оказался
опытный
педагог,
учитывающий
возрастные
особенности
своего младшего друга, понимающий его детскую душу.
Знакомство с музыкой и музыкальной грамотой идёт параллельно. В этот период
ребёнок
должен
усвоить
и
запомнить
большое
количество
всевозможных
названий, понятий, иностранных слов и их значений, что порой утомляет, пугает и
отталкивает начинающего ученика от занятий музыкой.
В.А.Сухомлинский говорил: «То, что ребёнок обязан запомнить, прежде
всего должно быть интересным». Добиться интереса учащегося к занятиям можно
лишь в том случае, если уроки будут яркими, содержательными, наполненными
образными сравнениями, примерами. Но одного интереса мало, тем более в таком
деле, которое кроме ума, воли, требует ещё и большой эмоциональной отдачи.
Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному
содержанию.
Благодаря
столь
замечательной
особенности
она
становится
инструментом
эмоционального
познания
и
дает
ни
с
чем
не
сравнимые
3
возможности для развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве –
наиболее восприимчивом из всех возрастов. Любая пьеса, как бы она ни была
точно
исполнена,
не
тронет
сердца
слушателей,
если
её
не
пережил,
не
прочувствовал исполнитель. Вот почему параллельно с овладением навыками
игры на фортепиано, с усвоением нотной грамоты, необходимо формировать
душу ученика чуткой, внимательной, думающей, отзывчивой не только на свою,
но и на чужую радость и беду, а каждому педагогу известно насколько непроста
такая задача.
Начальный этап обучения в системе музыкального образования является
очень важным, а иногда решающим. От того, насколько правильно были заложены
первоначальные
основы,
зависит
активность
участия
в
музыкальной
жизни
воспитанников музыкальных школ.
Если задуматься над целями, которые мы ставим, приступая к обучению
игре на фортепиано ребёнка, не достигшего школьного возраста, то мы придём к
выводу, что эти цели должны быть согласованы со стремлениями самого ребёнка,
пришедшего обучаться. В этом возрасте ребёнок хочет играть, воспроизводить
музыку. Однако, он не испытывает ни малейшей потребности в напряжённых,
длительных занятиях. Игру на фортепиано он представляет себе, как своего рода
новое развлечение. Задача преподавателя - направить это «развлечение», сделать
его средством достижения преследуемой цели. Предметом, используемым в этом
«развлечении»,
должны
быть
звуки,
а
целью
-
освоение
особого
языка,
состоящего
из
звуков,
т.
е.
музыку.
Наиболее
подходящий
полностью
удовлетворяющий
стремление
ребёнка
в
игре
материал-это
детские
песенки,
стихи, картинки, сказки, простые знакомые ему явления из повседневной жизни
или природы.
Дети
дошкольного
возраста
мыслят
образно,
у
них
хорошо
развито
воображение.
Познание
окружающего
мира
у
них
неразрывно
связано
с
погружением в мир сказок, игрушек. Не следует прерывать эту связь, когда
ребёнок переступит порог класса. Игрушка способна оживить урок, помочь в
усвоении нового материала. Кроме того, любимый медвежонок, кукла, маленький
4
ёжик могут стать просто гостями на уроке, которые будут просто «смотреть», как
ведёт себя их друг в классе, как он трудится, а в конце занятия можно о любимой
игрушке сочинить пьеску или песенку. При умелом использовании таких игровых
моментов несомненно будут положительные результаты. Помимо того, что это
сблизит ученика с педагогом, появится большая возможность внести разрядку в
урок, не отвлекаясь от него.
Педагог, ведущий занятия с маленькими учениками, должен создавать на
уроках непринуждённую, радостную атмосферу, поддерживать в детях игровое
настроение, пробуждать их воображение. При этом он обязан не только учить
музыке, но, что не менее важно, и воспитывать музыкой.
В своей работе я решила использовать те методические приёмы, которые
являются результатом моей многолетней работы по обучению игре на фортепиано
детей
младшего
дошкольного
возраста.
В
их
основе
лежит
принцип
одновременного развития всех знаний, необходимых для формирования у ребёнка
пианистических навыков.
Данная
форма
моей
методической
работы
позволила
осветить
многие
вопросы музыкальной педагогики младшего дошкольного возраста с новых и
интересных, на мой взгляд, сторон, подробно раскрыть формы и методы обучения
игре на фортепиано, проиллюстрировав мои выводы примерами и упражнениями.
Цель
данной
работы
–
показать
основные
аспекты
донотного
периода
обучения
детей
дошкольного
возраста,
опираясь
на
чувственные
и
интеллектуальные
качества
ребёнка
–
слуховую
восприимчивость,
моторику,
память и мышление.
Предлагаемая методика позволяет педагогу познакомить детей с музыкой,
научить понимать её, а также формирует музыкальный вкус и образно-слуховые
представления.
Развитие
данных
навыков
активизирует
детский
интерес
к
музицированию и помогает сформировать творческий и эмоциональный настрой
в дальнейшем.
5
II. Некоторые аспекты донотного периода обучения
детей дошкольного возраста.
Начиная
занятия
с
самыми
маленькими
детьми,
прежде
всего
надо
стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьёзным, что может показаться им
утомительным или скучным. Для этой цели нужно создать ассоциации со всем,
что им привычно и приятно.
1.
Игра
–
ведущий
вид
деятельности
детей
дошкольного
возраста.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Она
становится ведущим видом деятельности не потому, что ребёнок большую часть
времени проводит в развлекающих его играх и относительно мало или совсем не
включён
в
трудовую
деятельность
взрослых.
Игра
вызывает
изменение
в
психике ребёнка: в ней закладываются основы учебной деятельности, которая
станет ведущей в школьные годы.
Игровая
деятельность,
сопровождающая
первое
знакомство
ребёнка
с
инструментом, является прямым продолжением игр, посредством которых он в
первые
годы
своей
жизни
постигает
мир.
Именно
через
игру
развивается
внимание
и
восприимчивость
ребёнка,
его
движения,
речь,
эмоции,
его
отношения с окружающими. Это происходит в самый первый период его жизни,
когда мы напеваем ему, покачиваем в ритме весёлых песенок и детских стишков.
Уже в первый год жизни ритм становится ценным воспитательным средством. В
нашем
распоряжении
ритм
слова,
детского
стишка,
песни,
музыки.
В
воспитательной программе детских яслей музыкальному воспитанию отводится
важная роль, и в соединении с первыми играми оно доставляет детям большую
радость и благотворно влияет на их физическое и духовное развитие. В детских
садах музыкальное воспитание также ориентируется на игровую деятельность, в
которой осуществляется желание ребёнка что-то совершить, его стремление к
6
подражанию,
проявляется
фантазия
и
первые
попытки
словесного
и
музыкального творчества. В играх, сопровождаемых пением или безтекстовой
музыкой,
дети
знакомятся
с
основными
средствами
музыкальной
выразительности и начинают понимать, что можно выразить при помощи этих
средств.
Всё
это
служит
естественной
основой
для
музыкальных
занятий
на
фортепиано. Началом инструментального обучения являются детские игры,
и работать с детьми в этот период означает для преподавателя играть с
ними, проявляя при этом тот же энтузиазм и ту же радость, что и сами
дети. Для преподавателя и для детей эти игры с использованием инструмента в
равной степени, как работа, так и развлечение. Они преследуют определённую
педагогическую цель, известную только преподавателю: он шаг за шагом следит
за формированием чувственных и интеллектуальных качеств ребёнка - слуховой
восприимчивости, моторики, памяти, представлений, мышления и т.п., не говоря
уже о развитии специфических навыков, необходимых для игры на фортепиано.
В
играх
на
фортепиано
дети
лёгким
и
приятным
для
них
способом
осваивают контакт с клавишами, включаются в живую и интересную работу.
Они
учатся
непосредственно,
играючи,
исходя,
обычно,
из
естественных
побуждений
и
из
чистого
любопытства.
Если
мы
хотим
сделать
занятия
продолжением
детских
игр,
необходимо
следить
за
тем,
чтобы
ребёнок
участвовал
в
них
с
максимальной
активностью,
спонтанностью,
чтобы
он
получал возможность для изобретательской деятельности и сам умел открывать
для себя то, что уже известно преподавателю. При этом, однако, не нужно
забывать,
что
ребенок,
прежде
чем
изобретать,
имитирует.
Из
подражаний
формируется
запас
музыкальных
представлений
и
развивается
фантазия
ребёнка. От педагога зависит, чтобы на уроке ребёнок постоянно находился в
атмосфере интенсивной ритмической, мелодической и гармонической жизни.
Для ребёнка естественен путь от переживания к познанию. Он приобретает
слуховой и двигательный опыт прежде, чем в состоянии осознать применяемые
им технические элементы. Это значит, что на уроках речь вначале может идти
7
скорее о разностороннем эстетическом музыкальном воспитании, чем, о
специализированном фортепианном обучении. Игры при этом содействуют
тому,
чтобы
дети
могли
непосредственно
применять
на
уроках
весь
накопленный
ими
к
этому
времени
багаж,
все
свои
способности,
и
чтобы
учитель
мог
чутко
и
индивидуально
руководить
их
развитием,
направлять
детские стихийные проявления, приводя их в определённый порядок.
В методическом плане здесь преследуются две основные цели:
-
развитие
мелодических
и
ритмических
представлений,
музыкальной
памяти, элементарной творческой способности;
- усвоение основных инструментальных навыков, получаемых детьми в
последовательно
проводимых
играх
у
фортепиано
в
сочетании
с
детскими
стишками, песенками, маленькими пьесками.
Для осуществления этих целей преподаватель должен владеть богатым
запасом методических средств:
1) ритмическое и мелодическое «эхо» и «диалоги»;
2) детские стишки с речитацией на одном или нескольких звуках;
3) песни в объёме трёх, четырёх, а затем и более звуков;
4) тексты стишков, песен и небольшие фортепианные пьески для работы
над выразительностью и техническими проблемами фортепианной игры;
5) детские игры, загадки, сказки;
6) двигательные и расслабляющие упражнения для «минутки отдыха».
Преподаватель должен постоянно помнить, что ребёнок этого возраста не
может
долго
сосредоточиться
на
одной
задаче,
поэтому
если
мы
хотим
сохранить интерес ученика на протяжении всего урока, то мы должны всячески
разнообразить его содержание. Для этой цели пригодны разные слуховые и
ритмические упражнения, носящие специфически развлекательный характер. К
этим упражнениям можно причислить разного рода загадки, например:
1)«более тонкие звуки» - «более толстые» (более высокие и более низкие);
2)один звук, два звука, много звуков;
3)более сильные звуки - более слабые;
8
4)«зоологический
сад»
(голосам
разных
животных
соответствует
определённый регистр на фортепиано);
5)отгадывание настроения (колыбельная, гроза, игра со скалкой и т.д.);
6)звуки, которые «держатся за руки», «подпрыгивающие» звуки (legato,
staccato);
7)«игра в жмурки» (отгадывание сыгранного учителем звука).
Каждый
учитель
должен
иметь
большой
запас
подобных
слуховых
упражнений. Умело, используя их, можно в течение одного урока неоднократно
возвращаться на несколько минут к проблеме высоты и качества звука без того,
чтобы ребёнку стало скучно.
2. Начальное обучение, первые шаги маленьких пианистов.
Начальное обучение юных пианистов - удивительно живой, творческий, и
очень индивидуальный процесс. В этот период дети знакомятся с музыкой,
учатся её понимать, формируется их вкус, музыкальные представления, они
получают
первоначальные
навыки
игры.
И
с
самого
начала
занятий
важно
вызвать у детей интерес к музыке, постараться, чтобы ученик полюбил музыку.
От
этого
этапа
целиком
зависит
направление
дальнейшего
развития
ребёнка.
Педагогам
приходится
встречаться
в
основном
с
учениками,
не
имеющими никаких пианистических
навыков, а очень часто – и никаких
музыкальных представлений.
а) Музыкальные способности.
Прежде чем начать заниматься с ребёнком, нужно иметь представление о
его способностях.
Музыкальные способности можно обнаружить и в раннем возрасте. Но
бывает и так, что у детей дошкольного возраста они ещё не заметны. Однако не
следует
этих
ребят
сразу
относить
к
числу
бездарных
в
области
музыки.
Исследования показывают, что ход развития музыкальных способностей очень
индивидуален и слабое развитие одной из музыкальных способностей может
тормозить проявление других. Удаление же этого тормоза влечёт развитие и
9
других
способностей,
если,
конечно,
ребёнок
включён
в
музыкальную
деятельность.
Знакомство с учеником, выявление его музыкальных данных происходит
на вступительном экзамене, который обычно проводит педагог-теоретик. Однако
педагог по специальности должен уметь грамотно, профессионально проверить
музыкальные данные ребёнка.
Дети, естественно, разные. Одни очень чисто поют, но не ощущают ни
краски
мелодии,
ни
музыкального
содержания.
Другие
хорошо
чувствуют
настроение песни, но из-за отсутствия координации между слухом и голосовым
аппаратом поют плохо. Третьи не поют, а «декламируют» песню, но делают это
очень выразительно и ритмично (а это явный признак музыкальности).
Обычно
детям
этого
возраста
предлагают
спеть
одну-две
песенки
различного характера, обращая внимание не только на чистоту интонации, но и
на выразительность пения. После этого можно предложить повторить (спеть)
отдельные звуки, взятые на фортепиано. Затем сыграть незнакомые, короткие,
предельно простые, легко запоминающиеся попевки (обязательно со словами), и
преложить их повторить.
Хорошо, если ребёнок даст простейшее определение характера музыки:
какая она - весёлая, грустная, тихая, громкая, нежная и т.д.
Ритм всегда ясен по спетым песням, но для специальной проверки можно
сыграть
несколько
коротких
мелодических
отрывков,
ярких
в
ритмическом
отношении,
и
попросить
воспроизвести
ритмическую
фигуру
хлопаньем
в
ладоши.
К сожалению, эта проверка не даёт возможности оценить способности
ребёнка. Выявить его потенциал можно только в ходе обучения и по истечении
нескольких месяцев работы.
б) «Доигровой» период
Начальное обучение - процесс индивидуальный. Практически с каждым
учеником проходится начинать по-разному. Всё зависит от возраста, общего и
музыкального развития, его восприимчивости и способностей.
10
До
начала
обычного
обучения
игре
на
фортепиано
каждый
ребёнок
проходит этап предварительного музыкального развития - «доигровой» период.
У одних детей он длится две недели, у других - два месяца. Здесь нет никаких
общих
правил.
Каждый
педагог
решает
этот
вопрос
в
зависимости
от
одарённости ученика, от того, как быстро у него накопится запас необходимых
музыкальных впечатлений.
Много раз писалось и говорилось, что нельзя начинать обучение с
«ремесла».
Это
трудный
и
скучный
для
ребёнка
путь.
Есть
другой
путь
обучения,
когда
педагог
стремится
развить
в
ученике
способность
эмоционального
восприятия
музыки,
научить
его
слушать
слышать,
формировать
его
музыкально-слуховые
представления.
Восприятие
музыки
углубляется, расширяется, развивается любовь к музыке. Очень важно педагогу
осторожно
перенести
её
на
занятия
за
инструментом,
причём
сделать
этот
переход постепенным.
Прекрасно выразил эту мысль Г.Г.Нейгауз:
«Я считаю, что надо начинать с главного-музыки. Ребёнок без души может
сыграть
несколько
нот,
но
можно
научить
его
играть
с
самого
начала
выразительно,
взяв
какую-нибудь
народную
мелодию,
и,
если
она
весёлая,
научить её играть весело, если печальная-печально. Моцарт ребёнком начал
играть на скрипке, не учась у педагога, он играл на клавесине целые оперы. Это
происходило не только потому, что он обладал гениальной одарённостью, но и
потому что рос в атмосфере музыки и постоянно её слышал».
в) слушание музыки
«Прежде чем научиться играть на каком-то бы ни было музыкальном
инструменте, обучающийся – будь то ребёнок, отрок или взрослый, - должен уже
духовно владеть какой-то музыкой» Г.Нейгауз
11
Слушание музыки - это введение ребёнка в мир звуков, ярких звуковых
образов,
определение
характера
исполняемых
произведений,
словесные
пояснения. Малышу можно предложить следующие задания: (Приложение 1)
- пояснения к раскрытию содержания контрастных песен, произведений
(начать с двух-трёх слов);
-характеристика регистров;
-знакомство
с
музыкальными
жанрами
(песня,
танец,
марш),
их
выразительными особенностями;
-использование сказочных сюжетов при определении взаимосвязи образ-
звуковысотность, образ-длительность, образ-темп, динамика (сказки «Теремок»,
«Репка», «Колобок», «Гуси-Лебеди»);
-уроки «В зоопарке»;
- взаимосвязь музыки со стихами и рисунками;
- знакомство со звучанием гармошки и балалайки, скрипки и виолончели,
трубы и барабана;
-
анализ
выразительных
особенностей
музыкальных
произведений
–
«Болезнь куклы», «Новая кукла» П.Чайковского, «Утро», «Дождь и радуга»
С.Прокофьева ( составление рассказов);
-
знакомство
с
темпами
и
динамическими
оттенками
в
музыкальных
примерах.
В
качестве
иллюстративного
материала
можно
использовать
«Детские
альбомы» Чайковского, Шумана, Прокофьева, Гречанинова.
г) Гимнастика.
Самым началом должно быть вслушивание в тишину как предисловие
всякого слухового восприятия и как первое упражнение на концентрацию. Затем
в этой зафиксированной тишине даём прозвучать отдельным звукам в разных
октавах, а ребёнок сравнивает их с голосами людей, либо животных и птиц.
Далее мы подводим ребёнка к физическому ощущению освобождения рук,
плеч, всего корпуса. В этом нам помогут специальные упражнения, взятые из
комплекса гимнастики пианиста Никольской М.Н.
12
«Вдох-выдох»
Свободные руки пластично поднимаются
вверх
–
вдох,
выдох
–
когда
руки
расслабленно
повисают
при
чуть
согнутом корпусе.
«В
разлуке»
А.Гречанинов
«Шалтай-болтай»
Ко р п у с
н а к л о н ё н
в п е р ё д ,
р у к и
расслабленно висят, двигаются хаотично.
«Вальс»
А.Гречанинов
«Полощем
полотенце»
При смене музыкального построения обе
руки двигаются в одну сторону.
«Вальс»
А.Гречанинов
«Сломанная
берёзка»
Руки
подняты
вверх
(напряжены).
Постепенно
«обламываются»:
вершина-
кисти, «ветки» - локти, затем - «ствол» -
голова, руки, корпус.
Упражнения, развивающие ощущение целостности руки от плеча до
кончика пальца.
«Учимся
плавать»
При
стройной
осанке
ученик
пытается
кончиками пальцев «захватить побольше
воды», поочерёдно двигая руками вперёд.
«Новогодняя
полька»
Ан.Александров.
13
«Ножницы»
Руки
выпрямлены
впереди
–
в
такт
музыке
начинают
перекрещиваться
то
сверху, то снизу, соединяясь в локтевом
суставе..
«Новогодняя
полька»
Ан.Александров.
«Ветряная
мельница»
При
стройной
осанке,
руки
делают
вращение целой рукой – 4 раза вперёд, 4
раза назад; каждой рукой отдельно, затем
вместе.
«Вальс
петушков»
И.Стрибогг.
«Летящие
крылья»
Руки – крылья птиц пластично двигаются
в стороны.
«Вальс»
А.Гречанинов
д) Игру на инструменте следует начинать с самых первых уроков, ещё до
начала игры по нотам. Если начальный период подготовки к игре затянется и
увязнет в мелких упражнениях по постановке руки, в изучении теоретических
основ, в скучном репертуаре, интерес к занятиям музыкой довольно быстро
начинает угасать. А наша задача не только сохранить, но и укрепить его, с
первых уроков дать ребёнку возможность почувствовать себя умеющим играть
нечто значимое.
Прежде
чем
начать
игру,
полезно
сделать
несколько упражнений,
укрепляющих мышцы ладони, пальцев, развивающих подвижность кисти.
- «Прятки» - ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно.
В прятки пальчики играли
И головки убирали
Вот так, вот так,
И головки убирали.
14
- «Рисуем солнце» (руки вытянуты вперёд, круговые движения выполняют
ладошки)
- «Маляры» (красим стену – движение кисти вверх внешней стороной
ладони, вниз - внутренней).
Крашу, крашу я карниз
Вверх, вниз, вверх, вниз.
- «Козочка» (идём пальчиками по столу, стучим пальчиками по столу,
показываем рога, погрозим пальчиком).
Шёл старик дорогою,
Нашёл козу безрогую,
Давай коза, попрыгаем,
Ножками подрыгаем,
А коза бодается,
А старик ругается.
- «Киска» (вращать руками, как бы наматывая нить на клубок, вытянуть
обе ладони вперёд, показать 3 пальца, сжать кулачки).
Киска ниточки мотала
И клубочки продавала.
- Сколько стоит?
- Три рубля. Покупайте у меня!
е) Далее следует перейти к упражнениям, способствующим правильной
посадке и постановке рук.
Интересными
и
полезными,
на
мой
взгляд,
являются
упражнения,
которые
предлагает
нам
Т.И.Смирнова.
Эти
упражнения
помогут
ребёнку
правильно сидеть за инструментом, ровно держать спину, оставляя руки и плечи
свободными, делая опору на ноги. Для всех упражнений придуманы названия,
15
которые можно менять в зависимости от характера, возраста и особенностей
детей, главное – чтобы эти упражнения превратились из упражнений в игру.
Упражнение 1
имеет
два
названия:
«Новая
и
сломанная
кукла»
(для
девочек) и «Солдатик и медвежонок» (для мальчиков).
Сидеть
на
стуле,
как
кукла
на
витрине
(от2
до20
секунд),
затем
расслабиться(5 -10 секунд). Выполнять 6 раз.
Упражнение 2. Исходная позиция – «новая кукла». Покачать туловищем с
прямой
напряжённой
спиной
вперёд
и
назад.
Затем
расслабиться
–
кукла
сломалась, кончился завод.
Упражнение 3. «Заводная кукла» или «Робот».
Кукла стоит, подняв руки (всё тело до кончиков пальцев напряжено), завод
кончился,
постепенно
падают,
«выключаются»
пальцы
рук,
кисти,
руки,
туловище, и ребёнок наклоняется и качает расслабленными руками.
Следующие
упражнения
более
сложные,
они
развивают
координацию
движений, цепкость и свободу рук, глубину взятия звука, глубокое легато.
Упражнение 1. (вертикальное). Ребёнок поочерёдно поднимает и опускает
руки.
Сравните
с
движением
лифтов
в
доме.
Усложняйте
упражнение
в
следующем порядке: руки опускаются на расслабленные кулачки, затем на все
пальцы, на 1 и 5 пальцы и на каждый палец отдельно.
Упражнение 2. (горизонтальное). «Машинка».
Ребёнок
водит
маленькую
игрушечную
машинку
то
вправо,
то
влево
(передний ход, задний ход). Следите, чтобы впереди шёл кистевой сустав и вёл
за собой пальцы, держащие игрушку.
Упражнение 3. «Марширующие гномы».
Пальцы «шагают», как гномы шагают ножками. Работают 2 и 3 пальцы, 2
и 4, 3 и 1, 2 и 1, 2 и 5, 3 и 5, 1 и 5, 4 и 3. Расскажите историю о забавных гномах,
которые шагают ножками, сидя на стульчиках. Предложите ребёнку тоже так
попробовать. Обратите внимание на движения его тела: ноги шагают, колени
согнуты, а сидит он спокойно, не подпрыгивая. Теперь ребёнку понятно, что
кисть остаётся в спокойном состоянии, а двигаются только согнутые пальцы.
16
Упражнение
4 поможет
научиться
не
подсчитывать
номер
пальца,
а
чувствовать его.
I вариант. Ребёнок кладёт перед вами две руки и закрывает глаза. Вы
дотрагиваетесь до какого-либо пальца, и ребёнок называет его номер.
II вариант. Усложним задачу, прижимая несколько пальцев сначала на
одной руке, затем сразу на двух руках. Ребёнок называет номера, начиная с
левой руки, например: 4,2,1 и 2,5.
III вариант. Ребёнок поворачивается к вам спиной, держа руки за спиной.
Вы касаетесь нескольких пальцев, он называет номера. У ребёнка появляются
новые ощущения своих пальцев.
Упражнение 5. «Вешалка».
Ребёнок ставит пальцы на стол, но с таким ощущением, что повесил на
них руки. Теперь нужно свободно покачать локтями. Нужно вспомнить, как
висит в шкафу вешалка: её можно раскачивать, но она не падает, так как
держится за крючок. Вешалка – рука, а пальцы – крючок.
Упражнения простые, интересные, и, на мой взгляд, как нельзя лучше
подходят для детей дошкольного возраста.
Обучение игре на фортепиано начинается методом показа, когда ребёнок,
что называется, «берёт с рук». Для начала играем одним пальцем. На уроке
ребёнок играет с помощью преподавателя, а дома вспоминает, подбирает по
слуху. Можно написать ему подсказку, с какой ноты начинается песенка.
Очень удобно на песенках работать над выразительностью исполнения.
Нужно определить в беседе с ребёнком, какая эта песенка по характеру, какое
настроение надо в ней передать. Настроение, а, следовательно, темп, динамику
одной и той же песенки можно менять.
Так
в
увлекательной
игровой
форме
будет
развиваться
координация
движений,
слуховая
и
зрительная
память,
появятся
элементарные
навыки
подбора по слуху.
17
На
начальном
этапе
обучения
игре
на
фортепиано
многие
педагоги
сталкиваются
с
недостатком
элементарных упражнений
для
развития
технических
навыков
и
постановки
рук.
Упражнения
предполагают
многократное
повторение
какого-либо
оборота,
однообразную
аппликатуру.
Это быстро утомляет детей, ослабляет внимание, а часто и интерес к занятиям.
Поэтому большинство педагогов сводит к минимуму занятия упражнениями и
предлагают учащимся пьесы, к которым те еще не подготовлены технически.
Это затрудняет работу над постановкой рук, аппарат ребенка слаб, недостаточна
пальцевая
активность.
Следующие
упражнения
помогают
укрепить
свод,
активизировать работу пальцев. Надо найти, подобрать, написать упражнения
для
начинающих,
небольшие
и
яркие.
Это
должны
быть
песенки,
игры,
зарисовки, увлекательные и образные, которые помогли бы незаметно и весело
осваивать инструмент, определенные технические приемы.
Содержание, настроение, точность музыкальной интонации должны выз-
вать у ученика совершенно определенные и различные в каждом упражнении
прикосновения к клавишам инструмента.
Первые упражнения разучиваем с рук. Ребенок впервые садится за инстру-
мент, имея слуховой музыкальный опыт. Ему хочется сразу получить результат
от прикосновения к инструменту и, если педагог ему в этом поможет, интерес к
занятиям обеспечен. Только когда ребенок услышит, как замечательно звуки
передают знакомый ему мир, только тогда в нем проснется настоящий интерес к
музыке.
Работа по подбору и написанию упражнений интересная, бесконечная и
благодарная. Приятно видеть, как руки малышей становятся более гибкими и
послушными,
а
звучание
более
осмысленным
и
музыкальным.
Одни
упражнения появляются прямо на уроке в помощь ученику. Другие подсказаны
трудами
Г.Г.Нейгауза,
В.Ландовской,
знакомством
с
методическими
разработками Мальцева, Баренбойма, Гринштейн, Артоболевской.
Г. Г. Нейгауз писал, что владение своим телом для пианиста так же важно,
как для балерины, и для этого нужно постоянно тренироваться. Очень важны
18
эти
тренировки
для
малышей.
Именно
физическая
зарядка,
а
не
только
комплекс для освобождения рук (гимнастика Артоболевской). Почти все дети
страдают
сейчас
сколиозом,
а
из
поясницы
выпирает
«акулий
плавник».
Поэтому первые уроки мы начинам с зарядки от плечевого пояса до ног.
Ребенок совершенно преображается. Он весел, бодр и готов к работе. Я прошу
детей дома 2, 3 раза в день делать эти упражнения , вскоре их спины становятся
крепкими
и
ровными,
повышается
работоспособность.
Надо
обращать
внимание родителей на осанку детей. Советовать делать массаж, заниматься
плаваньем.
Физическая
выносливость
совершенно
необходима
для
занятий
фортепиано.
Поскольку
первые
упражнения
для
малышей
построены
на
тесных
интервалах (секунда, терция, кварта, квинта), уделяем им большое внимание.
Обращаем
особое
внимание
ребенка
на
различное
звучание
интервалов
в
зависимости от замысла композитора. Лучше потратить чуть больше времени
и сил, но показать все возможности и краски интервалов:
1)
Слушаем и играем один звук в разных характерах различным прикосновени-
ем - нежно, решительно, печально, бодро, светло, грозно и т.д., тренируем все
оттенки чувств и эмоций.
2)
Слушаем секунды:
а) «Слон и моська» - И.Арсеев (Н.Ветлугина «Музыкальный букварь» ) -
звонкое, смешное тявканье секунд.
б)«Дождь
и
радуга»
-
С.Прокофьев
-
красочные,
акварельные
пятна
секунд.
в) «Сказочка» - С.Прокофьев - мерцающие, таинственные огоньки секунд.
Ученик
принимает
непосредственное
участие
в
исполнении
этих
пьес
-
играет секунды в определенном характере различным прикосновением.
3)
Поем и играем песенки на секундовые попевки.
Много секундовых попевок в сольфеджио Барабошкиной I класс.
Здесь намечен только принцип работы с интервалами.
19
В
своей
практике
я
с
удовольствием
применяю
упражнения,
рекомендованные В.Золотницкой. Все упражнения даны с текстами. Это дает
ученику эмоциональный настрой, помогает найти более точные прикосновения
к клавишам. Каждое упражнение разучивается с педагогом, как песенка или
игра. Лишь затем ученику предлагается сыграть упражнение самостоятельно.
Можно менять характер упражнения и отрабатывать различные штрихи и туше
на
одном
материале.
Например,
упражнение
«Лягушка-квакушка»
можно
исполнять как тяжелым поп legato, так и легким staccato («Большая и маленькая
лягушка»). Все упражнения играем от легкого staccato,
portamento, затем поп
legato, marcato, и лишь затем legato. (Приложение№2)
Конечно, ещё рано требовать от ребёнка фразировки, меняющихся
нюансов, но общий настрой, характер музыки он сможет выразить, если не
игрой, то хотя бы голосом. Самое главное, что он сам решит, как ему исполнять
музыку,
т.е.
это
будет
его
художественный
замысел,
его
творческая
интерпретация.
Параллельно с игрой упражнений, подбиранием песенок одним пальцем
вводим в урок следующее задание: знакомим ученика с названиями отдельных
клавиш.
Изучение
клавиатуры
лучше
начинать,
зрительно
ориентируясь
на
чёрные клавиши. Можно предложить такую игру: две рядом стоящие чёрные
клавиши - окошечко, три - балкон. Это одна квартира, в которой живут семь нот.
Ноты «ре» - смотрят в окошки, а на балконе стоят «соль» и «ля». Ребёнок играет
все ноты «ре» 3 пальцем, затем 2 и 3 –«соль» и «ля» на всей клавиатуре,
перенося руки как по радуге. «До» и «ми» стоят рядом с окошком (играются
третьими пальцами, затем 1 и 3, 3 и 5 каждой руки); «фа» и «си» прижались к
балкону
(можно
сыграть,
изображая
сигнал
скорой
помощи
или
пожарной
машины).
Так
с
первого
прикосновения
к
клавише
начинается
работа
над
звуком.
Ребёнок не должен играть только для того, чтобы правильно поставить
палец, руку. Обязательно следует оживить звуки, придумать какую-либо игру,
ноты весёлые и хотят петь, или ноты загрустили и поют нежно и тихо, или
20
поспорили и хотят перекричать друг друга. Это позволит делать замечания
ребёнку в более мягкой форме, не говорить: «Что ты так громко играешь,
барабанишь!»
-
а
заметить:
«Что-то
у
тебя
сегодня
ноты
раскричались,
расшумелись». Тем самым внимание ребёнка концентрируется не на самом
ребёнке, а на извлекаемых им звуках. Самое главное, чтобы с первого занятия
ребёнок
искал
в
звуках
образ,
настроение
и
с
этим
чувством
работал
над
заданием.
При игре на фортепиано большое количество замечаний по постановке
рук
и
пальцев
могут
утомить
малыша
и
снизить
его
интерес
к
занятиям.
Поэтому в своей работе я часто обращаюсь к методике А.Д. Артоболевской. Она
делает акцент на помощь ученику рукой педагога.
-
Не
надо
бояться
слов
«играю
руками
учеников»,
-
замечает
Анна
Даниловна.
–
Как
учатся
говорить,
не
умея
читать,
как
изучают
по
губам
фонетику иностранного языка, так и здесь: теории предшествует практика.
Подобно матери, поддерживающей и направляющей первые шаги ребёнка,
Анна Даниловна помогает начинающему пианисту организовать руку и пальцы
на
клавиатуре.
Она
не
только
объясняет,
показывает
сама
ученику
приёмы
звукоизвлечения, но и активно участвует в первоначальном творческом процессе
ученика – воспроизведении им первых фортепианных звуков.
Недостаточно
глубокий
звук,
взятый
слабым
кончиком
ученического
пальца,
Анна
Даниловна
укрепляет
своей
упругой
ладонью;
резкий
звук
–
смягчает, освобождая кисть, локоть ученика.
Так, ненавязчиво, без лишних замечаний, можно корректировать действия
ученика.
Подобный метод работы
на уроке даёт возможность одновременного
применения игрового элемента при постоянном расширении навыков и знаний
ученика.
ж)
воспитание
чувства
ритма.
Уже
в
донотном
периоде
обучения
ребёнок
должен
почувствовать
и
воспринять
ритм
предложенных
ему
музыкальных примеров. Затем следует объяснить, что означают изображения
21
длительностей нот, пауз (целых, половинных, четвертей, восьмых), точки возле
нот или пауз и т.д. Для ребёнка начертание этих знаков должно ассоциироваться
с определённой протяженностью звука или молчания. Запечатлённые в нотной
грамоте
изображения
ритмических
долей
педагог
всегда
должен
иллюстрировать примерами интересных ребёнку песен и мелодий.
Первыми помощниками в изучении ритма являются слух и музыкальная
память, физическое ощущение движения. Уже в младенческом возрасте дети
невольно знакомятся с ритмом. Для того, чтобы ребёнок мог как можно скорее
самостоятельно читать, узнавать и запоминать новые для него мелодии с их
ритмом, мы должны чаще повторять детям имена и характеристики принятых в
музыке
ритмических
изображений.
Объяснять
следует
самыми
простыми
словами и образными сравнениями. Перечислим несколько методов развития
чувства ритма:
1)
Занятия
ритмикой,
позволяющие
определять
музыкальный
шаг,
свободно
двигаться
под
музыку,
вырабатывать
стройную
осанку,
координацию
рук,
гибкость
суставов
(ребёнок
шагает,
хлопает
под
музыку):
-
знакомство
с
танцевальными
жанрами,
с
их
ритмическим
своеобразием и выразительными особенностями:
Марш, менуэт (шагаем) –
Полька (легко прыгаем) –
Вальс (плавно кружимся) -
2)
Использование образных ассоциаций при усвоении длительностей
Дедушка Папа Малыш
Слон Медведь Лошадка Воробей
3)
Укрепление
ритмического
чувства
через
ритмизацию
слов,
фраз,
считалок, прибауток. Постепенное закрепление ритмических различий
звуков.
Способов разъяснения ритма можно найти десятки. В своей практике я
использую
метод,
предложенный
Е.Королёвой
(приложение№3),
дети
с
22
удовольствием слушают рассказ, включаются в игру, весело считая шаги, играют
на инструменте.
Наряду
с
изучением
ритма
педагог
должен
объяснить
ребёнку
такие
понятия, как темп, размер, такт и затакт. Необходимость образных сравнений и
доступных ребёнку примеров в полной мере относится и к ним. Вся выдумка
должна идти от интуитивного ощущения возрастной психологии ребёнка и его
индивидуальной реакции на музыку.
III. Заключение
23
Всё, чем мы занимались с ребёнком до сих пор, служило скорее его
общему музыкальному воспитанию, чем осваиванию игры на фортепиано. Я
придерживаюсь мнения, что такой путь, когда ребёнок сначала учится слушать
музыку
и
музыкальный
язык
и
лишь
позднее
овладевает
пианистическими
навыками,
является
наиболее
правильным.
Мы постепенно
переходим
от
развлечения к работе.
В соответствии с навыками и дарованием ребёнка постепенно изменяется
система урока. С серьёзными и сосредоточенными детьми можно работать более
углублённо, наоборот, с более инфантильными учениками мы должны сохранять
разнообразие и частую смену заданий на уроке. Это вовсе не потеря времени, а
метод,
по
моему
мнению,
полностью
подходящий
для
обучения
игре
на
фортепиано
детей
дошкольного
возраста.
Развитие
музыкальности
с
использованием маленьких игр, пьес, заданий, упражнений и загадок может
быть продолжено на протяжении всего времени учёбы. Обучение детей не
терпит шаблона, уравниловки. Наблюдая и изучая ученика в ходе занятий с ним,
педагог пробует различные приёмы воздействия, подбирает для каждого ученика
репертуар, делает выводы относительно возможных темпов развития.
В
данной
методической
работе
я
постаралась
сосредоточить
своё
внимание на основных методических приёмах, которые я использую на занятиях
с детьми дошкольного возраста. Необходимо заметить, что в данном возрасте
дети восприимчивы к игровой деятельности. Музыкальная педагогика – это
всегда поиск и творчество. Чувствуя особенности каждого ученика, его характер,
привычки,
темперамент
и
склад
психики,
в
своей
работе
я,
прежде
всего,
опиралась на игровую форму построения уроков. Именно поэтому я постаралась
разнообразить свою методическую работу творческими упражнениями, которые
всегда придают урокам динамику и зарождают у детей желание самому сделать
что-то, запомнить и творить – то есть научиться самому.
На примере начальных этапов обучения я стремилась осветить следующие
аспекты музыкальной методики:
- развитие музыкальных способностей;
24
- слушание музыки и её эмоциональная восприимчивость;
-тактильные
упражнения,
укрепляющие
мышцы
ладони,
пальцев,
развивающие подвижность кисти;
-посадка за инструментом, постановка руки, игра на инструменте;
-воспитание чувства ритма.
Хочу отметить, что если педагог ставит перед собой задачу сформировать
познавательный интерес к музыке, он, прежде всего, подходит к своей работе
увлечённо и творчески.
Приложение 1
В мире удивительных звуков и образов
Педагог исполняет контрастные по настроению произведения и просит
малыша определить характер и настроение музыки:
25
И.Арсеев «Солнышко» и «Дождик»;
П.Чайковский «Старинная французская песенка» и «Марш деревянных
солдатиков», «Болезнь куклы» и «Новая кукла»;
С.Прокофьев «Утро» и «Дождь и радуга»;
П.Чайковский «Осенняя песнь» и Д.Кабалевский «Клоуны».
Можно составить рассказы к услышанным произведениям, нарисовать
картинки.
Следующие уроки будут называться «Вечера сказок»
Вместе с малышом рассказываем, инсценируем, играем и поём:
-
сказки
«Теремок»
и
«Репка»
помогают
определить
относительную
высоту звуков (выше-ниже) – благодаря образным ассоциациям;
- музыкальная игра «Волк и козлята» знакомит с интервалами»;
- сказка «Колобок» представляет длительности:
- колобок, - заяц, - волк, лиса, - медведь.
Цикл
уроков
«В
зоопарке»,
послушаем,
как
образы
животных
отражаются в звуках:
Пьесы «Слон и Моська», «Красная шапочка и серый волк», «Три медведя»
(сб. «Музыкальный букварь»).
Знакомство с регистрами
26
Поговорим о регистрах через знакомые образы, разложим на клавиатуре
карточки с изображением животных:
Знакомство с динамическими оттенками:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик. (громко, forte)
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч. (тихо, piano)
(А.Барто)
Предлагаем послушать следующие произведения:
И.Арсеев
«Труба
и
эхо»,
«Волчок»
(сб.
«Музыкальный
букварь»),
П.Чайковский «Баба-Яга», М.Старокадомский «Поезд». Слушаем, рассуждаем,
рассказываем. Вместе с малышом читаем «Сказку про кота».
27
Хочешь, расскажу тебе сказку про кота? Тогда слушай, каким он был, и что
с ним приключилось. По ходу чтения сказки называй динамические оттенки,
вписанные в клеточки.
Жил кот Мурлыка. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот.
Очень P всегда он ходил,
f настойчиво кушать просил
да
f на печке храпел —
Вот вам и все, что он делать умел.
Жил кот Мурлыка,
Ленивый был кот!
Острые зубы
и толстый живот.
.
28
Кот как-то раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой
f крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой
В страхе все мыши p взмолились:
- Ох, пощади, пожалей, сделай милость!
Тут кот скомандовал f им:
«Брысь»!
И
врассыпную
они
понеслись.
А на самом деле в то время, когда наш Мурлыка спал, происходило вот что:
Мыши p покинули норку,
f хрустя,
съели
хлебную
корку
потом,
m f
смеясь
над
котом,
они
ему
хвост
завязали
бантом.
Мурлыка
проснулся,
s f
чихнул,
К
стене
повернулся
и
снова
заснул
А
мыши
лентяю
на
спину
забрались,
До
вечера f над
ним
потешались.
Вот и вся сказка.
Приложение 2
29
Золотницкая В. Упражнения для начинающих пианистов. - С-П., «Союз
художников», 2004.
Приложение 3
30
Они часто все вместе ходили в парк на прогулку. И вот однажды, чтобы веселей
было гулять, придумали ребята себе занятие: считать свои шаги. Аллея в парке была
длинная, им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырёх.
Думали они, думали, как им продлить счёт, и придумали: после каждого числа решили
добавлять букву «и». Сказано — сделано.
По дороге бегут ребятишки
И считают шаги-шалунишки,
А выходит у них вот так:
Что ни счёт — то шаг.
ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ
31
Вот так:
32
IY.Список литературы:
1.
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. – М.: Советский
композитор,1978г.
2.
Достал Ян. Ребёнок за роялем. Прага,1977г.
3.
Золотницкая В. Упражнения для начинающих пианистов. Санкт-
Петербург, Союз художников, 2004г.
4.
Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. – М.:
Владос, 2001г.
5.
Как научить играть на рояле. Первые шаги. - М.: Издательский дом
«Классика – XXI», 2006г.
6.
3.Крюкова
В.В.
Музыкальная
педагогика.
Ростов
–
на
–
Дону:
Издательский дом «Феникс», 2002г.
7.
4.Лагутин
А.
И.
Основы
педагогики
в
музыкальной
школе.
М.:Музыка,1985г.
8.
5.Никольская М.Н. Обучение игра на фортепиано детей раннего
возраста. Владимир. 2001г.
9.
Никольская М.Н. Комплекс упражнений начинающего пианиста.
Владимир, 2003г.
10.
Смирнова
Т.
И.
«Воспитание
искусством
или
искусство
воспитания». Москва, 1994г.
11.
Смирнова
Т.И.
«Класс
специального
фортепиано.
Интенсивный
курс». Методические рекомендации. Москва,1994г.
12.
Сугоняева Е.Э. «Музыкальные занятия с малышами». Ростов-на-
Дону, Феникс 2002г.
33